ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1189/20 от 03.06.2020 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2-1189/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Лиманской В.А.

при секретаре Марченко А.Г.

3 июня 2020 года в г. Волжский Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «УК «Мария» о взыскании ущерба, возложении обязанности,

Установил :

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «УК «Мария» (ранее ООО «УК «Уютный дом»), в котором с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил взыскать ущерб в результате завышения стоимости оказанной услуги в сумме 2 155,20 руб.; обязать ответчика оформлять платежные документы в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 пункты 29, 31, 39, 40 и Постановлением Правительств РФ №354 от 6.05.2011 пункты 69, 70, 71 (форма примерная), приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 26.01.2018 №43/пр (примерная форма платежного документа); истребовать устав ООО «УК «Мария» на оказание услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома; истребовать лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии с ч. 1 пп. 1.3 ст. 161 ЖК РФ и ч. 1 ст. 162 ЖК РФ, а в случае ее отсутствия, известить администрацию города о незаконной предпринимательской деятельности и обязать орган местного самоуправления о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для многоквартирного дома по <адрес> в соответствии с положениями ч. 4-7, 13 ст. 161 ЖК РФ; истребовать тариф коммунального ресурса для расчета оплаты за электроэнергию на содержание общего имущества за 2017, 2018, 2019 год.

В обоснование иска указано, что ответчик на основании договора управления №... от "."..г. является управляющей организацией в отношении многоквартирного <адрес>.

Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 предусмотрено указание отдельной строкой размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества многоквартирного дома. В нарушение данного требования ответчик не указывает в платежном документе ежемесячные показания общедомового прибора учета №5057410.

Действия ответчика нарушают права истца как потребителя услуги на получение необходимой и достоверной информации о предоставленной услуге, способствует необоснованному завышению стоимости оказываемой услуги.

Постановлением Правительства РФ №354 от 6.05.2011 предписано о необходимости указания в платежном документе наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, общий объем каждой коммунальной услуги на общедомовые нужды за расчетный период по показаниям коллективного общедомового прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса.

В платежных документах, выдаваемых ПАО «Волгоградэнергосбыт», приведены показания общедомового прибора учета №5057410 за электроэнергию.

Тем самым, за "."..г. истцу причинен ущерб в сумме 1 660,61 руб., за 2018 год – в сумме 494,59 руб., а всего 2 155,20 руб.

В уточнении исковых требований истец указывает на то, что в платежных документах для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг с 2017 года и по настоящее время ответчиком не указываются : название документа; сведения на ОДПУ для расчета в текущем периоде по электроэнергии и холодной воде; расшифровку (расчет) объемов и тарифа используемых коммунальных ресурсов; с "."..г. по "."..г. в платежном документе не указаны строки в графе №... (виды услуг) на содержание общедомового имущества по электроэнергии и холодной воде в отсутствие уведомления об изменениях; размер шрифта в платежном документе уменьшается с каждым месяцем.

В судебное заседание истец ФИО1, его представитель ФИО2, представитель ответчика ООО «УК «Мария», представитель третьего лица администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области в лице отдела муниципального жилищного контроля при надлежащем извещении не явились.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий, как указывает ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются.

Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО1 является собственником доли жилого помещения в виде квартиры, расположенной по <адрес> Финансовый лицевой счет оформлен на истца и платежные документы предоставляются на его имя.

Управляющей организацией в отношении приведенного выше многоквартирного дома является ООО «УК «Мария» (ранее до смены наименования ООО «УК «Уютный дом») на основании договора управления №... от "."..г..

Смена наименования управляющей организации произведена на основании решения учредителя, оформленного протоколом №... от "."..г., о чем сведения внесены в налоговый орган по месту учета юридического лица.

Согласно договору управления, на управляющую организацию возложена в числе прочего обязанность предоставлять собственникам помещений многоквартирного дома коммунальные услуги по электроснабжению, для чего обязуется заключить соответствующий договор с ресурсоснабжающей организацией (п. "."..г. договора); оформлять платежные документы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним законодательством РФ (п. 2.1.5 договора).

"."..г. управляющей организацией с ПАО «Волгоградэнергосбыт» заключен договор ресурсоснабжения (снабжения электроэнергией) №... в отношении многоквартирного дома <адрес>, сроком действия с "."..г. и до момента прекращения договора управления многоквартирным домом.

Учет потребленной электроэнергии на общедомовые нужды оформляется по форме, согласованной сторонами договора ресурсоснабжения, что подтверждается копиями расчётов за период с "."..г. по "."..г.

В обоснование требований о взыскании ущерба, истец ссылается на неправильное оформление платежных документов ответчиком в связи с завышением стоимости оказанной услуги.

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») в пункте 69 содержит указание о том, что в платежном документе указываются:

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

Из представленных истцом платежных документов за период с "."..г. по "."..г. усматривается, что приведенные в подпунктах «в», «е» пункта 69 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 данные присутствуют в платежных документах по оплате электроэнергии на содержание общедомового имущества МКД <адрес>.

Истец полагает, что платежные документы не соответствуют также положениям пунктов 69, 70, 71 приведенного Постановления Правительства РФ №354.

Так, в силу пункта 69 в платежном документе указываются:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 № 129)

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;

(пп. «г(1)» в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 № 232)

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2015 № 129, от 26.12.2016 № 1498)

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498)

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:

пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;

предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;

уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498)

иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;

к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);

(пп. «к(1)» введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498)

л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614)

В силу пункта 70, в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение), в случае, установленном абзацем первым пункта 40 настоящих Правил, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2015 № 129, от 26.12.2016 № 1498, от 13.07.2019 № 897)

Размер определенных законом или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий такого договора, указывается исполнителем в платежном документе для внесения платы за коммунальные услуги.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498)

Пункт 71 предусматривает, что примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

Оценив представленные истцом платежные документы за период "."..г. и частично за "."..г. суд не находит не соответствия приведенным выше требованиям пунктов 69-71 Постановления Правительства РФ №354.

Положениями Постановления Правительства РФ №354 требований к названию документа, размеру шрифта вообще не предъявляется.

Помимо этого, истец ссылается на несоответствие платежных документов требованиям п. 29, 31, 39 и 40 Постановления Правительства РФ №491 от 13.08.2006.

Так, в силу п. 29 приведенного выше Постановления Правительства РФ №491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

С 1 января 2017 г. в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г.

При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.

Пункт 31 указывает на то, что при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), - в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Пункт 39 приведенного Постановления гласит, что государственный контроль за содержанием общего имущества осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 40 Постановления, собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе:

а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен;

б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы);

в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

Сведений о том, каким образом положения вышеприведенных пунктов 29, 31, 39, 40 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491 должны быть приведены в платежных документах истцом не приведено.

Кроме того, приказом Минстроя России от 29 декабря 2014 года №924/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методические рекомендации по ее заполнению с признанием не подлежащим применению ранее действующего приказа Минрегионразвития РФ.

В настоящее время действует приказ Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг», которым утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг согласно приложению к настоящему приказу.

Данным положениям представленные истцом в материалы дела платежные документы соответствуют.

Кроме того, Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» не содержит требований, предъявляемым к платежным документам, а лишь регулирует отношения по вопросам, вытекающим из положений ст. 39 и ст. 156 ЖК РФ.

Кроме того, из акта №... от "."..г. проверки органом муниципального контроля юридического лица в лице комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области следует, что проведена проверка ООО «УК «Уютный дом» по вопросу порядка начисления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома <адрес> по электроэнергии за период с "."..г. по "."..г.

Проверкой установлено управление домом управляющей организацией осуществляется на основании лицензии от "."..г.№..., сведения о чем внесены в реестр лицензий, размещенном на официальном сайте Инспекции государственного жилищного надзора <адрес>.

Также проверкой установлено наличие вышеприведенного договора ресурсонабжения в отношении электроэнергии, согласно приложению №... к которому объем потребленной электроэнергии на содержание общего имущества в МКД определяется на основании ежемесячно выполняемого гарантирующим поставщиком ПАО «Волгоградэнергосбыт» расчета.

Согласно приложению №... к договору ресурсоснабжения, объем потребленной электроэнергии определяется как разница между объемом энергии, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) и объемом энергии, подлежащим оплате потребителями в МКД, определенным за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами №....

Начисление платы за коммунальные ресурсы по электроэнергии, потребляемые в целях содержания общего имущества собственников жилых помещений с "."..г. производит ООО <...> Многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии.

Проверкой установлено, что за "."..г. ООО <...> использовало для расчёта платы за электроэнергию на содержание общего имущества МКД объем электроэнергии равный 1455,03 вКтч, объем фактически потребленной электроэнергии составил 2кВтч, что на 1453,03 кВтч больше, чем потребил МКД для содержания общего имущества. Использование объемов коммунального ресурса по электроэнергии в расчете платы осуществлялось ООО <...> в нарушение действующего законодательства без учета показаний общедомового прибора учета с начислением платы по нормативу потребления.

Однако, управляющей организацией произведена корректировка платы потребителям, проживающим в многоквартирном доме <адрес>, по электроэнергии на общедомовое имущество за период май-июль 2017 года, что отражено в платежных документах за "."..г.Платежным документом за "."..г. подтверждается перерасчет платы за электроэнергию на содержание общедомового имущества.

С "."..г. по "."..г. начисления производятся исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества согласно действующему законодательству.

При этом, в силу п. 3.63 Постановления администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от "."..г.№... «Об утверждении Положения о комитете по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области», действовавшего на момент проведения проверки, к компетенции комитета по обеспечению жизнедеятельности города отнесены реализация полномочий по осуществлению муниципального жилищного контроля, государственного жилищного надзора и муниципального контроля на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области в части переданных полномочий.

Тем самым, упомянутый выше акт проверки от "."..г. составлен уполномоченным на то лицом в пределах предоставленных ему полномочий в рамках жилищного контроля.

Письмом комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от "."..г.№... в адрес истца сообщено, что начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на содержание общего имущества многоквартирного дома <адрес>, производит ПАО «Волгоградэнергосбыт».

Тем самым, опровергаются доводы истца о причинении ему ответчиком ущерба в связи с завышением стоимости электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирного дома за период "."..г.

В отношении требований ФИО1 о взыскании ущерба в связи с завышением стоимости электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирного дома за период "."..г. судом установлено, что представленный истцом расчет не соответствует требованиям закона.

Так, в силу нормативных положений, при исчислении стоимости электроэнергии, потраченной на содержание общего имущества МКД, следует исходить от площади помещений, относящихся к общему имуществу, тарифа, установленного на данный ресурс.

По данным приведенного выше акта проверки от "."..г., а также из платежных документов следует, что общая площадь помещений, относящихся к общему имуществу составляет 855,9 кв.м.

Тогда как истцом в расчете применены общая площадь жилых помещений дом в размере 1912,8 кв.м., тогда как по данным приведенных акта проверки и платежных документов, общая площадь жилых помещений дома составляет 1674,1 кв.м.; расчёт также содержит указание на жилую площадь квартиры истца.

В этой связи, по мнению истца расчет должен быть выполнен следующим образом : 153,9 (показания общедомового прибора учета)/1912,8 кв.м. (общая площадь жилых помещений дома) х76,4 кв.м. (общая площадь квартиры истца) х 4,02 (тариф) (приведен расчет истца за январь 2018 года).

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, и плата за содержание и ремонт общего имущества начисляются отдельно.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 5 Правил № 306 норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле, указанной в пункте 9 Приложения № 1 к Правилам № 306.

Согласно данной формуле, для расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, необходимо учитывать общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, которая согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) включает площадь помещений в данном доме, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.

Следовательно, составленный истцом расчет не отвечает требованиям закона, а потому не является доказательством причинения истцу ущерба в завышении стоимости оплаты электроэнергии на содержание общего имущества за 2018 год.

Приведенный в платежных документах за "."..г. расчет размера начисляемой ФИО1 платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды соответствует требованиям закона и не нарушает его права и законные интересы.

Относительно исковых требований ФИО1 об истребовании устава ООО «УК «Мария» на оказание услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома суд исходит из следующего.

В силу ч.1, ч. 3 ст. 12 ФЗ от 8.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственность», учредительным документом общества является устав общества.

По требованию участника общества, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом общества, в том числе с изменениями, либо уведомить любое заинтересованное лицо о том, что общество действует на основании типового устава, ознакомиться с которым можно бесплатно в открытом доступе на официальном сайте органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Общество обязано по требованию участника общества предоставить ему копию действующего устава общества. Плата, взимаемая обществом за предоставление копий, не может превышать затраты на их изготовление.

При этом, в силу положений приведенного ФЗ №14-ФЗ, истец, будучи собственником помещения в многоквартирном доме, управляемом ООО «УК «Мария», не относится как к числу участников общества, аудиторов, так и к числу указанных в приведенной статье любых заинтересованных лиц, которые вправе требовать предоставления им устава общества, поскольку под заинтересованным лицом в целях применения положений приведенной нормы следует понимать лицо, заинтересованное в совершении хотя бы одной из взаимосвязанных сделок данного юридического лица.

Положениями Жилищного кодекса РФ не предусмотрена обязанность управляющей организации по требованию собственников помещений многоквартирного дома предоставлять им устав общества.

Устав является учредительным документом юридического лица, а перечень услуг и работ в рамках договора управления предусматриваются договором управления, который истец в силу 2.1.8 договора управления №... от "."..г. вправе получить бесплатно.

При этом, сведений о том, что ФИО1 обращался за получением копии договора управления, а управляющей организацией ему в этом было отказано, материалы дела не содержат.

Относительно требований ФИО1 об истребовании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом суд исходит из следующего.

Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от "."..г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

В соответствии с части 1, части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами; управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.

Приведенным судом выше актом проверки №... от "."..г. органом муниципального контроля установлено, что ООО <...> является лицензиатом и осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от "."..г.№..., дом <адрес> внесен в реестр лицензий на общедоступном сайте Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области.

На основании п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать такой способ управления многоквартирным домом, как его управление управляющей организацией.

Согласно ч. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Как следует из положений ч. ч. 1, 2 ст. 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся кроме прочего в реестре лицензий субъекта Российской Федерации, который должен иметь раздел со сведениями об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Подобные сведения являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте органа государственного жилищного надзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 195 ЖК РФ).

Частью 7 ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.

В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.

Согласно ч. 2 ст. 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Таким образом, с учетом приведенных нормативных положений действующее правовое регулирование не устанавливает обязательных судебных процедур признания или подтверждения права на управление многоквартирным домом, возникшего у лицензиата в установленном законом порядке, например, в случае принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления, о выборе (смене) управляющей организации.

Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (п. 1 ст. 162 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из представленных истцом платежных документов, ответчиком осуществлялось управление многоквартирным домом <адрес>, выставлялись платежные документы, которые истцом оплачивались.

С информацией о наличии лицензии у ответчика истец вправе беспрепятственно ознакомиться на общедоступном сайте системы ГИС ЖКХ.

В этой связи, суд не усматривает нарушений прав и законных интересов истца ФИО1 со стороны ответчика, самим истцом не приведено оснований, которые бы свидетельствовали о наличии таких нарушений.

Суд также учитывает, что настоящие исковые требования предъявлены истцом только к управляющей организации, при этом, при этом истец сам определяет объем заявленных требований и круг лиц, к которым указанные требования заявлены.

Кроме того, истец просит истребовать тариф коммунального ресурса для расчета оплаты за электроэнергию по содержание общего имущества за 2017-2019 год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Как предусмотрено пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

В соответствии с положениями статей 36, 39 ЖК РФ бремя по содержанию общего имущества в многоквартирном доме возложено на собственников помещений многоквартирного дома. Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Согласно части 2 статьи 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника, которая, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику (часть 2 статьи 37 ЖК РФ).

Как установлено судом, многоквартирный дом <адрес> оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета электроэнергии матрица №... матрица №... введенными в эксплуатацию "."..г..

Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» предусмотрено, что в указанных целях подлежат применению тарифы на холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, сточные воды, утвержденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по категории потребителей «население». Поскольку размер платы за содержание жилого помещения устанавливается в одинаковом размере для всех собственников помещений в многоквартирном доме, тарифы для населения применяются ко всему объему коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаемому в расчет размера платы за содержание жилого помещения.

Размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, определяется путем суммирования размера расходов по каждому виду коммунальных ресурсов, который определяется путем перерасчета стоимости каждого вида коммунального ресурса, определенного соответственно площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, на 1 квадратный метр площади жилых и нежилых помещений в каждом многоквартирном доме. В указанных целях площадь помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, определяется в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом и видом таких помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ, а для применения нормативов потребления холодной воды, горячей воды и отведения сточных вод в целях использования общего имущества - указанных в пункте 27 Приложения № 1 к Правилам Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».

После утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме размер платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется размером соответствующего норматива потребления.

Постановлением Правительства Волгоградской области от 6.02.2014 № 32-п утверждено Положение о комитете тарифного регулирования Волгоградской области, в полномочия которого входит государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.

С 1 января 2017 года Комитетом тарифного регулирования утверждаются нормативы потребления коммунальных ресурсов, используемых при содержании и использовании общего имущества МКД, в том числе в отношении электрической энергии, тарифы корректируются путем издания соответствующих приказов.

Согласно ч. 2 ст. 165 ЖК РФ, управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.

Материалы дела не содержат сведений о том, что ФИО1 обращался к ответчику за информацией о тарифах на электроэнергию на содержание общего имущества многоквартирного дома, в этой связи отсутствуют основания утверждать, что действиями либо бездействием управляющей организации нарушены права и законные интересы истца.

Кроме того, принимаемые Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области приказы об установлении тарифов находятся в открытом доступе, в том числе, путем опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также в печатном издании «Волгоградская правда».

Оценив совокупность установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных ФИО1 исковых требований, а потому считает необходимым отказать в полном объеме в удовлетворении заявленных им исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил :

ФИО1 в удовлетворении иска к ООО «УК «Мария» о взыскании ущерба в результате завышения стоимости оказанной услуги в общей сумме 2 155,20 руб., возложении обязанности оформлять платежные документы в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 пункты 29, 31, 39, 40 и Постановлением Правительств РФ №354 от 6.05.2011 пункты 69, 70, 71 (форма примерная), приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 26.01.2018 №43/пр (примерная форма платежного документа), истребовании устава ООО «УК «Мария» на оказание услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, истребовании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии с ч. 1 пп. 1.3 ст. 161 ЖК РФ и ч. 1 ст. 162 ЖК РФ, а в случае ее отсутствия, известить администрацию города о незаконной предпринимательской деятельности и обязать орган местного самоуправления о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для многоквартирного дома по <адрес> в соответствии с положениями ч. 4-7, 13 ст. 161 ЖК РФ истребовании тарифа коммунального ресурса для расчета оплаты за электроэнергию на содержание общего имущества за 2017, 2018, 2019 год – отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья <...>

<...>

<...>