ДЕЛО №2- 1187(1)/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2016 года г.Вольск
Вольский районный суд Саратовской области, в составе:
председательствующего судьи Карпинской А.В.,
с участием истца, представителя истца адвоката Мищенко А.Н., представителя ответчика - ФИО1,
при секретаре Козыревой Е.В.,
рассмотрев, в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области» о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о льготном исчислении периода работы и о назначении пенсии
установил:
ФИО2 21 апреля 2016 года обратился в Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области» с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Решением от 02 июня 2016 года № ему было в этом отказано, при этом время его работы в Республике Афганистан с 17 марта 1984 года по 16 февраля 1985 года в должности мастера по строительству линейных сооружений связи и монтажных работ в строительно- монтажном управлении по Московской области треста «Союзтелефонстрой» был засчитан в специальный стаж как год за год.
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области» о зачете указанного выше периода работы в льготный трудовой стаж из расчета 1 год работы за 1,5 года, признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и назначении досрочной пенсии по старости, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством время работы в Республике Афганистан подлежит зачету в трудовой стаж как полтора года за год работы в этой стране.
В судебном заседании истец, его представитель - адвокат Мищенко А.Н. заявленные требования поддержали, дали объяснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области» ФИО1, действующий на основании доверенности, иск не признал и суду пояснил, что в данном случае время работы в Республике Афганистан засчитывается как год за 1,5 года при подсчете трудового стажа, а не специального, кроме того, в Распоряжении Совета Министров СССР от 30 ноября 1988 года № 2383р речь идет о льготном исчислении стажа рабочим и служащим в Республике Афганистан, возвратившимся в СССР после истечения установленного срока работы. Не совсем ясно, чем установлен такой срок работы.
Суд, выслушав объяснения истца, представителей сторон, изучив материалы настоящего дела, приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона от28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно пенсионному делу (отказному) на имя ФИО2, истцу в стаж на соответствующих видах работ по Списку №, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, были включены периоды работы общей продолжительностью 6 лет 19 дней, в том числе время работы в Республике Афганистан с 17 марта 1984 года по 16 февраля 1985 года в должности мастера по строительству линейных сооружений связи и монтажных работ в строительно- монтажном управлении по Московской области треста «Союзтелефонстрой».
Спора о льготном характере работ, наименовании должности, виде производства, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости между истцом и ГУ УПФ РФ в Вольском районе не имеется, о чем подтвердил представитель ответчика, и следует из материалов пенсионного (отказного) дела.
Вместе с тем время работы истца в Республике Афганистан было включено в льготный стаж истца в календарном исчислении.
Суд не согласен с данным обстоятельством по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец в период с 17 марта 1984 года по 16 февраля 1985 года работал (был командирован) в войсковой части (полевая почта 06462) на территории Республики Афганистан с 17 марта 1984 года по 16 февраля 1985 года в должности мастера по строительству линейных сооружений связи и монтажных работ.
В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 30 ноября 1988 года № 2383р с 01 января 1980 года рабочим и служащим воинских частей, учреждений, предприятий, и организаций советских войск, временно находящихся в Республике Афганистан, возвратившимся в СССР после истечения установленного срока работы в Республике Афганистан трудовой стаж исчисляется из расчета 1,5 года за 1 год работы в этой стране.
Пунктом 3 Постановления Совета Министров СССР от 04 сентября 1990 года № 892 установлено, что время работы рабочих и служащих, направлявшихся на работу в Республику Афганистан, в период с 01 декабря 1979 года по декабрь 1989 года засчитывается в стаж, дающий право на пенсию в порядке, предусмотренном распоряжением Совета Министров СССР от 30 ноября 1988 года № 2383р.
В силу статьи 12 Закона СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» к ведению Совета Министров СССР помимо предусмотренных в Законе относились также вопросы, связанные с порядком назначения и выплаты пенсий, определением особенностей исчисления стажа отдельным категориям граждан, с соблюдением гарантий, предусмотренных настоящим Законом.
Статья 133 Конституции СССР от 07 октября 1977 года предусматривала, что постановления и распоряжения Совет Министров СССР обязательны к исполнению на всей территории СССР.
Таким образом, Совет Министров СССР являлся полномочным органом в установлении льготного исчисления трудового стажа, принятые им нормативные акты подлежат применению, независимо от того, что данные изменения не были внесены в закон.
Сведений о приостановлении указанных актов Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР не имеется, поэтому согласно статье 4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 года «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» они действуют на территории Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о необходимости исчисления стажа работы истца на территории Республики Афганистан как 1 год 6 месяцев за 1 год работы в этой стране.
Доводы представителя ответчика, что такой порядок исчисления не может применяться к специальному стажу, поскольку это означает предоставление гражданину двойной льготы (включение периода работы в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и исчисление этого периода в льготном размере), так как указанным выше распоряжением Совета Министров СССР от 30 ноября 1988 года № 2383р каких-либо ограничений при исчислении стажа не предусмотрено, а стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости является трудовым/страховым стажем.
Представитель ответчика также ссылался на то, что Распоряжение № 2383р указывает на сроки работы в Республике Афганистан.
Суд полагает, что в данном случае речь идет о сроках, на которые рабочих и служащих направляли в командировку в эту страну. Об этом также свидетельствует и пункт 2 постановления Совета Министров СССР о 04 сентября 1990 года № 892, которым предоставлен ряд льгот рабочим и служащим, направлявшимся в Республику Афганистан в период с 01 декабря 1979 года по декабрь 1989 года, и отработавшим установленный при направлении срок, либо откомандированным досрочно по уважительным причинам.
Согласно акту документальной проверки сведений о периодах работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение ФИО2 № 448 от 20 августа 2015 года, приказом № 28-ок от 14 марта 1984 года по Строительно-монтажному управлению по Московской области треста «Союзтелефонстрой» истец был командирован на объект А-100, с 12 марта 1984 года сроком на один год.
Истец работал на территории Республики Афганистан с 17 марта 1984 года по 16 февраля 1985 года. Истец пояснил, что 11 месяцев он работал, затем ему был предоставлен положенный отпуск.
Таким образом, анализируя исследованные выше доказательства, суд приходит к выводу, что время работы истца на территории Республики Афганистан подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении, то есть 1,5 года за 1 год работы в этой стране.
Истец на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии достиг 58 лет, имел страхового стажа 37 лет 6 месяцев 29 дней, и больше 6 лет 3 месяцев стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, величину индивидуального пенсионного коэффициента 103,387. Таким образом, у истца возникло право на назначение ему страховой пенсии по старости досрочно, следовательно, его требования должны быть удовлетворены. Согласно материалам дела, истец обратился к ответчику за назначением пенсии 21 апреля 2016 года, с того времени - с момента обращения, ему и должна быть назначена пенсия в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Кроме того, суд считает, что решение ответчика об отказе в назначении пенсии должно быть признано незаконным, так как, как уже было указано выше, ответчиком неправомерно включен в льготный стаж периоды работы в Республике Афганистан в календарном исчислении, а не как один год 6 месяцев за один год работы.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области» о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о льготном исчислении периода работы и о назначении пенсии удовлетворить полностью.
Признать незаконным решение Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области» № 416 от 02 июня 2016 года.
Включить ФИО2 в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период работы в Республике Афганистан с 17 марта 1984 года по 16 февраля 1985 года в должности мастера по строительству линейных сооружений связи и монтажных работ в строительно- монтажном управлении по Московской области треста «Союзтелефонстрой» из расчета 1,5 года за 1 год работы в этой стране.
Обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области» назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости с 21 апреля 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд.
Судья Карпинская А.В.