Дело № РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 16 апреля 2019 года г. Ханты - Мансийск Ханты – Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи Вахрушева С.В., при секретаре Кошкаровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда», установил: истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику - Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее по тексту Депсоцразвития ХМАО-Югры) о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда». Исковые требования мотивированы тем, что истец ФИО1, имея трудовой стаж более 20 лет, обратилась в Депсоцразвития ХМАО-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Депсоцразвития ХМАО-Югры в письме от ДД.ММ.ГГГГ отказал истцу в присвоении звания, указав, что медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», Почетный Диплом Федеральной службы государственной статистики, Почетная грамота Думы ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Почетная грамота Центрального союза потребительских обществ России, Почетная грамота Ассоциации «Совет муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», Почетная грамота Тюменской областной Думы не являются ведомственными наградами. На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным отказ в присвоении звания «Ветеран труда» и обязать ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда». Истец ФИО1, надлежаще извещённая о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явилась, согласно телефонограммы ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие (л.д. 31). Ответчик Депсоцразвития ХМАО-Югры, надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, участие своего представителя на рассмотрении дела не обеспечил, о причинах его неявки суд не известил. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.ч.4, 5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика. Суд, заслушав истца, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам. Как установлено судом и не оспаривается сторонами, истец ФИО1 обратилась в Депсоцразвития ХМАО-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда ХМАО - Югры». Истец ФИО1 имеет трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 20 лет, что подтверждается её трудовой книжкой (л.д.18-23). Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ Федеральной службы государственной статистики ФИО1 награждена медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» (л.д.10, 11). Истец ФИО1 также награждена Почетным дипломом Федеральной службы государственной статистики, Почетной грамотой <адрес> Думы, Благодарственной грамотой <адрес> (л.д. 12, 16, 17). Постановлением Президиума Совета Центросоюза Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ истец ФИО1 награждена Почетной грамотой (л.д. 13). ДД.ММ.ГГГГ постановлением № Думы ХМАО-Югры истец награждена Почетной грамотой (л.д. 14). Распоряжением Президиума Ассоциации №/рп от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 награждена Почетной грамотой (л.д. 15). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№-№ Депсоцразвития ХМАО-Югры в присвоении истцу ФИО1 звания «Ветеран труда» отказано, поскольку вышеперечисленные награды не являются ведомственными наградами в соответствии с постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п (л.д.7-8). Не согласившись с данным решением, истец обратилась в суд. Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями. В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. За гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (Федеральный закон от 29.12.2015 года № 388-ФЗ). Таким образом, федеральным законодателем определён круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда. В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Приведённая норма согласуется с положениями Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации. Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Закон «О ветеранах», устанавливающий общие основания присвоения звания «Ветеран труда», относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учёт трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки. Между тем, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 года №103-п «Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почётных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда» Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сужен перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», определив исчерпывающий перечень наград, почётных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года». В случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»). Таким образом, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», несмотря на то, что субъект Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации несёт расходные обязательства по отношению к ветеранам труда. Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим. Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству. Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 02.03.1994 года № 442. Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учёту и ведомственные знаки отличия в труде. Под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью. Не рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде: награды, учрежденные организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, войсковыми частями, структурными подразделениями федеральных органов государственной власти, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных фестивалей народного творчества, ВДНХ, (ВСХВ), коммерческими структурами, свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ или о регистрации баз данных, дипломы, подтверждающие ученое звание или степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за победу или участие в спортивных и иных соревнованиях. Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляли и осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам. Истец награждена Почетным Дипломом Федеральной службы государственной статистики, Почетной грамотой Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Почетной грамотой Центрального союза потребительских обществ России, Почетной грамотой Ассоциации «Совет муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», Почетной грамотой Тюменской областной Думы, которые не подпадают под понятие ведомственных знаков отличия в труде, определенного в статье 7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и статье 2.1 Порядка присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений», Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 года №578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия», начиная с 01.07.2016 года. Стороной истца доводов и доказательств отнесения вышеуказанных наград к числу ведомственных наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», вопреки определению суда о подготовки дела к судебному разбирательству и ст. 56 ГПК РФ не представлено (л.д.53). Как следует из Положения о медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 г.» (Приложение № 1 к приказу Росстата от 08.10.2010 года № 345) медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики (п. 1). Медалью награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лица, привлекавшиеся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также работники организаций, независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. (п. 2). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.12.2009 года №1074 «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 г.» ответственность за подготовку и проведение Всероссийской переписи населения 2010 года, обработку полученных сведений, подведение итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, их официальное опубликование, хранение переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года, её методологическое и финансовое обеспечение была возложена на Федеральную службу государственной статистики. Федеральная служба государственной статистики выполняет возложенные на неё функции с момента вступления Постановления в силу до официального опубликования итогов переписи в IV квартале 2013 года. Таким образом, учитывая приведенные выше положения, которыми определено, что значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого, гражданин награждается знаком отличия в труде, при этом труд, в том числе продолжительный и добросовестный, подразумевает трудовые отношения, возникшие между работодателем и работником на основании трудового договора по должности, предусмотренной в штатном расписании организации, учреждения. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О ветеранах» звание «Ветеран труда» присваивается с учётом продолжительного добросовестного труда. Из анализа указанных выше норм права следует, что определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин награждается ведомственным знаком отличия в труде. Как видно из материалов дела и установлено судом, ФИО1 участвовала в подготовке и проведении Всероссийской переписи населения в течение непродолжительного периода времени, ФИО1 не являлась штатным сотрудником Федеральной службы государственной статистики, её участие в проведении Всероссийской переписи 2010 года носило однократный характер. Медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» была учреждена в целях поощрения и морального стимулирования лиц, принимавших участие в организации отдельно взятого мероприятия (Всероссийской переписи населения 2010 года). Награждение ФИО1 вышеуказанной медалью не свидетельствует о её награждении ведомственными знаками отличия за продолжительный добросовестный труд. Принимая во внимание, что у ФИО1 на момент обращения к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» отсутствовали предусмотренные законом условия для присвоения указанного звания, суд не видит оснований для удовлетворения иска. При таких обстоятельствах суд не видит оснований для удовлетворения иска и присуждении истцу судебных расходов согласно правилам ст.98 ГПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: отказать в удовлетворении иска ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда». Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд. Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий подпись С.В. Вахрушев Копия верна: Судья Ханты – Мансийского районного суда С.В. Вахрушев |