.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2016 года г. Новокуйбышевск
Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Король С.Ю.,
с участием помощника прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской природоохранной прокуратуры – Айриян М.К.,
при секретаре Дождевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1189/2016 по иску заместителя прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры к ОАО «Новокуйбышевские очистные сооружения» об обязании прекратить сброс сточных вод с превышением нормативов,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском ОАО «Новокуйбышевские очистные сооружения» об обязании прекратить сброс сточных вод с превышением нормативов, указав, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при осуществлении деятельности ОАО «Новокуйбышевские очистные сооружения», в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства при осуществлении сброса сточных вод. Установлено, что в процессе своей деятельности ОАО «Новокуйбышевские очистные сооружения» осуществляет сброс сточных вод в ерик Кривуша на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, зарегистрированного <Дата> в Государственном водном реестре за <№>. Вышеуказанным решением о предоставлении водного объекта в пользование установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах ОАО «Новокуйбышевские очистные сооружения». Вместе с тем, проверкой установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства ОАО «Новокуйбышевские очистные сооружения» осуществляет сброс сточных вод в ерик Кривуша с превышениями допустимых концентраций. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просил суд обязать ОАО «Новокуйбышевский очистные сооружения» (ОГPH <№>) прекратить сброс сточных вод в ерик Кривуша с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование, зарегистрированным <Дата> в Государственном водном реестре за <№>, по истечении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской природоохранной прокуратуры – Айриян М.К. поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседание представители ОАО «Новокуйбышевские очистные сооружения» - Шамин Е.В., действующий на основании доверенности <№> от <Дата>, и Костина Т.А., действующая на основании доверенности <№> от <Дата>, исковые требования не признали, просили суд отказать в их удовлетворении, по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Статьей 58 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться у природным богатствам.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ г. «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются поверхностные и подземные воды.
В силу пункта 2 статьи 16 данного Федерального закона одним из видов негативного воздействия на окружающую среду являются сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные, водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ г. «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод, в том числе дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Частью 4 названной статьи установлено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Частью 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации установлен прямой запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 г. № 1193 «Об утверждении перечня нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, для целей государственного надзора» к нарушениям, представляющим угрозу причинения вреда окружающей среде, относятся: осуществление хозяйственной деятельности и иной деятельности без разрешительных документов, на основании которых допускается осуществление указанной деятельности, в пределах установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, наличие которых является обязательным в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды; осуществление хозяйственной и иной деятельности на основании разрешительных документов с превышением установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, наличие которых является обязательным в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды; нарушение запретов в отношении осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающею среду, или невыполнение обязанностей по проведению мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении такой деятельности, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 76 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ г. «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Как установлено судом, Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при осуществлении деятельности ОАО «Новокуйбышевские очистные сооружения», в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства при осуществлении сброса сточных вод.
Из материалов дела усматривается, что в процессе своей производственной деятельности ответчик осуществляет сброс сточных вод в ерик Кривуша.
На осуществление указанного вида деятельности общество имеет решение о предоставлении водного объекта в пользование <№> от <Дата>, зарегистрированное <Дата> в Государственном водном реестре за <№>, выданное отделом водных ресурсов по Самарской области НВБВУ Федерального агентства водных ресурсов, по условиям которого ответчику предоставлено право сброса сточных вод в ер. Кивуша.
Пунктом 10 указанного решения, предусмотрен перечень максимального содержания загрязняющих веществ в поверхностных сточных водах, которое не должно превышать следующих значений показателей по каждым наименованиям ингредиентов в мг/ дм3, а именно: по БПК полн. - 3,000, сухой остаток – 1000,000, Фосфаты по фосфору – 0,2000, Взвешенные вещества – 12,3500, сульфаты – 100,000, хлориды – 125,2923, СПАВ (анион) – 0,2469, Азот нитратный – 8,2069, Нитрат-анион – 35,6821, Азот аммонийный -0,4000, Ион аммония – 0,5000, Азот нитритный – 0,0200, Нитрит – ион -0,0800, медь – 0,0010, цинк – 0,0024, алюминий – 0,0057, железо общее – 0,100, нефтепродукты – 0,0500, фенолы – 0,0010.
Кроме того, утверждены свойства сточных вод, так, в них плавающие примеси: не допускаются; окраска: вода не должна приобретать посторонней окраски; запахи и привкусы: вода не должна сообщать посторонних запахов, привкусов и сообщать их мясу рыб; температура воды в водном объекте - приемнике сточных вод: не должна повышаться по сравнению с естественной температурой водного объекта более чем на 5°С, с общим повышением температуры не более чем до 20°С летом и 5°С зимой для водных объектов, где обитают холоднолюбивые рыбы и не более чем до 28СС летом и 8°С зимой в остальных случаях; водородный показатель: pH должен быть в пределах 6,5-8,5; копи-индекс: не более 500; содержание растворенного кислорода: не менее 6,0 мг/ дм3; ХПК : не более 30 мг 02/дм3; БПК пол.;. не более 3,00 мг/дм3; минерализация: не более 1000,000 мг/дм3; токсичность воды: сточная вода на выпуске в водный объект не должна оказывать острого токсичного действия на тест – объекты. Примечание: Сброс любых веществ, не указанных выше, запрещён. Показатели качества сточных вод должны определяться инструментальными методами по показаниям аттестованных средств измерений. Контроль качества стоков ведет химико-аналитическая лаборатория ОАО Новокуйбышевские очистные сооружения» (Аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) <№>, выданное ОАО «Новокуйбышевские очистные сооружения» <Дата>);
Аналогичные сведения содержатся в разрешении <№> на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты), выданное Управлением Росприроднадзора по Самарской области.
Согласно предоставленной в адрес заместителя начальника отдела водных, ресурсов Нижне-Волжского БВУ по Самарской области информации ОАО «Новокуйбышевские очистные сооружения» от 29.02.2016 года <№> за 4 квартал 2015 года фактический сброс загрязняющих веществ не соответствует установленным нормативам, а именно:
по взвешенным веществам = 15,0000 мг/л, что на 2,65 мг/л превышает ПДК, которая составляет 12,3500 мг/л;
по хлоридам = 127,6200 мг/л, что на 2,3277 мг/л превышает ПДК, которая составляет 125,2923 мг/л;
по фосфатам = 1,5100 мг/л, что на 1,3100 мг/ji превышает ПДК, которая составляет 0,2000 мг/л;
по меди = 0,0088 мг/л, что на 0,0078 мг/л превышает ПДК, которая составляет 0,0010 мг/л;
по фенолу = 0,0024 мг/л, что па 0,0014 мг/л превышает ПДК, которая составляет 0,0010 мг/л;
по нефтепродуктам = 0,4950 мг/л, что на 0,4450 мг/л превышает 11ДК, которая составляет 0,0500 мг/л;
по алюминию = 0,0200 мг/л, что на 0,0143 мг/л превышает ПДК, которая составляет 0,0057 мг/л;
по цинку = 0,0220 мг/л, что на 0,0196 мг/л превышает ПДК, которая составляет 0,0024 мг/л.;
по сульфатам = 233,0100 мг/л, что на 133,0100 мг/л превышает ПДК, которая составляет 100,0000 мг/л.;
по аммоний-иону = 3,6100 мг/л, что на 3,1100 мг/л превышает ПДК, которая составляет 0,5000 мг/л.;
по железу = 0,5500 мг/л, что на 0,4500 мг/л превышает ПДК, которая составляет 0,1000 мг/л.
Указанные выше обстоятельства при рассмотрении дела ответчиком признаны и не оспариваются.
Более того, нельзя проигнорировать на тот факт, что ерик Кривуша является рыбохозяйственным водоемом, с естественным воспроизводством ценных видов рыб.
Действиями ОАО «Новокуйбышевский очистные сооружения» нарушены права Российской Федерации, поскольку в соответствии со статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), поэтому загрязнение водного объекта, находящегося в федеральной собственности, нарушает права собственника по рациональному использованию природных ресурсов. Так как водный объект является средой обитания водных биоресурсов, то его загрязнение влияет на их воспроизводство и сохранение, чем также нарушаются права Российской Федерации, поскольку в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы находятся в федеральной собственности. Длительное поступление неочищенных сточных вод в водный объект создаст угрозу причинения вреда окружающей среде и санитарному благополучию населения.
Таким образом, суд установлено, что ответчик своей хозяйственной деятельностью производит сброс сточных вод в ерик Кривуша с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, причиняя тем самым вред окружающей среде, а, следовательно, и благополучию населения, что недопустимо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора должны быть удовлетворены в полном объеме.
Позиция ответчика о том, что превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ происходит из-за попадания загрязняющих веществ в ерик Кривуши в результате производственной деятельности АО «НК НПЗ» и АО «ННК», не нашла своего подтверждения в судебном заседании, поэтому признается судом голословной.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из принципа разумности, суд считает необходимым установить срок для прекращения сброса сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ по истечении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры к ОАО «Новокуйбышевские очистные сооружения» об обязании прекратить сброс сточных вод с превышением нормативов – удовлетворить.
Обязать ОАО «Новокуйбышевские очистные сооружения» (ОГРН <№>) прекратить сброс сточных вод в ерик Кривуша с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование, зарегистрированным <Дата> в Государственном водном реестре за <№>, по истечении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме через Новокуйбышевский городской суд Самарской области.
Решение принято в окончательной форме 27.05.2016 года.
Судья: /подпись/ С.Ю. Король