Дело № 2-118/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2020 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Ооржак А.М., при секретаре судебного заседания Монгуш Ш.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Кызыла в интересах ФИО4, ФИО2, ФИО5 к Мэрии г. Кызыла, Министерству внутренних дел по Республике Тыва, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярскому крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о возложении обязанностей предоставить по договору социального найма жилое помещение, передать взамен жилого помещения из муниципальной собственности по акту передачи жилое помещение, принять из муниципальной собственности по акту передачи жилое помещение, после принятия на оперативное управление жилое помещение снять с кадастрового регистрационного учета, принять взамен жилого помещения из муниципальной собственности в федеральную собственность жилое помещение, признать право оперативного управления на жилое помещение за Министерством внутренних дел по Республике Тыва,
с участием помощника прокурора г. Кызыла ФИО10, истца ФИО15., представителей ответчиков по доверенностям ФИО11, ФИО12,
У С Т А Н О В И Л:
заместитель прокурора г. Кызыла в интересах ФИО16., ФИО17, ФИО18 (с учетом уточнений) обратился в суд к ответчикам с вышеуказанным иском. В обоснование иска указано, что на основании обращения ФИО19., ФИО20. о не переселении из аварийного дома в новые дома проведена проверка, по результатом, которой установлено, что заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> признан аварийным, не пригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу. Постановлением Правительства РТ от 14.09.2016 №405 жилой дом по <адрес> включен в перечень домов в г.Кызыле Республики Тыва, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно. В силу Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением Мэрии г. Кызыла утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла, в 2013-2017 годах с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» в рамках которой запланировано переселение жильцов <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ.Постановлением Мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список граждан переселяемых в многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в которойвключен ФИО2 и члены его семьи. Согласно свидетельству о государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> находится в оперативном управлении МВД по РТ. Постановлением Мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О переселении граждан, в многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> в строку 5 приложении № внесены изменения, согласно которым слова «ФИО3» заменены словами «Собственность Российской Федерации, на праве оперативного управления за МВД по РТ», и в графе 6 установлено указать адрес: <адрес>, общей площадью 51,8 кв.м. В п. 2 данного постановления указано: обеспечить передачу из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации жилое помещение (2-хкомнатная благоустроенная квартира), общей площадью 55,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, с последующим закреплением на праве оперативного управления за МВД по РТ. Таким образом, в соответствии с положением и постановлением Мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ№ взамен жилого помещения по адресу: <адрес>, мэрией г. Кызыла из муниципальной собственности в федеральную собственность по договору мены передаче подлежит жилое помещение по адресу: <адрес>. Законность проживания ФИО21 в кв. <адрес> установлена решением Кызылского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционным определением Верховного Суда РТ по иску МВД по РТ о выселении ФИО22., ФИО23., ФИО24. из вышеуказанного жилого помещения. Судом установлено, что спорная квартира была представлена ФИО25 в период прохождения им службы в органах внутренних дел и что отсутствие служебного ордера, договора найма не может быть поставлено в вину работника, а обязанность по хранению служебного ордера на него не возлагалась, заключение договора социального найма должно быть произведено МВД по РТ. ФИО26. имеет выслугу в правоохранительных органах более 10 лет, иным жилым помещением не обеспечен, в связи с чем, он не может быть выселен из жилого помещения без предоставления другого. Таким образом, ФИО27 фактически является нанимателем служебного жилого помещения по адресу: <адрес>. При передаче Мэрией г. Кызыла из муниципальной собственности в федеральную собственность по договору мены жилое помещение по адресу: <адрес>, взамен жилого помещения по адресу: <адрес> МВД по РТ отказывается от принятия последнего в виду проживания в нем граждан ФИО7. До настоящего времени жилое помещение по адресу: <адрес> взамен аварийного жилого помещения из муниципальной собственности в федеральную собственность по договору мены не передано. В связи с отказом МВД по РТ принять указанное жилое помещение не может быть передано в собственность Российской Федерации в оперативное управление МВД по РТ, тем самым нарушаются права ФИО7 на переселение из аварийного жилья. Постоянное проживание и нахождения истцов в аварийном доме, имеющего признаки обрушения, создает угрозу их жизни и здоровью, что требует незамедлительных мер по предоставлению другого жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, а также обуславливает необходимость обращения решения к немедленному исполнению.
Просит обязать Министерство внутренних дел по Республике Тыва предоставить истцам по договору социального найма жилое помещение, соответствующее требованиям жилищного законодательства (по уточнению от ДД.ММ.ГГГГ), и впоследствии просит обязать мэрию г.Кызыла взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., передать из муниципальной собственности Министерству внутренних дел по Республике Тыва по акту передачи жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; обязать Министерство внутренних дел по Республике Тыва взамен жилого помещения по адресу: <адрес>, принять из муниципальной собственности по акту передачи жилое помещение по адресу: <адрес>, после принятия на оперативное управление жилое помещение снять с кадастрового регистрационного учета жилое помещение по адресу: <адрес>; обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярскому крае, Республике Хакасия и Республике Тыва принять взамен жилого помещения по адресу: <адрес> из муниципальной собственности в федеральную собственность жилое помещение по адресу: <адрес>, признать право оперативного управления на жилое помещение по адресу: <адрес> за Министерством внутренних дел по Республике Тыва в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.
В судебном заседании помощник прокурора г. Кызыла ФИО10 исковые требования поддержала в полном объеме.
Истец ФИО28 требования прокурора г. Кызыла поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Истцы ФИО29., ФИО30 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель ответчика Мэрии г. Кызыла ФИО11, действующая по доверенности, с последним уточненным иском согласилась, представила письменное возражение, ранее дав пояснение соответствующее его доводам, указав, что дом включен в подпрограмму «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Тыва на ДД.ММ.ГГГГ годы» государственной программы Республики Тыва по переселению. Спорная квартира принадлежит МВД по РТ, согласно Положению жилое помещение по договору мены передается МВД по РТ. В данном жилом помещении проживает ФИО31 бывший заселенный сотрудник МВД, вместе с членами семьи, зарегистрированные в данном жилом помещении, имеющие решение суда об отказе в выселении по иску МВД по РТ. Мэрия <адрес> исполняет реализацию программы, передает в федеральную собственность жилое помещение по <адрес> как в добровольном порядке, так и по иску прокурора, вынесла постановление о передаче указанного жилого помещения в собственность Российской Федерации, снесла непригодное жилое помещение по <адрес>, переселила жильцов, однако МВД не предпринимает меры к принятию в федеральную собственность муниципальное жилое помещение, отказало подписывать акт приема-передачи, в принятии имущества на праве оперативного управления, другим гражданам акт подписали.
Представитель ответчика Министерства внутренних дел по Республике Тыва ФИО12, действующий по доверенности, с иском не согласился, представил письменное возражение, указав, что нормы в исковом заявлении пп. «б» п. 4 ст. ФЗ от 31.12.2005 № 199-ФЗ речь идет о полномочиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, им МВД по РТ не является. Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения. Речь идет о согласии учреждения при передаче имущества, закрепленного за ним, а не о приеме имущества в федеральную собственностью. В исковом заявлении указывается пп. «з» п. 2.4.1 и 4.2 приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №, в данной норме речь идет о согласии государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а не приеме имущества, а также полномочиях Росимущества. Таким образом, приведенные прокуратурой нормы не обязывают МВД по РТ подписание акта приема-передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность, тем более находящемуся под обременением третьих лиц. Просит отказать в удовлетворении иска в части МВД по РТ в полном объеме.
Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица Министерства строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва не явился, извещен надлежащим образом, представил письменное пояснение и дополнение к нему, указав, что Министерство действует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ и координирует работу с подрядными организациями. Между ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ООО «Энергострой» заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по строительству объекта «120-квартирный жилой дом (строение№)». Строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме. Разрешение на ввод в эксплуатацию выдано ДД.ММ.ГГГГ №№. Ими обязательство выполнено полностью, не уполномочены рассматривать вопросы по передаче из муниципальной собственности в федеральную по договору мены.
Представители третьих лиц Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла, Управления Росимущество по РТ не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу п. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., с кадастровым номером № находится в оперативном управлении МВД по РТ.
В соответствии с поквартирной карточкой от ДД.ММ.ГГГГФИО32., ФИО33., ФИО34 зарегистрированы в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена новая редакция муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ годах с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства», согласно приложению жильцы дома, расположенного по адресу: <адрес> подлежат в переселению с ДД.ММ.ГГГГ года.
Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№, утвержден перечень домов в г. Кызыле Республики Тыва, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно, который входит многоквартирный жилой дом по <адрес>.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ «О переселении граждан, в многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>» утвержден список граждан вышеуказанный жилой дом, согласно которого в графе 5 указано наниматель <адрес> «ФИО3».
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Мэрии г. Кызыла № внесено изменение в постановление мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении списка граждан, переселяемых в многоквартирный жилой дом по адресу <адрес>, согласно которого ФИО35. и члены его семьи включены в список переселяемых граждан из жилого помещения по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ прокурору Республики Тыва обратилась с жалобой ФИО36 об оказании помощи в переселении их из аварийного и ветхого жилья в новый дом. То есть истцы просят им предоставить равнозначное жилье, взамен аварийного.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла на требование по проверке обращения ФИО37. сообщает о том, что 3-хкомнатная <адрес> находится в оперативном управлении МВД по РТ, в связи, с чем Мэрия г. Кызыла обратилась в Росимущество РТ по вопросу оформления договора мены, однако документы были возвращены, поскольку законом предусмотрено только передача имущества из федеральной собственности в муниципальную, из муниципальной в федеральную собственность. В настоящее время вопрос о сносе жилого дома не принят.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство внутренних дел по Республике Тыва рассмотрев обращение ФИО38., а также требование прокурора г. Кызыла, имеющиеся материалы служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, решение Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ сообщает о том, что оснований для заключения с ФИО39. договора социального найма жилого помещения, взамен аварийного и ветхого у МВД по РТ отсутствует.
Ответом на письмо Министерство внутренних дел по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ сообщает, что семья ФИО7 фактически переселена в связи с признанием дома аварийным, а также по причине отсутствия правовых оснований принятия жилого помещения, занятого третьими лицами, взамен снесенного жилого помещения акт приема-передачи возвращается без подписания.
ДД.ММ.ГГГГ Мэрия г. Кызыла направила акт приема-передачи жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому муниципальное образование городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» передает, а Министерство внутренних дел по Республике Тыва принимает имущество, по адресу: <адрес>, с общей площадью № кв.м., с кадастровым номером №.
Согласно акту приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГФИО40., проживающий по адресу: <адрес>, принял надлежащего качества благоустроенное жилое помещение, состоящее из 2-х комнат, общей площадью № кв.м., находящееся по адресу: <адрес>.
Постановлением Мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О переселении граждан, в многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>» в строку 5 приложении № внесены изменения, согласно которым слова «ФИО3» заменены словами «Собственность Российской Федерации, на праве оперативного управления за МВД по РТ», и в графе 6 установлено указать адрес: <адрес>, общей площадью № кв.м.
Согласно ответу на запрос суда Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> кадастровым номером №, находится в собственности Муниципального образования – Городской округ «Города Кызыла Республики Тыва», что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Из ответана запрос судаДепартамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ№ видно, что аварийный жилой дом по адресу: <адрес> включен в этап ДД.ММ.ГГГГ года республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ годах. Указанный жилой дом находится на праве оперативного управления МВД по РТ, переселен по адресу: <адрес> (постановление Мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ№, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации;
В соответствии с ч. 2.2 ст. 16 вышеуказанного закона не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
В силу ч.3 ст. 16 этого закона, переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В соответствии ст. 16 Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. от 22.10.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 № 374 (ред. от 29.07.2020) "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
Как следует из ответа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярскому крае, Республике Хакасия и Республике Тыва для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации необходимо представить пакет документов.
В силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
То есть по смыслу приведенных положений собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого жилого помещения на праве собственности.
Как видно из представленных переписок между Департаментом экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г.Кызыла,Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, передача жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> государственную собственность Российской Федерации, а также в связи со сносом ветхого и аварийного многоквартирного дома прекращение права государственной собственности Российской Федерации и снятие с кадастрового учета не представляется возможным, поскольку правообладателем имущества является Министерство внутренних дел по Республике Тыва. ДД.ММ.ГГГГ Министерство внутренних дел по Республике Тыва обратилось руководителю Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва с просьбой принять указанное жилое помещение в федеральную собственность с последующим закреплением на праве оперативного управления за ним.
Судом установлено, что Мэрия г. Кызыла предпринимает меры по передаче имущества в федеральную собственность с последующим закреплением на праве оперативного управления за МВД по РТ, в целях реализации программы постановлением передала в собственность Российской Федерации жилое помещение по <адрес>, с проживающей семьей ФИО7, данный вопрос сторонами не оспаривается и материалами дела подтверждается.
Вместе с тем, МВД по РТ акт передачи благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям по адресу: <адрес>, общей площадью №4 кв.м., не подписан.
При этом, решением Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска Министерства внутренних дел по Республике Тыва к ФИО2, ФИО4, ФИО5 об устранении препятствий пользования жилым помещением путем выселения и снятии с регистрационного учета отказано (оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским дела Верховного Суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ) установлено законность вселения истцов в квартиру, признанную ветхим. Так, судом ранее установлено, ФИО43., ФИО42., ФИО41 зарегистрированы и проживают в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, истец был вселен в жилое помещение по адресу: <адрес> должностными лицами МВД по РТ в период прохождения его службы, имеет выслугу в правоохранительных органах более 10 лет (37 лет 09 месяцев 21 день), был уволен со службы, по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, иными жилыми помещениями истец и члены его семьи не обеспечены, не могут быть выселены из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, в связи с чем, указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела в силу ст.61 ГПК РФ по требованиям к МВД по РТ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Поскольку предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, сносом дома, другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности, то заявленные требования прокурора в части предоставления истцам равнозначного жилого помещения на тех же условиях обоснованы.
Таким образом, доводы ответчика о том, что МВД по РТ не обязано подписывать акт приема-передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность, находящегося под обременением третьих лиц, несостоятельны, поскольку за МВД по РТ зарегистрировано право оперативного управления (запись в ЕГРН и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ№) на квартиру по адресу: <адрес>, в указанное жилье истец ФИО44 вместе с членами семьи вселены должностными лицам МВД по РТ, их проживание не является основаниям для отказа в принятии в федеральную собственность с последующим закреплением права оперативного управления.
При таких обстоятельствах, поскольку жилое помещение по адресу: <адрес> находится на праве оперативного управления Министерства внутренних дел по Республике Тыва, а проживающие в нем жильцы были переселены в благоустроенное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., то исковое заявление в части требований о возложении обязанностей на мэрию г.Кызыла взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., передать из муниципальной собственности Министерству внутренних дел по Республике Тыва по акту передачи жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; обязать Министерство внутренних дел по Республике Тыва взамен жилого помещения по адресу: <адрес>, принять из муниципальной собственности по акту передачи жилое помещение по адресу: <адрес>, после принятия на оперативное управление жилое помещение снять с кадастрового регистрационного учета жилое помещение по адресу: <адрес>; обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярскому крае, Республике Хакасия и Республике Тыва принять взамен жилого помещения по адресу: <адрес> из муниципальной собственности в федеральную собственность жилое помещение по адресу: <адрес>, признать право оперативного управления на жилое помещение по адресу: <адрес> за Министерством внутренних дел по Республике Тыва подлежат удовлетворению.
Поскольку истцы на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма не состояли и не состоят, с заявлением о постановке их на соответствующий учет не обращались, поэтому отсутствуют основания для возложения обязанностей предоставить истцам по договору социального найма жилое помещение. В этой связи, исковые требования в данной части не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла в интересах ФИО4, ФИО2, ФИО5 к Мэрии г. Кызыла, Министерству внутренних дел по Республике Тыва, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярскому крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о возложении обязанностей предоставить по договору социального найма жилое помещение, передать взамен жилого помещения из муниципальной собственности по акту передачи жиле помещение, принять из муниципальной собственности по акту передачи жилое помещение, после принятия на оперативное управление жилое помещение снять с кадастрового регистрационного учета, принять взамен жилого помещения из муниципальной собственности в федеральную собственность жилое помещение, признать право оперативного управления на жилое помещение за Министерством внутренних дел по Республике Тыва удовлетворить частично.
Обязать Мэрию г. Кызыла взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м., передать Министерству внутренних дел по Республике Тыва по акту передачи благоустроенное жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., с кадастровым номером №.
Обязать министерство внутренних дел по Республике Тыва взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., принять из муниципальной собственности по акту приема-передачи благоустроенное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., с кадастровым номером №, после принятия в оперативное управление данную квартиру снять с кадастрового регистрационного учета жилое помещение АО адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярскому крае, Республике Хакасия и Республике Тыва взамен жилого помещения, расположенного по адресу:, <адрес>, с кадастровым номером № принять из муниципальной собственности в федеральную собственностью благоустроенное жилое помещение, <адрес>, общей площадью № кв.м., с кадастровым номером №, признать право оперативного управления за Министерством внутренних дел по <адрес> на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., с кадастровым номером №, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва – 03 сентября 2020 года.
Судья А.М. Ооржак