Дело № 2-118/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2016 года город Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Алексеевой Ю.В.,
при секретаре Бархударове Б.М.о.,
с участием помощника Тверского межрайонного природоохранного прокурора Селезовой К.В.,
представителя ответчика Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области о возложении обязанности освободить земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свободы и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области о возложении обязанности освободить земельный участок.
Требования мотивированы тем, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с поручением Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка по обращению депутата Государственной Думы Российской Федерации ФИО2 в связи с коллективным обращением жителей д. Долматово Калининского района Тверской области по факту незаконно размещенных деревянных построек на берегу реки Тверды. В результате проверки установлено, что в д. Глазково Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области на земельном участке с кадастровым номером № площадью 54,5 кв. м, расположенном на землях населенных пунктов с разрешенным использованием - для автомобильной дороги общего пользования местного значения поселения, в 24 метрах от установленных металлических столбов, огораживающих земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, принадлежащих гр. ФИО3, в береговой полосе р. Тверца неустановленными лицами размещена деревянная постройка размерами 5,8 x 9,4м с навесом. К деревянной постройке ведут деревянные ступени, примыкающие непосредственно у береговой линии к деревянному настилу. Поверхностные водные объекты, к которым относятся водоемы (реки, озера, водохранилища и др.), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным кодексом Российской Федерации (ст. 5, ст. 6 Водного кодекса РФ).
Береговая полоса водного объекта - реки Тверда, имеющей протяженность 188 км, составляет 20 метров. При проведении проверки установлено, что вышеперечисленные деревянные объекты, владелец которых в ходе проверки не установлен, перекрывают свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования реки Тверца.
Законом Тверской области от 19.11.2014 № 92-30 установлено, что за сельскими поселениями закрепляется ряд вопросов местного значения, среди которых создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Согласно Устава Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области к полномочиям администрации относятся, в том числе, владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п. 3 ст. 7, п. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ), утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (п. 20 ст. 7).
Факт правонарушения подтверждается материалами проведенной проверки и актами обследования Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области, Управления Росреестра по Тверской области.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 54,5 кв. м, на котором размещена деревянная постройка размерами 5,8x9,4м с навесом и деревянными ступенями, примыкающими непосредственно у береговой линии к деревянному настилу, расположен на землях населенных пунктов с разрешенным использованием - для автомобильной дороги общего пользования местного значения поселения.
Береговая линия водного объекта общего пользования (береговая полоса) р. Тверцы предназначается для общего пользования, призвана удовлетворять потребности общества (широкого круга лиц) и должна использоваться в соответствии с установленным режимом.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) установлено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения. В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев. В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки, в течение семи дней со дня принятия такого решения обязан:
- обеспечить опубликование в порядке, установленном уставом городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;
- обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;
- обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемом сносе такой постройки.
Использование береговой полосы р. Тверцы под размещение для возведения деревянной постройки с навесом и лестницей (спуском) к воде нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного Тверской межрайонный природоохранный прокурор просит возложить на Администрацию Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области освободить незаконно занятый земельный участок с кадастровым номером № площадью 54,5 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов с разрешенным использованием - для автомобильной дороги общего пользования местного значения поселения, в 24 метрах от установленных металлических столбов, огораживающих земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, в береговой полосе р. Тверда путем демонтажа деревянной постройки размерами 5,8x9,4 м с навесом, а также прилегающей к ней деревянными ступенями, примыкающими непосредственно у береговой линии реки Тверда к деревянному настилу.
В судебном заседании помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора Селезова К.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, по доводам, изложенным в заявлении, пояснила, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования предназначена для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров. В ходе проверки в д. Глазково Михайловского сельского поселения установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном на землях населенных пунктов с разрешенным использованием – для автомобильной дороги общего пользования местного значения поселения, в 24 метрах от установленных металлических столбов, огораживающих земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, принадлежащих гр. ФИО3, в береговой полосе р. Тверца неустановленными лицами размещена деревянная постройка размерами 5,8 x 9,4м с навесом. К деревянной постройке ведут деревянные ступени, примыкающие непосредственно у береговой линии к деревянному настилу. В указанном месте находится спуск к воде и размещение данной постройки перекрывает свободный доступ граждан к водному объекту. Лицо, осуществившее самовольную постройку не выявлено, в связи с чем ответчиком по делу является администрация Михайловского сельского поселения, которая является собственником земельного участка, на котором расположена указанная постройка.
Представитель ответчика Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области ФИО1, возражала против исковых требований, пояснила, что земельный участок, на котором находится деревянная постройка принадлежит администрации сельского поселения, однако, кем возведена деревянная постройка и кем она используется, не известно. Данная постройка не мешает доступу граждан к водному объекту.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области, ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражений на иск не представили.
На основании ч. ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле и не явившихся в судебное заседание, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием.
Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером № является администрация муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области. Данный факт также подтвержден выпиской из ЕГРП №.
Из кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок площадью № кв.м., расположен по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для автомобильной дороги общего пользования местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ч. 1. ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав, а проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.
Таким образом, документами, подтверждающими правомерность пользования земельными участками, являются: договоры купли-продажи, договоры аренды, субаренды, безвозмездного срочного пользования земельными участками, свидетельства о регистрации права собственности на недвижимое имущество и т. д.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ, установлено, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В соответствии с п. 3.2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Поверхностные водные объекты, к которым относятся водоемы (реки, озера, водохранилища и др.), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным кодексом Российской Федерации (ст. 5, ст. 6 Водного кодекса РФ).
В соответствии с п.1 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно п.2 ст.6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (далее - Водный кодекс РФ) определено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
В соответствии с ч.11 ст.65 Водного кодекса ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (п. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ).
Протяженность р.Тверца составляет 188 км. В соответствии с ч.4 ст.65 Водного Кодекса Российской Федерации ширина водоохраной зоны р.Тверца составляет 200 м. Ширина прибрежной защитной полосы составляет 30-50 м., что следует из ответа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 03.12.2015 года.
Согласно ч. 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Согласно справке Государственного инспектора в Тверской области по использованию и охране земель – главного специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по верской области ФИО4, в рамках проверки, проводимой 28.07.2015 Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой, в связи с обращением депутата Государственной думы Федерального собрания РФ ФИО2, в интересах жителей д. Долматово Калининского района Тверской области о незаконном строительстве жилых домов в границах водоохраной зоны р. Тверца в районе д. Глазково, был осуществлен выезд по вышеуказанному адресу. В ходе выезда на местность произведены осмотр береговой полосы р. Тверца в районе д. Глазково, а также фотосъемка фотоаппаратом CANON А810 и контрольные измерения лазерным дальномером типа Leica DISTO D 510 (№Н011516 от25.12.2014). В результате проверки установлено, что земельные участки, на которых ведется строительство домов, расположены на расстоянии от 25 до 30 м от уреза воды р. Тверца. Также установлено, что к западу от установленных металлических столбов, огораживающих земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, на расстоянии 24 м от столбов, вблизи уреза воды р. Тверца, установлена конструкция, похожая на помост, размерами 5,8 х 9,4 м, площадью 54,5 кв.м, с лестницей (спуску) к воде. Также в 5 м от данной конструкции установлен стол, 2 скамейки, которые огорожены металлическим ограждением. Рядом складированы доски, мешки. В ходе анализа сведений автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости (далее - АИС ГКН) с подгрузкой ортофотоплана установлено, что данные конструкции установлены на земельном участке с кадастровым номером №. Согласно сведениям АИС ГКН данный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 10.08.2012 общей площадью № кв.м, статус «учтенный». Категория земель — земли населенных пунктов, разрешенное использование - для автомобильной дороги общего пользования местного значения поселения.
Из акта осмотра территории (объекта), составленного государственным инспектором Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО5 28.07.2015 года следует, что в береговой защитной полосе реки Тверца напротив земельного участка с кадастровым номером № размещена деревянная постройка с навесом оборудованная печкой из кирпичной кладки. К постройке ведут ступени, деревянный настил постройки примыкает к урезу воды. Размещение объекта в береговой полосе перекрывает свободный доступ к водному объекту общего пользования, чем нарушаются требования ст.6 Водного кодекса РФ.
Свидетель К.Н.О. допрошенная в судебном заседании показала, что является государственным инспектором в Тверской области по использованию и охране земель – главным специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора. В рамках проверки, проводимой 28.07.2015 года Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой, в связи с обращением депутата Государственной думы Федерального собрания РФ ФИО2 в границах водоохраной зоны р.Тверца в районе д. Глазково произведен осмотр береговой полосы. В результате проверки произведена фотосъемка, сделаны замеры. Установлено, что вблизи уреза воды р. Тверца установлена конструкция, похожая на помост, размерами 5,8 х 9,4 м, площадью 54,5 кв.м, с лестницей (спуску) к воде. Также в 5м от данной конструкции установлен стол, 2 скамейки, которые огорожены металлическим ограждением. Рядом складированы доски, мешки. В ходе анализа сведений автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости установлено, что данные конструкции установлены на земельном участке с кадастровым номером №. Согласно сведениям АИС ГКН данный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 10.08.2012г., собственником является администрация МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области. Данная постройка не препятствует доступу населения к водному объекту, никаких ограждений не имеется. Лицо, осуществившее постройку, не было установлено.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, на котором размещена деревянная постройка размерами 5,8х9,4 м с навесом и деревянными ступенями, примыкающими непосредственно у береговой линии к деревянному настилу, расположен на землях населенных пунктов с разрешенным использованием – для автомобильной дороги общего пользования местного значения поселения.
На основании исследования представленных доказательств, суд приходит к выводу о доказанности факта использования береговой полосы р.Тверца под размещение для возведения деревянной постройки с навесом и лестницей (спуском) к воде.
Из материалов дела усматривается, что владелец вышеперечисленных деревянных объектов не установлен.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 данной статьи вопросов местного значения городских поселений.
Законом Тверской области от 19.11.2014 № 92-30 установлено, что за сельскими поселениями закрепляется ряд вопросов местного значения, среди которых создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования я их береговым полосам.
Согласно Устава Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области к полномочиям администрации относятся, в том числе, владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п. 3 ст. 7, п. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ); утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (п. 20 ст. 7).
11.08.2015 года Тверским межрайонным природоохранным прокурором вынесено представление Главе администрации Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих, содержащее требование принять меры к устранению выявленных нарушений, а именно, принять предусмотренные действующим законодательством меры по обеспечению свободного доступа граждан к береговой полосе реки Тверца на территории земельного участка в д. Глазково Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области на земельном участке с кадастровым номером №, в районе земельного участка с кадастровым номером №.
Из объяснений Главы администрации Михайловского сельского поселения и начальника отдела ГО, ЧС, культуры и спорта ФИО6, данных помощнику Тверского межрайонного природоохранного прокурора 21.10.2015 года следует, что в результате проверки администрацией Михайловского сельского поселения факт наличия деревянной постройки в д. Глазково на берегу р. Тверца подтвердился. Для исполнения представления был направлен запрос в Росреестр для установления собственников земельных участков, запрос находится на стадии рассмотрения. После выявления собственников будут приняты меры по сносу незаконной постройки и привлечения виновных к административной ответственности. Земельный контроль осуществляется администрацией Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области.
Требование прокурора об устранении нарушений законодательства не исполнено ответчиком, на момент рассмотрения дела администрацией не приняты меры по обеспечению свободного доступа граждан к береговой полосе р. Тверца.
В соответствии с п. 3.2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Береговая линия водного объекта общего пользования (береговая полоса) р. Тверцы предназначается для общего пользования, призвана удовлетворять потребности общества (широкого круга лиц) и должна использоваться в соответствии с установленным режимом.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) установлено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения. В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев. В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки, в течение семи дней со дня принятия такого решения обязан:
обеспечить опубликование в порядке, установленном уставом городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;
обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;
обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемом сносе такой постройки.
Доказательств законности возведения указанных объектов суду не представлено.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц.
Как указано в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Использование береговой полосы р. Тверца под размещение для возведения деревянной постройки с навесом и лестницей (спуском) к воде нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты нарушенных прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иные способы, предусмотренными законом.
На основании ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право.
На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Одной из мер воздействия за нарушение природоохранных требований, предусмотренных ст. 56 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является, ограничение, приостановление или прекращение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации деятельности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора к Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области основаны на законе, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Тверского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области освободить земельный участок с кадастровым номером № площадью № кв.м., в береговой полосе реки Тверца, расположенный в 24 метрах от установленных металлических столбов, огораживающих земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, путем демонтажа деревянной постройки размерами 5,8х9,4м с навесом, прилегающих к постройке деревянных ступеней, примыкающих у береговой полосы р. Тверца к деревянному настилу в срок один месяц со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Тверской областной суд через Калининский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 13.05.2016 года.
Председательствующий: Ю.В. Алексеева