ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1188/19 от 10.01.2018 Ростовского районного суда (Ярославская область)

УИД 76RS0010-01-2018-002254-57

мотивированное решение

изготовлено 27.09.2019г.

Дело № 2-1188/19

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(мотивированное)

23 сентября 2019 года Ростовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Отрывина С.А.,

при секретаре Чекиной Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Ростове

гражданское дело по иску Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области к Администрации Ростовского муниципального района, ФИО1 о признании недействительным разрешение на установку рекламы,

УСТАНОВИЛ:

Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области обратился в суд с иском к Администрации Ростовского муниципального района, и ФИО1, просит признать недействительным разрешение на установку рекламных конструкций № 107 от 28 июля 2016 года, выданное администрацией Ростовского муниципального района Ярославской области на имя ФИО1, указав, что в связи с перераспределением полномочий в соответствии с законом Ярославской области № 69-з от 28 декабря 2017 года Департамент 04 октября 2018 года утвердил схему размещения рекламных конструкций, в которую места размещения рекламной конструкции, разрешение на установку рекламы которых имеются у ФИО1, не вошли.

Истец – Департамент имущественных и земельных отношений по Ярославской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Ответчик – администрация Ростовского муниципального района Ярославской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Ответчик – ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, не представив уважительных причин своей неявки.

В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

Частью 5.8 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Согласно ст. 20 Закона о рекламе № 138-ФЗ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере рекламы, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Законом Ярославской области от 28 декабря 2017 года № 69-з «О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере рекламы», перераспределены полномочий в сфере рекламы между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области.

К полномочиям органов государственной власти Ярославской области отнесены в среди прочих полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ярославской области в сфере рекламы - утверждение схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Ярославской области или муниципальной собственности и выдача предписаний о демонтаже рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешений, срок действия которых не истек, а так же обращение в суд с иском о признании недействительными разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции определяется схемой размещения рекламных конструкций) или в случае нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа (ст. 3 Закона ЯО № 69-з).

Судом установлено, что администрацией Ростовского муниципального района на имя ФИО1 28 июля 2016 года выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 107 по адресу г. Ростов Ярославской области ул. Гоголя, 68.

Земельный участок с кадастровым номером 76:19:010305:17 по адресу г. Ростов Ярославской области ул. Гоголя, д. 68 находится в муниципальной собственности Ростовского муниципального района Ярославской области, передан Администрацией Ростовского муниципального района в аренду ФИО1 12 января 2010 года, для содержания открытой автостоянки сроком на 49 лет.

При этом органом местного самоуправления в соответствии с п. 5.1 ст. 19 Закона «О рекламе» торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, не проводились, в соответствии с п. 5 ст. 19 Закона «О рекламе» договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с собственником земельного участка ФИО1 не заключал.

С 01января 2018 года полномочия по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в собственности Ярославской области и муниципальной собственности перешли от органов местного самоуправления к органам государственной власти Ярославской области.

В соответствии с Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, утвержденным постановлением Администрации Ярославской области № 116 от 02 апреля 2007 года, реализацию полномочий в сфере рекламы осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области.

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области № 123 от 04 октября 2018 года утверждена схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Ярославской области или муниципальной собственности. Схема опубликована в официальном печатном издании, публикующем нормативные правовые акты органов власти Ярославской области «Документ-регион» № 89 (1010) от 24 октября 2018 года.

В указанной схеме место размещения рекламной конструкции по адресу <адрес>, на которую ФИО1 администрацией Ростовского муниципального района выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, отсутствует.

Указанное обстоятельство является основанием для признания имеющегося у ФИО1 разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций недействительным (п. 3 ч. 20 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»), так как согласно ст. 7 Закона ЯО № 69-з муниципальные правовые акты, принятые до вступления в силу настоящего Закона органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области в порядке осуществления полномочий, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону и принятым в соответствии с ним правовым актам органов исполнительной власти Ярославской области.

Приходя к выводу о недействительности выданного ФИО1 разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, суд принимает во внимание тот факт, что федеральным законом «О рекламе» допускается внесение изменений в ранее утвержденную схему размещения рекламных конструкций. Подобная возможность имеется даже в случае выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и реальной установки и эксплуатации конструкции - часть 20.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе». Из положений указанного Федерального закона следует, что утверждение новой схемы расположения рекламных конструкций, имеющей отличия от прежней схемы, не исключается.

Соответственно исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области удовлетворить в полном объеме.

Признать недействительным разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 107 от 28 июля 2016 года по адресу г. Ростов Ярославской области ул. Гоголя, д. 68, выданное администрацией Ростовского муниципального района Ярославской области на имя ФИО1.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

ФИО1 в течение 7 дней после получения копии настоящего решения вправе обратиться в Ростовский районный суд с заявлением о пересмотре дела с его участием.

Председательствующий: С.А. Отрывин