Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи Тренихиной Т.В.
при помощнике судьи Сангаджиевой Ц.П.,
рассмотрев 23 июня 2022 года в открытом судебном заседании в г. Надыме Ямало-Ненецкого автономного округа гражданское дело по иску ЕЮ к Государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ЕЮ. обратился в суд с иском к Государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – ГУ-ОПФ РФ по ЯНАО) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что 08.09.2021 он обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением ГУ-ОПФ РФ по ЯНАО № *№ обезличен* от 23.03.2022 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии и в зачете в специальный стаж периодов работы: с 03.09.1990 по 10.01.1995 в должностях третьего механика, старшего механика в ФГУП «», с 01.07.2012 по 30.09.2012 и с 01.01.2013 по 09.02.2014 в должности машиниста землесосного плавучего несамоходного снаряда в ОАО «». С данным решением не согласен, поскольку в указанные периоды являлся работником плавсостава судов морского, речного флота. Кроме того, ответчик не включил в специальный стаж период учёбы в Одесском мореходном училище технического флота с 01.09.1986 по 29.06.1990, вместе с тем, данный период следовал перед периодом работы, включаемом в специальный страховой стаж. Просит включить в его специальный стаж периоды: с 01.09.1986 по 29.06.1990 учёбы в Одесском мореходном училище технического флота; с 03.09.1990 по 10.01.1995 – период работы в должностях третьего механика, старшего механика в ФГУП «», с 01.07.2012 по 30.09.2012 и с 01.01.2013 по 09.02.2014 – периоды работы в должности машиниста землесосного плавучего несамоходного снаряда в ОАО «»; обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 28.04.2021.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал, дополнительно пояснил, что все периоды работал в открытом море. После учёбы в Одесском мореходном училище с 01.09.1986 по 29.06.1990 по направлению трудоустроился в ФГУП «» с 03.09.1990. Работал в ФГУП «» на дизельной шаланде, входящей в состав земкараванов, механиком. Имеет рабочий диплом к ученическому, подтверждающий право занимать должность механика. В период с 03.09.1990 по 10.01.1995 работал в портах Находка, Восточный (бухта Врангеля), в бухте Светлая, под буксиром ходили в Петропавловск-Камчатский, на дизельной шаланде «» с 05.02.1994 на протяжении 7 месяцев работали в Тайланде по заданию судовладельца. Команда состояла из 19 человек, в команде был радиомеханик (данной должности в портовых судах нет, там связь по селектору). Просил удовлетворить исковые требования в полном объёме.
Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что на период подачи истцом документов в пенсионный фонд, спорные периоды могли быть включены в страховой и специальный стаж истца только при подтверждении отнесения занимаемой должности к плавсоставу. Кроме того, необходимо установить, что судно, на котором осуществлялась деятельность истца, не считается портовым и постоянно занято на акватории порта и не относится к судам служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Период учёбы может быть включён в специальный стаж только, если за ним следует период работы с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах с тяжёлыми условиями труда. Вместе с тем, истец претендует на включение периодов учёбы и следовавших за ним периодов работы по иному основанию, предусмотренному п. 9 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях», что законодательно не предусмотрено. За периоды с 01.07.2012 по 30.09.2012 и с 01.01.2013 по 09.02.2014 работодатель не отчитался по особым условиям труда, поэтому данные периоды не включены в специальный стаж истца. На дату обращения, 07.09.2021, специальный страховой стаж ЕЮ. составляет 8 лет 6 месяцев 24 дня из требуемых 12 лет 6 месяцев; страховой стаж составляет 29 лет 10 месяцев 19 дней из требуемых 25 лет; стаж работы в Районах Крайнего Севера 25 лет из требуемых 15 лет; возраст 50 лет 5 месяцев 17 дней из требуемых 50 лет. Таким образом, на дату обращения истца в Пенсионный фонд, 07.09.2021, специальный стаж у истца по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» отсутствует, в связи с чем просила в иске отказать.
Представитель 3-го лица – ОАО «» в лице конкурсного управляющего ЕВ в судебное заседание не явился, извещён о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, в отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что он являлся конкурсным управляющим ОАО «» с 08.12.2015 (дата вынесения решения Арбитражного суда Тюменской области о признании ОАО «» несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства) по 04.07.2018 (дата вынесения определения Арбитражного суда Тюменской области о завершении конкурсного производства в отношении ОАО «»). При завершении конкурсного производства в отношении ОАО «» все документы были сданы в Арбитражный суд Тюменской области для приобщения к материалам дела. ОАО «» ликвидировано 26.07.2018, о чём в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись. С момента завершения конкурсного производства в отношении ОАО «» прошло более 3-х лет. В настоящее время он не обладает какими-либо документами, имеющими отношение к ОАО «». С 26.07.2018 он освобождён от исполнения обязанностей руководителя ОАО «», не обладает какими-либо документами данной организации, не имеет отношения к указанному юридическому лицу (л.д. 117).
С учётом мнения сторон, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившегося 3-го лица, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что 07.09.2021 истец обратился в ГУ-ОПФ РФ по ЯНАО с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Решением ГУ-ОПФ РФ по ЯНАО от 23.03.2022 № *№ обезличен* в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему было отказано, из страхового стажа исключены периоды работы: с 03.09.1990 по 10.01.1995 в должности третьего механика, старшего механика в ФГУП «», т.к. представленная архивная справка № *№ обезличен* от 22.09.2020 не подтверждает особый характер работы, отсутствует подтверждение постоянной занятости лица в качестве плавающего состава судна. Судовладелец определяет состав экипажа на каждый тип судна, выходящего на основании его решения в эксплуатацию, отсутствуют сведения о занятости на работах в плавсоставе судна, которое не является портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, в каждом случае определяется справкой, выдаваемой судовладельцем; с 01.07.2012 по 30.09.2012 и с 01.01.2013 по 09.02.2014 – в должности машиниста землесосного плавучего несамоходного снаряда в ОАО «». Согласно ответу ОПФР по Тюменской области ЕЮ. значится в поимённых списках к Перечням льготных профессий с 01.10.2012 по 31.12.2012. В сведениях индивидуально-лицевого счёта застрахованного лица ФИО2 за период с 01.07.2012 по 30.09.2012, с 01.01.2013 по 09.02.2014 отсутствуют сведения, подтверждающие особые условия работы в плавсоставе. Специальный стаж составляет 8 лет 6 месяцев 24 дня, при необходимом льготном стаже – 12 лет 6 месяцев, следовательно, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости отсутствует (л.д. 10-11).
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно ч. 2 ст. 33 данного Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно записям в трудовой книжке ЕЮ, *дата* года рождения, относительно спорных периодов: с 28.08.1986 по 29.06.1990 он являлся курсантом Одесского мореходного училища техфлота (приказ № *№ обезличен* от 28.08.1986 о зачислении и приказ № *№ обезличен* от 29.06.1990 об отчислении); с 03.09.199- - принят третьим механиком в Управление «» треста «» (приказ № *№ обезличен* от 03.09.1990), 17.07.1993 – переведён стармехом » (распоряжение № *№ обезличен* от 17.07.1993), 10.01.1995 – уволен по ст. 31 КзоТ – по собственному желанию (приказ № *№ обезличен* от 18.01.1995); 07.07.2003 – принят машинистом землесосного плавучего несамоходного снаряда пятого разряда в ОАО «» район Крайнего Севера (приказ № *№ обезличен* от 07.07.2003), 16.09.2013 – присвоен шестой разряд машиниста землесосного плавучего несамоходного снаряда (приказ № *№ обезличен* от 23.09.2013), 10.02.2014 – переведён механиком по ремонту и обслуживанию техники (приказ от 10.02.2014 № *№ обезличен* 07.04.2015 – переведён механиком 10 разряда оплаты труда (приказ от 07.04.2015 № *№ обезличен* 30.01.2017 – трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя (ликвидация организациипо банкротству), п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (приказ от 30.01.2017 № *№ обезличен* (л.д. 7-9).
ЕЮ. представлен диплом № *№ обезличен* Министерства морского флота на звание «механика третьего разряда».
Согласно архивной справке Архивного отдела Администрации Находкинского городского округа Приморского края от 22.09.2020 № *№ обезличен* в документах архивного фонда « Р-43 «Федеральное государственное унитарное предприятие «» имеются сведения о стаже работы ЕЮ.: в приказе «» от 03.09.1990 № *№ обезличен* значится о принятии ЕЮ., зачислении на работу с 03.09.1990 третим механиком ». Основание: направление ОМУТФ (л.д. 38-39). Распорядительные документы, оформленные на судах предприятия, на архивное хранение не поступали. Записи в личной карточке: « значится об увольнении ЕЮ. – третьего механика » с 10.01.1995 по ст. 31 КзоТ по собственному желанию (л.д. 40-41). В находящихся на хранении архивных документах по начислению заработной платы (расчётные ведомости) за 1990-1995 г.г. имеются следующие сведения о начислениях, отработанных днях ЕЮ 1990 г.: судно д», должность «третий механик», сентябрь – отработано 23 дня, октябрь – 27 дней, ноябрь – 24 дня, декабрь – 26 дней. 1991 г.: судно », должность «третий механик», январь – 3 дня, февраль – 24 дня, март – 25 дней, апрель – 26 дней, май – 12 дней, июнь – начислено по статье «гос.обязанность» 33 дня + отработано 4 дня. В находящихся на хранении архивных документах сведений (приказа, записи в личной карточке, записи в расчётной ведомости и др.) о периоде государственных обязанностей не выявлено. Июль – 27 дней, август – 27 дней, сентябрь – 25 дней, октябрь – 26 дней, ноябрь – 24 дня, декабрь – 26 дней. 1992 г.: судно д/ш «Охотская», должность «третий механик», январь – 25 дней, февраль – 25 дней, март – 26 дней, апрель – 26 дней, май – 23 дня, июнь – 25 дней, июль – 27 дней, август – 26 дней, сентябрь – 26 дней, октябрь – 27 дней, ноябрь – 24 дня, декабрь – 27 дней. 1993 г.: судно », должность «второй механик», январь – 23 дня, февраль – 24 дня, март – 24 дня + начислено по статье «отгулы» 50 дней, апрель – 26 дней. Должность «второй механик/старший механик», май – 9/16 дней. Должность «старший механик», июнь – 10/15 дней, июль – 9/18 дней + начислено по статье «отгулы» 50 дней, август – 8 дней + начислено по статье «отгулы» 60 дней, сентябрь – 24 дня + начислено по статье «отпуск» 63 дня, «отгулы» 14 дней, «больничный лист» 13 дней, октябрь-ноябрь: рабочие дни и начисления отсутствуют. Судно », должность «третий механик», декабрь – 9 дней. 1994, 1995 г.г.: должность «третий механик», январь 1994 г. – 24 дня. С февраля 1994 г. по январь 1995 г. включительно документоы по начислению заработной платы членам экипажа судна д/ш «Уссурийская», находящиеся на хранении архивных документах не обнаружены, в личной карточке имеется запись: «05.02.1994 Тайланд по 16.09.1994». В документе «Дно работы за границей и аренда с 1992-1998 г.г.» значится: « Тайланд 05.02.1994-18.04.1995». Приказ в архивных документах не обнаружен. Сентябрь начислено по статье «отпуск» 16 дней. В расчётных ведомостях начисления заработной платы имеются сведения (записи) о режиме работы судов: » работает с » (сентябрь 1990 г.), » ремонт с 20.10.1990 по январь 1991 г. » эксплуатируется с » (январь 1991 г.), » февраль-июнь 1991 – записи (сведения) отсутствуют, д» ремонт (июль, август 1991 г.), » за сентябрь-октябрь 1991 г. записи (сведения) отсутствуют, » с 15.11.1991 работает с » в П. Камчатском (пр. 440), согласно пр. 442 п/э 1, 8 (ноябрь, декабрь 1991 г.), д/ш » ремонт с 09.01.1992 с з/с » в Петропавловске-Камчатском н/к (январь-март 1992 г.), д/ш «» за апрель-сентябрь 1992 г. записи (сведения) отсутствуют, д/ш « ремонт с 19.10.1992 по 19.11.1992 (пр. 271 от 23.10.1992), д/» за ноябрь, декабрь 1992 г. записи (сведения) отсутствуют, д/» эксплуатация с з/с «» январь 1993 г., д/ш «» за февраль-апрель 1993 г. записи (сведения) отсутствуют, д/ш « эксплуатация с з/с «» май 1993 г., » с 12.06.1993 в ремонте (июнь 1993 г.), ремонт, с 12.07.1993 – эксплуатация (июль 1993 г.), д/ш «Охотская» эксплуатация, с 21.08.1993 – ремонт (август 1993 г.), д/ш «Охотская» ремонт (сентябрь 1993 г.), д/ш «Уссурийская» за октябрь-ноябрь 1993 г. записи (сведения) отсутствуют, д/ш » ремонт (декабрь 1993 г. – январь 1994 г.), д/ш » документы по начислению заработной платы, сведения(записи) отсутствуют (февраль 1994 г. – январь 1995 г.).Приказы по основной производственной деятельности юридического лица с указанием районов, режима работы судов, приказы о постановке судна в ремонт, об окончании ремонта, судовые роли, иные документы, подтверждающие места работы судов, порты приписки судов, на архивное хранение не поступали. В штатном расписании команды дизельной шаланды при работе в составе земкаравана в 1990 г., утверждённом начальником Управления « 16.03.1990, значится должность «третий механик»; в штатном расписании команды д/ш «» на период ремонта с 20.10.1990, утверждённом начальником Управления «» 20.10.1990, значится должность «третий механик»; в штатном расписании команды дизельной шаланды при работе в составе земкаравана в 1991 г., утверждённом начальником Управления «» 01.03.1991, значится должность «третий механик»; в штатном расписании команды дизельной шаланды при работе в составе земкараванов, утверждённом начальником Управления «» 03.06.1991, значится должность «третий механик»; в штатном расписании команды дизельной шаланды при работе в составе земкараванов с 01.07.1991, утверждённом начальником Управления «.07.1991, значится должность «третий механик»; в штатном расписании команды дизельной шаланды при работе под земкараваном с 01.08.1991, утверждённом начальником Управления «» в 1991 г., значится должность «третий механик»; в штатном расписании команды на период ремонта с 09.01.1992 по 26.03.1992, утверждённом начальником Управления « 09.01.1992, значится должность «третий механик»; в штатном расписании команды дизельной шаланды на период эксплуатации под земкараваном с 01.09.1992, утверждённом начальником Управления » 31.08.1992, значится должность «второй механик»; в штатном расписании команды дизельной шаланды на период эксплуатации под земкараваном с 01.10.1992, утверждённом начальником Управления «» 09.10.1992, значится должность «второй механик»; в штатном расписании команды д период ремонта с 19.10.1992 по 19.11.1992, утверждённом начальником Управления » 19.10.1992, значится должность «второй механик»; в штатном расписании команды дизельной шаланды на период эксплуатации под земкараваном с 01.11.1992, утверждённом начальником Управления « значится должность «второй механик»; в штатном расписании команды дизельной шаланды на период эксплуатации под земкараваном с 01.12.1992, утверждённом начальником госпредприятия «Дальтехфлот», значится должность «второй механик»; в штатном расписании команды дизельной шаланды на период эксплуатации под земкараваном с 01.02.1993, утверждённом начальником госпредприятия «», значится должность «второй механик»; в штатном расписании команды дизельной шаланды на период эксплуатации под земкараваном с 16.02.1993, утверждённом начальником госпредприятия », значится должность «второй механик»; в штатном расписании команды дизельной шаланды на период эксплуатации под земкараваном с 01.05.1993, утверждённом начальником госпредприятия « значится должность «второй механик»; в штатном расписании команды дизельной шаланды на период эксплуатации под земкараваном с 01.06.1993, утверждённом начальником госпредприятия «», значится должность «старший механик»; в штатном расписании команды д/ш « на период ремонта с 12.06.1993, утверждённом начальником госпредприятия », значится должность «старший механик»; в штатном расписании команды д/ш «» на период ремонта с 01.07.1993, утверждённом начальником госпредприятия «», значится должность «старший механик»; в штатном расписании команды д/ш » на период ремонта с 11.08.1993, утверждённом начальником госпредприятия « значится должность «старший механик»; в штатном расписании команды д/ш « период ремонта с 01.09.1993, утверждённом начальником госпредприятия «», значится должность «старший механик»; в штатном расписании команды д/ш « период ремонта с 01.01.1994, утверждённом начальником госпредприятия », значится должность «третий механик». В Уставе ГП », утверждённом Министром архитектуры строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ ФИО3 31.01.1992, регистрационный № 7 значится основная функция деятельности предприятия – осуществление дноуглубительных гидротехнических работ, морских транспортных перевозок различных грузов, буксировка. Уставы предприятия, утверждённые в период до 1992 года на архивном хранении не значатся. В сведениях из Регистра морского судоходства на суда предприятия значатся: д/ш « », «». Шаланда самоходная, ёмкостью 500 куб.м. Класс Регистра СССР КМ Л211. Шаланда самоходная, дизель-электрическая, люковая, грунтовозная саморазгружающаяся. Предназначена для транспортировки грунта, разрабатываемого землечерпалками (реже землесосами), в отвал. Район плавания – открытые моря с удалением от места убежища до 50 миль, а также плавание в закрытых морях, плавание за ледоколом и самостоятельное плавание в мелкобитом льду. Штатная численность экипажа при работе в 3 смены 21 человек. З «». Многочерпаковый земснаряд, производительностью 750 куб.м. в час. Класс Регистра СССР КМ Л 1А-2. Многочерпаковый самоходный шаландовый земснаряд с дизель-электрическим приводом. Земснаряд предназначен для выполнения дноуглубительных работ в незащищённых от волнения морских бассейнах, а также во внутрипортовых бассейнах для углубления фарватеров и выработки сухих берегов. Район плавания – открытые моря с удалением от места убежища до 200 миль, а также без ограничения в закрытых морях. Штатная численность комнады 35 человек. З/с « Многочерпаковый земснаряд, производительностью 750 куб.м. в час. Класс Регистра СССР КМ ЛЗ 11. Многочерпаковый самоходный шаландовый земснаряд, предназначен для выполнения дноуглубительных работ при строительстве гидротехнических сооружений в портах, а также при дноуглублении подходных каналов и проведении ремонтного черпания. Район плавания – открытые моря с удалением от места убежища до 50 миль, с допустимым расстоянием между двумя местами убежища до 100 миль, а также в закрытых морях в границах, установленных Регистром СССР в каждом случае. Разрешается плавание за ледоколом, а также самостоятельное плавание в мелкобитом льду в лёгких ледовых условиях. Штатная численность экипажа при работе в 3 смены 42 человека. Сведения о юридическом лице: 1969 г. – Управление «» треста «» Главморречстроя Министерства транспортного строительства (приказ Минтрансстроя СССР от 02.07.1969 № 306-к). 1992 г. – Государственное предприятие (ГП) « Министерства архитектцры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (приказ от 31.01.1992 № 25 «Об учреждении ГП «»). 1995 г. – ГП » Министерства строительства РФ. 2001 г. – Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «» Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (распоряжение Министра имущественных отношений РФ от 14.03.2001 № 665-р), приказ Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.04.2001 № 73). С 24.03.2005 Арбитражный суд Приморского края вводит процедуру банкротства – наблюдение, сроком до 14.09.2005. С 14.09.2005 по 14.09.2006 введено конкурсное производство. Документы по личному составу ФГУП «» переданы на хранение в архивный отдел администрации Находкинского городского округа в 2006 г. (л.д. 14-17, 44-50, 51-115).
Также Архивным отделом Администрации Находкинского городского округа представлена архивная справка о заработной плате ЕЮ от 22.09.2020 № *№ обезличен* в соответствии с которой ему за период с сентября 1991 г. по февраль 1993 г., в апреле-июне 1993 г., в декабре 1993 г. и в январе 1994 г. начислялась заработная плата; в марте, июле 1993 г. начислена зарплата и отгулы по 50 дней; в августе 1993 г. – зарплата и отгулы 60 дней; в сентябре 1993 г. – зарплата, отгулы 14 дней и отпуск 63 дня; октябрь-ноябрь 1993 г. – начисления отсутствуют; февраль 1994 г. – август 1994 г. – документы отсутствуют, в сентябре 1994 г. – зарплата и очередной отпуск 16 дней, октябрь-декабрь 1994 г. – документы отсутствуют (л.д. 18, 42-43).
Вместе с тем, из личной карточки, а также «Дно работы за границей и аренда с 1992-1998» на 17.11.1998 следует, что в период с 29.09.1993 по 11.12.1993 ЕЮ. находился в очередном отпуске, с 05.02.1994 по 16.09.1994 в Тайланде, с 13.09.1994 по 01.11.1994 – в очередном отпуске, в период с 02.11.1994 по 10.01.1995 – отгулы (л.д. 19, 34-35, 36-37).
Таким образом, суд приходит к выводу, что работа истца в ФГУП «» проходила в плавсоставе на судах морского (речного) флота (флота рыбной промышленности), за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о включении периода работы с 03.09.1990 по 10.01.1995 в специальный стаж истца.
Периоды работы истца в должности машиниста землесосного плавучего несамоходного снаряда в ОАО «» с 01.07.2012 по 30.09.2012, с 01.01.2013 по 09.02.2014 подтверждены справкой, уточняющей особый характер работы ОАО «» от 31.01.2017 № 13, из которой следует, что истец работал в данной организации в качестве машиниста землесосного плавучего несамоходного снаряда с 07.07.2003 (приказ «О приёме» № *№ обезличен* от 07.07.2003) по 09.02.2014 (приказ «О переводе» № *№ обезличен* от 10.02.2014) в плавсоставе. В особых условиях труда постоянно был занят в течение полного рабочего дня на судах, которые относятся к плавсоставу речного (морского) флота (флота рыбной промышленности), за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, с выполнением годового баланса рабочего времени (сезон) в районе Крайнего Севера. За исключением следующих периодов: отпуска без сохранения заработной платы: с 02.09.2010 по 03.09.2010, с 19.10.2010 по 19.10.2010. Иных отвлечений не было. Специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости за работу в особых условиях в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии со ст. 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 работа засчитывалась в стаж в полуторном размере (л.д. 12-13).
Таким образом, оснований для исключения указанных периодов работы истца из специального стажа не имеется.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П указано на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В силу Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, действовавшего в период до 01.01.1992, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывались также периоды военной службы; обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и переквалификации (пп. "з" пункта 109); обучения в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, медицинских и педагогических училищах и т.д.) (пп. "и" пункта 109). При этом периоды, указанные в пп. "и" пункта 109, засчитывались в стаж при назначении пенсии по старости при условии, что этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Согласно абзацу 14 пункта 109 Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
По смыслу вышеуказанных норм они подлежат применению при назначении пенсий, прямо в них предусмотренных (пп. "а" и "б" пункта 16, пп. "в" пункта 16), тогда как истец претендует на назначение пенсии по пункту 9 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то есть по иным основаниям.
Таким образом, ни ранее действующим законодательством, ни Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ни Федеральным законом "О страховых пенсиях" не предусмотрено включение указываемых истцом периодов обучения в стаж работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).
Таким образом, период обучения не подлежит включению в специальный стаж истца.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом удовлетворенных периодов работы необходимый специальный стаж работы более 12 лет 6 месяцев на работах в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) у истца имеется, а, учитывая у него наличие стажа на работах в районах Крайнего Севера более 15 лет и более 25 лет страхового стажа, то он имеет право на досрочное назначение страховой пенсии с 50 лет.
Вместе с тем, ЕЮ исполнилось 50 лет 20.03.2021, тогда как он обратился в Пенсионный фонд 07.09.2021.
Таким образом, учитывая, что обращение за назначением пенсии носит заявительный характер, досрочная страховая пенсия по старости ЕЮ на основании пп. 9 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ должна быть назначена с 07.09.2021.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ЕЮ. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии, удовлетворить частично.
Включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии ЕЮ периоды работы:
с 03.09.1990 по 10.01.1995 – в должностях третьего механика, старшего механика в ФГУП «
с 01.07.2012 по 30.09.2012 и с 01.01.2013 по 09.02.2014 – в должности машиниста землесосного плавучего несамоходного снаряда в ОАО «».
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу назначить ЕЮ досрочную страховую пенсию с 07.09.2021.
В удовлетворении остальной части исковых требований ЕЮ к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу о включении периодов работы в специальный стаж, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в окружной суд ЯНАО в срок 1 месяц со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Надымский городской суд ЯНАО.
Мотивированное решение составлено 29 июня 2022 г.
Судья Т.В. Тренихина