ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1187/2021 от 21.12.2021 Сокольского районного суда (Вологодская область)

Дело 2-1187/2021

УИД 35RS0019-01-2021-002051-98

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. СоколВологодской области

Сокольский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Новиковой С.Е.,

при секретаре Топорове Д.А.,

с участием представителя ответчика ФИО1 по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» (далее КУ ВО «Центр социальных выплат») к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

У С Т А Н О В И Л:

КУ ВО «Центр социальных выплат» обратилось в суд с иском к ответчику о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в обоснование иска указало, что ФИО1 в период с 01 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>. 11 марта 2021 года истцу стало известно о том, что ФИО1 при обращении за предоставлением субсидии 19 ноября 2019 года не представила сведения о получении ее супругом дохода от продажи транспортного средства в 2019 году в размере 55 000 рублей. Для получении субсидии граждане должны предоставить документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Поскольку ответчиком указан доход в меньшем размере, право на получение субсидии с 01 декабря 2019 года у нее не возникло.

В связи с предоставлением ФИО1 недостоверной информации о доходах семьи, образовалась переплата субсидии за период с 01 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года в размере 84 654 рубля 16 копеек.

ФИО1 ознакомлена с фактом необоснованно полученной субсидии, от добровольного возмещения (удержания) переплаты субсидии отказалась.

КУ ВО «Центр социальных выплат» просило взыскать с ФИО1 необоснованно полученную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года в размере 84 654 рубля 16 копеек.

В ходе рассмотрения дела истец уменьшил исковые требования в связи с перерасчетом размера субсидии, учитывая получение дохода от продажи транспортных средств в разные месяцы, ответчик имела бы право на получение субсидии в период с 01 декабря 2019 года по май 2020 года размере 674 рубля 73 копейки, за период с 01 июня 2020 года по 31 августа 2020 года – 0 рублей, за период с 01 сентября 2020 года по 30 ноября 2020 года в размере 1531 рубль 21 копейка. Размер выплаченной субсидии в спорный период составляет 84 654 рубля 16 копеек, тогда как ответчик имела право на субсидию в размере 8 642 рубля 01 копейка, сумма переплаты составляет 76 012 рублей 15 копеек. Просил взыскать с ФИО1 необоснованно полученную субсидию на оплату жилого помещения за период с 01 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года в размере 76 012 рублей 15 копеек.

Представитель истца КУ ВО «Центр социальных выплат» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовала, возражений не направила.

Представитель ответчика ФИО1 по доверенности ФИО2 с исковыми требованиями не согласился, указал, что истцом не представлено доказательств наличия умысла ответчика на введение в заблуждение органа социальной защиты с целью получения субсидии, до ответчика не была доведена информация о том, что необходимо предоставлять сведения о получении доходов членами семьи от продажи собственности, кроме того, при предоставлении полных достоверных сведений о совокупном доходе, ответчик все равно имела бы право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в спорный период в размере 674 рубля 74 копейки в месяц, поскольку супругом истца проданы два автомобиля в разные месяцы (в июне и сентябре 2019 года), его доход должен исчисляться исходя из двух месяцев (55000 / 2 = 27500), совокупный среднемесячный доход семьи – 44190, 80 (16690,80 - доход ФИО1 + 27500 - доход ФИО3), допустимая доля расходов – 9721,97 (22х44190,80х1/100), 10396,71 (региональный стандарт) – 9721,97 = 674,74. Также считает, что субсидия, начисленная в беззаявительном порядке после 26 марта 2020 года, в случае ее переплаты, возврату не подлежит на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 761.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле данных расходов в совокупном доходе семьи.

Названные субсидии являются одной из гарантий социальной защиты граждан при осуществлении ими права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Частью 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Исходя из приведенных выше законоположений, реализация права граждан на предоставление субсидий в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, зависит от подачи соответствующего заявления с прилагаемыми к нему документами.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановления и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан регламентирован Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 № 761. (далее – Правила)

Согласно пункту 3 Правил, право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Пунктом 4 Правил определено, что субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Согласно пункту 6 Правил, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Согласно подпунктам «б» и «д» пункта 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги; сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии;

Согласно пунктам 37-38 Правил среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы. Среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов всех членов семьи.

Согласно подпунктом «е» пункта 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются в том числе доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, к которым относятся: доходы от реализации транспортных и иных механических средств.

Таким образом, законом предусмотрена прямая обязанность заявителя представить сведения о получении дохода от продажи транспортного средства.

В соответствии с пунктом 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

В соответствии с пунктом 61 Правил возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в «а» - «в» пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом, на основании заявления от 19 ноября 2019 года решением филиала по Сокольскому району КУ ВО «Центр социальных выплат» от 27 ноября 2019 года ФИО1 назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 01 декабря 2019 года по 31 мая 2020 года в размере 7 521 рубль 47 копеек.

Решением филиала по Сокольскому району КУ ВО «Центр социальных выплат» от 19 мая 2020 года выплата субсидии продлена на период с 01 июня 2020 года по 30 ноября 2020 года.

За период с 01 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года ФИО1 в качестве субсидии получила 84 654 рубля 16 копеек.

Из представленных документов, следует, что предоставляя сведения о совокупном доходе семьи ФИО1 не указала сведения о получении супругом ФИО3 в 2019 году дохода от продажи транспортных средств в размере 55 000 рублей.

По информации Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Вологодской области 18 августа 2020 года ФИО3 предоставлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2019 года, в которой отражен доход от продажи транспортного средства в размере 55 000 рублей 00 копеек.

Согласно договорам купли-продажи транспортных средств, а также информации МО МВД России «Сокольский» ФИО3 продал автомобиль ВАЗ 21102 ФИО4 05 июня 2019 года за 30 000 рублей; автомобиль ВАЗ 21102, - ФИО5 в сентябре 2019 года за 25 000 рублей.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО1 19 ноября 2019 года при подаче заявления о назначении субсидии представила недостоверные сведения о доходах члена семьи, неполнота представленных документов лишила уполномоченный орган возможности правильно определить размер субсидии, подлежащей выплате ответчику, привела к необоснованному получению ответчиком субсидии в большем размере, чем полагалось.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Согласно приведенным нормам, неосновательно полученная сумма субсидии, подлежит возврату в бюджет.

Из представленного истцом расчета (с учетом уточнения требований) размер субсидии, на который имела право ФИО1 исходя из совокупного дохода семьи, в период с 01 декабря 2019 года по 31 мая 2020 года составляет 674 рубля 73 копейки за каждый месяц, за период с 01 июня 2020 года по 31 августа 2020 года – 0 рублей, за период с 01 сентября 2020 года по 30 ноября 2020 года - 1531 рубль 21 копейка за каждый месяц. Общий размер субсидии за период с 01 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года составляет 8 642 рубля 01 копейка.

Расчет совокупного дохода семьи истец определил в соответствии с пунктом 37 Правил путем деления суммы доходов членов семьи, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых они имели данные доходы. Истец исходил из получения дохода супругом ответчика от продажи транспортных средств в июне и сентябре 2019 года, поэтому разделил его доход 55 000 рублей на 2 месяца.

Размер субсидии с 01 декабря 2019 года по май 2020 года - 674 рубля 73 копейки за каждый месяц рассчитан следующим образом: 16690,81 - доход ФИО1 + 27500 - доход ФИО3 = совокупный среднемесячный доход семьи – 44190, 81 х 22 х 1/100 = 9721,98 - допустимая доля расходов. Региональный стандарт 10396,71 - 9721,98 (допустимая доля расходов) = 674,73. При этом при исчислении совокупного дохода семьи учитывались доходы, полученные за период с 01 мая 2019 года по 31 октября 2019 года (6 месяцев).

В период с 01 июня 2020 года по 30 ноября 2020 года выплата субсидии истцу продлена, но в связи с тем, что в 2021 году выявлен факт предоставления недостоверных сведений по совокупному доходу ответчика, истцом произведен перерасчет субсидии, при этом при исчислении совокупного дохода семьи учитывались доходы, полученные за период с 01 июня 2019 года по 31 ноября 2019 года. Доходы супруга от продажи автомобилей вошли в оба расчета.

В период с июня 2020 года по август 2020 года ФИО1 не имела права на субсидию, поскольку допустимая доля расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не превышала регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на семью (региональный стандарт в летние месяцы 7242,57 - 9084,53 допустимая доля расходов).

Размер субсидии 01 сентября 2020 года по 30 ноября 2020 года - 1531 рубль 21 копейка за каждый месяц рассчитан следующим образом: 13793,30 - доход ФИО1 + 27500 - доход ФИО3 = совокупный среднемесячный доход семьи – 41293, 30 х 22 х 1/100 = 9084,53 - допустимая доля расходов. Региональный стандарт 10615,74 - допустимая доля расходов 9084,53 = 1531,21.

Таким образом, необоснованно полученная ответчиком субсидия за период с 01 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года составляет 76 012 рублей 15 копеек (84 654, 16 - 8 642,01).

Представленный истцом расчет задолженности судом проверен, сомнений не вызывает, произведен в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Утверждение представителя ответчика о том, что ФИО1 не была извещена о необходимости предоставления сведений о получении доходов членами семьи от продажи собственности опровергается материалами дела. В заявлении о предоставлении субсидии ФИО1 указала, что ознакомлена с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 № 761.

Доводы ответчика о том, что субсидия, начисленная в беззаявительном порядке после 26 марта 2020 года, возврату не подлежит на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 761 судом не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 420 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до 1 октября 2020 г.» установлено, что в случае если срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истекает в период с 1 апреля 2020 г. по 1 октября 2020 г., субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке с перерасчетом ее размера после представления документов.

В случае если размер субсидии, исчисленный исходя из документов, представленных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, меньше размера выплаченной субсидии, предоставленной в беззаявительном порядке, возврат излишне выплаченных средств за период, на который субсидия была предоставлена в беззаявительном порядке, не производится.

Данный пункт подлежал бы применению в том случае, если бы ФИО1 предоставила достоверные сведения о доходах в КУ ВО «Центр социальных выплат» и расчет субсидии был произведен правильно, но поскольку ФИО1 представила недостоверные сведения о доходах, размер субсидии по вине ответчика рассчитан неправильно, истец правомерно произвел перерасчет субсидии за период с 01 декабря 2019 года по май 2020 года и с 01 июня 2020 года по 30 ноября 2020 года.

Вопреки доводам представителя ответчика, суд считает, что у истца отсутствовала возможность проверить сведения о доходах истца от продажи транспортных средств на момент принятия решений о назначении субсидии и продлении ее выплаты, путем направления межведомственных запросов, поскольку налоговая декларация с указанием данного вида дохода представлена супругом истца в налоговый орган только 30 июля 2020 года. Кроме того, за достоверность представленных в орган социальной защиты сведений и документов несет ответственность заявитель.

Таким образом, учитывая, что у ФИО1 имелись законные основания для получения субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в за период с 01 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года в размере 8 642 рубля 01 копейка, переплата субсидии в размере 76 012 рублей 15 копеек произошла по причине предоставления ответчиком недостоверных сведений о доходах семьи, суд приходит к выводу о взыскании суммы переплаты с ответчика в пользу истца.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. С ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в размере 2 480 рублей 36 копеек.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

исковые требования казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» необоснованно полученную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года в размере 76 012 рублей 15 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде в размере 2 480 рублей 36 копеек.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.Е. Новикова

Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2021 года.