Дело № 2-1186/2022
УИД 33RS0002-01-2022-000687-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Владимир 02 июня 2022 года
Октябрьский районный суд г.Владимира в составе:
председательствующего судьи Гаревой Л.И.
при секретаре Петровой Е.А.
с участием
представителя истца ФИО1
представителя ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по исковому заявлению Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия к МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях об обязании организовать и провести мероприятия по сохранению объекта культурного наследия, взыскании судебной неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия обратился в суд с иском к МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях об обязании организовать и провести мероприятия по сохранению объекта культурного наследия, взыскании судебной неустойки. В обоснование указано, что на основании постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ### «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ### «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры РСФСР» «Дом, в котором в 1918 г. жил государственный и военный деятель ФИО3 В.» (), является памятником архитектуры федерального (ранее государственного) значения. Приказом Департамента культуры и культурного наследия иваносвской Области от ДД.ММ.ГГГГ### утверждены границы территории объекта культурного наследия, установлен особый правовой режим использования земель в указанных границах. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ###-р объект культурного наследия (далее ОКН) зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера ###. В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ часть объекта недвижимости с кадастровым номером ###, являющаяся объектом культурного наследия, является собственностью Российской Федерации. В соответствии с п.4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, утв. приказом Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ### «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом», Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - МТУ Росимущества) осуществляет, в том числе, полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации. Ст. 47.2 ФЗ № 73-ФЗ устанавливаются требования к сохранению объекта культурного, наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. При этом состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия и сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, на основании составленного им акта технического состояния объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия. Требования, установленные статьями 47.2-47.3 ФЗ № 73-ФЗ, являются ограничениями права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия. Распоряжением комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ###-о утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Актом технического состояния ОКН зафиксировано текущее состояние памятника истории и культуры, отмечена необходимость проведения ремонтно-реставрационных работ, о чем подробно прописано в плане работ по сохранению. Согласно указанному плану от ДД.ММ.ГГГГ### правообладателю объекта культурного наследия необходимо осуществить комплекс мероприятий по проведению ремонтно-реставрационных работ, завершив их исполнение в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить в уполномоченном государственном органе задание на проведение комплексных ремонтно-реставрационных работ на ОКН; в срок до ДД.ММ.ГГГГ согласовать с уполномоченным государственным органом научно-проектную документацию на проведение комплексных ремонтно-реставрационных работ на ОКН; в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить в уполномоченном государственном органе разрешение на проведение комплексных ремонтно-реставрационных работ на ОКН; в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести комплексные ремонтно-реставрационные работы на ОКН. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ план работ по сохранению объекта культурного наследия не исполнен. В соответствии с положениями ст. 45 ФЗ № 73-ФЗ выдача разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия. ДД.ММ.ГГГГ Комитетом в адрес МТУ Росимущества направлялось предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в связи наличием у комитета сведений о готовящемся нарушении обязательных требований. МТУ Росимущества письмом от ДД.ММ.ГГГГ### уведомило Комитет, что обратилось в адрес Росимущества с документами для рассмотрения вопроса о включении объекта КН в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на ДД.ММ.ГГГГ г.г. В настоящее время указанный объект КН включен в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на ДД.ММ.ГГГГ г.г. Ответчиком проводятся мероприятия по продаже данного объекта недвижимости. На основании изложенного, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит
1. Обязать МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях организовать и провести мероприятия по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Дом, в котором в 1918 г. жил государственный и военный деятель ФИО3 В.», представляющего собой 5520/10000 доли административного нежилого здания с кадастровым номером ###, в порядке, установленном ст.45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно:
1.1 организовать разработку и согласование проектной документации на проведение ремонтных и реставрационных работ на объекте культурного наследия в течение 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
1.2. организовать проведение ремонтных и реставрационных работ на объекте культурного наследия, а также сдачу работ по акту приемки выполненных работ в течение 36 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
2. Обязать МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях установить на объекте культурного наследия федерального значения «Дом, в котором в 1918 г. жил государственный и военный деятель ФИО3 В.», представляющего собой 5520/10000 доли административного нежилого здания с кадастровым номером ###, информационную надпись и обозначение, содержащие информацию об объекте культурного наследия, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ###, в течение 36 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
3. Установить судебную неустойку, подлежащую взысканию с МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в пользу комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия:
3.1. в размере 150 000 рублей за каждый случай неисполнения решения суда по каждому пункту исковых требований из числа удовлетворенных;
3.2 в размере 100 000 рублей в месяц по каждому пункту исковых требований из числа удовлетворенных в случае дальнейшего неисполнения решения суда до момента фактического исполнения решения суда, то есть после однократного взыскания судебной неустойки, предусмотренной п.3.1 настоящих требований.
Представитель истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ###ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по обстоятельствам. изложенным в исковом заявлении. С возражениями стороны ответчика не согласился. Не возражал против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, участников по делу.
Представитель ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ###ФИО2 в судебном заседании исковые требования оспаривала, указав, что объект недвижимости «Дом. В котором в 1918 г. жил государственный и военный деятель ФИО3 В.» (. находится в общей долевой собственности нескольких физических и юридических лиц. В соответствии со ст. 247 ГК РФ соглашение между ними о порядке владения и пользования имуществом не достигнуто. Считает, что обязательства по содержанию и сохранению возлагаются на всех собственников, пропорционально долям., а охранное обязательство подлежит выполнению всеми лицами. Возражала против взыскания с ответчика судебной неустойки, предусмотренной п.1 ст. 308.3 ГК РФ, на данной стадии судебного разбирательства, указав, что в рассматриваемом случае, истцом не предоставлены доказательства наличия на стороне истца фактического ущерба, причиненного в результате несвоевременного исполнения решения суда. Полагала, что данные требования заявлены преждевременно. В случае неисполнения решения суда в установленный срок истец вправе будет обратиться в суд с заявлением о взыскании судебного штрафа за неисполнение решения суда. С учетом изложенного, просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Третьи лица, привлеченные к участию в деле, ФИО4, МКУ «Управление делами администрации г. Иваново», ФИО5, ООО МП «Архитектурная мастерская ФИО6 и КО», ФИО7, городской округ г. Иваново в лице администрации г. Иваново в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ### «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ### «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры РСФСР» «Дом, в котором в 1918 г. жил государственный и военный деятель ФИО3 В.» (), является памятником архитектуры федерального (ранее государственного) значения.
Приказом Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ### утверждены границы территории объекта культурного наследия, установлен особый правовой режим использования земель в указанных границах (л.д.22-26).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ###-р объект культурного наследия (далее ОКН) зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера ### (л.д.27).
В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ часть объекта недвижимости с кадастровым номером ###, являющаяся объектом культурного наследия, является собственностью Российской Федерации (л.д.29). При этом, в собственности Российской Федерации находится ### доли в праве общей долевой собственности ( л.д.30), остальная часть недвижимого имущества принадлежит на праве собственности другим лицам: а именно: ФИО4### доли и ### доли; МКУ «Управление делами администрации » - в оперативном управлении; ФИО5 – доля в праве ###; ООО МП «Архитектурная мастерская ФИО6 и Ко» - доля в праве ### и ###; ФИО8 – доля в праве ###; городской округ Иваново - доля в праве ###.
В соответствии с пунктом 4 Положения об Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, утвержденного приказом Росимущества от 16.12.2016 №453 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом», Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях осуществляет, в том числе, полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
Статьей 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» устанавливаются требования к сохранению объекта культурного, наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. При этом состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия и сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, на основании составленного им акта технического состояния объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
Требования, установленные статьями 47.2-47.3 ФЗ № 73-ФЗ, являются ограничениями права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
Распоряжением комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ###-о (л.д.35) утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (л.д.36).
Актом технического состояния ОКН ### от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41) зафиксировано текущее состояние памятника истории и культуры, отмечена необходимость проведения ремонтно-реставрационных работ, о чем подробно прописано в плане работ по сохранению. Согласно указанному плану от ДД.ММ.ГГГГ### (л.д.44) правообладателю объекта культурного наследия необходимо осуществить комплекс мероприятий по проведению ремонтно-реставрационных работ, завершив их исполнение в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить в уполномоченном государственном органе задание на проведение комплексных ремонтно-реставрационных работ на ОКН; в срок до ДД.ММ.ГГГГ согласовать с уполномоченным государственным органом научно-проектную документацию на проведение комплексных ремонтно-реставрационных работ на ОКН; в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить в уполномоченном государственном органе разрешение на проведение комплексных ремонтно-реставрационных работ на ОКН; в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести комплексные ремонтно-реставрационные работы на ОКН.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ план работ по сохранению объекта культурного наследия не исполнен.
В соответствии с положениями ст. 45 ФЗ № 73-ФЗ выдача разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом в адрес МТУ Росимущества направлялось предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в связи наличием сведений о готовящемся нарушении обязательных требований (л.д.49).
МТУ Росимущества письмом от ДД.ММ.ГГГГ### (л.д.52) уведомило Комитет, что обратилось в адрес Росимущества с документами для рассмотрения вопроса о включении объекта КН в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на ### г.г. В настоящее время указанный объект КН включен в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на ### г.г. и им проводятся мероприятия по продаже данного объекта недвижимости.
Изучив представленные по делу доказательства, оценив их с позиции ст. 67 ГПК РФ, суд полагает требования подлежащими частичному удовлетворению в связи со следующим.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач государства (абз. 4 преамбулы к Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Для выполнения этих задач законодательством предусмотрен комплекс мер, направленных на выявление, учет и сохранение объектов культурного наследия.
В пункте 1 статьи 33 данного закона установлено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика, нарушения установленного порядка использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона об объектах культурного наследия сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в том числе их ремонта, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ст. 45 Закона об объектах культурного наследия.
Работы осуществляются на основании:
- задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия (составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта в соответствии с п. 3 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия);
- разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия;
- проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия;
- положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями ГрК РФ, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия (если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта) (абз. 2 п. 1 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия).
Кроме того, обязательно осуществление технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за проведением вышеуказанных работ.
Порядок выдачи задания и разрешения на проведение работ регламентирован Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством РФ) органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утв. Приказом Минкультуры России от 30.07.2012 N 811.
Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия подлежит согласованию с органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия.
Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (абз. 3 п. 1 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия).
Выполнение вышеуказанных работ, по общему правилу, возможно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности (п. 6 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия, п. 48 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Из п. 7 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия следует, что по окончании выполнения работ лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение 90 рабочих дней со дня их выполнения представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах; отчетная документация утверждается в течение 30 рабочих дней (при условии выполнения работ в соответствии с требованиями ст. 45 Закона об объектах культурного наследия).
Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ; акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается указанным лицам соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение 15 рабочих дней после дня утверждения отчетной документации (п. п. 8, 9 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия).
Согласно ст. 27 Закона об объектах культурного наследия на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (на собственника либо законного владельца).
В статье 210 ГК РФ определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая установленные выше обстоятельства и нормы закона, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о возложении на ответчика МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях обязанности произвести мероприятия по сохранению объекта культурного наследия – «Дом, в котором в 1918 г. жил государственный и военный деятель ФИО3 В.», представляющего собой ### доли административного нежилого здания с кадастровым номером ###, находящегося по адресу:
Ответчик, как собственник указанной доли в административном здании, в силу закона несет обязанность по проведению работ, связанных с сохранением такого объекта в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации во исполнение положений статьи 7 Закона об объектах культурного наследия.
Уклонение от проведения работ является неисполнением собственником взятого на себя обязательства по сохранению объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность, и может привести к его утрате.
При этом, суд считает, что сроки, заявленные истцом по выполнения работ, поименованные в пунктах 1.1 и 1.2 уточненного искового заявления, являются обоснованными, соответствуют требованиями и порядку проведения необходимых мероприятий, установленных ст. 45 Закона об объектах культурного наследия
В связи с чем, требования истца в пунктах 1 (1.2 и 1.1) и 2 подлежат удовлетворению.
Возражения стороны ответчика о том, что административное здание по адресу: находится общей долевой собственности нескольких лиц, которые также должны участвовать в выполнении мероприятий по сохранению объекта культурного наследия, суд обоснованными не признает, поскольку истец просит возложить на ответчика обязанность по сохранению объекта культурного наследия («Дом, в котором в 1918 г. жил государственный и военный деятель ФИО3 В.»), не на все административное здание с кадастровым номером ###, а только на его часть, представляющего собой ДД.ММ.ГГГГ доли в праве собственности, которая непосредственно находится в собственности РФ.
Кроме того, согласно материалам дела, а именно, Паспорту объекта культурного наследия (л.д.63), фотоматериалам (л.д.73-80), объектом культурного наследия в действительности является часть здания, находящаяся в центре административного здания по адресу: . Остальная часть здания, согласно пояснениям стороны истца, находится в собственности третьих лиц и на нее охранное обязательство не оформлялось. Объектом культурного наследия она не признавалась.
Относительно требований о взыскания судебной неустойки суд полагает в них отказать в связи со следующим.
В соответствии с п.1 ст. 308.3 ГК РФ, в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
По смыслу данной нормы и разъяснений, приведенных в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суд может присудить денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебную неустойку) в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре. Судебная неустойка является дополнительной мерой воздействия на должника, мерой стимулирования и косвенного принуждения.
Как разъяснено в пунктах 31 и 32 Постановления Пленума N 7, суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре; судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства; удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения.
В ходе рассмотрения дела надлежащих доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что настоящее решение ответчиком не будет исполнено, суду не представлено. Срок исполнения решения суда в части обязания исполнить обязательства в натуре определен судом в 24 месяца и 36 месяцев, является достаточно продолжительным. Доказательств реальной угрозы неисполнения ответчиком решения суда в срок, который установлен судом, истцом не представлено. При таком положении, суд считает, что начисление судебной неустойки в настоящее время является преждевременным, в связи с чем приходит к выводу, что на день вынесения решения по делу отсутствуют основания для удовлетворения требований в этой части.
Вместе с тем, в соответствии с вышеназванными разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, истец в случае неисполнения решения суда ответчиком в срок, определенный судом, не лишен возможности обращения с самостоятельными требованиями о взыскании судебной неустойки.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия к МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях об обязании организовать и провести мероприятия по сохранению объекта культурного наследия, взыскании судебной неустойки, - удовлетворить частично.
1.Обязать МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях организовать и провести мероприятия по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Дом, в котором в 1918 г. жил государственный и военный деятель ФИО3 В.», представляющего собой ДД.ММ.ГГГГ доли административного нежилого здания с кадастровым номером ###, находящегося по адресу: , в порядке, установленном ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно:
1.1 организовать разработку и согласование проектной документации на проведение ремонтных и реставрационных работ на объекте культурного наследия в течение 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
1.2. организовать проведение ремонтных и реставрационных работ на объекте культурного наследия, а также сдачу работ по акту приемки выполненных работ в течение 36 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
2. Обязать МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях установить на объекте культурного наследия федерального значения «Дом, в котором в 1918 г. жил государственный и военный деятель ФИО3 В.», представляющего собой ### доли административного нежилого здания с кадастровым номером ###, находящегося по адресу: , информационную надпись и обозначение, содержащие информацию об объекте культурного наследия, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 10.09.2019 №1178, в течение 36 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В остальных требованиях истцу отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Л.И. Гарева
В мотивированной форме решение изготовлено 09.06.2022 г.
Председательствующий судья Л.И. Гарева