ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1189/1926МА от 26.03.2019 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-1189/19 26 марта 2019 года РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи – Кузовкиной Т.В.

при секретаре – Брыжахиной О.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литвиненко О.В. к ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о взыскании задолженности, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Литвиненко О.В. на основании приказа Северо-Западного регионального центра МЧС России № 11-К от 30.01.2015 была принята на федеральную государственную гражданскую службу и проходила службу в данной организации в должности главного специалиста-эксперта отделения (кадров, воспитательной работы и психологического обеспечения) отдела кадров. В связи с ликвидацией Северо-Западного регионального центра МЧС России с 29.12.2018 Литвиненко О.В. была освобождена от занимаемой должности и уволена на основании п.8.3 ч.1 ст.37 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При увольнении Литвиненко О.В. произведена выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, выплата за фактически отработанное время за декабрь 2018 года.

Литвиненко О.В. обратилась в суд с иском к ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о признании приказа о расторжении служебного контракта незаконным, обязании произвести перерасчет компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск с учетом ежемесячной поощрительной выплаты, компенсации морального вреда в сумме 50 000 руб., ссылаясь на то, что с 30.01.2015 проходила государственную гражданскую службу, получала ежемесячную поощрительную выплату, которая составляла значительную часть заработной платы, однако, при увольнении данная выплата не была включена в расчет компенсации, чем были грубо нарушены ее трудовые права и причинен моральный вред. Анализируя положения статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пунктов 1, 2, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 562 от 06 сентября 2007 года, пунктов 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации № 763 от 25 июля 2006 года «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», пункту 6, 7 Указа Президента Российской Федерации № 1459 от 26 декабря 2006 года «О дополнительных мерах по повышении эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», истец считает, что ежемесячная поощрительная выплата фактически является премией по результатам службы (работы), которую можно отнести к ежемесячному денежному поощрению, которое входит в состав среднего заработка и на основании подпункта "д" пункта 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 562 от 06 сентября 2007 года, подлежит включению при расчете компенсации в размере четырехмесячного денежного довольствия, выплачиваемого в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы, а также при расчете компенсации за отпуск при его использовании.

В ходе рассмотрения дела истец окончательно уточнил исковые требования в заявлении от 26.03.2019, согласно которому просит взыскать разницу между фактически выплаченной компенсацией при увольнении и компенсацией, рассчитанной с учетом ежемесячной поощрительной выплаты, в сумме 104 000 руб., а также разницу между фактически выплаченной при уходе в очередной оплачиваемый отпуск и компенсацией, рассчитанной с учетом ежемесячной поощрительной выплаты, в сумме 30 170,58 руб., требование о компенсации морального вреда оставив без изменений.

В судебное заседание истец Литвиненко О.В., будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, не явилась. Представитель истца в судебном заседании иск поддержал, просил об удовлетворении заявленных требований с учетом уточнений.

Представители ответчика в судебном заседании иск не признали, возражали против удовлетворения требований, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения в расчет компенсационных выплаты ежемесячной поощрительной выплаты. Представлены письменные возражения.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.

Из материалов дела усматривается, что Литвиненко О.В. проходила федеральную государственную гражданскую службу с 30.01.2015 в должности главного специалиста-эксперта отделения (кадров, воспитательной работы и психологического обеспечения) отдела кадров Северо-Западного регионального центра МЧС России. Приказом №49-К от 07.12.2018 действие служебного контракта прекращено, Литвиненко О.В. освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с федеральной государственной гражданской службы по пункту 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года в связи с упразднением государственного органа (л.д. 12).

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

В соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Приказом №49-К от 07.12.2018 Литвиненко О.В. была установлена выплата денежной компенсации, предусмотренная данной нормой, в размере четырехмесячного денежного содержания (л.д. 12). Согласно расчету денежного содержания при увольнении и расчетному листку за декабрь 2018 Литвиненко О.В. помимо заработной платы за декабрь, были начислены и выплачены следующие компенсационные выплаты: денежное содержание за полный месяц в сумме 19 173,64 руб. и компенсация в сумме 57 520,92 руб. (л.д.20,32). При этом в расчет денежного содержания при увольнении были включены должностной оклад, оклад за классный чин, надбавка за выслугу лет, ежемесячного денежное поощрение, надбавка за особые условия службы 90%, а также дополнительные выплаты — премия ежемесячная, единовременная выплата при уходе в очередной отпуск, материальная помощь.

На основании Указа Президента Российской Федерации № 1459 от 26 декабря 2006 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» для государственных гражданских служащих установлена ежемесячная поощрительная выплата за добросовестное выполнение должностных обязанностей и проявленную инициативу при выполнении поставленных задач. Данная выплата в период службы Литвиненко О.В. производилась в размере 26 000 руб. При этом начисление производилось за фактически отработанное время, в которое не включалось время нахождения в отпуске и освобождения от исполнения обязанностей по временной нетрудоспособности. Данный подход отражен в письме МЧС от 06.07.2017 №43-4084-15 и подтверждается сведениями расчетных листков Литвиненко О.В. (л.д.21-31). Указанная премия при расчете денежного содержания для выплаты Литвиненко О.В. отпускных и компенсации в связи с увольнением не учитывалась.

Суд не находит оснований для признания данных действий ответчика неправомерными, нарушающими трудовые права истца.

Проверяя законность действий ответчика, суд, проанализировав положения статей 50, 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пункты 1, 2, 4, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 562 от 06 сентября 2007 года, которыми установлен порядок исчисления денежного содержания, в том числе и для выплаты компенсации в связи с увольнением при ликвидации организации, пункты 6, 7 Указа Президента Российской Федерации N 1459 от 26 декабря 2006 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», приходит к выводу, что поощрительная выплата гражданским служащим за своевременное, качественное выполнение и проявленную инициативу при выполнении поставленных задач не подлежит включению в расчет денежного содержания для выплаты компенсации при увольнении в связи с упразднением государственного органа.

Согласно части 2 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

В силу части 5 указанной статьи к дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Согласно частям 6 и 10 статьи 50 размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих определяется Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 562 от 06 сентября 2007 года (далее - Правила), пунктом 2 которых установлены такие же составляющие денежного содержания гражданского служащего.

В силу пункта 4 Правил для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», начиная с 01 января 2007 года исчисление средств федерального бюджета на денежное довольствие лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и формируемых за счет средств федерального бюджета фондов оплаты труда работников этих органов и Министерства, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований осуществляется исходя из численности лиц рядового и начальствующего состава, работников и гражданского персонала, в соответствии с которой определены расходы федерального бюджета на 2007 год на денежное довольствие и оплату труда, с учетом принятых решений об увеличении этой численности в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Указа.

В силу пункта 6 Указа средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, исчисленные и сохраненные в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и могут использоваться ими на цели, предусмотренные пунктом 7 настоящего Указа.

Пунктом 7 Указа руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).

Согласно пункту 8 Указа при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом выплата предусмотренной законодательством Российской Федерации при увольнении компенсации (выходного пособия, единовременной выплаты) осуществляется лицам рядового и начальствующего состава Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пределах средств федерального бюджета на денежное довольствие лиц рядового и начальствующего состава и фондов оплаты труда работников и гражданского персонала соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа. При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):

1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;

2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;

3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;

4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;

5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;

6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;

7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств:

1) на выплату районного коэффициента (коэффициента);

2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации;

3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, поощрительная выплата государственным гражданским служащим за своевременное, качественное выполнение и проявленную инициативу при выполнении поставленных задач, как выплата, осуществляемая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», не входит в состав денежного содержания, поскольку не является гарантированной государством выплатой и осуществляется в зависимости от наличия средств федерального бюджета, высвободившихся в результате сокращения численности работников. При этом выплаты при сокращении осуществляются в пределах средств федерального бюджета на денежное довольствие лиц рядового и начальствующего состава соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

При таких обстоятельствах суд считает, что ежемесячные премии, выплаченные истцу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» не подлежат включению в расчет денежного содержания для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением государственной гражданской должности, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам действующего законодательства.

Поскольку судом установлено, что расчет компенсации при увольнении произведен ответчиком правильно, требование о взыскании разницы между фактически выплаченной компенсацией и рассчитанной истцом с учетом включения в расчет ежемесячной поощрительной выплаты, не подлежит удовлетворению.

Также, исходя из самого существа и характера указанной стимулирующей выплаты усматривается условие ее начисления именно за выполнение служебных обязанностей и задач, что не осуществляется в период отпуска служащего, в связи с чем, правомерным является расчет компенсации при уходе в очередной отпуск без учета данной премии, соответственно, требование о взыскании с ответчика разницы между выплаченной компенсацией и рассчитанной истцом, с включением в расчет поощрительной выплаты, не подлежит удовлетворению.

Не находя в действиях ответчика какого-либо нарушения трудовых прав истца, суд считает не подлежащим удовлетворению требование о взыскании компенсации морального вреда, предусмотренной статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации за моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Литвиненко О.В. в удовлетворении иска к ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о взыскании задолженности, компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.

Судья