Дело №2-118/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Александровск ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Ёлоховой О.Н.,
при секретаре Уточкиной Н.В.,
с участием прокурора Габовой К.С.,
представителя ответчика ООО «Теплосервис» - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Александровске Пермского края гражданское дело по иску прокурора г. Александровска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплосервис» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Александровска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет платы за отопление на территории <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивируя свои требования тем, что ответчик осуществляет отпуск тепловой энергии в горячей воде для предоставления коммунальных услуг потребителям, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО <данные изъяты>». При отсутствии тарифа на тепловую энергию, утвержденной Региональной службой по тарифам Пермского края, ответчиком начисление платы за отопление за ДД.ММ.ГГГГ производилось из фактически понесенных организацией в ДД.ММ.ГГГГ. затрат на приготовление коммунального ресурса, который определен по результатам экспертного заключения аудиторской фирмы <данные изъяты> в размере 4641,78 руб. Согласно которого расчет тарифа на тепловую энергию за ДД.ММ.ГГГГ произведен из фактически понесенных ответчиком затрат на весь месяц, в то время как передача коммунального ресурса гражданам осуществлялась с ДД.ММ.ГГГГг., в связи с чем расчет размера платы за отопление должен производиться ресурсоснабжающей организацией, исходя из фактически понесенных затрат за период с момента получения потребителями тепловой энергии. Согласно информации Региональной службы по тарифам Пермского края утвержденные для ООО «Теплосервис» тарифы на тепловую энергию с ДД.ММ.ГГГГ. рассчитаны, исходя из экономически обоснованных расходов необходимых данной организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования. При указанных обстоятельствах начисление гражданам за отопление является завышенным и необоснованным, влечет двойную оплату гражданам понесенных организацией расходов до начала отопительного сезона за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ так как учтены уполномоченным органом при утверждении тарифа на тепловую энергию.
В дальнейшем прокурор исковые требования уточнил, просит ответчика произвести перерасчет платы за отопление на территории <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ., исходя из утвержденного постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. №-т тарифа на тепловую энергию на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указав, что поскольку в оспариваемый период времени деятельность ООО «Теплосервис» осуществлялась в условиях аналогичных для предыдущей организации ООО <данные изъяты>», то есть с использованием того же самого технологического оборудования и с такими же материальными затратами в период действия тарифа, утвержденного постановлением РСТ от ДД.ММ.ГГГГ. №-т. Структура и размер платы, установленного для ООО «Теплосервис» постановлением РСТ от ДД.ММ.ГГГГ. в размере 1615 руб./Гкал практически идентичен тарифу установленному с ДД.ММ.ГГГГ. постановлением РСТ от ДД.ММ.ГГГГ. №-т для ООО <данные изъяты> в размере 1577, 79 руб./Гкал. Начисление платы из расчета фактического тарифа на тепловую энергию за ДД.ММ.ГГГГ. не может быть произведен в соответствии с Методическими рекомендациями Научно - консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа, поскольку в данной ситуации при отсутствии тарифа вопрос о размере платы за переданную энергию может быть разрешен с учетом результатов экспертизы, проведенной специалистами регулирующего органа или независимой экспертной организации, либо заключений, предоставленных специалистами регулирующего органа.
В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил и поддержал, просит возложить обязанность на ООО «Теплосервис» произвести перерасчет платы за отопление на территории <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с заключением Региональной службы по тарифам на тепловую энергию, исходя из тарифа в размере 1615 руб.00 коп., в связи с тем, что на момент рассмотрения дела региональной службой по тарифам Пермского края представлено заключение о стоимости услуги на тепловую энергию за ДД.ММ.ГГГГ., которая составила - 1615,00 рублей.
Ответчик - представитель ООО «Теплосервис» ФИО1 в судебном заседании с иском не согласилась, просит в иске отказать. Указывая, что их действия согласуются с Постановлением Президиума ВАС от 18.10.2011г. №5257/2011, предусматривающего, что отсутствие тарифа на тепловую энергию не освобождает потребителей от обязанностей по оплате всего объема принятого ресурса. Стоимость одной единицы измерения тепловой энергии может быть определена, в том числе с учетом результатов экспертизы, произведенной регулирующим органом или независимой экспертной организацией либо заключением представленных специалистами регулирующего органа. Согласно заключения аудиторской фирмы <данные изъяты>», состоящей в реестре аудитов и аудиторских организаций установлен тариф за спорный период в размере 4641,78 руб. Данные действия согласуются со ст. 544 ГК РФ и с позицией Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016г. №63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правого акта, которым установлена регулируемая цена». Считает, что возможность применения тарифа при расчетах за производимые ресурсы, утвержденных для организаций ранее осуществляющей аналогичный вид деятельности на соответствующей территории допускается только, если переход права и обязанностей возник в порядке правопреемства, в иных случаях не допускается, что указано в информационном письме Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ. № со ссылкой на п.21 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012г. №1075. Применение ч.З ст. 424 ГК РФ не является обоснованным, поскольку экспертным заключение цена установлена.
3-лицо - представитель ООО «ЖЭК Мастер» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель Региональной службы по тарифам Пермского края, привлеченные определением суда для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав и свобод и законных интересов граждан, в судебное заседание не явились, направили письменное заключение о стоимости услуги на тепловую энергию ООО «Теплосервис» за ДД.ММ.ГГГГ. Из которого следует, что ими произведен анализ экономически обоснованных затрат ООО «Теплосервис», понесенных во втором полугодии 2017г., которые составили - 9820,8 руб., стоимость тепловой энергии для потребителей ООО «Теплосервис» составила -1615,00 руб. /Гкал.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что иск прокурора обоснован и законен и подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» регулированию подлежат, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 - 2.3 настоящей статьи, с учетом статьи 23.4 настоящего Федерального закона следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:
тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;
3. Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом, затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.
В силу ст. 548 Гражданского кодекса РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 157 Жилищного Кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Порядок расчета за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения урегулирован Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. №307 и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011г. №354.
42(1). Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(5) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
В силу ч.ч.1,3 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными и (или) органами местного самоуправления.
В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
В судебном заседании установлено, что Ответчик осуществляет отпуск тепловой энергии в горячей воде для предоставления коммунальных услуг потребителям, проживающих в многоквартирных домах, расположенных в <адрес>, находящихся в управлении ООО <данные изъяты> с начислением платы за отопление по агентскому договору № от ДД.ММ.ГГГГ. с ОАО <данные изъяты>
Согласно квитанциям следует что за ДД.ММ.ГГГГ. жителям <адрес> начислена платы за отопление по тарифу в размере - 4641,78 руб. в месяц, (л.д.)
Затраты в указанном размере за ДД.ММ.ГГГГ определены экспертным заключением аудиторской фирмы <данные изъяты> на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ. №/т, заключенного между аудиторской фирмой ООО <данные изъяты> и ООО «Теплосервис» (л.д.9-24).
Постановлением РСТ Пермского края №-т от ДД.ММ.ГГГГ. тариф на тепловую энергию для Общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис», утвержденный с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ., составил 1615,00 руб./Гкал.
Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Теплосервис» предоставляло услугу по теплоснабжению без утвержденного тарифа.
Между тем, отсутствие утвержденного тарифа не освобождает потребителей от оплаты тепловой энергии. Фактическое потребление энергии является основанием возникновения обязательства потребителя по возмещению её стоимости энергоснабжающей организации, что предусмотрено ст. 544 ГК РФ.
В судебное заседание Региональной службой по тарифам Пермского края представлено письменное заключение о стоимости услуги на тепловую энергию ООО «Теплосервис» за ДД.ММ.ГГГГ., составившей - 1615,00 руб. /Гкал. Из заключения следует, что с ДД.ММ.ГГГГ. в целях оказания услуг теплоснабжения потребителям <адрес> заключены договоры аренды имущества, для осуществления регулируемой деятельности: между ООО «Теплосервис» и ФИО4 - на тепловые сети протяженностью 3606,6 п.м.; между ООО «Теплосервис» и ФИО6 (1/2 доля в праве), ФИО5( 1/2 доля в праве) - на комплекс движимого имущества и здание котельной площадью 1886,3 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. Ранее договоры аренды на данный имущественный комплекс были заключены с ООО «<данные изъяты>», которое осуществляло услугу теплоснабжения потребителям <адрес>. Тарифы для которого были утверждены Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от ДД.ММ.ГГГГг. №-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность)» с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. Объем тепловой энергии, переданной потребителям ООО «Теплосервис» за второе полугодие 2017г. составил - 6,081 тыс.Гкал, экономически обоснованные затраты понесенные во втором полугодии 2017г. составили - 9820,8 руб. Учитывая, что ООО «Теплосервис» применяет упрощенную систему налогообложения приходит к выводу что стоимость услуги на тепловую энергию ООО «Теплосервис» за ДД.ММ.ГГГГ. составила - 1615,00 руб.
Согласно п. 1.1 Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 05.08.2013г. №1057-п Региональная служба по тарифам Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), предельных индексов в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, регулирование и утверждение которых возложено на субъект Российской федерации и определено Правительством Пермского края. К полномочиям РСТ ПК в сфере теплоэнергетики отнесено установление тарифов (цен) на тепловую энергию. Региональная служба по тарифам Пермского края при утверждении тарифов проводит экспертизу экономической обоснованности представленных предложений, регулируемых организаций и учитывает региональные и технологические особенности.
Таким образом, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, судом отклоняются возражения ответчика о правомерности установления тарифа за спорный период в размере 4641,78 руб., рассчитанного заключением аудиторской фирмы «<данные изъяты>», поскольку у суда оснований сомневаться в заключении Региональной службы по тарифам Пермского края, не имеется, в силу их полномочий по установлению тарифов (цен) на тепловую энергию. При этом, тариф, установленный РСТ ПК за ДД.ММ.ГГГГ. согласуется также с тарифом в размере 1570,62 руб./Гкал., утвержденным постановлением РСТ от ДД.ММ.ГГГГ. №-т. с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. для ООО <данные изъяты>», осуществляющего деятельность в аналогичных условиях, с использованием того же самого технологического оборудования и с такими же материальными затратами.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Александровска удовлетворить.
Возложить обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «Теплосервис» произвести перерасчет платы за отопление на территории <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с заключением Региональной службы по тарифам Пермского края, исходя из тарифа на тепловую энергию в размере-1615,00 руб./Гкал.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.Н.Ёлохова