ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1186/2014 от 17.04.2014 Воскресенского городского суда (Московская область)

 Дело № №

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


<дата>

 Воскресенский городской суд Московской области в составе:

 председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,

 при секретаре ФИО7,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании решения органа государственной власти,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании налогового уведомления ИФНС по г.Воскресенску Московской области № о расчете ему транспортного налога за автотранспортное средство <данные изъяты> за 2011 год и 2012 год на сумму 42087 рублей 50 копеек незаконным.

 В обоснование заявленных требований ссылается на то, что является многодетным отцом, имеющим троих детей: ФИО3, ФИО4 и ФИО5. Указанный статус имеет с рождения третьего ребенка ФИО5, 18.03.20078 года рождения. <дата> Воскресенским Управлением социальной защиты населения ему было выдано удостоверение многодетного отца № 160/4. Он имеет в собственности транспортное средство <данные изъяты>, и за период 2011 года и 2012 года первоначально ИФНС России по <адрес> ему была предоставлена льгота по уплате транспортного налога для многодетных семей, но налоговым уведомлением № указанная льгота с него была снята, был сделан перерасчет налога, и его сумма составила 42087 рублей 50 копеек. В ответ на свое обращение в ИФНС о разъяснении причин указанных действий, в ответе от <дата> ИФНС России по <адрес> ему было сообщено, что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные Законом Московской области от <дата> № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» предоставляют в налоговые органы соответствующие документы-основания, в связи с чем действие указанной нормы на льготу возникает только с момента получения удостоверения многодетного отца. Указанные действия были признаны законными и Управлением ФНС России по Московской области, куда он обжаловал действия ИФНС России по г.Воскресенску.

 В судебном заседании заявитель доводы своего заявления поддержал, пояснив, что при первоначальном предоставлении ему налоговой льготы она была предоставлена без представления удостоверения многодетного отца, в связи с чем, имея троих детей, но не имея необходимости получения соответствующего удостоверения, он не обратился ранее 2012 года за его получением. Однако, это не изменяет того обстоятельства, что с 2008 года на его иждивении находится трое детей, что и является основанием к предоставлению налоговой льготы по транспортному налогу, так как эта льгота направлена на облегчение материального положения многодетных семей. Использование автомашины, по которой ему была предоставлена налоговая льгота, является необходимым для его семьи, так как именно с использованием этой грузовой автомашины он зарабатывает денежные средства на содержание семьи. То обстоятельство, что налоговая льгота ему была изначально предоставлена без представления удостоверения многодетного отца, подтверждается налоговыми уведомлениями, в которых указано, что на эту автомашину налог не начислен. Считает, что оснований к перерасчету налога не имелось, отсутствуют какие-либо изменения законодательства по сравнению с действовавшим на момент предоставления ему налоговой льготы, и перерасчет налога по прошествии двух лет и начисление дополнительно налога в сумме 42087 рублей 50 копеек ставит его семью в тяжелое материальное положение.

 Представитель ИФНС России по г.Воскресенску в судебное заседание не явился, о слушании дела уведомлен, доказательств неявки в судебное заседание по уважительным причинам не представил. В соответствии со ст. 257 ГПК РФ, «Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления». С учетом мнения заявителя, дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

 Заслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд считатет заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего:

 В соответствии со ст.356 НК РФ, «Транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.»

 Согласно ч.1 ст.357 НК РФ, «Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.».

 В соответствии с ч 1. ст. 358 НК РФ «Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации».

 Ст.2 Закона Московской области «О транспортном налоге в Московской области» №6/35 от 30.10.2002 года предусматривается, что «Уплата налога и авансовых платежей по налогу налогоплательщиками, являющимися организациями, производится по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные настоящим пунктом…. Уплата налога налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, производится по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные настоящим пунктом…Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают платежи по налогу не позднее 10 ноября года, следующего за налоговым периодом…Сумма налога исчисляется по окончании налогового периода в порядке, установленном статьей 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом налоговых льгот, установленных Законом Московской области "О льготном налогообложении в Московской области".» Исходя из положений ст.3 указанного закона, «Налоговые льготы категориям налогоплательщиков предоставляются в соответствии с Законом Московской области "О льготном налогообложении в Московской области".»

 Исходя из положений ст.2 Закона Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», «Многодетная семья - семья, воспитывающая трех или более несовершеннолетних детей».

 Таким образом, законодательство Московской области, при определении статуса семей, как многодетных, исходит из количества воспитываемых в семье несовершеннолетних детей и не требует для получения такого статуса каких-либо иных условий, в том числе, получения соответствующих удостоверений.

 Аналогичным образом закрепляется понятие многодетной семьи и в Законе Московской области «О льготном налогообложении в Московской области». В соответствии с п.п.1,2,4 ст.26.8 Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области". Льготы, предоставляемые многодетным семьям», «В целях настоящей статьи под многодетной семьей понимается семья, воспитывающая трех или более несовершеннолетних детей. Действие настоящей статьи распространяется на одного из родителей (законных представителей) в многодетной семье. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, освобождаются от уплаты транспортного налога в отношении следующих отдельных категорий транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, тракторы. Налоговые льготы предоставляются не более чем по одному транспортному средству за налоговый период… Право на применение налоговых льгот, установленных настоящей статьей, наступает с даты возникновения статуса многодетной семьи (рождение (усыновление, установление опеки и попечительства) третьего и последующих детей). Льготы, установленные настоящей статьей, предоставляются по заявлению налогоплательщика на основании документа, подтверждающего статус заявителя в соответствии с законодательством Московской области.»

     Судом установлено, что ФИО2, как отец троих несовершеннолетних детей –ФИО3, <дата> года рождения, ФИО4, <дата> года рождения, и ФИО5, <дата> года рождения, с <дата> является многодетным отцом, что подтверждается данными удостоверения от <дата> на л.д.6. Исходя из данных налоговых уведомлений (л.д.7,8,9), ФИО2 является плательщиком транспортного налога, поскольку ему на праве собственности принадлежат предусмотренные указанными положениями Закона Московской области «О транспортном налоге в Московской области» транспортные средства, и за 2011 и 2012 год ему была предоставлена ранее налоговая льгота- он был освобожден от уплаты транспортного налога по одному транспортному средству- автомашине <данные изъяты>. Однако, освободив в 2011 и 2012 годах ФИО2 от уплаты транспортного налога по указанной автомашине, указав это в налоговых уведомлениях № и № (Л.Д.7,8), ИФНС России по г.Воскресенску в налоговом уведомлении № заявителю ФИО2 начислены налоги за 2011 и 2012 годы на указанную автомашину со сроком уплаты до <дата> года. В ответ на обращение заявителя ФИО2 за разъяснениями по данному вопросу, ИФНС России по г.Воскресенску (л.д.10) дан ответ, что начисляя указанный налог за 2011 и 2012 год ИФНС исходит из положений о том, что действие ст.26.8 Закона Московской области от 24.11.2004 года № 151/2004-ОЗ распространяется на одного из родителей (законных представителей) в многодетной семье, имеющего удостоверение многодетной матери или многодетного отца.

 Однако, законодательство Московской области, устанавливая налоговые льготы для многодетных семей, направлено на социальную защиту наименее защищенной категории лиц, и защищает, в том числе, не только материальные права многодетных родителей, но и членов их семей, и наличие или отсутствие у них удостоверений многодетного отца или матери при наличии в семье троих и более несовершеннолетних детей не изменяет того обстоятельства, что в соответствии с указанными нормами законов Московской области эти семьи являются многодетными, то есть являются субъектами применения к ним, в том числе, предусмотренных ст.26.8 Закона Московской области от 24.11.2004 года № 151/2004-ОЗ льгот по уплате транспортного налога. Права на получение такой налоговой льготы не отменяет несоблюдение процедуры ее получения. А у заявителя такое право имеется с момента рождения у него третьего ребенка, то есть с 2008 года. При этом, хотя п.4 ст.26.8 Закона Московской области от 24.11.2004 года № 151/2004-ОЗ и предоставляет право на получение налоговой льготы при представлении удостоверения многодетного отца, но указывает, что право на применение налоговых льгот, установленных настоящей статьей, наступает с даты возникновения статуса многодетной семьи (рождение (усыновление, установление опеки и попечительства) третьего и последующих детей). В данном случае удостоверение многодетного отца предоставлено, в нем содержатся данные о наличии трех несовершеннолетних детей, один из которых рожден в 2008 году, что свидетельствует о наличии на 2008 год у заявителя права на налоговую льготу, то есть соблюдены все предусмотренные стю26.8 указанного Закона Московской области условия, в связи с чем, исходя из п.2 указанной статьи, право на получение налоговой льготы у ФИО2 на 2011 и 2012 годы наступило, что не дает ИФНС права на взыскание с ФИО2 транспортного налога, от которого он освобожден законом.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необоснованном начислении заявителю в 2013 году транспортного налога за 2011 и 2012 годы <данные изъяты> в налоговом уведомлении № №.

 В соответствии со ст. 254 п.1 ГПК РФ, «Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.» Согласно ст.255 ГПК РФ, «К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

 нарушены права и свободы гражданина;

 созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

 на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.»

 Исходя из положений п.1,4 ст.258 ГПК РФ, «Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.».

 Поскольку оспариваемым налоговым уведомлением на гражданина, являющегося в соответствии с действующим законодательством Московской области многодетным отцом, возлагается обязанность по уплате налога, от уплаты которого он освобожден, ранее ему налоговая льгота уже была предоставлена, для устранения допущенных нарушений должностным лицам ИФНС нет необходимости производить какие-либо дополнительные действия, суд приходит к выводу о необходимости признания оспариваемого налогового уведомления недействительным в части начисления ФИО2 транспортного налога на автомашину <данные изъяты>.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Признать налоговое уведомление ИФНС России по городу Воскресенску Московской области № в части начисления ФИО2 транспортного налога на автомашину <данные изъяты> и 2012 год недействительным.

 Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в апелляционном порядке в месячный срок.

 Судья:         подпись             Е.В.Севастьянова

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>