Дело № 2-118/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 сентября 2014 года п. Палкино
Палкинский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Амангельдиева Л.Ю., при секретаре Новиковой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО2 об оспаривании решения Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» и постановления Главы Администрации <адрес> об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка и возложении обязанности на Главу Администрации <адрес> устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ФИО2 путем предоставления разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка с КН № с «для расширения личного подсобного хозяйства» на «для ведения садоводства»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» от 17 апреля 2014 года, а также постановления Главы администрации <адрес> от 18 апреля 2014 года об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, и возложении обязанности на главу Администрации <адрес> <адрес> предоставить разрешение на изменение вида разрешенного использования земельного участка с «для расширения личного подсобного хозяйства» на «для садоводства с правом возведения жилого строения».
В обоснование заявления указала, что на основании договоров купли-продажи № 5308 от 01 сентября 2011 года и № 5208 от 01 сентября 2011 года она приобрела земельный участок КН №, находящийся по адресу: <адрес>, <адрес> общей площадью 11 000 кв. м. Переход права в собственность на земельный участок зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Псковской области 30 сентября 2011г. (per. запись №), о чем выдано Свидетельство о регистрации права серии <адрес>. Как следует из Свидетельства о регистрации права, кадастровой выписки по земельному участку КН №, данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для расширения личного подсобного хозяйства. В июле 2013 года она обратилась с заявлением в Администрацию <адрес> района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка КН 60: № - для ведения садоводства с целью строительства жилого дома. Письмом за № 1214 от 09 августа 2013 года заместитель Главы Администрации <адрес> района (И.О. Главы) указал, что Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки своим решением 06 августа 2013 года отказала мне в изменении вида разрешенного использования земельного участка. Решением Палкинского районного суда от 27.11.2013 решение Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, а также соответствующий отказ и.о. главы администрации муниципального образования «<адрес>» признаны незаконными, глава администрации обязан устранить допущенное нарушение её прав и законных интересов, принять решение с учетом публичных слушаний об изменении вида разрешенного использования земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения с КН 60:14:080308:0059 с разрешённого использования «для расширения подсобного хозяйства» на разрешенное использование «для садоводства с правом возведения жилого строения». Постановлением Главы администрации Палкинского района №256 от 18 апреля 2014 года с учетом протокола №2 от 17 апреля 2014 года заседания Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», ей отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка. 02 апреля 2014 года были проведены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с результатами которых публичные слушания считаются состоявшимися и большинством голосов рекомендовано изменить вид разрешенного использования земельного участка, представленного ей в собственность на землях категории сельскохозяйственного назначения с «для расширения личного подсобного хозяйства» на «для ведения садоводства» в соответствии с законодательством. Заключение о результатах проведения публичных слушаний было размещено в газете «Льновод» №31-32 от 25.04.2014. Решением Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Главе администрации <адрес> района было рекомендовано отказать в изменении вида разрешенного использования земельного участка, на основании которого Главой администрации было принято соответствующее постановление №256 от 18.04.2014. Считает, что решение Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» от 17 апреля 2014 года и постановление Главы администрации <адрес> района №256 об отказе в изменении вида разрешенного использования приняты не только в нарушение земельного законодательства, но и без учета результатов публичных слушаний. Протокол №2 от 17 апреля 2014 года Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» представлен не был. Просит суд признать незаконными решение Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» от 17 апреля 2014 года и постановление Главы администрации <адрес> района №256 от 18 апреля 2014 года об отказе в изменении вида разрешенного использования. Также обязать Главу Администрации <адрес> района Псковской области предоставить разрешение на изменение вида разрешенного использования земельного участка с «для расширения личного подсобного хозяйства» на «для садоводства с правом возведения жилого строения».
В уточненном заявлении просит суд признать незаконными решения Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» от 17 апреля 2014 года о рекомендации Главе администрации <адрес> отказать в предоставлении разрешения на изменение разрешенного использования земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения с КН 60:14:080308:0059, и постановления Главы администрации <адрес> района Псковской области № 256 от 18 апреля 2014 года об отказе в изменение вида разрешенного использования земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения, а также обязать Главу Администрации <адрес> района Псковской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ФИО2 путем предоставления разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка с КН № с «для расширения личного подсобного хозяйства» на разрешенное использование «для ведения садоводства».
В судебном заседании заявитель ФИО2 и ее представитель ФИО2, с учетом измененных требований, пояснили, что состоялось решение Палкинского районного суда от 28.11.2013, которое не было обжаловано Администрацией района. Это решение было принято при рассмотрении спора между теми же сторонами, и спор также касался отказа в изменении вида разрешенного использования этого же, которое исследуется с «подсобного хозяйства» на «ведение садоводства». Суд установил фактические обстоятельства, то есть было принято решение признать незаконным прошлый, первичный отказ не только по формальным основаниям в виду отсутствия публичных слушаний, но и в виду того, что Администрация не приняла во внимание и имевшиеся фактические обстоятельства дела, и судом данные обстоятельства были установлены, судом было дано правильное толкование земельного законодательства с учетом расположения земельного участка, с учетом доводов Администрации по существу спора. Суд указал, что такое «разрешенное использование, как «ведение подсобного хозяйства» и «садоводство с правом возведением жилого строения» по своему правовому статусу являются равными и их изменение с одного разрешенного использование на другое разрешенное использование не нарушает и не может нарушить цели использования всего земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения, т.к. категория земельного участка не изменяется». И это правильно суд установил, мы не можем сейчас осуществлять переоценку этих обстоятельств и доводов. Суд дал свою правовую оценку и в противоречие доводам Администрации четко указал, что если изменяется вид разрешенного использования с «подсобного хозяйства», а подсобное хозяйство у нас относится к виду разрешенного использования – это сельскохозяйственное использование земельного участка, это же пояснила и ФИО1, «садоводство» также является видом разрешенного использования земель сельхозназначения – это тоже сельскохозяйственное использование земельного участка, то есть по своему правовому статусу они равны и их уравнивает земельное законодательство - Земельный кодекс. Поэтому, если земельный участок ФИО2 относится к землям сельхозназначения, а это факт, если, как указала ФИО1, земельный участок является сельскохозяйственными угодиями – залесенное пастбище и данный земельный участок используется для «ведения подсобного хозяйства», то есть для сельскохозяйственного использования и это, как указала правильно ФИО1 и указал суд, не противоречит закону, то и соответственно «садоводство» не может противоречить этому же закону, так как подсобное хозяйство и садоводство по своему правовому статусу являются одинаковыми. Этот правовой статус установлен законом, а именно, он установлен ст.27 п.7, ст.81 п.2 Земельного кодекса РФ, в соответствии с положениями которых земли сельскохозяйственного значения, в том числе земли сельхозугодий, могут предоставляться как для ведения подсобного хозяйства, так и для садоводства, в том числе. Там есть исчерпывающий перечень, в него входит и «подсобное хозяйство» и «садоводство». Именно поэтому Палкинский районный суд 28.11.2013 своим решением здесь четко прописал, правовой статус установлен вот этими положениями закона, и «подсобное хозяйство» и «садоводство». По своему правовому статусу являются одинаковыми, поэтому отказ комиссии и отказ Администрации в изменении вида разрешенного использования только лишь на том основании, что, по мнению Администрации необходимо изменить категорию земель, во-первых, не соответствует требованиям земельного законодательства, точнее Земельного кодекса. Во-вторых, Администрация района по сути обязывает ФИО2 осуществить действия, которые запрещены законом, или разрешаются в исключительных случаях. Свидетель ФИО1 пояснила, что земли сельхозназначения, в том числе и земли сельскохозяйственных угодий, возможно перевести в земли населенного пункта при включении данных земель в населенные пункты. Это единственное основание для перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, об этом указывает и ст.4.1 «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ». ФИО2 не ставит вопрос об изменении категории. ФИО2 ставит вопрос об изменении вида разрешенного использования без изменения категории. Администрация же фактически принуждает ФИО2 изменить категорию земель с сельхозназначения. При этом Администрация отдает себе отчет в том, что земли сельхозназначения можно изменить на земли населенного пункта только при включении и, как правильно показала ФИО1, что это сделать невозможно, потому что это не предусмотрено Генеральным планом, а включить земли, изменить категорию можно только, если данный земельный участок будет присоединяться к населенному пункту по Генеральному плану, поэтому фактически доводы Администрации сводятся к тому, что ФИО2 должна сделать то, что она сделать не вправе и что сделать невозможно.
Таким образом, отказы и Комиссии и Администрации противоречат конституционным правам ФИО2: пользоваться, владеть данным земельным участком в соответствии с его предназначением. Земельный участок относится к землям сельхозназначения, и он предназначен для ведения сельского хозяйства, сельскохозяйственной деятельности и больше никакой деятельности. ФИО2 желает заниматься сельскохозяйственной деятельностью на этом земельном участке в качестве «ведения садоводства». На землях сельхозназначения, в том числе и землях сельскохозяйственных угодий, законом установлена возможность выращивания плодово-ягодных растений – это прямо предусмотрено Земельным кодексом, который определяет разрешенное использование сельскохозяйственных угодий в том числе. Закон «О садоводстве» как раз и указывает о том, что садоводство включает в себя как раз выращивание таких растений – плодово-ягодных насаждений и это не противоречит Земельному кодексу, который определяет предназначение сельскохозяйственных угодий. Поэтому Администрация по сути своим решением и Комиссия своим протоколом препятствуют ФИО2 заниматься сельскохозяйственной деятельностью.
Довод Администрации района о том, что «садоводство» предполагает осуществлять строительство, что Закон это предполагает, но это не означает то, что если Закон предполагает, то теперь надо запрещать ФИО2 заниматься садоводством.
Ссылка Администрации района на судебную практику является несостоятельной.
В отзыве Администрации района, подписанном ФИО2, указывается, что «изменение одного вида сельскохозяйственных угодий на другой вид разрешенного использования, не предусмотренный для сельскохозяйственных угодий, возможно только после перевода соответствующего земельного участка из одной категории в другую», то есть другими словами сам представитель Администрации говорит, что в рамках разрешенного использования сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного значения переводить вид разрешенного использования можно, но если вид разрешенного использования не соответствует использованию сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения, то надо изменять категорию, но у нас «садоводство» разрешено для использования земель сельскохозяйственного назначения, в том числе и земель сельскохозяйственных угодий, и поэтому отказ Администрации противоречит позиции Администрации. Здесь не нужно изменять категорию земель, потому что у нас сельскохозяйственные земли – сельхозугодья, как раз для этого и предназначаются, и для «подсобного хозяйства» и для «ведения садоводства». Прошу удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель администрации <адрес> района – ФИО2 – возражала против удовлетворения заявления, указав, что свою позицию, отраженную в отзывах, поддерживает полностью. Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки МО «<адрес>» на основании решения Палкинского районного суда от 27.11.2013, которым Администрацию района обязали провести публичные слушания, в соответствии с Положением о проведении публичных слушаний и нормами земельного законодательства приняла законное и обоснованное решение. Оспариваемое Постановление Главы администрации района так же законно и обосновано. В резолютивной части решения суда от 27.11.2013 только указано обязать Администрацию района провести публичные слушания, с чем Администрация согласилась. О том, что Администрация района должна изменить вид разрешенного использования с «личного подсобного хозяйства» на «садоводство с правом возведения жилого строения» - не указано. В данном случае изменение вида разрешенного использования может быть произведено только при изменении категории земель. По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки. Согласно справке Управления Росеестра по Псковской области, имеющейся в материалах дела, данный участок был выделен для личного подсобного хозяйства за счет земельной доли из земель АО «Новоуситовское» и на момент выделения земельного участка и по учетным данным на 01.01.2014 года земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям - пастбище залесенное.
Представитель Администрации района ФИО2 свою позицию изложила в дополнении к отзыву от 26.06.2014 (л.д. 115-117), где указано, что спорный земельный участок образован в счет земельной доли на земельный пай сельскохозяйственных угодий из площади паевой земли 8,7 га земель АО «Новоуситовское», что подтверждается справкой от 23.01.2014 (л.д. 108). В собственности ФИО2 находится земельный участок сельскохозяйственного назначения. Возможность застраивания этого участка запрещена, поскольку возникает необходимость перевода земель в другую категорию.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В суде установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером КН №, площадью 11 000 кв.м.; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для расширения подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Псковская область, Палкинский район, Новоуситовская волость, северо-западнее дер. Щадрица, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <адрес>, выданным 30.09.2011 года и кадастровым паспортом земельного участка.В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что земельный участок площадью 11000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Новоуситовская волость, северо-западнее дер. Щадрица, относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Решением Палкинского районного суда Псковской области от 27 ноября 2013 года удовлетворены заявленные требования ФИО2, признан незаконным отказ Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» в вынесении на публичные слушания вопроса об изменении разрешенного использования земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения с №, находящегося по адресу: Псковская обл., Палкинский район, Новоуситовская волость, северо-западнее дер. Щадрица, общей площадью 11000 кв. м.; признано незаконным решение Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» - рекомендовать Главе администрации <адрес> района отказать в предоставлении разрешения на изменение разрешенного использования земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения с КН 60:14:080308:0059, находящегося по адресу: Псковская обл., Палкинский район, Новоуситовская волость, северо-западнее дер. Щадрица, общей площадью 11000 кв. м.; признан незаконным отказ исполняющего обязанности Главы администрации муниципального образования «<адрес>» на изменение вида разрешенного использования земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения с КН №, находящегося по адресу: Псковская обл., Палкинский район, Новоуситовская волость, северо-западнее дер. Щадрица, общей площадью 11 000 кв. м.; Глава администрации <адрес> района обязан устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ФИО2 – принять решение с учетом публичных слушаний об изменении вида разрешенного использования земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения с КН № с разрешённого использования «для расширения подсобного хозяйства» на разрешенное использование «для садоводства с правом возведения жилого строения».
В ч. 6 ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ указано, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного Кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 39 Градостроительного Кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет соответствующее заявление в комиссию.
В июле 2013 года ФИО2 обратилась в Администрацию <адрес> района Псковской области с заявлением с просьбой изменить разрешенное использование выше указанного земельного участка с «для расширения подсобного хозяйства» на - «для садоводства со строительством жилого дома».
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. При этом, согласно ч. 6 ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Частью 7 статьи 36 Градостроительного Кодекса РФ установлено, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется, в том числе, уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 4 Закона «О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ» установлено, что вплоть до принятия в установленном Градостроительного Кодекса РФ порядке правил землепользования и застройки... применительно к городским поселениям и городским округам до 31 декабря 2013 года - решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации... с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного Кодекса РФ в части соответствующих требований.
Таким образом, как следует из положений пункта 3 статьи 4 Закона «О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ», публичные слушания должны организовываться и проводиться в обязательном порядке, а решение об изменении вида разрешенного использования принимается Главой администрации <адрес> района с учетом результатов проведения таких публичных слушаний.
02 апреля 2014 года в д. Новая Уситва Палкинского района Псковской области проведены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, на землях категории сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером № для расширения личного подсобного хозяйства, площадью 11000 кв.м., находящегося северо-западнее д. Щадрица Новоуситовской волости Палкинского района.
Комиссией по проведению публичных слушаний рекомендовано изменить вид разрешенного использования земельного участка, предоставленного в собственность ФИО2 на землях категории сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером № для расширения личного подсобного хозяйства, площадью 11000 кв.м., находящегося северо-западнее д. Щадрица Новоуситовской волости, - с «для расширения личного подсобного хозяйства» на «для ведения садоводства» в соответствии с законодательством, вышеуказанное заключение опубликовано в газете «Льновод» №31-32 от 25.04.2014.
Решением Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки от 17 апреля 2014 года Главе Администрации <адрес> района рекомендовано отказать ФИО2 в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно п. 8 ст. 39 Градостроительного Кодекса РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
В соответствии с п. 9 ст. 39 этого Закона на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается Главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний, которые носят рекомендательный характер.
18 апреля 2014 года главой Администрации <адрес> района Псковской области вынесено постановление №256 от 18.04.2014 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка ФИО2 с учетом рекомендации Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>».
Судом констатируется, что процедура рассмотрения заявления ФИО2 об изменении вида разрешенного использования соблюдена, сторонами не оспаривается, и не повлекла нарушения права заявителя.
Суд соглашается с доводами представителей Администрации района, что Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки МО «<адрес>» на основании решения Палкинского районного суда от 27.11.2013, которым Администрацию района обязали провести публичные слушания, в соответствии с Положением о проведении публичных слушаний и нормами земельного законодательства приняла законное и обоснованное решение. Иных обязательств для Администрации района, указанное решение не содержит.
Согласно п.1 ч.3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» одним из принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является сохранение целевого использования земельных участков. Вместе с тем в данном ФЗ-101 отсутствуют специальные нормы, регулирующие установление или изменение разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, в связи, с чем в данном случае применяются правила, установленные ЗК РФ и Градостроительного Кодекса РФ.
П. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ устанавливает, что правовой режим земель определяется из их принадлежности той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории. Земельный участок находится за территорией населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения.
Статья 8 Земельного кодекса РФ устанавливает виды использования земель сельскохозяйственного назначения.
В своем заявлении на имя Главы Администрации <адрес> района ФИО2 ставит вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для расширения личного подсобного хозяйства» на «для садоводства с правом возведения жилого строения». Иного заявления ФИО2. уполномоченными органами власти не рассматривалось. В ходе судебного заседания были изменены требования искового заявления, т.е. изменить на разрешенное использование «для введения садоводства».
Земельный участок ФИО2, исходя из представленных материалов, находится в составе земель сельскохозяйственных угодий. Об этих обстоятельствах указывала свидетель ФИО2, которая пояснила в суде, что на момент выделения земельного участка и по учетным данным на 01.01.2014 спорный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям – «пастбище залесенное», был выделен из паев. На момент выделения спорный земельный участок находился в коллективной, долевой собственности земельных долей АО «Новоуситовское» для сельскохозяйственного производства, которые относились к сельхозугодьям по учету. Спорный земельный участок относился к разрешенному использованию в целях использования под пастбище, что является видом сельскохозяйственных угодий.
Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов.
С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения, в том числе, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию.
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке ч.ч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Поскольку у Главы района не было представленных действующим законодательством оснований для принятия решения об изменении вида разрешенного использования названного земельного участка без изменения категории земли, то и оснований у суда для удовлетворения заявления ФИО2 не имеется. Таким образом, доводы ФИО2 и ее представителя ФИО2 о возможности изменения вида разрешенного использования без изменения категории земель являются также несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований ФИО2 о признании незаконным решения Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» от 17 апреля 2014 года о рекомендации Главе администрации <адрес> района отказать в предоставлении разрешения на изменение разрешенного использования земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения с КН № находящегося по адресу: Псковская обл., Палкинский район, Новоуситовская волость, северо-западнее дер. Щадрица, общей площадью 11000 кв. м. и постановления Главы администрации <адрес> района Псковской области № 256 от 18 апреля 2014 года об отказе в изменение вида разрешенного использования земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения с КН №, находящегося по адресу: Псковская обл., Палкинский район, Новоуситовская волость, северо-западнее дер. Щадрица, общей площадью 11000 кв. м., и обязать Главу Администрации Палкинского района Псковской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ФИО2 путем предоставления разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка с КН 60:14:080308:0059 с «для расширения личного подсобного хозяйства» на разрешенное использование «для ведения садоводства», - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Палкинский районный суд в течение 30 дней с момента принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 10 сентября 2014 года.
Судья Л.Ю.Амангельдиев