ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1187/201922МА от 22.05.2019 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-1187/2019 22 мая 2019 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Сидорович Е.В.,

при секретаре Висельской Я.Ф.,

с участием представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане, в помещении Магаданского городского суда Магаданской области, гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области о признании незаконным отказа в допуске к участию в конкурсе на замещение должности государственной гражданской службы, возложении обязанности устранить допущенные нарушения права,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в Магаданский городской суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области (далее – УФССП России по Магаданской области, Управление) о признании незаконным отказа в допуске к участию в конкурсе на замещение должности государственной гражданской службы.

В обоснование исковых требований указал, что им было подано заявление об участии в конкурсе в целях формирования кадрового резерва для замещения должности государственной гражданской службы Российской Федерации старшей группы должностей категории «специалисты» УФССП России по Магаданской области.

21 марта 2019 им было получено уведомление о недопущении к участию в конкурсе на замещение должности государственной гражданской службы от 11.03.2019 № 49909/19/4355. Отказом в допуске к участию в конкурсе послужило наличие в отношении истца прекращенного уголовного дела, а в качестве основания указано на п.2 ч.1 ст.16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», между тем сведений о судимости в отношении истца не имеется, а факт прекращения в отношении него уголовного дела на основании ст.25 УПК РФ не является ограничением для поступления на государственную службу.

Ссылаясь на положения ст.4, ч.1 ст.16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», полагает отказ в допуске к участию в конкурсе незаконным, просит признать данный отказ незаконным и обязать ответчика устранить допущенные нарушения его права на участие в конкурсе.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, руководствуясь положениями ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Полагала, что заключение Управления, согласно которому истец не рекомендован для участия в конкурсе при наличии сведений, истребованных из ИЦ УМВД России по Магаданской области, а также с учетом предполагаемой в дальнейшем должности, ее категории, квалификационных требований, должностных обязанностей, является законным и обоснованным.

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав представленные в деле письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - вакантная должность гражданской службы) в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах определяются Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года N 112.

В соответствии с п.10 указанного Положения гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям для замещения вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Как установлено в судебном заседании, приказом УФССП России по Магаданской области от 28 января 2019 г. № 12 в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе за замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», приказом ФССП России от 29.03.2005 № 107 «Об утверждении методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов» объявлен с 31.01.2019 конкурс на формирование кадрового резерва УФССП России по Магаданской области: ведущей группы должностей аппарата Управления; старшей группы должностей аппарата Управления; ведущей группы должностей структурных подразделений; старшей группы должностей структурных подразделений.

20 февраля 2019 г. истцом в УФССП России по Магаданской области подано заявление о допуске к участию в конкурсе на формирование кадрового резерва старшей группы должностей категории «специалисты» для замещения должности главного специалиста-эксперта аппарата УФССП России по Магаданской области. Также в числе прочих документов представлены автобиография и анкета, в которых истцом не указано о наличии факта уголовного преследования и прекращения в отношении него уголовного дела.

С целью установления обстоятельств, препятствующих кандидатам в прохождении конкурса, 5 марта 2019 г. Управлением направлено требование в ИЦ УМВД России по Магаданской области в отношении ФИО2

Согласно сведениям ИЦ УМВД России по Магаданской области постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 7 г.Магадана от 14 июня 2016 г. в отношении ФИО2 на основании ст.25 УПК РФ прекращено уголовное дело, уголовное преследование по его обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.158 УК РФ.

11 марта 2019 г. в адрес истца Управлением направлено уведомление, в котором сообщается, что он не допускается к участию в конкурсе в целях формирования кадрового резерва для замещения должности государственной гражданской службы РФ старшей группы должностей категории «специалисты» УФССП России по Магаданской области. При этом в уведомлении приведены обстоятельства, установленные на основании сведений ИЦ УМВД России по Магаданской области, а в качестве основания принятого решения имеется ссылка на п.2 ч.1 ст.16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которой гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.

13 марта 2019 г. Управлением составлено заключение, согласно которому ФИО2 не рекомендован для участия в конкурсе при наличии сведений, поступивших из ИЦ УМВД России по Магаданской области.

Оценивая приведенные обстоятельства и разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к следующему.

Факт отсутствия у истца судимости, но в то же время отказ в допуске к участию в конкурсе в целях формирования кадрового резерва для замещения должности государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не свидетельствует о незаконности действий УФССП России по Магаданской области и соответствующего уведомления.

Так, в соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба РФ - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, направлена на реализацию публичных интересов; ее специфика предопределяет правовой статус государственных гражданских служащих, в который включаются обусловленные характером их деятельности права, особенные обязанности, соответствующие ограничения, определенные гарантии, а также особые требования к их личным и деловым качествам.

Как следует из ст. 13 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" гражданский служащий - гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

В соответствии со ст.9 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории: руководители; помощники (советники); специалисты; обеспечивающие специалисты.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

При этом должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение (п. 1 ч. 1); соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п. 11 ч. 1).

Согласно ст. 18 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" гражданский служащий обязан: не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство (п. 8 ч. 1).

Аналогичные обязанности возлагаются на государственного гражданского служащего Указом Президента РФ от 12 августа 2002 года N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", Кодексом этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов, утвержденным приказом ФССП России от 12 апреля 2011 г. № 124.

Статьей 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" предусмотрены ограничения, связанные с гражданской службой. В соответствии с указанной нормой гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; в иных случаях, установленных федеральными законами (п.2 ч.1, ч.3).

Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика факт указания ФИО2 в заявлении от 20.02.2019 о желании замещения должности главного специалиста-эксперта не свидетельствует о том, что именно эту должность в дальнейшем ему предложат, ему также могут предложить должность судебного пристава-исполнителя и другие, то есть значение при участии в конкурсе имеет категория должности на которую объявлен конкурс.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О судебных приставах" на должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

Из анализа приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что содержание и специфика профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службы обусловливают особый правовой статус государственных гражданских служащих.

Специфика такой профессиональной деятельности предопределяет право федерального законодателя при осуществлении правового регулирования порядка прохождения государственной службы вводить особые правила поступления на нее, а также предъявлять к лицам, поступающим на государственную службу и замещающим должности государственных служащих, вытекающие из стоящих перед ней задач специальные требования, в том числе к их личным и деловым качествам.

Таким образом, законодатель предъявляет достаточно строгие требования не только к государственным гражданским служащим, но и к кандидатам, поступающим на государственную гражданскую службу.

Вместе с тем, совершение ФИО2 в 2016 г. преступления, предусмотренного ч.1 ст.158 УК РФ, свидетельствует о пренебрежении им требованиями законодательства, несовместимо с требованиями, предъявляемыми к личным, деловым и нравственным качествам государственного служащего, может нанести урон авторитету государственного органа.

С учетом изложенных обстоятельств, на основании приведенных правовых норм, принимая во внимание, что уголовное дело в отношении ФИО2 прекращено мировым судьей по не реабилитирующему основанию, суд приходит к выводу о том, что ответчиком правомерно отказано истцу в допуске к участию в конкурсе на формирование кадрового резерва старшей группы должностей категории «специалисты», в связи с чем не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

ФИО2 в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области о признании незаконным отказа в допуске к участию в конкурсе на замещение должности государственной гражданской службы, возложении обязанности устранить допущенные нарушения права, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд, через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить день принятия решения суда в окончательной форме 27 мая 2019 г.

Судья Е.В.Сидорович