ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-118/19 от 28.01.2019 Балаклавского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2-118/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 января 2019 года город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Милошенко Н.В.,

при секретаре Нежмединовой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Богдан Л. П. об истребовании земельного участка из незаконного владения в собственность города федерального значения Севастополя,

УСТАНОВИЛ:

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в октябре 2018 года обратился в суд с иском к Богдан Л.П., просил истребовать в государственную собственность субъекта федерации – города Севастополя из чужого незаконного владения Богдан (Сысоевой) Л.П. земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный в городе Севастополе, по <адрес>.

Требования мотивирует тем, что на основании распоряжения Балаклавской районной государственной администрации от 31 декабря 1997 года указанный земельный участок передан Сысоевой Л.П. (после перемены фамилии Богдан) в собственность для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных строений, выдан государственный акт на право частной собственности на землю. Однако распоряжение Балаклавской районной государственной администрации от 31 декабря 1997 года отменено распоряжением этого же органа государственной власти от 17 июля 2008 года на основании протеста прокурора. Считает, что предоставление земельного участка ответчику в собственность нарушает право государственной собственности города Севастополя, земельный участок подлежит истребованию из чужого незаконного владения Богдан (Сысоевой) Л.П. в собственность города.

В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, настаивал на исковых требованиях.

Ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, обеспечила явку представителя.

Представитель ответчика Долинская Ю.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, как по существу, так и в связи с истечением срока исковой давности.

Третье лицо Вареник С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

Представитель третьего лица Вареник С.А.Морозов В.С. в судебном заседании заявленные требования истца считал обоснованными, просил их удовлетворить.

Представители третьих лиц Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Прокуратуры Ленинского района, Прокуратуры Балаклавского района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном законом порядке.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещённых о времени и месте его рассмотрения.

Выслушав пояснения представителей ответчика и третьего лица Вареник С.А., исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Правоотношения по передаче в собственность ответчику земельного участка возникли в соответствии с нормами Земельного кодекса Украины 1991 года, действовавшего на территории города Севастополя на момент их возникновения.

В силу статьи 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6 ФКЗ « О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя, до вступления в силу Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

Согласно Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденного Постановлением Правительства города Севастополя от 07 августа 2014 года № 202, для государственной регистрации права необходимо представить изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года: государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок, а также акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что распоряжением Балаклавской районной государственной администрации от 31.12.1997 Сысоевой (после перемены фамилии Богдан) Л.П. в частную собственность передан земельный участок площадью <данные изъяты> га по <адрес> в городе Севастополе, ранее предоставленный для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приложение №1).

На основании указанного распоряжения ответчику 02.02.1998 выдан государственный акт на право частной собственности на земельный участок серии .

Таким образом, право собственности Сысоевой (Богдан) Л.П. на земельный участок возникло на основании статей 6,10,17,67 Земельного кодекса Украины (1991 года), Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.1992 г №15-92 «О приватизации земельных участков», «Положения о районной, районной в городах Киева и Севастополя государственной администрации», распоряжения Севастопольской городской государственной администрации №375-р от 24.11.1996 г. «О разграничении полномочий между Севастопольской городской государственной и районными государственными администрациями в области использования и охраны земель», зарегистрировано государственными органами Украины в соответствии с действующим на тот момент законодательством.

На основании протеста прокурора Балаклавского района города Севастополя от 18 июня 2008 года Балаклавской районной государственной администрацией города Севастополя распоряжением от 17.07.2008 -р отменено распоряжение этого же органа от 31.12.1997 «О предоставлении в частную и общую (долевую) собственность земельных участков гражданам, ранее предоставленных для строительства и обслуживания жилых домов и хозяйственных построек» в части передачи в частную собственность Сысоевой (Богдан) Л.П. земельного участка, расположенного по <адрес> в городе Севастополе.

Судом установлено, что со стороны государственных органов Украины каких-либо действий, связанных с реализацией распоряжения Балаклавской районной государственной администрации города Севастополя от 17.07.2008 -р, которым отменено распоряжение от 31.12.1997 г , на протяжении с 2008 года по 2014 год совершено не было.

Сведения о том, что органами государственной власти после отмены распоряжения Балаклавской районной государственной администрации города Севастополя от 31.12.1997 были предприняты разумные и осмотрительные меры по контролю над земельным участком, надлежащему оформлению своих прав на него, в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, на момент издания распоряжения Балаклавской районной государственной администрации города Севастополя от 17.07.2008 -р Земельный кодекс Украины 1991 года утратил силу в связи с принятием Земельного кодекса Украины 25 октября 2001 года N 2768-III.

Согласно пункту 7 Переходных положений Земельного кодекса Украины граждане, получившие в собственность земельные участки в размерах, которые были предусмотрены ранее действовавшим законодательством, сохраняют права на эти участки.

Порядок прекращения прав на землю регулировался главой 22 Земельного кодекса Украины (2001 г).

Орган исполнительной власти или орган местного самоуправления имел право принять решение о прекращении права собственности на земельный участок или права пользования им только в порядке, по основаниям и при условиях, предусмотренных статьями 140-149 Земельного кодекса Украины (2001 г).

Согласно статье 140 Земельного кодекса Украины основаниями прекращения права собственности на земельный участок являются: добровольный отказ собственника от права на земельный участок, смерть собственника земельного участка при отсутствии наследника, отчуждение земельного участка по решению собственника, обращение взыскания на земельный участок по требованию кредитора, отчуждение земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд, конфискация по решению суда, неотчуждение земельного участка иностранными лицами и лицами без гражданства в установленный срок в случаях, определенных настоящим кодексом.

Такого основания прекращения права собственности на земельный участок, как отмена решения органа исполнительной власти, на основании которого был выдан государственный акт на право собственности на земельный участок, Земельным кодексом Украины 2001 года, а также Земельным кодексом Украины 1991 года, не предусмотрено.

Аналогичная позиция изложена в пункте 8 Постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 16.04.2004 г. «О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел», в соответствии с которым при решении в судебном порядке вопроса о недействительности документа, выданного на основании пересмотренного решения органа исполнительной власти или местного самоуправления об отмене своего решения, которым земельный участок был неправомерно предоставлен в собственность или пользование, следует учитывать решение Конституционного суда Украины от 16.04.2009 -рп.

Согласно позиции Конституционного суда Украины, изложенной в решении от 16 апреля 2009 года -рп/2009 (дело об отмене актов органов местного самоуправления), орган местного самоуправления имеет право принимать решения, вносить в них изменения и/или отменять их на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией Украины и законами Украины.

В соответствии со статьей 59 Закона Украины «О местном самоуправлении» акты органов и должностных лиц местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции Украины или законам Украины признаются незаконными в судебном порядке.

В пункте 5 решения -рп/2009 Конституционный Суд Украины указал, что органы местного самоуправления ответственны за свою деятельность перед юридическими и физическими лицами (статья 74 Закона). Таким образом, органы местного самоуправления не могут отменять свои предыдущие решения, вносить в них изменения, если в соответствии с предписанием этих решений возникли правоотношения, связанные с реализацией соответствующих субъективных прав и охраняемых законом интересов, и субъекты этих правоотношений возражают против их изменения или прекращения.

Ненормативные правовые акты органа местного самоуправления являются актами одноразового применения, исчерпывают свое действие фактом их выполнения, потому не могут быть отменены или изменены органом местного самоуправления после их выполнения.

Доказательств признания недействительным распоряжения Балаклавской районной государственной администрации города Севастополя от 31.12.1997 в судебном порядке истцом не представлено.

Таким образом, отмена распоряжения Балаклавской районной государственной администрации города Севастополя от 31.12.1997 распоряжением этого же органа безусловным свидетельством незаконности возникновения у Сысоевой (Богдан) Л.П. права собственности на земельный участок не является. Отмена административного акта бесспорно не влечет прекращение права собственности и не означает выбытие земельного участка помимо воли собственника.

Судом установлено, что государственный акт на право частной собственности на земельный участок серии от 30.01.1998 на момент рассмотрения дела не признан недействительным, в соответствии с Постановлением Правительства города Севастополя от 07 августа 2014 года относится к документам, подтверждающим наличие ранее возникших прав.

Кроме того, суд считает заслуживающим внимания довод возражений ответчика об истечении срока исковой давности, о применении которого заявлено при рассмотрении дела.

Заявляя настоящий иск Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в целях восстановления права субъекта Российской Федерации города Севастополя на земельный участок, находящийся в незаконном владении ответчика, ссылался в исковом заявлении на положения статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного впадения.

К таким исковым требованиям применяется общий срок исковой давности, который в силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года.

Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» даны руководящие разъяснения о том, что в силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права

Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Таким образом, течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», решением Севастопольского городского совета № 1756 «О статусе города-героя Севастополя», Законом города Севастополя от 24 апреля 2014 года №3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя», Законом города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», Законом города Севастополя от 30 апреля 2014 года №5-ЗС «О Правительстве Севастополя» Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является вновь созданным органом, подконтрольным Правительству Севастополя.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Правительство города Севастополя в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя должно было узнать о нарушении своих прав и выбытии недвижимого имущества из своего владения с момента образования (март 2014 года), иск поступил в суд октябре 2018 года, что свидетельствует о том, что трехлетний срок исковой давности истцом пропущен.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения иска отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Милошенко Н.В.

Решение суда в окончательной форме составлено 4 февраля 2019 года.