ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1189/2022 от 03.08.2022 Миллеровского районного суда (Ростовская область)

61RS0018-01-2022-001796-88

№ 2-1189/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 августа 2022 года город Миллерово

Миллеровский районный суд, Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Шевлюга Е.П.,

при секретаре Орловой К.И.,

с участием помощника Миллеровского межрайпрокурора – Пятицкой С.В.,

представителя ответчика Гусакова А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Миллеровского межрайонного прокурора в защиту интересов муниципального образования «Мальчевское сельское поселение» к главе администрации Мальчевского сельского поселения Миллеровского района Ростовской области Гусакову А.В. о взыскании полученных премиальных выплат на сумму 20584 рублей 80 копеек,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковым заявлением к главе администрации Мальчевского сельского поселения Миллеровского района Ростовской области Гусакову А.В. о взыскании полученных премиальных выплат на сумму 20584 рублей 80 копеек.

В обоснование своих требований истец указал, что Миллеровской межрайонной прокуратурой проведена проверка законности выплаты премий лицам, занимающим муниципальные должности в органах местного самоуправления Миллеровского района.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с пунктами 2, 8, 9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон) в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе

муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (ч. 11.1 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ).

Правовой статус главы местной администрации определен статьей 37 Федерального закона № 131 -ФЗ.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления - отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ).

Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:

подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 6.1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно ч. 9 ст. 29 Устава муниципального образования «Мальчевское сельское поселение» денежное содержание главе администрации Мальчевского сельского, поселения устанавливается решением Собрания депутатов Мальчевского сельского поселения в соответствии с федеральными и областными законами.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Собрания депутатов Мальчевского сельского поселения, которому подконтролен и подотчетен глава администрации Мальчевского сельского поселения.

В период времени с 18.09.2017 по 14.10.2021 должность главы администрации Мальчевского сельского поселения занимал Гусаков А.В. (решение Собрания депутатов от 18.09.2017 № 42 «О назначении на должность главы администрации Мальчевского сельского поселения», решение Собрания депутатов от 14.10.2021 № 230 «О прекращении полномочий главы администрации Мальчевского сельского поселения»).

В приложении № 3 к решению Собрания депутатов Мальчевского сельского поселения от 27.10.2014 № 105 «О денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования «Мальчевское сельское поселение» изложен порядок выплаты муниципальным служащим муниципального образования «Мальчевское сельское поселение» премий за выполнение особо важных и сложных заданий (далее по тексту - Положение). Положения данного нормативного правового акта регламентируют выплату премий в том числе и главе администрации Мальчевского сельского поселения, должность которого является муниципальной.

Как следует из п. 3 ст. 2 Порядка оценку эффективности работы муниципальных служащих и принятие решения об установлении им конкретных коэффициентов осуществляет глава администрации Мальчевского сельского поселения.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Порядка решение о выплате ежеквартальных премий оформляется распоряжением администрации Мальчевского сельского поселения.

Согласно п. 4 ст. 3 Порядка решение о выплате единовременной премии принимается главой администрации Мальчевского сельского поселения на основании соответствующего представления.

В ходе проверки установлено, что главе администрации Мальчевского сельского поселения начислялась и выплачивалась ежеквартальная премия за период 2021 года на основании следующих распоряжений главы администрации Мальчевского сельского поселения: распоряжением от 07.04.2021 № 16 - за 1 квартал 2021 года в размере 6861 руб. 60 коп., распоряжением от 07.07.2021 № 41 - за 2 квартал 2021 года в размере в размере 6861 руб. 60 коп., распоряжением от 08.10.2021 № 63 - за 3 квартал 2021 года в размере 6861 руб. 60 коп.

Вместе с тем, вышеуказанные положения муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующие порядок и выплату ежеквартальной премии, не могут распространяться на главу администрации Мальчевского сельского поселения по следующим основаниям.

Указанная премия включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы администрации Мальчевского сельского поселения представительным органом муниципального образования - Собранием депутатов Мальчевского сельского поселения, принятие решения о поощрении главы администрации Мальчевского сельского поселения относится к компетенции Собрания депутатов Мальчевского сельского поселения. Для того, чтобы установить наличие или отсутствие правовых оснований для выплат главе администрации Мальчевского сельского поселения премии, необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, что в силу положений ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ, ч. 1 ст. 24 Устава муниципального образования «Мальчевское сельское поселение» входит в компетенцию Собрания депутатов Мальчевского сельского поселения.

Кроме того, в силу части 9.1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены в том числе Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).

Исходя из п. 2 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции, - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 названного федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ).

Таким образом, в силу приведенных положений Федерального закона № 273-ФЗ возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.

Премия главе администрации Мальчевского сельского поселения, предусмотренная решением Собрания депутатов от 27.10.2014 № 105, в целях стимулирования профессиональной деятельности данного лица является иной дополнительной выплатой и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, размер которой зависит от результатов деятельности главы.

Соответственно, принятие решения о поощрении главы администрации, в данном случае - о премировании главы администрации Мальчевского сельского поселения, относится к компетенции Собрания депутатов Мальчевского сельского поселения.

На основании вышеизложенных требований федерального законодательства поскольку глава администрации Мальчевского сельского поселения назначается на должность Собранием депутатов, подконтролен населению и представительному органу муниципального образования (Собрания депутатов), то именно данный орган — Собрание депутатов Мальчевского сельского поселения - полномочен принимать решения о премировании главы администрации Мальчевского сельского поселения, а соответственно, распоряжения администрации Мальчевского сельского поселения от 07.04.2021 № 16, от 07.07.2021 № 41, от 08.10.2021 № 63, в части определения ежеквартальной премии главе администрации Мальчевского сельского поселения, являются незаконными, как и получения указанных выплат данным должностным лицом.

Глава муниципального образования как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности.

Глава муниципального образования должна соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, установленные федеральным законодательством о противодействии коррупции.

Вместе с тем указанные обязанности главой муниципального образования не соблюдались, что привело к изданию незаконных распоряжений о своем премировании и, соответственно, к возникновению конфликта интересов.

С целью устранения указанных нарушений межрайонной прокуратурой главе администрации Мальчевского сельского поселения 28.03.2022 внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной службе, по результатам рассмотрения которого в решение Собрания депутатов Мальчевского сельского поселения от 27.10.2014 № 105 «О денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования «Мальчевское сельское поселение» внесены необходимые изменения.

Однако, главой администрации Мальчевского сельского поселения Гусаковым А.В., ежеквартальная премия, полученная за период 2021 года, в бюджет муниципального образования не возвращена.

Согласно ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор просит: взыскать с главы администрации Мальчевского сельского поселения Гусакова Александра Вениаминовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, занимавшего указанную должность в период времени с 18.09.2017 по 14.10.2021, в бюджет муниципального образования «Мальчевское сельское поселение» полученные премиальные выплаты за период с 01.01.2021 по 30.09.2021 в размере 20 584 рублей 80 копеек.

Помощник Миллеровского межрайонного прокурора Пятицкая С.В. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить в полном объёме.

Ответчик Гусаков А.В. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, о чем приобщил собственноручно написанное заявление.

Суд, выслушав помощника Миллеровского межрайпрокурора Пятицкую С.В., ответчика Гусакова А.В., считает, что иск подлежит удовлетворению. Ответчик признала заявленные требования в полном объеме, и суд принимает признание иска.

В соответствии со ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) - при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 173, 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Принять признание иска Миллеровского межрайонного прокурора Гусаковым А.В.

Взыскать с Гусакова Александра Вениаминовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, занимавшего должность Главы администрации Мальчевского сельского поселения Миллеровского района Ростовской области в период времени с 18.09.2017 по 14.10.2021 в бюджет муниципального образования «Мальчевское сельское поселение» полученные премиальные выплаты за период с 01.01.2021 по 30.09.2021 в размере 20584 рублей 80 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение может быть получено сторонами 10 августа 2022 г.

Судья Шевлюга Е.П.

Мотивированное решение

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ