ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-118/17 от 30.05.2017 Трубчевского районного суда (Брянская область)

дело 2-118/2017РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2017 года г.Трубчевск

Трубчевский районный суд Брянской области

в составе

председательствующего, судьи Небуко В.А.,

при секретаре Антоновской Н.М.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика - УМВД России по Брянской области - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к УМВД России по Брянской области о взыскании единовременного пособия и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к УМВД России по <адрес> о взыскании невыплаченного ей при увольнении единовременного пособия в размере <данные изъяты> руб. и компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

В обоснование своих требований в иске указала, что службу в органах внутренних дел (далее - ОВД), а именно в УМВД России по <адрес>, она проходила с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего специалиста-ревизора ОДПиР УНП УВД по <адрес>. До поступления на службу в ОВД она со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в Государственной налоговой инспекции (далее - ГНИ) по <адрес> в должности старшего, а затем главного государственного налогового инспектора. После увольнения со службы из органов ГНИ на следующий же день она была переведена на службу в федеральные органы налоговой полиции (далее - ФСНП). Службу в ФСНП проходила с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При поступлении на службу в органы налоговой полиции ей с учетом выслуги лет в ГНИ и классного чина государственного советника налоговой службы 3 ранга было присвоено специальное звание - майор налоговой полиции. ДД.ММ.ГГГГ она была уволена по сокращению штатов из органов ФСНП по п.«е» ст.45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции, а с ДД.ММ.ГГГГ приказом УВД по <адрес> л/с назначена в порядке перевода из органа налоговой полиции на должность старшего специалиста-ревизора ОДПиР УНП УВД по <адрес>. При поступлении на службу в ОВД с учетом имеющегося специального звания майора налоговой полиции, ей было присвоено специальное звание - майор милиции. Приказом УМВД России по <адрес> л/с от ДД.ММ.ГГГГ она была с ДД.ММ.ГГГГ уволена по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел. На момент увольнения из ОВД, то есть ДД.ММ.ГГГГ, ее выслуга в ОВД была исчислена ответчиком без учета периода ее службы в ГНИ и в календарном исчислении ответчиком определена в 18 лет, в связи с чем ей было начислено к выплате единовременное пособие в размере только двух окладов денежного содержания. Такой расчет выслуги считает произведенным ответчиком ошибочно. Согласно приказу начальника Управления ФСНП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-лс об ее увольнении из органов ФСНПи приказу ликвидационной комиссии УФСНП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-лк о внесении изменений в приведенный выше приказ -лс ее выслуга лет в ФСНП, которая должна засчитываться в выслугу лет в ОВД в полном объеме и пересчету не подлежать, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ для назначения пенсии на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент ее перевода в ОВД, составила 17 лет 02 месяца 21 день. Непосредственно в ОВД она отработала 13 лет 07 месяцев 13 дней. Таким образом, считает, что общая сумма ее выслуги лет для расчета пенсии за выслугу лет и единовременного пособия при увольнении из ОВД составила 30 лет 10 месяцев 03 дня. Поэтому согласно закону она имеет право на получение единовременного пособия в размере не двух, а семи окладов денежного содержания, как имеющая выслугу более 20 лет. С учетом изложенного, уточняя заявленные требования, просила признать периоды ее службы в ГНИ на должностях старшего и главного государственного налогового инспектора подлежащими включению в выслугу лет в ОВД для назначения пенсии за выслугу лет и выплаты единовременного пособия при увольнении, взыскать с ответчика в ее пользу <данные изъяты> руб., как невыплаченного ей единовременного пособия в размере пяти окладов денежного содержания, а также взыскать компенсацию морального вреда, причиненного ей ответчиком фактом невыплаты единовременного пособия в должном размере и неправильного определения выслуги лет, в размере <данные изъяты> руб.

Истец ФИО1 в суде свои исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, и просила их удовлетворить.

Представитель УМВД России по <адрес> ФИО2 иск посчитала необоснованным. В обоснование своих доводов указала, что порядок исчисления выслуги лет в ОВД регулируется Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации", а также Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N941. Ссылаясь на указанные нормативные акты, считает, что исчисление выслуги лет истцу произведено в полном соответствии с законодательством. Период службы истца в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудника, имеющего специальное звание, был засчитан в выслугу лет в ОВД, которая в итоге составила 18 лет. Однако, правовых оснований для учета периодов работы истца в ГНИ в выслугу лет в ОВД не имеется. Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N941 не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии и единовременного пособия при увольнении из ОВД периодов прохождения службы в ГНИ. В связи с чем период работы истца со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГНИ по <адрес> в выслугу лет в ОВД для назначения пенсии и единовременного пособия при увольнении засчитан не был. В связи с чем общая продолжительность службы истца в органах внутренних дел составила 18 лет, то есть менее 20 лет и, следовательно, единовременное пособие при ее увольнении было выплачено в размере 2 окладов.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Приказом УВД России <адрес> от 1.07.2003г. л/с в соответствии с п.10.2 приказа МВД России и ФСНП России от 12.05.2003г. ФИО1 назначена на должность старшего специалиста - ревизора документальных проверок и ревизий управления по налоговым преступлениям УВД с ДД.ММ.ГГГГ. При поступлении на службу в ОВД с учетом имеющегося специального звания майора налоговой полиции, ей было присвоено специальное звание - майор милиции.

Из материалов дела усматривается, что до поступления на службу в ОВД, истец со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в ГНИ по <адрес> в должности сначала старшего, а затем главного государственного налогового инспектора.

После увольнения со службы из органов ГНИ, истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была переведена и проходила службу в ФСНП. При поступлении на службу в органы налоговой полиции ей с учетом выслуги лет в ГНИ и классного чина налоговой службы было присвоено специальное звание - майор налоговой полиции.

В соответствии с подп.«а» п.3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена с ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем истец приказом начальника Управления ФСНП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-лс была уволена по сокращению штатов из органов ФСНП по п.«е» ст.45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции.

Из приказа ликвидационной комиссии УФСНП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-лк о внесении изменений в приказ начальника Управления ФСНП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-лс следует, что ФИО1 уволена со службы в органах налоговой полиции с ДД.ММ.ГГГГг. по п.«е» ст.45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации по сокращению штатов. Выслуга лет ФИО1, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ для назначения пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составила: календарная - 2 года 3 месяца 4 дня, льготная - 1 год 1 месяц 17 дней, учеба - 2 года 2 месяца 13 дней, работа, дополнительно включенная в выслугу лет - 11 лет 7 месяцев 17 дней, всего - 17 лет 2 месяца 21 день.

Согласно приказу УМВД России по <адрес> от 8.02.2017г. л/с подполковник полиции ФИО1 с 13.02. 2017 года уволена из органов внутренних дел по п.2 ч.1 ст.82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел) с выплатой единовременного пособия. Указано, что на момент увольнения из ОВД, то есть 13.02. 2017 года выслуга истца в ОВД была исчислена без учета периодов службы в ГНИ и в календарном исчислении составила 18 лет.

Порядок исчисления выслуги лет в ОВД регулируется Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в РФ" (далее - Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N941).

В соответствии с положениями ст.54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N86-ФЗ) в выслугу лет в ОВД наряду с периодами службы, предусмотренными в названном выше Постановлении, должна включаться в полном объеме выслуга лет в органах налоговой полиции.

Также, согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения пенсии и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции и их семьям", исчисление выслуги лет в органах налоговой полиции регулировалось Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 941 с учетом особенностей прохождения службы в органах налоговой полиции.

Особенности прохождения службы в органах налоговой полиции (до их упразднения) регулировалось Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О федеральных органах налоговой полиции", Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ N4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ".

Согласно ст.54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N86-ФЗ, выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел в полном объеме и пересчету не подлежит.

В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О федеральных органах налоговой полиции", порядок прохождения службы в органах налоговой полиции, в том числе порядок увольнения из органов налоговой полиции, регулируется Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, применявшимся на момент увольнения истца со службы.

Порядок исчисления выслуги лет в ОВД, как для процентной надбавки за выслугу лет, так и для выплаты единовременно пособия, и для назначения пенсии за выслугу лет в ОВД, регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N342-ФЗ).

Согласно п.1 ст.96 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N342-ФЗ, в стаж службы (выслугу лет) в ОВД в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды службы (работы), которые были ранее включены (подлежали включению) в установленном порядке в стаж службы (выслугу лет) в ОВД.

Пунктом 5 ст.13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" предусмотрено, что выслуга лет по прежнему месту службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, ОВД, Государственной противопожарной службы, а также работников правоохранительных органов и государственных налоговых инспекций, имеющих классные чины, засчитывается указанным лицам в выслугу лет в федеральных органах налоговой полиции.

Согласно ст.56 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ N4991-1, сотрудникам налоговой полиции, которым присвоено специальное звание с учетом имеющегося классного чина в органах налоговой инспекции, выслуга лет в органах налоговой полиции, в том числе и для назначения пенсий, исчисляется с учетом времени их работы на должностях налоговых инспекторов.

Данная правовая позиция закреплена также в ч.3 ст.50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции, исходя из которой лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в ОВД на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы РФ.

Согласно ч.7 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ) сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания. При этом оклад денежного содержания определяется исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.

В соответствии с ч.1 ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

Из содержания приведённых норм следует, что сотрудникам органов внутренних дел при увольнении выплачивается единовременное пособие, размер которого зависит от продолжительности службы сотрудника в органах внутренних дел. При этом ч.1 ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 предусматривает единый порядок исчисления стажа (выслуги лет) в органах внутренних дел для различных целей, связанных как с прохождением службы в органах внутренних дел, увольнением со службы, так и при назначении пенсии за выслугу лет и представление иных социальных пособий.

Расчёт выслуги лет сотрудников ОВД дел для выплаты единовременного пособия производится по подп.«б» п.17 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N941, которым предусматривалось включение в стаж службы в органах внутренних дел периодов, указанных в п.1 названного постановления, в том числе периода службы в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.

Согласно ч.3 ст.17 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N4468-1).

В силу статьи 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".

Из приведенных правовых норм следует, что путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1 и Постановления N941 от 22.09.1993г. с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения была законодательно обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.

Иное толкование указанных правовых норм свидетельствовало бы о нарушении законных прав бывших сотрудников налоговой полиции на пенсионное обеспечение по нормам Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Учитывая изложенные обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что при увольнении ФИО1 ее выслугу лет в ОВД для выплаты единовременного пособия при увольнении ответчик должен был определить с учетом периодов службы истца в органах ГНИ и ФСНП, то есть периодов со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, соответственно. А с учетом того, что период работы истца непосредственно в УМВД России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 13 лет 07 месяцев 13 дней, то выслуга лет истца в ОВД составила более 20 лет. Следовательно, ответчик был обязан выплатить истцу в соответствии с приведенными выше требованиями ч.7 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ единовременное пособие при увольнении исходя из выслуги более 20 лет в размере семи окладов денежного содержания.

При этом суд учитывает, что согласно представленному в деле заключению комиссии УВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик произвел зачисление в стаж ФИО1 для выплаты процентной надбавки за выслугу лет не только период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ее службы в ГНИ по <адрес>, но и период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ее работы в Трубчевском райфинотделе в должности старшего налогового ревизора-инспектора. При этом, согласно приведенной выше ч.1 ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 порядок исчисления стажа (выслуги лет) в органах внутренних дел для различных целей, связанных как с прохождением службы в органах внутренних дел, увольнением со службы, так и при назначении пенсии за выслугу лет и представление иных социальных пособий, является единым.

Согласно денежному аттестату от ДД.ММ.ГГГГФИО1 при увольнении из ОВД выплачено единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания - 57000 руб.

Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика 142500 руб., что составляет размер пяти окладов денежного содержания, подлежат полному удовлетворению.

В соответствии со ст.237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку судом был установлен факт нарушения работодателем трудовых прав ФИО1, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда.

При определении суммы компенсации морального вреда суд учитывает приведенные нормы закона и установленные обстоятельства и полагает, что исковые требования в части компенсации морального вреда подлежат удовлетворению в сумме 15000 руб.

При этом суд считает, что данная сумма является разумной, то есть она соразмерна характеру причиненного вреда, не приводит к неосновательному обогащению истца, максимально возмещает причиненный ему вред и не ставит ответчика в чрезмерно тяжелое имущественное положение. В остальной части этих требований следует отказать.

Вопросы математического исчисления выслуги лет для пенсионного обеспечения с учетом работы истца в различных органах, а также периодов, предшествующих данной работе, периодов обучения и других периодов в компетенцию суда не входят, в связи с чем требования истца об исчислении ей размера выслуги лет суд оставляет без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Министерства внутренних дел России по <адрес> в пользу ФИО1<данные изъяты> как размер единовременного пособия, и <данные изъяты> в качестве компенсации морального вреда.

В остальной части в иске отказать.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Брянский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Трубчевский районный суд.

Председательствующий: Небуко В.А.