ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-118/19 от 19.06.2019 Уярского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-118/2019

24 RS 0055-01-2019-000036-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2019 года г.Уяр Красноярского края

Уярский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Дубынина Е.А., при секретаре Вацлавской Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Паньшиной А. Э. к ООО УК «Легион» о признании действий о начислении платы за услугу «Вывоз ЖБО» не законным,

УСТАНОВИЛ:

Паньшина А.Э. обратилась в суд с иском в окончательном варианте к ООО УК «Легион» о признании действий о начислении платы за услугу «Вывоз ЖБО» не законным. Исковые требования мотивированы тем, что истица является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Жилищно-куммунальные услуги оказываются ответчиком. С августа 2018 года ООО «Легион» ввел коммунальную услугу «водоотведение» по тарифу 116,24 рубля за 1 куб. м. воды. Договор на оказание данной услуги с ответчиком заключен не был. Согласно результатов проведенной проверки Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>. технологически не присоединен к централизованной системе водоотведения и коммунальная услуга по водоотведению собственникам помещений в МКД не оказывается. При этом истец полагает, что оказание услуг по откачке сточных вод из септика, производимых ООО УК «Легион» должны регулироваться правилами предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 года № 155., при этом цена оказываемых услуг должна определяться соглашением между исполнителем и потребителем. Вместе с тем, ООО «Легион» в одностороннем порядке определила тариф за жилищную услугу «вывоз ЖБО», что является незаконным.

Истец Паньшина А.Э. в судебном заседании измененные исковые требования поддержала, по основаниям изложенным в иском заявлении.

Представитель ответчика ООО «Легион» Куприянова Г.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и суду пояснила, что вывоз жидких бытовых отходов управляющая компания осуществляет непрерывно, тариф за оказываемую услугу оставлен как за водоотведения из расчета потребленной воды, а не по площади занимаемого жилища. Данный тариф сформирован из услуг ООО «Ресурс» и организации утилизирующей отходы.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав нормативную базу в сфере оказания коммунальных услуг населению и материалы дела приходит к следующему.

Плата за услуги по сбору и вывозу ЖБО дома, расположенного по адресу: <адрес> является составной частью платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, в связи, с чем ее размер не может определяться по правилам ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) (исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на человека), а определяется в соответствии с положениями п. 8 ст. 156, п. 1 ст. 158 ЖК РФ и п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), то есть в размере, определенном на общем собрании собственников помещений, соразмерно доли в праве общей собственности на имущество, путем внесения платы за содержание жилого помещения.

Часть 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункты 3 и 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), часть 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» определяют общее имущество, принадлежащее на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, согласно которым к такому имуществу относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, правила содержания которого устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 1 и 3 статьи 39 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно пункту 2 которых в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в частности включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт «е»); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (подпункт «ж»).

Абзацем 2 пункта 5 Правил N 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Подпунктом «д» пункта 11 Правил N 491, закреплено, что в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома содержание общего имущества включает в себя, в частности, сбор и вывоз жидких бытовых отходов.

Оборудование и иные объекты, используемые для сбора жидких бытовых отходов (самотечные канализационные сети, приемные (контрольные, смотровые) колодцы, канализационные резервуары (выгреб, выгребные ямы, септики) и т.п., предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7.1, 3.7.8, 3.7.12, 3.7.13, 3.7.1 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.

Так, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов (пункт 3.7.1).

Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них жидких бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.

Следовательно, оборудование и иные объекты, используемые для сбора жидких бытовых отходов, в данном случае, выгребная яма (септик), относятся к общедомовому имуществу, а сбор и вывоз жидких бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2).

В силу п. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Следовательно, размер участия собственника помещения в многоквартирном доме в обязательных расходах по содержанию общего имущества определяется размером его доли в праве общей собственности на указанное имущество. Часть 2 ст. 39 ЖК РФ сформулирована в императивной норме, поэтому собственники помещений не могут устанавливать иные правила в договоре или решении общего собрания.

В соответствии со статьей 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.

Таким образом, услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса.

Исходя из указанной статьи ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1). Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (ч. 7).

Согласно пункту 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.

Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) определен перечень регулируемых видов деятельности в сфере водоотведения и регулируемых тарифов в сфере водоотведения.

Так, согласно частям 7 и 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировка сточных вод, а регулированию подлежат тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод.

При этом в соответствии со статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (то есть с использованием комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения).

Таким образом, исходя из положений Закона о водоснабжении и водоотведении, в отношении услуг по сбору и вывозу жидких бытовых услуг государственное регулирование тарифов не осуществляется.

С учетом изложенного, услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов оплачиваются организации, осуществляющей сбор и вывоз жидких бытовых отходов, по возмездному договору в соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации. Стоимость услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов устанавливается и согласовывается сторонами договора при его подписании в соответствии с положениями ГК РФ.

В судебном заседании установлено, что истец Паньшина А.Э. является собственником <адрес> расположенной в многоквартирном доме, по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями из ЕГРН от 15.11.2018 года (л.д. 7-9);

На имя Паньшиной А.Э. в ООО «Легион» открыт лицевой счет .

Протоколом решения №1 общего собрания собственников помещения многоквартирного дома по адресу: <адрес> было принято решение об избрании управляющей компании ООО «УК «Сфера» и наделении ее полномочиями, установлен тариф на содержание и текущий ремонт.

На основании договора №19 от 28.04.2017 года ООО «УК «Сфера» является управляющей компанией многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.. Предметом договора является возмездное оказание управляющей организацией комплекса услуг по надлежащему содержанию общедомового имущества и предоставлению коммунальных услуг. К договору приложен перечень оказываемых услуг и список имущества входящий в состав общедомового имущества МКД.

11.07.2018 года состоялось переименование ООО «УК «Сфера» в ООО «Легион».

ООО «Легион» на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ имеет право на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

С 01 августа 2018 года, на основании приказа №53 от 31.07.2018 года ООО «Легион» собственникам жилых помещений по адресу: <адрес>. в том числе и Паньшиной А.Э., ответчиком выставлялась плата за водоотведение согласно норматива потребления, исходя из тарифа 116, 24 рублей куб. м.., что подтверждается квитанцией за декабрь 2018 года.

Проведенной проверкой Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края 07.12.2018 года установлено, что канализационные сети и септик в состав общедомового имущества МКД не входит. Канализационные сети и септик расположены за границами земельного участка МКД и не являются общедомовым имуществом. Поскольку дом технологически не присоединен к централизованной системе водоотведения, коммунальная услуга по водоотведению собственникам помещений в МКД не оказывается. Начисление платы ООО «Легион» за коммунальную услугу по водоотведению собственникам жилых помещений в МКД нарушает требования жилищного законодательства. На основании проведенной проверки ООО «Легион» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 4229-Ж от 07.12.2018 года.

Канализационные сети протяженностью 226 метров, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности Ш Ю.П..

Согласно договора на оказание услуг по начислению и организации сбора платежей с населения за предоставляемые коммерческие и коммунальные услуги от 25.09.2018 года, заключенного между ООО «Легион» и ООО «Ресурс» и дополнительного соглашения № 1 от 15.01.2019 года ООО «Ресурс» оказывает услугу откачка и вывоз ЖБО по адресу: <адрес>.

Из объявления ООО «Легион» вывешенного на обозрение собственников жилых помещений МКД по адресу: <адрес> следует, что во исполнение предписания Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края с января 2019 года в платежном документе вместо услуги «водоотведение» будет начисляться услуга «вывоз ЖБО» по стоимости 200 рублей за м. куб., исходя из договора транспортировки 123,16 рублей м.куб.и утилизации на очистные сооружения 76,84 м. куб..

Согласно представленных квитанций истцом Паньшиной А.Э. ей за январь 2019 года вместо коммунальной услуги «водоотведение» начислена плата за услугу «вывоз ЖБО» исходя из тарифа 200 рублей за 1 куб. м..

21.02.2019 года Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края выдано ООО «Легион» предписание об устранении выявленных нарушений № 3966-ЛП, а снять начисление платы за коммунальную услугу по водоотведению собственникам жилых помещений МКД с августа по октябрь 2018 года в срок до 13.05.2019 года.

05.03.2019 года Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края ООО «Легион» объявлено предостережение № 1317-ТП по ВГР о недопустимости нарушения обязательных требований, и предложено привести в соответствие плату за сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включив данную услугу в структуру платы за содержание жилого помещения и утвердив ее на общем собрании собственников помещений МКД.

Согласно представленного истцом протокола №1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от 02.04.2019 года решение по вопросу, «Утверждение тарифа на услугу «Вывоз ЖБО», принято не было по причине, отсутствия обоснования тарифа со стороны ООО «Легион» в сумме 143 рубля 00 копеек.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что ответчик ООО «Легион» своими действиями по начислению истице услуги «Вывоз ЖБО» действовал в нарушение установленного порядка формирования тарифа на данную услугу, а именно Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», Постановления Правительства РФ от 03.04. 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения и надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, ч.1 ст. 156 ЖК РФ, в связи с чем, требования истца Паньшиной А.Э. подлежат удовлетворению.

На основании ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца также подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Паньшиной А. Э. к ООО «Легион» удовлетворить.

Признать действия ООО «Легион» по начислению Паньшиной А. Э. платы за услугу «Вывоз жидких бытовых отходов» по адресу: <адрес> незаконным.

Взыскать с ООО «Легион» в пользу Паньшиной А. Э. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда через Уярский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме 24.06.2019 года.

Председательствующий Е.А. Дубынин