Дело № 2-118/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2019 года с. Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе:
под председательством судьи Алексеевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Смирновой М.Н.,
с участием представителя истца - администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ФИО3, на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики к администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании права муниципальной собственности на водопроводную сеть,
установил:
Администрация Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики обратилась в Моргаушский районный суд с иском к администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании права муниципальной собственности на водопроводную сеть с кадастровым номером №, протяженностью № м по <адрес>. Требование мотивировано тем, что решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № 2а-1725/2016 на администрацию Моргаушского сельского поселения Моргаушского района возложена обязанность определить гарантирующую организацию для централизованной системы холодного водоснабжения на территории поселения. С целью исполнения решения суда, администрация сельского поселения обратилась в филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике- Чувашии с заявлением о постановке на учет водопроводной сети в качестве бесхозяйной. 02 ноября 2017 года водопроводная сеть поставлена на кадастровый учет.
Истец, ссылаясь на нормы ст. ст. 218, 219, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), ст. ст. 14, 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», просит удовлетворить заявленное требование.
В ходе судебного разбирательства представитель истца ФИО3 поддержала исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, вновь привела их суду, просила удовлетворить.
Представитель ответчика- администрации Моргаушского района Чувашской Республики в суд не явился, заявлением просил рассмотреть дело без участия представителя, указав о согласии с требованием истца.
Не явились представители третьих лиц: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее- МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области), Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (далее- Минюст Чувашии), представлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть гражданское дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителя истца ФИО3, исследовав материалы дела, которых, по ее мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представления дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) орган местного самоуправления самостоятельно решает вопрос об обращении в соответствующий регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и также самостоятельно обращается в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на такое имущество.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N 19 «О б организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 6 устава Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах Моргаушского сельского поселения Моргаушского района электро-, тепло-,газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 22-П в соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12), которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130, ч. 1); органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью самостоятельно (ст. 132, ч. 1); местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133).
Ратифицированная Российской Федерацией Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года также исходит из признания подписавшими ее государствами - членами Совета Европы того, что местное самоуправление является одной из основ любого демократического строя и что в государствах, построенных на принципах демократии и децентрализации власти, органы местного самоуправления пользуются значительной самостоятельностью в отношении полномочий, порядка их осуществления и средств, необходимых для выполнения своих функций (преамбула).
Основная цель местного самоуправления, как следует из приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (ч. 2) и 130 (ч. 2), - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований как субъекта права на самостоятельное осуществление - непосредственно и через органы местного самоуправления - муниципальной власти, по своей природе являющейся властью местного сообщества (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 7-П).
Соответственно, в муниципальной собственности, как особой разновидности публичной собственности, - исходя из ее конституционного предназначения, заключающегося в обеспечении интересов местного сообщества в целом, - должно находиться то имущество, которое требуется для решения возложенных на местное самоуправление задач.
В силу ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 123 Раздела XII Приказа Минэкономразвития России от 23 декабря 2013 N 765 основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав при принятии на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, являются реквизиты заявления органа местного самоуправления, а если объект недвижимости расположен на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя - реквизиты заявления уполномоченного государственного органа соответствующего города федерального значения о принятии на учет объекта недвижимого имущества, на основании которых объект недвижимого имущества принят на учет в качестве бесхозяйного, а также наименование данного органа.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, и обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Системные положения названных норм указывают на то, что в целях обеспечения интересов населения органы местного самоуправления обязаны своевременно выявлять бесхозяйные объекты, которые не имеют эксплуатирующую организацию, обеспечивающую функционирование коммунальной инфраструктуры, на территории муниципального образования; до признании на них права муниципальной собственности или до принятия их во владение содержание и эксплуатация таких объектов (сетей) осуществляется организацией, которая осуществляет тепло- и водоснабжение населения, к сетям которой непосредственно присоединены бесхозные сети, при этом такая тепловая либо гарантирующая организация определяется органом местного самоуправления исходя из данной технической документации водоснабжения (водоотведения) и теплоснабжения.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № 2а-1725/2016 признано незаконным бездействие администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики в части непринятия мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения населения. На администрацию Моргаушского сельского поселения возложена обязанность определить гарантирующую организацию для централизованной системы холодного водоснабжения на территории поселения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № 2а-1725/2016 на настоящее время не исполнено.
В рамках предоставленных федеральными законами полномочий администрацией Моргаушского сельского поселения были выявлены бесхозяйные объекты коммунальной инфраструктуры. Часть из них в установленном законом порядке поставлена на учет в качестве бесхозяйных.
Согласно письму МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ№-чр по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре федерального имущества сведений об объекте недвижимости- водопроводной сети по <адрес> с кадастровым номером № не имеется.
В соответствии с письмом Минюста Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ№ объект недвижимости- водопроводная сеть с кадастровым номером №, местоположение: Чувашская Республика, <адрес> в реестре государственного имущества Чувашской Республики не значится.
В реестр муниципального образования Моргаушский район Чувашской Республики водопроводная сеть по праву собственности также не внесена, что следует из Выписки из реестра муниципального имущества Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№.
Из ответа на запрос администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района отдела капитального строительства и развития общественной инфраструктуры администрации Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что на водопроводную сеть по адресу: <адрес> разрешительной и проектной документации не имеется.
Обращение администрации Моргаушского сельского поселения с иском направлено на обеспечение вопросов местного значения, а также в целях защиты прав и интересов населения.
Орган местного самоуправления, осуществляя свои полномочия в сфере водоснабжения населения, обязан принимать меры к надлежащему обслуживанию, в том числе бесхозяйных объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, учету таких объектов и их обращению в муниципальную собственность.
При изложенных обстоятельствах, с учетом требований действующего гражданского законодательства, суд приходит к выводу, что заявленное администрацией Моргаушского сельского поселения требование о признании права муниципальной собственности на водопроводную сеть с кадастровым номером №, протяженностью 959 м по <адрес> Чувашской Республики является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и принимает решение по заявленным заявителем требованиям (ст.ст. 195, 196 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за администрацией Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики право муниципальной собственности на водопроводную сеть с кадастровым номером №, протяженностью № м по <адрес> Чувашской Республики
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья А.В. Алексеева
Мотивированное решение составлено 15 апреля 2019 года.