ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1188/2022 от 16.06.2022 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-1188/2022

УИД: 26RS0023-01-2022-002334-54

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 июня 2022 года г. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Драчевой О.С.,

при секретаре Лукьяница И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Северо-Кавказский горный клуб» о ликвидации Благотворительного фонда социальных и благотворительных проектов «ПосетиКавказ»,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Северо-Кавказский горный клуб» обратилось в суд с иском о ликвидации Благотворительного фонда социальных и благотворительных проектов «ПосетиКавказ» (далее – Фонд «ПосетиКавказ»), мотивируя свои требования тем, что 16.03.2022 внеочередным Общим собранием участников ООО «СКГК» (протокол от 16.03.2022 ..............) принято решение обратиться в суд с заявлением о ликвидации Фонда «ПосетиКавказ», поскольку имущества фонда недостаточно для осуществления уставных целей, привлечение финансовых вложений на безвозмездной основе в виде пожертвований не представляется возможным, в соответствии с утвержденным штатным расписанием на 2022 год в Фонде «ПосетиКавказ» числится одна единица – генерального директора, средства от предпринимательской деятельности Фонда «ПосетиКавказ», осуществляемой в соответствии с Уставом, направлялись на погашение задолженности по налогам и сборам, субсидия федерального бюджета Фонду «ПосетиКавказ» не предоставляется, иных источников финансирования и получения доходов не имеется, в связи с чем, цели Фонда «ПосетиКавказ» не могут быть достигнуты.

В ходе судебного разбирательства представителем истца были уточнены исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, в связи с чем, просит: ликвидировать Фонд «ПосетиКавказ» .............. адрес места нахождения ..............; назначить ликвидационную комиссию Фонда «ПосетиКавказ» в составе: председатель ликвидационной комиссии - Елин А. А., члены ликвидационной комиссии: Трач В. М., Зимнурова Ж. А., Хлопов А. М.; возложить на ликвидационную комиссию обязанность по осуществлению ликвидации Фонда «ПосетиКавказ» в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; поручить председателю ликвидационной комиссии Фонда «ПосетиКавказ» уведомить орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц о принятом решении ликвидировать Фонд «ПосетиКавказ», о формировании ликвидационной комиссии Фонда «ПосетиКавказ», о составлении промежуточного ликвидационного баланса Фонда «ПосетиКавказ» и ликвидационного баланса Фонда «ПосетиКавказ», направить имущество Фонда «ПосетиКавказ», оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, на цели, указанные в Уставе Фонда «ПосетиКавказ», в АО «КАВКАЗ.РФ» ..............) на реализацию аналогичных целей.

В судебное заседание представитель истца по доверенности Шатилова Д.А. не явилась, хотя была надлежащим образом и своевременно извещена о рассмотрении дела, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав что поддерживает заявленные исковые требования.

Ответчик – Фонд «ПосетиКавказ» надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, ранее представил отзыв на исковое заявление, в котором против удовлетворения исковых требований ООО «СКГК» не возражали, также просил о рассмотрении дела и вынесении решения в его отсутствие.

Третье лицо - Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю, надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав о вынесении решения суда в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие надлежаще извещенных и не явившихся в судебное заседание ответчика и третьего лица.

Изучив позицию сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 123.1 ГК РФ Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 123.20 ГК РФ и п. 2 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом.

Порядок ликвидации некоммерческой организации и внесения сведений о такой ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (после чего ликвидация считается завершенной) установлен ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. ст. 13.1, 18, 19, 21).

Ликвидация юридического лица возможна лишь после соблюдения требований ст. 63 ГК РФ и пункта 3 ст. 18, ст. 19 ФЗ "О некоммерческих организациях", предусматривает необходимость создания учредителями ликвидационной комиссии и установления порядка и сроков ликвидации некоммерческой организации.

В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Согласно ч.ч. 3 и 4 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.

Процедура ликвидации фонда осуществляется в соответствии со ст. 19 Федерального закона, а именно:

- Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

- Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено Федеральным законом и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 21 Федерального закона).

В ходе судебного разбирательства установлено, что некоммерческая организация Фонд «ПосетиКавказ» (..............) создан по решению единственного учредителя ООО «СКГК» 12.02.2013. Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю осуществлена государственная регистрация Фонда «ПосетиКавказ» при создании. Государственный регистрационный номер записи внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений .............. от 20.02.2013.

Уставной целью создания и деятельности Фонда «ПосетиКавказ» является привлечение на основе добровольных имущественных взносов, пожертвований, иных, не запрещенных действующим законодательством РФ поступлений от граждан и юридических лиц для разработки, поддержки, продвижения и развития на территории Северо-Кавказского федерального округа социальных, благотворительных, культурно-просветительских, образовательных, научно- исследовательских проектов, проектов в сфере развития туризма, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, охраны окружающей среды, а также проектов медицинской, реабилитационной, санаторно-курортной направленности и иных проектов. Фонд «ПосетиКавказ» также преследует цель продвижения Северо-Кавказского федерального округа как туристического и лечебно-реабилитационного центра в России и на международном уровне.

До 2019 года Фонд «ПосетиКавказ» функционировал на пожертвования, что соответствовало порядку и источникам формирования имущества, закрепленных в ст. 11 Устава Фонда «ПосетиКавказ». В период с 2019 по 2021 годы включительно Фонду «ПосетиКавказ» предоставлялась субсидия из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», Федеральным законом от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», Федеральным законом от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и заключаемыми во исполнение данных законов соглашениями между Министерством культуры Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа, Министерством экономического развития Российской Федерации с одной стороны и Фондом «ПосетиКавказ» с другой стороны.

В соответствии с Дополнительным соглашением от 16.12.2021 .............. (далее – Дополнительное соглашение) к соглашению о предоставлении из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением от 05.02.2021 .............., размер субсидии Фонду «ПосетиКавказ» уменьшен, п. 1.1 Соглашения изложен в следующей редакции: «1.1. Субсидия предоставляется на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения, в размере 102 950 000 рублей 00 копеек».

Данная субсидия полностью израсходована Фондом «ПосетиКавказ» в 2021 году в соответствии с направлениями расходования, утвержденными Дополнительным соглашением.

Федеральным законом от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» субсидия в адрес Фонда «ПосетиКавказ» не предусмотрена.

После заключения Дополнительного соглашения казначейством не осуществлялись операции с целевыми средствами Фонда «ПосетиКавказ». Как усматривается из отчета о состоянии лицевого счета .............., открытого в Управлении Федерального казначейства по Краснодарскому краю, по состоянию на 11.01.2022 на казначейском счете Фонда «ПосетиКавказ» отсутствуют денежные средства.

Судом установлено, что пожертвования и взносы учредителей в Фонд «ПосетиКавказ» не поступают, средства от предпринимательской деятельности, осуществляемой Фондом «ПосетиКавказ» в соответствии с Уставом, направлялись на погашение задолженности по налогам и сборам. Субсидия федерального бюджета Фонду «ПосетиКавказ» больше не предоставляется, иных источников финансирования и получения доходов у Фонда «ПосетиКавказ» не имеется, что делает невозможным осуществление уставной цели, для достижения которой Фонд «ПосетиКавказ» был создан. С ноября 2021 года Фондом «ПосетиКавказ» не проводились расходные операции на целевые мероприятия (уставные цели) из-за отсутствия финансовых возможностей. На сегодняшний день имущества Фонда «ПосетиКавказ» недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, что в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 123.20 ГК РФ является основанием для ликвидации фонда.

16 ноября 2021 года заместителем председателя Правительства Российской Федерации Новаком А.В. дано поручение Минэкономразвития России и Минфину России разработать план по ликвидации Фонда социальных и благотворительных проектов «ПосетиКавказ» с последующей передачей его функций акционерному обществу «КАВКАЗ.РФ» (далее – АО «КАВКАЗ.РФ») (поручение от 16.11.2021 № ..............).

Протоколом совещания по вопросу функционирования Благотворительного фонда социальных и благотворительных проектов «ПосетиКавказ» под председательством заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Назарова С.М. от 14.12.2021 .............. утверждены мероприятия по ликвидации Фонда.

16 марта 2022 года внеочередным Общим собранием участников ООО «СКГК» (протокол от 16.03.2022 ..............) принято решение дать поручение Генеральному директору ООО «СКГК» обратиться в суд с заявлением о ликвидации Фонда «ПосетиКавказ» в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона № 7-ФЗ.

Решением ООО «СКГК» от 23.05.2022 .............. определен состав ликвидационной комиссии Фонда «ПосетиКавказ»: председатель ликвидационной комиссии – Елин А. А., члены ликвидационной комиссии – Трач В. М., Зимнурова Ж. А., Хлопов А. М..

Решением Правления Фонда «ПосетиКавказ» (протокол от 27.12.2021 ..............) согласовано новое штатное расписание на 2022 год, в соответствии с которым в штате некоммерческой организации осталась одна единица – генерального директора. Трудовые отношения со всеми остальными работниками были прекращены в соответствии п. 1 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, т.е. на основании соглашения сторон.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что при отсутствии кадровых ресурсов и финансовых поступлений осуществлять деятельность, предусмотренную Уставом Фонда «ПосетиКавказ», не представляется возможным.

Судом установлено, что на момент рассмотрения дела дебиторская задолженность Фонда «ПосетиКавказ» составляет 3991170,50 руб., кредиторская задолженность - 3777303,82 руб., что подтверждается данными бухгалтерской отчетности. Таким образом, имущества Фонда «ПосетиКавказ» достаточно для удовлетворения требований кредиторов.

В соответствии с п. 14.3 ст. 14 Устава Фонда «ПосетиКавказ» имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе, за исключением случаев, когда законом предусмотрен возврат такого имущества учредителю фонда.

Уставные цели Фонда направлены на развитие туристической отрасли в Северо-Кавказском федеральном округе. В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Новака А.В. от 16.11.2021 № .............. в процессе ликвидации Фонда «ПосетиКавказ» его функции должны быть переданы АО «КАВКАЗ.РФ», что предполагало внесение необходимых изменений в Устав АО «КАВКАЗ.РФ».

Министерством экономического развития Российской Федерации согласован проект Устава АО «КАВКАЗ.РФ» в новой редакции (редакция ..............), предусматривающей в соответствии с п. 2.1.7 в качестве одной из основных целей деятельности развитие туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о ликвидации Фонда «ПосетиКавказ».

По смыслу положений статьи 62 ГК РФ в том случае, если суд, принимает решение о ликвидации некоммерческой организации, то он и назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), на которую возлагает обязанности, связанные с ликвидацией юридического лица.

При таких обстоятельства суд полагает необходимым назначить в связи с чем, на ликвидационную комиссию, состав которой определен Решением ООО «СКГК» от 23.05.2022 .............., и на которую надлежит возложить обязанность по осуществлению ликвидации Фонда «ПосетиКавказ» в соответствии с требованиями ГК РФ, Закона № 7-ФЗ, Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ООО «СКГК» о ликвидации Благотворительного фонда социальных и благотворительных проектов «ПосетиКавказ» - удовлетворить.

Ликвидировать Благотворительный фонд социальных и благотворительных проектов «ПосетиКавказ» ОГРН .............., ИНН .............., адрес места нахождения ...............

Назначить ликвидационную комиссию Благотворительного фонда социальных и благотворительных проектов «ПосетиКавказ» в составе: председатель ликвидационной комиссии - Елин А. А., члены ликвидационной комиссии: Трач В. М., Зимнурова Ж. А., Хлопов А. М..

Возложить на ликвидационную комиссию обязанность по осуществлению ликвидации Фонда в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Поручить председателю ликвидационной комиссии Фонда уведомить орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц о принятом решении ликвидировать Фонд, о формировании ликвидационной комиссии Фонда, о составлении промежуточного ликвидационного баланса Фонда и ликвидационного баланса Фонда, направить имущество Фонда, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, на цели, указанные в Уставе Фонда, в АО «КАВКАЗ.РФ» (ОГРН .............. ИНН ..............) на реализацию аналогичных целей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда составлено 17 июня 2022 года.

Председательствующий О.С.Драчева