ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1189/18 от 14.12.2018 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2018 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи К.А. Деминой,

при секретаре ...,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело № 2-1189/2018

по иску Федерального агентства научных организаций

к Областному государственному казенному учреждению «Центр документации новейшей истории Томской области»

об обязании принять на хранение документы по личному составу ликвидированного Федерального государственного бюджетного учреждения научного обслуживания «Конструкторско-технологический центр Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук»

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по делам архивов Департамента по культуре и туризму Томской области, Федеральное архивное агентство (Росархив),

УСТАНОВИЛ:

Федеральное агентство научных организаций (далее – ФАНО России) обратилось в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению «Центр документации новейшей истории Томской области» (далее – ОГКУ «Центр документации новейшей истории Томской области») об обязании принять на хранение документы по личному составу ликвидированного Федерального государственного бюджетного учреждения научного обслуживания «Конструкторско-технологический центр Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук» (далее – КТЦ ТНЦ СО РАН).

В обоснование исковых требований указано, что с целью передачи документов по личному составу КТЦ ТНЦ СО РАН ФАНО России были направлены письма в ОГКУ «Государственный архив Томской Области» и ОГКУ «Центр документации новейшей истории Томской области», а также в Администрацию г. Томска, Департамент по культуре, туризму и спорту Томской области и Росархив. Получены ответы, сообщающие о невозможности принять документы на хранение, ввиду отсутствия полномочий по приему архивных документов федеральной формы собственности и незавершенного процесса формирования законопроекта о наделении субъектов РФ соответствующими полномочиями. Хранение в государственных и муниципальных архивах документов по личному составу, поступающих от ликвидируемых государственных и муниципальных организаций, направлено, прежде всего, на обеспечение возможности подтверждения бывшими работниками информации об их трудовой деятельности в целях защиты социальных прав и гарантий таких работников при обращении к органам публичной власти и за судебной защитой. Отсутствие в настоящее время федеральных государственных архивов, имеющих реальную возможность осуществлять длительное хранение совокупности документов по личному составу, образующихся в результате деятельности всех федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, находящихся во всех субъектах Российской Федерации, не может расцениваться как обстоятельство, исключающее соблюдение прав и законных интересов бывших работников на получение соответствующей информации.

В возражениях на иск, ОГКУ ЦДНИ ТО считало его необоснованным, просило отказать в его удовлетворении в полном объеме. Указало, что ОГКУ ЦДНИ ТО в соответствии со своим Уставом является некоммерческой организацией областной формы собственности, учредителем ее выступает Департамент по культуре и туризму Томской области. Осуществление мероприятий по упорядочению передаваемых архивных документов, а также по дальнейшему их хранению и использованию требует расходования бюджетных денежных средств, а в соответствии с БК РФ, бюджет субъекта РФ предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. Томская область не может нести таких расходов в отношении организации федеральной формы собственности. Прием документов на хранение ликвидированного КТЦ ТНЦ СО РАН, как федерального государственного учреждения, является полномочиями РФ. Даже в случае передачи документов по личному составу в ОГКУ ЦЦНИ ТО, не исключена ситуация, когда работникам для подтверждения льготного стажа придется подавать запросы и в региональный архив, и в организацию, где находятся архивные документы по основной деятельности. Принятие дел по личному составу ликвидированного КТЦ ТНЦ СО РАН повлечет дополнительные трудности, так как подтверждение льготного стажа сопряжено с необходимостью изучения большого количества документов и, как следствие, затрату временных ресурсов (л.д.58-60).

В отзыве на иск Департамент по культуре и туризму Томской области просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Указал, что прием документов на хранение ликвидированного КТЦ ТНЦ СО РАН является полномочиями РФ, кроме того, принятие дел по личному составу ликвидированного предприятия может повлечь затраты временных ресурсов (л.д.87-88).

Федеральное архивное агентство в отзыве на исковое заявление считало требования истца обоснованными, а иск подлежащим удовлетворению. Указало, что, учитывая социальную направленность и важность хранения архивных документов граждан, необходимость соблюдения и обеспечения их социальных прав и гарантий, а также в целях обеспечения условий социальной защищенности бывших работников КГЦ ТНЦ СО РАН - жителей г.Томска, документы по личному составу, образовавшиеся в его деятельности, должны быть переданы в ГКУ «Центр документации новейшей истории Томской области» (л.д. 91-93).

Участники процесса, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили. От сторон поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии их представителей.

В соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 1 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее – Закон об архивном деле) установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.

Как предусмотрено частью 1 статьи 17 Закона об архивном деле, государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частями 1 и 1.1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Как усматривается из материалов дела, на основании приказа ФАНО России 118 от ДД.ММ.ГГГГ, КТЦ ТНЦ СО РАН ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27-30, 31-39).

ДД.ММ.ГГГГ сотрудники КТЦ ТНЦ СО РАН обратились к руководителю ФАНО России с просьбой решить вопрос о передаче архивных документов (л.д. 44).

С целью передачи документов по личному составу КТЦ ТНЦ СО РАН ФАНО России были направлены письма в ОГКУ «Государственный архив Томской Области» и ОГКУ «Центр документации новейшей истории Томской области», а также в Администрацию г. Томска, Департамент по культуре, туризму и спорту Томской области и Росархив (л.д. 45,46), на которые были даны ответы о невозможности принять документы на хранение ввиду отсутствия полномочий по приему архивных документов федеральной формы собственности и незавершенного процесса формирования законопроекта о наделении субъектов Российской Федерации соответствующими полномочиями (л.д.76, 77).

Согласно части 8 статьи 23 Закона об архивном деле при ликвидации государственных и муниципальных организаций документы по личному составу в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.

Действующее законодательство под государственным архивом понимает федеральное государственное учреждение, создаваемое Российской Федерацией (федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое субъектом Российской Федерации (государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют комплектование, учет, хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов (пункт 10 статьи 3 Закона об архивном деле).

В Российской Федерации в форме федеральных казенных учреждений созданы и действуют следующие федеральные государственные архивы: Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив древних актов, Российский государственный исторический архив, Российский государственный военно-исторический архив, Российский государственный архив экономики, Российский государственный архив социально-политической истории, Российский государственный архив новейшей истории, Российский государственный военный архив, Российский государственный архив Военно-Морского Флота, Российский государственный архив литературы и искусства, Российский государственный архив научно-технической документации, Российский государственный архив кинофотодокументов, Российский государственный архив фонодокументов, Российский государственный исторический архив Дальнего Востока.

Исходя из пункта 9.7.2. «Основных Правилах работы архивов организаций» (одобренных решением Коллегии Росархива от 06.02.2002), документы по личному составу ликвидированной организации при отсутствии правопреемника и вышестоящей организации передаются на временное хранение в специализированный архив (центр) документов по личному составу, а при его отсутствии - в государственный архив.

На территории Томской области создано два государственных архива, которые осуществляют комплектование, учет, хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов: ОГКУ «Государственный архив Томской Области» и ОГКУ «Центр документации новейшей истории Томской области».

Как следует из Устава ОГКУ «Центр документации новейшей истории Томской области», учреждение создано в целях обеспечения хранения, комплектования, учета и использования архивных документов по личному составу ликвидированных организаций, к видам основной деятельности отнесено хранение документов долговременного срока хранения и документов по личному составу ликвидированных организаций, в том числе организаций-банкротов (л.д. 61-72).

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона об архивном деле документы по личному составу - это архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем.

Хранение в государственных и муниципальных архивах документов по личному составу, поступающих от ликвидируемых государственных и муниципальных организаций, направлено, прежде всего, на обеспечение возможности подтверждения бывшими работниками информации об их трудовой деятельности в целях защиты социальных прав и гарантий таких работников при обращении к органам публичной власти, за судебной защитой и т.п.

Отсутствие в настоящее время федеральных государственных архивов, имеющих реальную возможность осуществлять длительное хранение совокупности документов по личному составу, образующихся в результате деятельности всех федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся во всех субъектах Российской Федерации, не может расцениваться как обстоятельство, исключающее соблюдение прав и законных интересов бывших работников на получение соответствующей информации.

В такой ситуации, принимая во внимание положения статьи 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, учитывая, что отношения в сфере организации хранения архивных документов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, исходя из необходимости обеспечения доступности документов по личному составу пользователям архивных документов, проживающим по большей части на территории того субъекта Российской Федерации, где было расположено ликвидированное федеральное предприятие, в целях исключения условий для возложения обязанности по приему однородных документов по личному составу на публичные архивы разного уровня и различной компетенции, что существенно затрудняет поиск соответствующих сведений гражданами, судам следовало признать допустимым временное (до надлежащего разрешения соответствующих вопросов органами государственной власти Российской Федерации) возложение обязанности по приему и хранению данных документов на нефедеральный государственный архив исходя из территориального принципа (по месту нахождения ликвидируемой организации).

(Аналогичная позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 03.10.2016 N 305-ЭС16-4927 по делу N А40-146059/2014).

С учетом изложенного, суд считает исковые требования ФАНО России обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает целесообразным указать срок совершения действий, о которых просит ФАНО России, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения, оценивая его как разумный для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Федерального агентства научных организаций к Областному государственному казенному учреждению «Центр документации новейшей истории Томской области» об обязании принять на хранение документы по личному составу ликвидированного Федерального государственного бюджетного учреждения научного обслуживания «Конструкторско-технологический центр Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук», удовлетворить.

Обязать Областное государственное казенное учреждение «Центр документации новейшей истории Томской области» принять на хранение документы по личному составу ликвидированного Федерального государственного бюджетного учреждения научного обслуживания «Конструкторско-технологический центр Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук», в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья К.А. Демина