ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-118/19ГОДА от 01.04.2019 Кашинского городского суда (Тверская область)

дело №2-118/2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кашинский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Мариной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Культяковой Е.И.,

с участием представителя истца Моисеева Г.Л. - Алексеева А.Е.,

представителя ответчика Управления Росреестра по Тверской области Сторижко С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Кашинского городского суда Тверской области гражданское дело по исковому заявлению Моисеева Геннадия Львовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании недействительным акта обследования объекта недвижимого имущества, о восстановлении в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, обязании восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества,

у с т а н о в и л:

Моисеев Г.Л. обратился в суд с указанным иском, в котором просил:

- признать недействительным акт обследования от 14 октября 2015 года, подготовленный кадастровым инженером К.К.В., на основании которого Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области осуществлено снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости: здание, назначение: жилое, 1-этажный, общая площадь 99, 4 кв.м., инв. №1-789, лит. А, расположенное по адресу: [данные удалены], кадастровый номер [номер обезличен], принадлежащего Моисееву Г.Л. на праве собственности;

- восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения об указанном объекте недвижимости, возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области обязанность восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения об указанном объекте недвижимости.

Свои требования мотивировал тем, что ему принадлежат на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, общая площадь 667 кв.м., с кадастровым номером [номер обезличен], и расположенное в границах данного земельного участка одноэтажное жилое здание, общей площадью 99,4 кв.м., инв.№1-789, лит.А, с кадастровым номером [номер обезличен], по адресу: [данные удалены], на основании договора купли-продажи и передаточного акта от 05.03.2014 года. Право собственности на указанные объекты недвижимости подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от 14.10.2015г. Кадастровым инженером К.К.В. 14.10.2015г. подготовлен акт обследования, в разделе 5 которого «Заключение кадастрового инженера» указаны, по ошибке, недостоверные сведения о прекращении существования здания с кадастровым номером [номер обезличен], в связи с его сносом. На основании данного акта Управлением Росреестра по Тверской области осуществлено снятие данного жилого здания с кадастрового учета, а запись о статусе объекта недвижимости изменена с «учтенный» на «архивный». В связи с недостоверностью указанных в акте от 14.10.2015 года сведений вследствие допущенной ошибки, кадастровый инженер подготовил акт обследования от 05.07.2017 года, в котором отразил факт наличия на земельном участке здания, указав об ошибочном снятии его с кадастрового учета, а также о наличии зарегистрированных за ним правах на здание, и одновременно просил ответчика восстановить объект в ЕГРН, но сведения об объекте недвижимости в ЕГРН восстановлены не были. В последствие он неоднократно обращался к ответчику с разного рода обращениями и заявлениями в целях осуществления кадастрового учета принадлежащего ему здания, восстановления о нем сведений в кадастре недвижимости, исправления кадастровой/реестровой ошибки, о верификации сведений. Однако, ответчик отказывал ему в осуществлении учета по различным основаниям. Как следовало из разъяснений ответчика, приведенных в ответе от 04.08.2017г., а также из разъяснений, приведенных должностным лицом ответчика во время личной консультации, кадастровая/реестровая ошибка в сведениях ЕГРН об объекте не выявлена, а для внесения в ЕГРН сведений ему рекомендовано обратиться в орган Росреестра с заявлением по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 года №920, и предоставить технический план, соответствующий требованиям ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Названный способ не приведет к устранению препятствий, восстановлению его нарушенного права. В период снятия здания с учета, отношения, связанные с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регламентировались положениями Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». С 01 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». С учетом нового законодательного регулирования, кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на него осуществляется в связи с созданием или образованием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением основных характеристик объекта недвижимости. Для осуществления кадастрового учета спорного здания путем обращения с заявлением в орган государственного кадастрового учета необходимо, чтобы недвижимое имущество отвечало положениям ст.14 Закона № 218-ФЗ, в частности: объект являлся вновь созданным либо были изменены его основные характеристики, что также должно подтверждаться соответствующим документом о создании объекта либо изменении его основных характеристик. Однако, в рассматриваемой ситуации, с учетом конкретных обстоятельств, эти требования не являются выполнимыми. В действительности здание снесено не было, не прекратило свое существование, фактически находится на принадлежащем ему земельном участке, что подтверждается подготовленным кадастровым инженером новым актом обследования от 05.07.2017г., который является надлежащим и достоверным. Здание не является вновь созданным объектом недвижимости, продолжает существовать в неизменном виде, основные характеристики здания не изменялись. Право собственности на спорное здание не прекращено, запись (сведения) о зарегистрированном за ним праве собственности на объект недвижимости содержится в ЕГРН. Поскольку новое законодательное регулирование государственного кадастрового учета не предусматривает восстановление сведений об объекте недвижимости, дальнейшее обращение к ответчику в целях осуществления кадастрового учета спорного здания, существующего в неизменном виде, при наличии в ЕГРН записи о зарегистрированном праве собственности на этот же объект, не приведет к осуществлению его кадастрового учета, и его нарушенное право не будет восстановлено. Отсутствие в ЕГРН (в кадастре недвижимости) сведений о здании нарушает его права, гарантированные Конституцией РФ, препятствует в пользовании принадлежащим ему недвижимым имуществом. Устранение данных препятствий возможно лишь при восстановлении сведений о здании, содержавшихся в кадастре недвижимости до момента снятия данного объекта недвижимости с кадастрового учета. По этой причине он вынужден обратиться в суд с исковым заявлением.

Истец Моисеев Г.Л., извещенный заранее и надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы Алексееву А.Е., который в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в нем.

Представитель ответчика Управления Росреестра по Тверской области Сторижко С.Н. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований Моисеева Г.Л. отказать в полном объеме.

Третье лицо кадастровый инженер К.К.В., извещавшийся заранее и надлежащим образом о дате, месте и времени каждого судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных исковых требований суду не представил.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание сторон.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив их в совокупности с требованиями ст.ст.56, 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в редакции, действовавшей в период снятия спорного жилого дома с кадастрового учета, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Согласно ст.ст.16 и 21 указанного Закона, кадастровый учет осуществляется в связи с прекращением существования объекта недвижимости. Снятие с учета объекта недвижимости осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем. Заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета непосредственно заявителем или его представителем лично по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа. Представитель физического лица предоставляет нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия. Подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости акт обследования направляются в орган кадастрового учета в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Заявление должно быть удостоверено подписью заявителя или подписью его представителя. Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом.

Статьей 22 указанного Закона предусмотрено, что если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости); документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости).

Согласно приказу ФГБУ «ФКП Росреестра» от 25.10.2011 года № 128 «Об утверждении Положений о филиалах федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по субъектам Российской Федерации» полномочия по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке, а также оказанию государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества на территории Тверской области в 2015 году осуществлял филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 года №457 (в редакции от 15.02.2017 года) «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» функции по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества переданы в Росреестр и его территориальным органам.

Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зданиях, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В силу части 5 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание, сооружение либо в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

Судом установлено, что Моисееву Г.Л. принадлежит на праве собственности жилое здание, общей площадью 99,4 кв.м., имевшее кадастровый номер [номер обезличен], и земельный участок, общей площадью 667 кв.м., с кадастровым номером [номер обезличен], расположенных по адресу: [данные удалены], на основании договора купли-продажи от 05.03.2014г., право собственности на которые зарегистрированы Управлением Росреестра по Тверской области 13.03.2014г., о чем сделаны записи регистрации: 69-69-09/003/2014-252 (жилой дом) и 69-69-09/003/2014-253 (земельный участок) (л.д. 8-13, 30).

Как следует из ч.1 ст.42 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых оно было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.

Согласно представленного кадастрового дела филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области» 29 октября 2015 года снял с кадастрового учета вышеуказанное жилое здание, общей площадью 99,4 кв.м., которому был присвоен кадастровый номер [номер обезличен], в связи с прекращением его существования на основании заявления от 21 октября 2015 года представителя собственника объекта Моисеева Г.Л. - Ш.Д.Г.. по доверенности №69АА 1477484 от 26 марта 2015 года, с приложением к заявлению акта обследования от 14 октября 2015 года, составленного кадастровым инженером К.К.В., подтверждающего прекращение существования объекта учета, оптического компакт диска (том 2,л.д.8-38).

По результату обращения Моисеева Г.Л. с заявлением об исправлении кадастровой ошибки в рамках верификации сведений ЕГРН и ГКН и восстановлении сведений о жилом здании, по адресу: [данные удалены], Управление Росреестра по Тверской области отказало в восстановлении сведений о снятом с государственного кадастрового учета жилом здании по причине отсутствия ошибки и рекомендовало обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета указанного объекта с техническим планом в соответствии с Федеральным законом №218-ФЗ (том 1, л.д.152-154).

15 января 2019 года Управление Росреестра по Тверской области вынесло уведомление №КУВД-001/2018-4207206/3 от 15 января 2019 года, которым отказало Моисееву Г.Л. во «Внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости» на здание, поскольку в представленных Моисеевым Г.Л. документах о проведении государственного кадастрового учета в связи с внесением сведений о ранее учтенном объекте отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным. Представленный договор купли-продажи от 05.03.2014 года не является документом, подтверждающим ранее возникшее право на объект учета по адресу: [данные удалены] (том 1, л.д.111-112).

Суд полагает обоснованным позицию представителя ответчика Управления Росреестра по Тверской области Сторижко С.Н., приведенную в судебном заседании, из которой следует, что спорный объект недвижимости снят 29.10.2015г. с государственного кадастрового учета по заявлению Моисеева Г.Л. в связи с прекращением его существования на основании акта обследования кадастрового инженера К.К.В. от 21.10.2015 г. в связи с прекращением его существования. Таким образом, жилой дом снят с учета по инициативе истца Моисеева Г.Л., который обратившись с соответствующим заявлением и приложением необходимых документов, самолично подтвердил прекращение существования данного объекта недвижимости в связи с его сносом. Доводы истца об осуществлении Управлением снятия жилого дома с государственного кадастрового учета не соответствуют действительности. Полномочиями по государственному кадастровому учету и внесению соответствующих сведений в ГКН на территории Тверской области до 01 января 2017 года было наделено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области. Действующим законодательством процедура восстановления снятых с государственного кадастрового учета объектов недвижимости с присвоением им прежних кадастровых номеров не предусмотрена, поскольку такое восстановление приведет к повторному использованию кадастрового номера земельного участка, что является недопустимым. Несмотря на то, что Федеральный закон №218-ФЗ не предусматривает прямого запрета восстановления на кадастровом учете объектов недвижимости, снятые с кадастрового учета объекты восстановлению не подлежат, поскольку повторное использование кадастрового номера запрещено ч.1 ст.5 ФЗ №218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» (том 1,л.д.106-109).

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.

Таким образом, акт обследования в силу положений вышеназванного закона не является документом, на основании которого Росреестр может восстановить сведения в ЕГРН об объекте недвижимости.

Суд учитывает, что орган кадастрового учета проверяет документы по форме и наличию требуемых для государственного кадастрового учета либо снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимости сведений. После предоставления в октябре 2015 года соответствующих документов жилой дом снят с государственного кадастрового учета на основании заявления собственника и акта обследования, подтверждающего уничтожение такого дома. Таким образом, реестровой и кадастровой ошибки в сведениях ЕГРН о спорном объекте недвижимости допущено не было. Кадастровый инженер в силу положений ст.29.2 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года несет ответственность за несоблюдение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений акта обследования, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером. В соответствии с указанным Законом №221-ФЗ от 24.07.2007 год, в редакции действовавшей на октябрь 2015 года, кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и данного Закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, согласно которому кадастровый инженер обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы. В результате выполнения кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета объекта недвижимости. Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ. Цена подлежащих выполнению кадастровых работ определяется сторонами договора подряда на выполнение кадастровых работ путем составления твердой сметы (ст.ст.35-36 Закона). Таким образом, утверждение истца в исковом заявлении и его представителя в судебном заседании о том, что кадастровый инженер, выполняя работы заказчика Моисеева Г.Л., допустил ошибку, составляя акт обследования 14 октября 2015 года и подготовив оптический диск с соответствующими сведениями на нем для предоставления указанных документов в орган кадастрового учета, лишены правовых оснований. Из пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что фактически спорный объект недвижимости никогда не сносился и вновь созданный объект также не создавался по указанному адресу. В связи с указанным, составление акта обследования 05 июля 2017 года кадастровым инженером К.К.В и указании в нём сведений об ошибочном снятии с кадастрового учета спорного объекта недвижимости в 2015 году не может являться основанием для восстановления в ЕГРН сведений об объекте недвижимости. Поскольку истцом не выполнены требования ст.ст.14,24, 61 Федерального Закона №218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости» при подаче заявления о восстановлении сведений в ЕГРН по спорному объекту недвижимости, то Росреестром обоснованно отказано в восстановлении сведений об объекте недвижимости в ЕГРН. Истцом не представлены доказательства наличия жилого дома, сведения о котором имели бы статус «актуальные» в соответствии с пунктом 12 Приказа Министерства экономического развития РФ от 16 декабря 2015 г. № 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки».

Довод представителя истца Алексеева А.Е. об удовлетворении исковых требований в связи с признанием утратившим силу Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» с 01.01.2017 года и как следствие изменение порядка осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости и образования Единого государственного реестра недвижимости, не является основанием для удовлетворения заявленных Моисеевым Г.Л. исковых требований.

Таким образом, основания для удовлетворения исковых требований Моисеева Г.Л. в части восстановления в ЕГРН сведений о спорном объекте недвижимости и возложении на Управление Росреестра по Тверской области обязанности восстановить в ЕГРН сведения об объекте недвижимости, отсутствуют.

Исковые требования Моисеева Г.Л. о признании недействительным акта обследования кадастрового инженера К.К.В. от 14.10.2015 года являются необоснованными, поскольку оспариваемый акт является документом, в котором фиксируются установленные обстоятельства при осмотре объекта недвижимости, и соответственно данный документ не носит распорядительный характер, в нем указаны лишь сведения об отсутствии спорного объекта недвижимости в натуре, что является ненадлежащим способом защиты Моисеевым Г.Л. нарушенного права, и не предполагает восстановление его нарушенных прав.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении исковых требований Моисеева Геннадия Львовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании недействительным акта обследования объекта недвижимого имущества, о восстановлении в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, обязании восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения об объекте недвижимого имущества - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда, с подачей жалобы через Кашинский городской суд Тверской области со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 05 апреля 2019 года.

Председательствующий