ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-118/19 от 21.08.2019 Нехаевского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-118/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2019 г. станица Нехаевская

Волгоградской области

Нехаевский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи Ефремова Н.Н.,

при секретаре Арчаковой А.М.,

с участием: помощника прокурора Нехаевского района Волгоградской области Кеврик В.Н.,

истца Харитоновой М.Н.,

представителя истца адвоката Вахониной О.Н., представившей удостоверение , выданное ДД.ММ.ГГГГ и ордер от 02.08.2019г.,

представителя ответчика администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области Мамонтова Г.К. (действующего на основании доверенности выданной ДД.ММ.ГГГГг.),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Харитоновой М.Н. к администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области о признании распоряжения о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), незаконным, восстановлении на работе, взыскания заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Харитонова М.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Нехаевского муниципального района <адрес>, в котором просил признать незаконным распоряжение главы администрации Нехаевского муниципального района <адрес> о прекращении трудового договора с работником -к от ДД.ММ.ГГГГ, восстановить Харитонову М. Н. в должности начальника отдела по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Нехаевского муниципального района <адрес>, взыскать с администрации Нехаевского муниципального района <адрес> в пользу Харитоновой М.Н. заработную плату за время вынужденного прогула, взыскать с администрации Нехаевского муниципального района <адрес> в пользу Харитоновой М.В. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

Требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята на должность муниципальной службы консультантом отдела по сельскому хозяйству и продовольствию. С ней был заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГг. она была переведена с должности муниципальной службы консультанта отдела по сельскому хозяйству и продовольствию, в связи с чем она и представитель нанимателя подписали дополнительное соглашение о внесении изменений в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГг.

ДД.ММ.ГГГГ ей было вручено уведомление о прекращении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ. в связи с нарушением правил заключения трудового договора, исключающего возможность продолжения работы.

Распоряжением -к от ДД.ММ.ГГГГ. главы администрации Нехаевского муниципального района <адрес>, трудовой договор с ней был прекращен по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с нарушением установленных правил заключения трудового договора, исключающих возможность продолжения работы, после чего её уволили.

В качестве оснований издания распоряжения -к от ДД.ММ.ГГГГ указаны письмо комитета сельского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., , должностная инструкция от ДД.ММ.ГГГГ., служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ-сл.

Истец категорически считает, указанное распоряжение незаконным, дискриминирующим её право на труд, по следующим основаниям.

Она при поступлении на муниципальную должность консультанта отдела по сельскому хозяйству и продовольствию представила все необходимые документы, в том числе и документы о её образовании, квалификации и стаже работы. При переводе на должность начальника отдела наниматель владел полной информацией о её образовании, квалификации и стаже муниципальной службы. За период замещения должности начальника отдела она неоднократно поощрялась за качественное выполнение заданий особой важности, на совещаниях регулярно отмечалось её результативное руководство отделом. Под её руководством отдел, не смотря на неполный штатный состав, выполнял все поставленные задачи, выполнялись все плановые и внеплановые мероприятия, вовремя сдавалась отчетность областного и районного уровня, не прекращалось вневедомственное взаимодействие. В рамках функциональных задач отдела, налажено взаимодействие с сельхоз товаропроизводителями, главами сельских поселений и специалистами сельских администраций. Основанием её увольнения, по сути. явилось не выявление представителем нанимателя отсутствия у неё высшего сельскохозяйственного образования, а результаты показателей работы отдела за 2018 год, тогда как она не являлась руководителем отдела в указанный период. Кроме того, она с целью повышения своей квалификации поступила на курсы профессиональной переподготовки Агроном: организация и выполнение работ по производству продукции растениеводства. О том, что она проходит профессиональную переподготовку на базе высшего образования, представителю нанимателя было достоверно известно. Также, на момент заключения договора и дополнительного соглашения о переводе, у неё имелся документ о прохождении на базе высшего образования в институте повышения кадров агробизнеса ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ курсов повышения квалификации. Считает, что в отношении неё допущена дискриминация, о чем свидетельствует игнорирование её письменных обращений на имя главы администрации о предоставлении ей отпуска, в котором ей было не обосновано отказано. Никаких действительных оснований для её увольнения с занимаемой должности не было, имело место только исключительное преследование одной цели – увольнение с должности именно её. Это свидетельствует о дискриминации именно её права на труд, что является недопустимым.

Поскольку, как указано истцом, что её увольнение незаконно, то она в силу закона подлежит восстановлению в должности муниципальной службы начальника отдела по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Нехаевского муниципального района <адрес>, а распоряжение о её увольнении подлежит отмене.

Так же, администрация Нехаевского муниципального района <адрес> обязана выплатить ей среднюю заработную плату, за время вынужденного прогула.

Помимо этого, администрация Нехаевского муниципального района <адрес> обязана компенсировать ей моральный вред, который она оценивает в размере <данные изъяты> рублей. Причинение ей морального вреда, она обосновывает тем, что она испытывает сильные нравственные страдания, будучи незащищенной от работодателя в сложившейся обстановке.

Истец Харитонова М.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования по заявленным основаниям и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель истца адвокат Вахонина О.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования по заявленным доводам и просила удовлетворить их в полном объеме, пояснив, что квалификационные требования к уровню профессионального образования, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами. Единственным документом, который предусматривает необходимость наличия высшего сельскохозяйственного образования для замещения должности начальника отдела сельского хозяйства и продовольствия <адрес> является должностная инструкция. Вместе с тем, должностная инструкции является лишь локальным актом работодателя, но никак не может приравниваться к муниципальному правовому акту. При этом в иных документах, имеющимся в материалах дела, которые можно отнести к муниципальным правовым актам, требования о наличии высшего сельскохозяйственного образования для замещения должности начальника отдела сельского хозяйства и продовольствия <адрес> нет. Такое неправильное толкование и федерального закона «О муниципальной службе» и <адрес> « О некоторых вопросах муниципальной службы в <адрес>» повлекло незаконное увольнение Харитоновой М.Н. Также ответчик неправильно толкует понятия, и, по сути уравнивает их, как «квалификационные требования к уровню профессионального образования» и «квалификационные требования к знаниям и умениям». А как раз квалификационные требования к знаниям и умениям и отражены, в соответствии с требованиями вышеуказанных «О муниципальной службе» и <адрес> «О некоторых вопросах муниципальной службы в <адрес>» в должностной инструкции. Тогда как «квалификационные требования к уровню профессионального образования», в силу вышеуказанных норм права, могут быть установлены исключительно муниципальным правовым актом.

Представитель ответчика Мамонтов Г.К. в судебном заседании не признал исковые требования по заявленным доводам и просил суд полностью отказать в их удовлетворении, пояснив, что администрация не согласна с указанным исковым заявлением по следующим основаниям. Трудовой договор с истцом расторгнут по основанию п.11 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации - нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса). Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в качестве одного из основных принципов муниципальной службы закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, тем самым необходимым условием нахождения на муниципальной службе признано наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной (должности, необходимой квалификации). В силу ст. 3 ст. 2 Закон Волгоградской области от 11.02.2008 N 1626-ОД "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области". Квалификационные требования к специальности для замещения должности начальника отдела по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Нехаевского муниципального района определены в должностной инструкции муниципального служащего Нехаевского муниципального района, замещающего в администрации Нехаевского муниципального района должность муниципальной службы начальника отдела по сельскому хозяйству и продовольствию, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми на должность на начальника отдела по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Нехаевского муниципального района может быть назначено лицо, имеющее высшее образование по сельскохозяйственной специализации, при наличии стажа муниципальной (государственной) службы не менее 2 лет либо стажа работы по специальности не менее 3 лет. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2007-ст принят и введен в действие "ОК 009-2016. Общероссийский классификатор специальностей по образованию". В соответствии с данным Общероссийским классификатором к сельскохозяйственным специальностям относятся следующие направления подготовки: Лесное дело, Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств, Агрохимия и агропочвоведение, Агрономия, Садоводство, Агроинженерия, Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, Водные биоресурсы и аквакультура, Промышленное рыболовство, Ландшафтная архитектура, Ветеринарно-санитарная экспертиза, Зоотехния. В силу данных положений Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также закона субъекта Российской Федерации требования к специальности и (или) направлению подготовки является обязательным для замещения высших должностей муниципальной службы в администрации муниципального района, если данные требования указаны в должностной инструкции муниципального служащего. Истец на момент назначения на должность муниципальной службы начальника отдела по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Нехаевского муниципального района, а также на момент расторжения трудового договора не имела образования (в том числе переподготовку) по определенным Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2007-ст направлениям, относящихся с сельскохозяйственным. Таким образом, поступление на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы, свидетельствует о нарушении требований Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закон Волгоградской области от 11.02.2008 N 1626-ОД "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области", а также прав муниципального образования и неопределенного круга лиц. Пунктом 11 части первой статьи 77 ТК РФ предусмотрено, что основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 ТК РФ). Согласно части первой статьи 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы. В частности, в соответствии с абзацами четвертым и шестым части первой этой статьи трудовой договор прекращается в случае отсутствия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом, а также в случае заключения трудового договора в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. Исходя из системного толкования положений Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", принятого в его развитие Закона Волгоградской области от 11.02.2008 N 1626-ОД "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области", в части установления квалификационных требований к замещению должностей муниципальной службы, и положений статей 77 и 84 ТК РФ, поступление на муниципальную службу граждан, не отвечающих квалификационным требованиям, свидетельствует о нарушении установленных правил заключения трудового договора, исключающем возможность продолжения муниципальной службы. Истец был назначен на должность муниципальной службы относящихся в высшей группе должностей в нарушение установленных нормативными * положениями квалификационных требований к специальности, направлению подготовки, необходимому для исполнения должностных обязанностей, в связи с чем такое нарушение исключает возможность продолжения муниципальной службы. С учетом приведенных обстоятельств, а также принимая во внимание, что жители муниципального района имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления компетентными и профессиональными муниципальными служащими, и был расторгнут трудовой договор с истцом по пункту 11 части первой статьи 77 и статье 84 ТК РФ (нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы). Иные доводы изложенные истцом в исковом заявлении не относятся к основанию расторжения трудового договора с истцом.

Выслушав объяснения истца Харитонову М.Н., представителя истца адвоката Вахонину О.Н., представителя ответчика Мамонтова Г.К., исследовав письменные доказательства, выслушав заключение помощника прокурора Кеврик В.Н. полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, основанием прекращения трудового договора является: нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).

Согласно, пункта 3 части 1 статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части 1 статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в следующих случаях: отсутствие соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно, части 2 статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, трудовой договор прекращается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Согласно сложившейся судебной практике, в силу пункта 11 части 1 статьи 77 и статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор может быть прекращен вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы и работник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу. При этом необходимо учитывать, что если правила заключения договора были нарушены по вине самого работника вследствие представления им подложных документов, то трудовой договор с таким работником расторгается по пункту 11 части 1 статьи 81 Кодекса, а не по пункту 11 части 1 статьи 77 Кодекса (пункт 51 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Правила заключения трудового договора с кандидатом на должность муниципальной службы, начальника отдела по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области, должны соответствовать федеральным законами и принятых в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Так, для замещения указанной должности муниципальной службы необходимо соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые нужно для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя), квалификационным требованиям к специальности, направлению подготовки.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О муниципальной службе в Российской Федерации", правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О муниципальной службе в Российской Федерации", основными принципами муниципальной службы являются: профессионализм и компетентность муниципальных служащих.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О муниципальной службе в Российской Федерации", должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О муниципальной службе в Российской Федерации", для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, разработаны « Методические рекомендации по установлению квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и организации оценки на соответствие указанным требованиям (версия 2,0)», из которых следует, что соблюдение унифицированного подхода к установлению квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы создаст возможности для мобильности кадров на муниципальной службе и расширит перспективы должностного роста муниципальных служащих. Система квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы. Согласно положениям части 1 статьи 9 Федерального закона N 25-ФЗ квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы предъявляются к: уровню профессионального образования; стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки; знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей; специальности, направлению подготовки (при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя)). На основе подходов, содержащихся в Методическом инструментарии, Минтрудом России предлагается внедрение на муниципальной службе квалификационных требований, по своему содержанию подразделяющихся на: базовые квалификационные требования, предъявляемые для замещения всех должностей муниципальной службы; функциональные квалификационные требования, предъявляемые для замещения должностей муниципальной службы в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности (далее - область и вид деятельности). Базовые квалификационные требования в части требований к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки составляют основу типовых квалификационных требований и устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, на основе которого формируются квалификационные требования в указанных частях в муниципальных правовых актах и должностных инструкциях муниципальных служащих. Базовые квалификационные требования в части требований к знаниям и умениям включаются непосредственно в должностную инструкцию муниципального служащего из Справочника. Требования к уровню профессионального образования (вне зависимости от области и вида деятельности) согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. Указанный подход к установлению требований к уровню образования обусловлен необходимостью учета возрастающей в зависимости от группы должностей сложностью и ответственностью должностных обязанностей муниципального служащего. Требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки (в части продолжительности и вне зависимости от области и вида деятельности) в целях соблюдения принципа единства основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей гражданской службы, предусмотренного пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 25-ФЗ, при определении квалификационных требований к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки необходимо учитывать требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, установленные на федеральном уровне Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" и законом субъекта Российской Федерации для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации. Функциональные квалификационные требования, предусмотренные Справочником подразделены на: общие квалификационные требования в конкретной области деятельности (единые для всех ее видов); дополнительные квалификационные требования (специализированные для вида деятельности в конкретной области деятельности). Требования к специальности, направлению подготовки (при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя)) согласно положениям статьи 9 Федерального закона N 25-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации") должностной инструкцией муниципального служащего по усмотрению представителя нанимателя (работодателя) могут предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки с учетом области и вида деятельности муниципального служащего. Указание в должностной инструкции муниципального служащего требований к конкретной специальности, направлению подготовки является предпочтительным в связи с тем, что предполагает наличие фундаментальных теоретических знаний у претендентов (муниципальных служащих) для замещения должности муниципальной службы (далее - претенденты), которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. Таким образом, муниципальный служащий способен быстрее овладеть знаниями и умениями с учетом области и вида деятельности и возможностью эффективно и результативно их применять на практике.

В статье 2 Закона Волгоградской области от 11.02.2008 N 1626-ОД (ред. от 17.12.2018) "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области", установлены квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы, согласно которых для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки (далее - стаж), необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований, предъявляемых для замещения должностей муниципальной службы, определенных настоящим Законом согласно приложению 2. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

Согласно, Решения Нехаевской районной Думы Волгоградской области от 26 декабря 2008 года № 38/11 «О некоторых вопросах муниципальной службы в Нехаевском муниципальном районе», должность муниципальной службы начальника отдела администрации Нехаевского муниципального района, относится к группе высших должностей с замещением без ограничения срока полномочий. Для замещения высшей группы должностей муниципальной службы предъявляются следующие квалификационные требования к уровню профессионального образования и стажу: высшее профессиональное образование по специализации должностей муниципальной службы; стаж муниципальной службы два года; стаж работы по специальности три года.

Решением представителя нанимателя (работодателя), главой администрации Нехаевского муниципального района, ДД.ММ.ГГГГ утверждена должностная инструкция муниципального служащего Нехаевского муниципального района, замещающего в администрации Нехаевского муниципального района должность начальника отдела по сельскому хозяйству и продовольствию, в которой установлены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки с учетом области и вида деятельности муниципального служащего, а именно: на должность начальника отдела по сельскому хозяйству и продовольствию Нехаевского муниципального района назначается лицо с высшим образованием по сельскохозяйственной специальности.

Как видно из трудового договора , ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Нехаевского муниципального района Волгоградской области, в лице главы администрации, действующего на основании Устава Нехаевского муниципального района и Харитоновой М.Н. был заключен трудовой договор на период временного отсутствия основного работника. По условиям данного договора работодатель принимает муниципального служащего Харитонову М.Н. на должность муниципальной службы консультант отдела по сельскому хозяйству и продовольствию, отнесенной к группе ведущих должностей муниципальной службы.

Распоряжением главы администрации Нехаевского муниципального района <адрес>-к от ДД.ММ.ГГГГ, Харитонова М.Н. назначена на должность муниципальной службы консультанта отдела по сельскому хозяйству и продовольствию, на период временного отсутствия основного работника.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией Нехаевского муниципального района <адрес>, в лице главы администрации, действующего на основании Устава Нехаевского муниципального района и Харитоновой М.Н., были внесены изменения в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям данного соглашения муниципальный служащий Харитонова М.Н. переводится с должности муниципальной службы консультант отдела по сельскому хозяйству и продовольствию на должность муниципальной службы начальника отдела по сельскому хозяйству и продовольствию, отнесенной к группе высших должностей муниципальной службы, на неопределенный срок.

Распоряжением главы администрации Нехаевского муниципального района <адрес>-к от ДД.ММ.ГГГГ, Харитонова М.Н. переведена с должности муниципальной службы консультанта отдела по сельскому хозяйству и продовольствию на должность муниципальной службы начальника отдела по сельскому хозяйству и продовольствию.

Согласно, листа ознакомления с должностной инструкцией, ДД.ММ.ГГГГ Харитонова М.Н. была ознакомлена с квалификационными требованиями к специальности, направлению подготовки с учетом области и вида деятельности муниципального служащего, а именно, что на должность начальника отдела по сельскому хозяйству и продовольствию Нехаевского муниципального района назначается лицо с высшим образованием по сельскохозяйственной специальности.

В письме Комитета сельского хозяйства Волгоградской области от 19.06.2019г. на имя главы администрации Нехаевского муниципального района, указано, что в настоящее время должность начальника отдела по сельскому хозяйству и продовольствию занимает специалист, имеющий педагогическое образование и не соответствующий квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, направлению подготовки, принятый на должность муниципальной службы с нарушением правил заключения договора.

В служебной записке на имя главы администрации Нехаевского муниципального района, указано, что трудовой договор с Харитоновой М.Н. подлежит расторжению по п.11 ч.1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Харитонова М.Н., имеет высшее профессиональное образование, диплом от ДД.ММ.ГГГГ волгоградского ордена «Знак Почета» государственного педагогического института имени А.С. Серафимовича, по специальности «общетехнические дисциплины и труд», квалификация «учитель трудового обучения и общетехнических дисциплин».

Согласно, удостоверения о повышении квалификации, которое свидетельствует о том, что Харитонова М.Н. прошла повышение квалификации в институте повышения квалификации кадров агробизнеса ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по дополнительной профессиональной программе «Менежмент комплексного развития сельских территорий»

Имеющиеся у Харитоновой М.Н. профессиональная квалификация и специальность, с учетом понятия высшего профессионального образования, данного в Федеральном законе от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Общероссийского классификатора специальностей по образованию ОК 009-2016, не соответствует направлению деятельности начальника отдела по сельскому хозяйству и продовольствию Нехаевского муниципального района с высшим образованием по сельскохозяйственной специальности.

ДД.ММ.ГГГГ Харитонова М.Н. была уведомлена о расторжении трудового договора и ей были предложены вакантные должности в администрации Нехаевского муниципального района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в своем заявлении Харитонова М.Н. от предложенных вакантных должностей в администрации Нехаевского муниципального района, отказалась.

Распоряжением главы администрации Нехаевского муниципального района <адрес>-к от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ с Харитоновой М.Н. был расторгнут и она уволена с должности начальника отдела по сельскому хозяйству и продовольствию Нехаевского муниципального района, по основанию нарушения установленных правил заключения трудового договора, исключающие возможность продолжения работы. пункт 11 часть 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Этим же распоряжением, принято решение произвести выплату Харитоновой М.Н. денежной компенсации за неиспользованные дни ежегодного отпуска в соответствии со статьей 127 ТК РФ и выходное пособие в размере среднего месячного заработка в соответствии со статьей 84 ТК РФ.

С указанным распоряжением Харитонова М.Н. ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из указанных правовых норм и установленных фактических обстоятельств, следует, что уровень профессионального образования Харитоновой М.Н., не отвечает установленным действующим законодательством о муниципальной службе квалификационным требованиям и у ответчика имелись правовые основания для прекращения трудового договора с истцом.

Поскольку, суд считает, что поступление на муниципальную службу граждан не отвечающих квалификационным требованиям к специальности, направлению подготовки с учетом области и вида деятельности муниципального служащего, свидетельствует о нарушении установленных правил заключения трудового договора, исключающим на момент расторжения продолжения муниципальной службы.

Харитонова М.Н. была назначена на высшую должность муниципальной службы в нарушение установленных нормативными положениями квалификационных требований к специальности, установленной по решению работодателя, необходимому для исполнения должностных обязанностей, в связи с чем такое нарушение исключает возможность продолжения муниципальной службы.

С учетом приведенных обстоятельств, а также принимая во внимание, что администрация Нехаевского района имеет право на осуществление функций местного самоуправления компетентными и профессиональными муниципальными служащими, суд считает, что глава администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области, как руководитель органа исполнительной власти Нехаевского муниципального района, был вправе приять решение о прекращении трудового договора с Харитоновой М.Н., по основанию нарушения установленных правил заключения трудового договора, исключающие возможность продолжения работы по пункту 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Довод истца, что она была уволена работодателем с нарушением принципов недопустимости злоупотребления правом и запрещения дискриминации в сфере труда (статьи 2 и 3 Трудового кодекса Российской Федерации), что прямо запрещено законом, в результате чего увольнение так же было незаконным, не может является основанием для признания увольнения незаконным.

Частью 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Между тем, как следует из материалов дела, нарушений работодателем принципов недопустимости злоупотребления правом и запрещения дискриминации в сфере труда, при принятии работодателем решения об увольнении Харитоновой М.Н. с должности начальника отдела по сельскому хозяйству и продовольствию по пункту 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, судом установлено не было. Процедура увольнения истца работодателем соблюдена.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Следовательно, для признания наличия дискриминации в деле должны быть доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что работодатель при увольнении руководствовался критериями, не связанными с деловыми качествами работника (пол, национальность, возраст и т.д.).

Однако, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательств дискриминации либо злоупотребления правом со стороны работодателя в отношении истца, материалы дела не содержат.

Помимо этого, решение о расторжении трудового договора принимал глава администрации Нехаевского муниципального района и из его распоряжения усматривается, что он расторгая трудовой договор руководствовался иными мотивами.

Поскольку при разрешении спора судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что Харитонова М.Н. подвергалась дискриминации в сфере труда или что со стороны работодателя имело место злоупотребление правом, у суда нет оснований для удовлетворения искового требования о восстановлении на работе.

Поскольку, при разрешении спора судом не было установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что Харитонова М.Н. подвергалась дискриминации в сфере труда, как и о том, что со стороны работодателя имело место злоупотребление правом, при этом, работодателем соблюден порядок увольнения по указанному выше основанию, то суд считает, что отсутствуют установленные законом основания для удовлетворения искового требования о признании незаконным и отмене распоряжения главы администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области о прекращении трудового договора с работником -к от ДД.ММ.ГГГГ, о восстановлении Харитоновой М.Н. в должности начальника отдела по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области.

Доводы истца, что она получила квалификацию «Агроном», суд не принимает ко вниманию, поскольку на момент расторжения трудового договора, диплома о присвоении ей указанной квалификации, не было.

Довод истца о том, что направление деятельности начальника отдела по сельскому хозяйству и продовольствию Нехаевского муниципального района с высшим образованием по сельскохозяйственной специальности, предусмотрено локальным актом, не подлежащим обязательному исполнению, суд считает основанным на не верном толковании норм права, поскольку указанное требование противоречит федеральному закону о муниципальной службе и закону субъекта РФ "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области", в которых законодатель наделяет правом работодателя в должностной инструкции муниципального служащего предусмотреть квалификационные требования к специальности, направлению подготовки. Нарушение указанного права работодателя, суд рассматривает, как нарушение федерального закона и закона субъекта РФ.

Довод истца, что ответчик отказал ей в реализации её право на отпуск, не может служить основанием для её восстановления на работе. Поскольку, при увольнении в распоряжении принято решение о выплате истцу денежной компенсации за неиспользованный отпуск. Помимо этого, в случае возникновения спора по данному основанию, истец вправе обратится в суд для разрешения возникшего спора.

Учитывая отказ суда в удовлетворении требований о восстановлении на работе, не подлежат удовлетворению требования о взыскании с администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области в пользу Харитоновой М.Н. заработной платы за время вынужденного прогула и о взыскании с администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области в пользу Харитоновой М.Н. компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Харитоновой М.Н. к администрации Нехаевского муниципального района <адрес> о признании незаконным и отмене распоряжения главы администрации Нехаевского муниципального района <адрес> о прекращении трудового договора -к от ДД.ММ.ГГГГ, о восстановлении Харитоновой М.Н. в должности начальника отдела по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Нехаевского муниципального района <адрес>, о взыскании с администрации Нехаевского муниципального района <адрес> в пользу Харитоновой М.Н. заработной платы за время вынужденного прогула, о взыскании с администрации Нехаевского муниципального района <адрес> в пользу Харитоновой М.Н. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, полностью отказать.

Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Нехаевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Н. Ефремов