Дело № 2-1188/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи И.Р. Коголовского,
при секретаре Н.В. Поляковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия к обществу с ограниченной ответственностью «Черногорскгаз» о понуждении совершить определенные действия,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Республиканский информационный центр по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий»,
при участии в судебном заседании представителей истца – Орлова Е.А. на основании доверенности от 09.01.2018, Турлевской Т.В. на основании доверенности от 09.04.2018, начальника ГКУ РХ «РИЦ по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий» Герасько В.Н.,
У С Т А Н О В И Л :
Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Черногорскгаз» о понуждении совершить определенные действия – за счет собственных средств оснастить подведомственные дежурно-диспетчерские службы 04 (ДДС-04) автоматизированными рабочими местами и обучить персонал ДДС-04 для работы в системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 на территории Республики Хакасия.
Исковые требования мотивированы тем, что действующим законодательством предусмотрен перечень экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно, в том числе аварийная служба газовой сети; предусмотрен единый номер их вызова «112». Положением о системе «112» определено, что расходы, связанные с ее созданием, развертыванием и эксплуатацией осуществляются за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, а также средств организаций. Постановлением Правительства РХ от 09.10.2012 № 672 ответчику в пределах его компетенции предложено совершить испрашиваемые действия, в последующем письмом и.о. главы Республики Хакасия в адрес ответчика направлено письмо, указывающее на обязанность совершить данные действия, однако оно оставлено без ответа и удовлетворения. Указанные обстоятельства ставят под угрозу ввод в постоянную эксплуатацию и функционирование в полном объеме системы «112» на территории Республики Хакасия.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Республиканский информационный центр по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий».
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, конкретизировав их предмет, просил обязать ответчика совершить определенные действия за счет собственных средств, а именно:
1. закупить и оснастить подведомственную дежурно-диспетчерскую службу «04» (ДДС-04) автоматизированным рабочим местом в составе следующего оборудования:
- системный блок АРМ MicroXpert Core i3 (3,3 ГГц) 500 GB HDD 7200 SATA DVD+/RW Multicard Rdr 2GB PC3-10600 (sng ch) Win 7 Pro 64-bit 1-1-1 Ety+nVidia GeForce PCI-E, 1024Мб, DDR3, 2хDVI – 1 шт.;
- монитор (21.5’’ Wide LED VA monitor, 16:9, Full HD 1920 x 1080) – 2 шт.;
- Keyboard + mouse Logitech Desktop (USB, keyboard: waterproof, mous: optical, 1000dpi, 3btn+Scroll) retail – 1 шт.;
- источник бесперебойного питания на APC Back-UPS Pro 900VA, 230V, CIS (APC) – 1 шт.;
- гарнитура (Mono, USB, NC, Mute) – 1 шт.;
- IP-телефон Yealink телефон на 2 линии, 2 порта LAN, дисплей, PoE – 1 шт.
2. заключить с образовательной организацией соответствующий договор об образовании по повышению квалификации персонала дежурно-диспетчерских служб в рамках функционирования системы 112 с цель обучения персонала ДДС-04 для работы в системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Республики Хакасия.
Рассмотрев ходатайство истца в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принял уточнение предмета исковых требований.
Начальник ГКУ РХ «РИЦ по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий» Герасько В.Н. полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание в связи с чем суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в его отсутствие.
В материалах дела имеется отзыв ответчика на исковое заявление (л.д. 44), согласно которому ответчик исковые требования не признает, просит в их удовлетворении отказать, указывая, что данные требования не основаны на нормах права.
Заслушав устные пояснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения данного федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, в том числе, на которых используются, хранятся, транспортируются опасные вещества – газы, способные возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (пп. «в» п. 1 Приложения № 1 к Закону).
Положениями статей 9, 10 названного федерального закона установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в елях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии обязана:
- соблюдать положения Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
- обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
- создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
В соответствии с данным федеральным законом осуществляется и правовое регулирование промышленной безопасности в организациях, занимающихся газоснабжением в Российской Федерации (ст. 30 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»).
Статьей 33 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ установлено, что организация – собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством, в том числе создания аварийно-спасательной службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 894 утвержден Перечень экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб, в который включена, в том числе аварийная служба газовой сети.
Согласно пункту 24 Правил охраны газораспределительных сетей, утв. постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 аварийно-диспетчерская служба эксплуатационной организации газораспределительной сети, получившая сообщение о повреждении газораспределительной сети, направляет в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» указанную информацию, а также сведения о ходе и об окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятое сообщение.
В соответствии с указом Президента РФ от 28.12.2010 № 1632 Правительством РФ постановлением от 21.11.2011 № 958 утверждение Положение о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Согласно данному положению Система-112 предназначена для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований; она обеспечивает информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, в том числе аварийной службы газовой сети (пункт 7).
Аналогичным положением, утв. постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.10.2012 № 672, диспетчерско-дежурные службы аварийных служб газовой сети включены в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Республики Хакасия.
В разделе V Положения, утв. постановлением Правительства № 958 (п. 24, 26) указано, что расходы, связанные с созданием и развертыванием, эксплуатацией и развитием системы-112 осуществляются в том, числе за счет средств организаций.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Черногорскгаз» следует, что основным видом деятельности общества является распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям (л.д. 75-84).
В соответствии с пунктом 2.3.23 Устава общества ООО «Черногорскгаз» осуществляет также деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе организация и содержание аварийно-диспетчерской службы (л.д. 56-74).
Согласно штатному расписанию общества одним из его структурных подразделениях является аварийно-диспетчерская служба, в составе которой имеются, в том числе, 4 единицы диспетчера АДС (л.д. 47-48).
Следовательно, с учетом приведенных положенный нормативно-правовых актов на ответчике лежит обязанность за свой счет обучить диспетчеров аварийно-диспетчерской службы по установленной программе для их допуска к исполнению задач системы-112 и оснастить подведомственную ему аварийно-диспетчерскую службу необходимым оборудованием – автоматизированным рабочим местом диспетчера, состав которого указан в Техническом проекте «Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Республики Хакасия».
Ответчиком в материалы дела представлены удостоверения об обучении двух диспетчеров АДС по программе «Персонал дежурно-диспетчерских служб в рамках функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»» (л.д. 23, 24), а также фотоматериалы в подтверждение факт наличия оборудования, которым истец просит оснастить подведомственную ООО «Черногорскгаз» аварийно-диспетчерскую службу (л.д. 25-33). Документов на данное оборудование в материалы дела не представлено.
Из пояснений представителей истца и третьего лица следует, что данное оборудование передано ответчику во временное пользования с целью обеспечения функционирования системы-112.
Поскольку ответчиком в нарушением статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств обучения всех диспетчеров аварийно-диспетчерской службы, состоящих в штате общества, для допуска их к выполнению задач системы-112, а также оснащения дежурно-диспетчерской службы необходимым оборудованием (автоматизированным рабочим местом диспетчера), суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 206 Гражданского кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ).
С учетом мнения истца, суд полагает, что для выполнения испрашиваемых действий будет достаточным и разумным месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Государственная пошлина по делу составляет 6000 руб., на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относится на административного ответчика и подлежит взысканию в доход местного бюджета.
Руководствуясь статьями 193 – 199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
1. Удовлетворить исковые требования:
обязать общество с ограниченной ответственностью «Черногорскгаз» в месячный срок с момента вступления решения в законную силу за счет собственных средств:
1) обеспечить подведомственную аварийно-диспетчерскую службу (ДДС-04), расположенную по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Бограда, 3а, автоматизированным рабочим местом диспетчера в составе:
- системного блока АРМ MicroXpert Core i3 (3,3 ГГц) 500 GB HDD 7200 SATA DVD+/RW Multicard Rdr 2GB PC3-10600 (sng ch) Win 7 Pro 64-bit 1-1-1 Ety+nVidia GeForce PCI-E, 1024Мб, DDR3, 2хDVI – 1 шт.;
- мониторов (21.5’’ Wide LED VA monitor, 16:9, Full HD 1920 x 1080) – 2 шт.;
- Keyboard + mouse Logitech Desktop (USB, keyboard: waterproof, mous: optical, 1000dpi, 3btn+Scroll) retail – 1 шт.;
- источника бесперебойного питания на APC Back-UPS Pro 900VA, 230V, CIS (APC) – 1 шт.;
- гарнитуры (Mono, USB, NC, Mute) – 1 шт.;
- IP-телефона Yealink телефон на 2 линии, 2 порта LAN, дисплей, PoE – 1 шт.;
2) заключить с образовательной организацией договор о предоставлении образовательных услуг двум диспетчерам аварийно-диспетчерской службы (ДДС-04) по программе повышения квалификации в области функционирования системы-112.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Черногорскгаз» в доход местного бюджета 6000 (шесть тысяч) руб. государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.Р. Коголовский
Мотивированное решение изготовлено 13.08.2018.