ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-118/18 от 03.10.2018 Кесовогорского районного суда (Тверская область)

Дело № 2-118/2018

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03.10.2018 пос. Кесова Гора Тверской области

Кесовогорский районный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Магомедовой З.И.

при секретаре Макаровой С.Е.

с участием заместителя прокурора Кесовогорского района Тверской области Македонской А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кесовогорского района Тверской области в интересах неопределённого круга лиц к ИП ФИО1 об устранении нарушения требований законодательства, направленных на обеспечение безопасности обращения с отходами,

у с т а н о в и л:

Прокурор Кесовогорского района Тверской области обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об обязании устранить нарушения требований законодательства, направленных на обеспечение безопасности обращения с отходами.

В обоснование заявления указано, что прокуратурой Кесовогорского района Тверской области во исполнение задания прокуратуры Тверской области проведена проверка исполнения требований законодательства РФ в сфере обращения с отходами производства и потребления у ИП ФИО1 В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе, радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчётность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учёта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. В п. 1 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2017 № 721 «Об утверждении порядка учёта в области обращения с отходами» установлено, что порядок учёта в области обращения с отходами устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещённых отходах. Согласно п. 3 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2017 № 721 «Об утверждении порядка учёта в области обращения с отходами» материалы учёта являются информацией в области обращения с отходами и используются при: проведении инвентаризации отходов; подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчётов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчётности); ведении федеральных статистических наблюдений; расчётах оплаты за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов). Учёт в области обращения с отходами ведётся отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом. В соответствии с п. 5 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2017 № 721 «Об утверждении порядка учёта в области обращения с отходами», учёту подлежат все виды отходов I – V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учётный период. На основании п. 6 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2017 № 721 «Об утверждении порядка учёта в области обращения с отходами», данные учёта в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учёта в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учёта в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2,3,4 к Порядку). Заполнение таблиц данных учёта в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов. Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I – V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На отходы I – I V класса опасности должен быть составлен паспорт. ИП ФИО1 вышеуказанные требования закона не выполнены, в связи с чем, прокуратура просит обязать ИП ФИО1 устранить нарушения требований законодательства, направленных на обеспечение безопасности обращения с отходами, а именно:

1) в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить ведение учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц размещённых отходах, согласно образцу, прилагаемому к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 № 721;

2) в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу составить и утвердить паспорта производимых отходов, относящихся к I – IV классам опасности по форме, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712;

3) в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать инструкцию сбора накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп и определить ответственное лицо за обращение с отходами в виде отработанных ртутьсодержащих ламп (л.д. 2-6).

В судебном заседании заместитель прокурора поддержал заявленные исковые требования. Пояснил, что паспорт отходов I – I V класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Индивидуальный предприниматель ФИО1, которая в качестве дополнительного вида деятельности занимается техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств, торговлей автомобильными деталями и моторным топливом, в магазине которой используются ртутные лампы, относящиеся к отходам первого класса опасности, паспорт на указанный отход 1-го класса опасности не разрабатывала, что подтверждается актом проверки. Также у неё отсутствуют документы учёта в области обращения с отходами, отсутствует инструкция по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами, ответственные лица не назначены, что подтверждается актом проверки от 14.09.2018.

ИП ФИО1, уведомленная надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, что подтверждается уведомлением о вручении (л.д. 28), в судебное заседание не явились, причин уважительности неявки в судебное заседание не представила, о рассмотрении дела в её отсутствие не ходатайствовала, в связи с чем, имеются основания, предусмотренные ст. 233 ГПК РФ, для рассмотрения дела в порядке заочного производства, о чём вынесено соответствующее определение суда.

Выслушав заместителя прокурора Кесовогорского района Тверской области Македонскую А.А., исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что прокуратурой Кесовогорского района Тверской области 14.09.2018 во исполнение задания прокуратуры Тверской области проведена проверка исполнения требований законодательства РФ в сфере обращения с отходами производства и потребления у ИП ФИО1 Данное обстоятельство подтверждается доводами искового заявления (л.д. 2), решением о проведении проверки от 14.09.2018 № 56 и актом проверки от 14.09.2018.

В ходе проверки установлено, что у ИП ФИО1 на момент проверки отсутствовали документы учёта в области обращения с отходами. Паспорт на отходы в виде ртутьсодержащих ламп, относящихся к отходам 1-го класса опасности, не разработан. Также в магазине ИП ФИО1, в котором осуществляется розничная продажа запасных частей автомобилей, и в шиномонтажном комплексе, имеются отходы, относящиеся к 4-му классу опасности, в том числе, отработанные автомобильные шины. Инструкция по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами на объекте отсутствует, ответственные лица не назначены. Данное обстоятельство подтверждается доводами искового заявления и актом проверки (л.д. 14).

Судом также установлено, что ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, в качестве дополнительных видов её деятельности указано техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями. Данное обстоятельство подтверждается сведениями об индивидуальном предпринимателе, содержащимися в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (л.д. 7-12), актом проверки от 14.09.2018 и Свидетельством о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Порядка учета в области обращения с отходами, утверждённогоПриказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами (с изменениями на 25 июня 2014 года) от 01.09.2011 N 721, порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок) устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

На основании п. 3 указанного Порядка, материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при: проведении инвентаризации отходов; подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); ведении федеральных статистических наблюдений; расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов). Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.

Как указывалось выше, у ИП ФИО1 на момент проверки отсутствовали документы учёта в области обращения с отходами, что подтверждено актом проверки, проведённой на основании решения прокурора о проведении проверки (л.д. 13).

Наличие Договора на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации ТКО и мусора от 29.12.2017, заключённого между МУП «<данные изъяты>» и ИП ФИО1, подтверждает наличие у ФИО1, в результате осуществления ею предпринимательской деятельности, твёрдых коммунальных отходов и мусора (л.д. 17-20).

Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 установлено нарушение требований законодательства РФ в сфере обращения с отходами производства и потребления. В связи с тем, что отходы производства и потребления ИП ФИО1 представляют собой опасность для неопределённого круга лиц, требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объёме.

При подаче иска прокурор, действующий на основании ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в защиту интересов неопределённого круга лиц, освобождён от уплаты государственной пошлины.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленнымбюджетным законодательством Российской Федерации.

С учётом изложенного, государственная пошлина за подачу иска неимущественного характера подлежит взысканию с ответчика, согласно установленным нормативам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кесовогорского района Тверской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к ИП ФИО1 об устранении нарушения требований законодательства, направленных на обеспечение безопасности обращения с отходами удовлетворить.

Обязать ИП ФИО1 устранить нарушения требований законодательства, направленных на обеспечение безопасности обращения с отходами, а именно:

- в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить ведение учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц размещённых отходах, согласно образцу, прилагаемому к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 № 721;

-в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу составить и утвердить паспорта производимых отходов, относящихся к I – IV классам опасности по форме, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712;

-в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать инструкцию сбора накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп и определить ответственное лицо за обращение с отходами в виде отработанных ртутьсодержащих ламп.

Взыскать с ИП ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Кесовогорский район Тверской области» государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.

Ответчик вправе подать в Кесовогорский районный суд Тверской области заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Кесовогорский районный суд Тверской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья З.И.Магомедова