ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1186/2018 от 26.04.2018 Первоуральского городского суда (Свердловская область)

Дело 2-1186/2018

Решение

именем Российской Федерации

26 апреля 2018 года Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего Карапетян Е.В.

при секретаре Садыковой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости с момента обращения,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление Пенсионного фонда в городе Первоуральске (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.18 п.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Однако решением УПФР в г. Первоуральске от ДД.ММ.ГГГГ в установлении досрочной пенсии ФИО1 было отказано ввиду отсутствия 25-летнего специального стажа. Управлением Пенсионного фонда специальный стаж истца, принятый для назначения пенсии, установлен 07 лет 11 месяцев 00 дней, страховой стаж – 33 года 07 месяцев 14 дней.

Заключение по определению продолжительности стажа ФИО1 подготовлено в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Считая отказ Управления пенсионного фонда в г. Первоуральске (межрайонного) незаконным, а также то, что в досудебном порядке урегулировать спор не удалось, ФИО1 обратился в суд с иском, оспаривает периоды, указанные в разделе II «Стаж на соответствующих видах работ, не принятый к зачету», вышеназванного решения:

с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ-в должности начальника караула 80 профессиональной пожарной части 12 отряда профессиональной пожарной охраны Управления противопожарной охраны УВД Свердловского облисполкома;

с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ-в должности начальника караула 80 профессиональной пожарной части 10 отряда профессиональной пожарной охраны Управления противопожарной охраны УВД Свердловского облисполкома;

с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ- в должности начальника караула 92 пожарной части 10 отряда профессиональной пожарной охраны Управления противопожарной охраны УВД Свердловского облисполкома, так как по всем вышеназванным периодам отсутствуют документы, подтверждающие, что УВД Свердловского облисполкома являлось территориальным подразделением МВД Российской Федерации;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в должности начальника караула 92 пожарной части 10 отряда,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-в должности начальника карала 176 пожарной части Государственной противопожарной службы Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Первоуральска Свердловской области;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в должности начальника караула 176 пожарной части Государственного учреждения «10 отряда Государственной противопожарной службы МЧС России Свердловской области»;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в должности начальника караула 176 пожарной части 10 отряда Государственной противопожарной службы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области; ввиду отсутствия документов подчиненности структур, где работал ФИО2 Главному управлению МЧС России.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в ИЛС отсутствует код льготной профессии, также период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ по выписке ИЛС;

Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанный в третьем разделе, как дополнительно подлежащий зачету в спецстаж для конвертации пенсионных прав по п.9 ст. 30 Закона, не включенный ввиду его отсутствия на ИЛС от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, просит суд признать за истцом право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, признать незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости и назначить страховую пенсии по старости с момента обращения.

В ходе судебного заседания истец ФИО1 на заявленных требованиях настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, иск считает необоснованным, суду пояснила: ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в УПФР в г. Первоуральске с документами для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 18 п. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решение об отказе в установлении пенсии принято в связи с отсутствием требуемого льготного стажа. В соответствии с п.п.18 п.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в соответствии с переходными положениями ст.35 Федерального закона № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента в 2017 году равна 11,4), мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политике, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Не были приняты к зачету следующие периоды, которые истец оспаривает, так как согласно уточняющей справке от ДД.ММ.ГГГГ в учреждении отсутствуют документы, подтверждающие, что УВД Свердловского облисполкома являлось территориальным подразделением МВД Российской Федерации. Право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствие со ст. 30-1-18 Федерального закона “О страховых пенсиях'' имеют работники территориальных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС (до ДД.ММ.ГГГГ - МВД) России. Действующим законодательством включение периодов работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации в специальный стаж не предусмотрено. Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на ИЛС отсутствует код льготной профессии - в соответствии с пунктом 4 б р. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 3 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития н от ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на ИЛС отсутствует код льготной профессии, как и в отношении периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Всилу ч.ч.2,4 и 5 ст.5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Вместе с тем, п.п. 18 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно- спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Как следует из данной нормы, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов РФ данной нормой не установлено. СМоответственно, досрочная трудовая пенсия но старости работникам противопожарной службы субъектов РФ не может быть назначена в соответствии с пп.18 н.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Ранее соответствующее регулирование содержалось в п. «о» 4.1 ст. ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях (пункт введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ), предусматривавшем, что пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы МВД России. (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России) предусмотренных Перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы МВД России, утвержденным Министерством внутренних дел РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. У заявителя на дату обращения, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ имеется специального стажа 07 лет 11 месяцев 00 дней и страхового стажа 33 года 07 месяцев 14 дней, что недостаточно для назначении досрочной страховой пенсии. Пенсионный Фонд Российской Федерации является правоприменительным органом и осуществляет свою деятельность в соответствии с полномочиями, определенными законодательством, и не в праве расширительным образом толковать законы и нормативно - правовые акты, которые принимались в соответствии с законами и в рамках предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий.

В качестве третьих лиц по данному делу истцом ФИО1 привлечены ГУ МЧС России по Свердловской области и ФГКУ «10 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области».

Представитель третьего лица ФГКУ «10 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» ФИО4 суд пояснила, что требования истца ФИО1 считает обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме. Согласно п. 18 ч. 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФИО1 имеет право на досрочную пенсию (по льготе 27-ПЖ), так как должности «начальник караула пожарной части» и «пожарный» входят в Список должностей ГПС МЧС России, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002г. № 437. Выслуга лет ФИО1 на должностях Государственной противопожарной службы на ДД.ММ.ГГГГ составляет 25 лет 04 месяцев 22 дня. Истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ был принят в 12 отряд профессиональной пожарной охраны Управления пожарной охраны УВД Свердловского облисполкома на должность начальника караула 80 профессиональной пожарной части (приказ 12 ОППО от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ был уволен по собственному желанию по ст. 31 КЗоТ РСФСР (приказ 12 ОППО от ДД.ММ.ГГГГ).С ДД.ММ.ГГГГ вновь был принят в 10 отряд профессиональной пожарной охраны Управления пожарной охраны УВД Свердловского облисполкома на должность начальника караула 80 профессиональной пожарной части (приказ 10 ОППО от ДД.ММ.ГГГГ) и работает по настоящее время. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работал на должностях начальника караула 80 пожарно-профессиональной части, начальника караула 92 пожарной части в Государственной противопожарной службе, которая относилась к Министерству внутренних дел Российской Федерации. Заработная плата осуществлялась из бюджета Правительства Свердловской области. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведен на должность начальника караула 176 пожарной части ГПС управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Первоуральска приказом У ГО и ЧС г. Первоуральска от ДД.ММ.ГГГГ л/с, который издан на основании приказа ГУ ГО и ЧС Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатных вопросах». Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Свердловской области является подведомственной организацией Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. После издания Указа Президента РФ «О преобразовании Министерства внутренних дел Российской Федерации в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в Учредительные документы 10 отряда не была внесена запись о государственной регистрации изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, так как не было приказа Главного управления об изменении наименования юридических лиц. ДД.ММ.ГГГГ приказ Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Положение об Управлениях по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Свердловской области» поступил, и на его основании была внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с данным приказом изменено наименование юридического лица с «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Первоуральска Свердловской области» на Государственное учреждение «10 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России Свердловской области». Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц в 2004 году отсутствует, так как срок его хранения составляет 5 лет и истек в 2009 году. Приказом Главного управления МЧС России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационных вопросах» введено в действие с ДД.ММ.ГГГГ штатное расписание территориального органа МЧС России - Главного управления МЧС России по Свердловской области. В данном приказе прописано, что до объявления штатных расписаний подразделений Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Свердловской области, подчинить подразделения Государственной противопожарной службы (пожарные отряды (части)) - Главному управлению МЧС России по Свердловской области. Работников ГПС структурных подразделений Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Свердловской области считать с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, проходящими службу (работу) в структурных подразделениях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения.Приказом Главного управления МЧС России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатных вопросах» утверждено штатное расписание 10-го отряда Государственной противопожарной службы, подчиненного Главному управлению МЧС России (по Свердловской области). Согласно утвержденному штатному расписанию ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность начальника караула 176 пожарной части 10 отряда ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области приказом от ДД.ММ.ГГГГ- л/с. 10 отряд находится в подчинении Главного управления МЧС России по Свердловской области, которое находится в подчинении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.10 отряд ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области на основании приказа Главного управления МЧС России по Свердловской области № 575 от 20.10.2008г. с ДД.ММ.ГГГГ г. переименован в государственное учреждение «10 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области». Государственное учреждение «10 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» находится в подчинении Главного управления МЧС России по Свердловской области, которое находится в подчинении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На основании приказа 10 ОФПС по Свердловской области от 18.01.2012г. Государственное учреждение «10 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» с ДД.ММ.ГГГГ переименовано путём преобразования в Федеральное государственное казённое учреждение «10 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области». Федеральное государственное казённое учреждение «10 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области» находится в подчинении Главного управления МЧС России по Свердловской области, которое находится в подчинении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведен на должность пожарного отдельного поста 47 пожарно-спасательной части ФГКУ «10 ОФПС по Свердловской области», на которой работает по настоящее время. ФИО1 с 1986г. по 1987г., с 1993г. по 2018г. постоянно был занят выполнением работ по должностях, предусмотренных Перечнем льготных профессий, в течение полного рабочего дня, согласно установленного графика работы.

Представитель третьего лица ФИО5, суду пояснила, что требования ФИО1 считает обоснованными. Изначально они являлись государственной службой, есть подтверждающие документы, которые были представлены в пенсионный фонд. Есть частные пожарные охраны, они субъектовые, их содержат субъекты – территории, и которые к федеральной службе не относятся. Их отряд содержит государство, и подчиняются они МВД. Все заканчивается на Министерстве и на Президенте РФ. Относительно документов, которые должен представлять работодатель в Управление Пенсионного фонда может пояснить, что предыдущий сотрудник отдела кадров, когда она (Кекух) принимала документацию, сообщила, что необходимо составлять Списки на льготные профессии и представлять в пенсионный фонд. Раньше у нее до этого не доходили руки. ФИО1 не может быть лишен права, которое предоставлено ему федеральным законом.

Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Свердловской области ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования ФИО1 считает законными и обоснованными и просит их удовлетворить, так как он имеет право на досрочное назначение пенсии согласно п.п.18 п. 1 ст. 30, так как его должность входит в список должностей ГПС МЧС России.

В обоснование доводов третьим лицом представлен отзыв, который приобщен к материалам дела и содержит информацию о преобразовании работодателя истца ФИО1

Выслушав истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить требования ФИО1

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Данный пункт воспроизводит положения п.п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и п.п "о" п. 1 ст. 12 Закона от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавший до 1 января 2002 года, согласно которым пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002 года утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрено включение в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868, пункта 6 Положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385, на Федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.

В силу статьи 18 вышеуказанного Федерального закона, а также статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", на противопожарную службу субъектов Российской Федерации возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.

Таким образом, деятельность сотрудников Федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ правом на досрочную трудовую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации, основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций.

ФГКУ «10 ОФПС по Свердловской области» является подчиненной организацией Главного управления МЧС России по Свердловской области, которое находится в подчинении Министерства Российской Федерации пс делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно сведений (Справка от ДД.ММ.ГГГГ), предоставленных ФГКУ «10 ОФПС по Свердловской области» в Главное управление, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 10,09.1986 г, был принят в 80 профессиональную пожарную часть 12 отряда профессиональной пожарной охраны Управления пожарной охраны УВД Свердловского облисполкома на должность начальника караула (приказ 12 ОГНЮ от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ был уволен по собственному желанию пс ст. 31 КЗоТ РСФСР (приказ 12 ОППО от ДД.ММ.ГГГГ).

С ДД.ММ.ГГГГ вновь был принят в 80 профессиональную пожарную часть 12 отряда профессиональной пожарной. охраны Управления пожарной охраны: УВД Свердловского облисполкома на должность начальника караула (приказ 12 ОППО от ДД.ММ.ГГГГ) и работает по настоящее время.

Выслуга лет ФИО1 10. Н. на должностях Государственной противопожарной службы на ДД.ММ.ГГГГ составляет: 25 лет 00 месяцев 21 день.

По линии Государственной противопожарной службы пенсия ФИО1 не назначалась.

Согласно п.п. 18 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и п.п.18 п.1 ст. 30 Федерального закона от №400-ФЗ ФИО1 имеет праве на досрочную пенсию (по льготе 27-ПЖ), так как должность «начальник караула пожарной части» входит в список должностей ГПС МЧС России, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 №437.

При этом суд исходит из доводов третьих лиц и соглашается с ними.

В соответствии с Федеральным законом 01 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ГПС подразделяется на федеральную противопожарную службу (далее - ФПС) и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5).

Согласно статье 5 Федерального закона от 21.12.1994№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ФПС включает в себя, в том числе:

-пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения федеральной противопожарной службы);

пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно- спасательных работ в закрытых административно- территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы);

пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно- спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы).

Таким образом, на ФПС возлагаются профилактика и тушение пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также в особо важных и режимных организациях.

На ГПС субъектов РФ, согласно статье 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 69- ФЗ возлагается организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);

Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более ее высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно- спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

Право на досрочное пенсионное обеспечение для работников ГПС субъектов РФ, так же как муниципальной, ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, нормами Федерального закона «О страховых пенсиях» не предусмотрено.

Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, соответственно не входящая в структуру МЧС РФ, и создаваемая органами государственной власти субъектов РФ.

Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД РФ), было установлено Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 8). Впоследствии в соответствии с Федеральным законом от 27,12.1995 года № 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы МЧС России в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 16), Положением о МЧС России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 года № 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 годаХ» 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.

На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от 06.10.1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.

Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Кроме того, одной из причин отказа включить в специальный стаж истца ряд периодов, ответчик указывает на отсутствие на ИЛС кода льготной профессии

Суд не может согласиться с доводами ответчика в данной части.

Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" N 27-ФЗ возлагает на страхователя обязанность предоставлять в органы Пенсионного фонда сведения, в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ. Отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных в Пенсионный фонд кода особых условий труда в спорный период работы истицы, не может повлечь для нее неблагоприятных последствий в виде отказа во включении периода работы в специальный стаж либо его льготного исчисления, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда своих работников возложена на работодателя.

В силу п.п. 2 п. 2 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 N 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование.

Периоды, которые согласно выписке из ИЛС от ДД.ММ.ГГГГ указаны без кода льготной профессии, также подлежат включению в специальный льготный стаж истца, кроме периода с 04.03 по ДД.ММ.ГГГГ, который не включен ответчиком при расчете принятого стажа, так как доказательств суду относительно данного периода не представлено.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «10 отряд ФПС по Свердловской области» (л.д.26-28) с 1986 по 1987, с 1993 по 2018 работодатель подтвердил постоянную занятость выполнением работ по должности, предусмотренной Перечнем льготных профессий, в течение полного рабочего дня согласно установленному графику работы. Остановок, простоев, вынужденных отпусков не было кроме указанных в формах персонифицированного учета.

Иного ответчиком не представлено

Исследуя оспариваемые периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (календарно 09 месяцев 19 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 15 лет 04 месяца, всего 16 лет 01 месяц 19 дней подлежат включению в специальный стаж ФИО1

Учитывая 07 лет 11 месяцев, которые приняты ответчиком для досрочного назначения страховой пенсии по старости, а также 16 лет 01 месяц 19 дней, принятые судом, всего льготный стаж истца по ДД.ММ.ГГГГ составил 24 года 11 дней.

Учитывая дату обращения ФИО1 в УПФР по г. Первоуральску ДД.ММ.ГГГГ, еще период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дополнительно подлежащий включению в льготный стаж, так как согласно справке работодателя отвлечений у ФИО1 нет, зарплата начислялась, а взносы удерживались и перечислялись, составит 11 месяцев, а всего 24 года 11 месяцев 19 дней.

На ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж ФИО1 составляет 24 года 11 месяцев 19 дней, что недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.18 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Закона как лицу, проработавшему не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Данное право возникает у истца ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ

Исследовав все доказательства в совокупности, суд считает необходимым решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области (межрайонного) об отказе ФИО1 в установлении пенсии от 16.03.2018 № 2017268/17 признать незаконным в оспариваемой части.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости с момента обращения, удовлетворить.

Решение Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в установлении пенсии признать незаконным в оспариваемой части.

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области (межрайонное):

принять ФИО1 к зачету в стаж, дающий право на получение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ;

назначить ФИО1 страховую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Закона, в связи с тяжелыми условиями труда, в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права, с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Первоуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 03 мая 2018 года.

Председательствующий: Е.В.Карапетян