ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-118/2014 от 09.04.2014 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело №   РЕШЕНИЕ  Именем Российской Федерации

«09» апреля 2014 года

 Балашихинский городской суд <адрес> в составе:

 председательствующего судьи ФИО17

 при секретаре ФИО7,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО18, ФИО1 о возложении обязательства отменить разрешения на строительство, приостановить строительство жилого дома, приостановлении эксплуатации газопровода,

установил:

 Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что Межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО19 о нарушении требований законодательства при выдаче разрешений на строительство №, № №-№ В ходе проверки установлено, что объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров» установлены границы природного парка «Лосиный остров». Во исполнение указанного решения постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании природного парка «Лосиный остров» на территории земель Гослесфонда Мытищинского лесопаркхоза, площадью 11,0 тыс. га, создан Природный парк «Лосиный остров». Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о государственном природном национальном парке «Лосиный остров», проекта его детальной планировки и улучшения содержания этого парка», границы были уточнены. На основании постановлений Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № №, Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О сохранении и
дальнейшем развитии государственного природного национального парка
«Лосиный остров» совместным постановлением Правительства Москвы и
Администрации Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О
дальнейшем развитии государственного природного национального парка
«Лосиный остров» границы парка были расширены и администрациями г.
Калининграда (Королёва), Пушкинского, Щёлковского, Мытищинского и
Балашихинского районов национальному парку «Лосиный остров» выданы
правоустанавливающие документы на право постоянного (пользования)
земельными участками. Постановлением главы администрации Балашихинского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границ Государственного природного национального парка «Лосиный остров» утверждены границы ГПНП «Лосиный остров» на площади 4993,6 га, из которых земли Национального парка - 4 521,4 га, земельные участки постороннего пользования - 472,4 га, в том числе: <адрес> - 122,5 га, <адрес> - 91,3 га, <адрес> - 156,69 га, <адрес>» - 4,5 га, <адрес> - 4,4 га и др. <адрес>» выдан государственный акт на право бессрочного (постоянное) пользования земельным участком площадью 4521.4 га, расположенного на территории Балашихинского района. ДД.ММ.ГГГГ. ФГУ «Национальный парк «Лосиный остров» (ранее ГПНП «Лосиный остров») выдано свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на вышеуказанный земельный участок площадью 4 521, 4 га. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Национальный природный парка «Лосиный остров» общей площадью 12881 гектар отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения. Таким образом, границы национального парка «Лосиный остров» были вынесены в натуре и установлены в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается, в том числе вступившим в законную силу решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. При сопоставлении границ Национального парка «Лосиный остров», утвержденных постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, с данными публичной кадастровой карты установлено, что земельный участок с кадастровым номером № располагается на землях указанного в нем постороннего землепользователя. В соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО9 произведено отчуждение земельного участка с кадастровым номером № в собственность ФИО1 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ. №). ФИО20 ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 выдано разрешение № на строительство отдельно стоящего жилого дома с количеством этажей не более чем три, а также разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ. на строительство газопровода на земельном участке с кадастровым номером №. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией городского округа Балашиха ФИО1 выдано разрешение № № на ввод газопровода низкого давления в эксплуатацию. В соответствии с п. 5.16 (13) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов в установленном порядке выдаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № вне зависимости от нахождения в частной собственности стороннего лица, располагается в границах особо охраняемой природной территории федерального значения - Национальный парк «Лосиный остров», в связи с чем на его собственника и иных пользователей в случае планирования и осуществления строительства распространяются вышеуказанные требования законодательства о проведении в установленном порядке экологической экспертизы проектной документации и получении разрешения на строительство в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Выдача ФИО1 разрешений на строительство отдельно стоящего жилого дома и газопровода на земельном участке с кадастровым номером №, а также выдача разрешения на ввод газопровода низкого давления в эксплуатацию осуществлены администрацией городского округа Балашиха в отсутствие у нее соответствующих полномочий и в нарушение вышеуказанных требований законодательства. Кроме того, в нарушение требований законодательства строительство жилого дома и газопровода на указанном земельном участки велось в отсутствие положительного заключения экологической экспертизы. Строительство жилого дома и газопровода на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в границах Национального парка «Лосиный остров», на основании разрешений на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ № №, а также ввод в эксплуатацию газопровода на основании разрешения №, выданного неуполномоченным на то органом и без проведения соответствующей экологической экспертизы, нарушает требования законодательства, а также закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.

 Межрайонный природоохранный прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обязать ФИО20 отменить разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ № №; приостановить строительство жилого дома осуществляемого ФИО1 по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, в соответствии с разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №, до получения ФИО1 в установленном законом порядке положительного заключения экологической экспертизы по проекту строительства, а также разрешение на указанное строительство в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации; приостановить эксплуатацию газопровода, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> до получения в установленном законом порядке разрешения на ввод газопровода в эксплуатацию в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

 В судебном заседании пом. прокурора ФИО10 заявленные требования поддержала.

 Представитель ответчика ФИО20 по доверенности ФИО11 в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 59-64). Пояснил, что в соответствии с нормами действующего земельного законодательства, все земельные участки, входящие в границы ФИО24 должны относиться к категории «земли особо охраняемых территорий и объектов», находиться в федеральной собственности и закрепляться за ФИО24 на праве постоянного (бессрочного) пользования. Только в этом случае при ведении деятельности на земельных участках следует применять положения законодательства, регламентирующие пользование территорией национальных парков. Спорный земельный участок не относится к категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», находится в частной собственности и не закреплен на праве постоянного бессрочного пользования за ФИО24 Кроме того, границы ФИО24 до настоящего времени в установленном порядке не прошли кадастровый учет.

 Представитель ответчика ФИО1 по доверенности ФИО12 в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что границы земельного участка площадью 45214000 кв.м., принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования ФИО24 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Границы земельного участка, принадлежащего ответчику, установлены в соответствии с земельным законодательством и данный участок не относится к землям особо охраняемых природных территорий.

 Третье лицо ФИО29 в суд своего представителя не направил о слушании дела, извещен.

 Представитель третьего лица ФИО24 по доверенности ФИО13 в судебном заседании иск поддержала.

 Третье лицо ФИО31 в лице филиала по Московской области в суд своего представителя не направило о слушании дела, извещено.

 Третье лицо ФИО32 в суд своего представителя не направило о слушании дела, извещено.

 Представитель третьего лица ФИО33 по доверенности ФИО14 в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, пояснила, что ФИО1 обратился в ФИО33 о выдаче технический условий в апреле 2010 года, ему были выданы данные условия. Данные технические условия были реализованы, газопровод был построен, зарегистрировано право собственности. Так как газопровод является опасным объектом, с ФИО1 был заключен договор на техническое обслуживание данного газопровода.

 Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Ст. 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Из материалов дела следует, что земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: индивидуальное жилищное строительство, общей площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером № по адресу: <адрес> находится в собственности ФИО5 на основании договора купли-продажи земельного участка между ФИО9 и ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.24).

 Право собственности на данный земельный участок в установленном порядке зарегистрировано органе Росреестра и никем не оспорено.

 Постановлением руководителя Администрации г/о Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ. № был утвержден акт выбора и схема расположения земельного участка площадью 0,0233га на кадастровом плане территории кадастрового квартала № №, расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав земель населенных пунктов, для строительства газопровода, а также постановлено предоставить ФИО1 в аренду вышеуказанный земельный участок для строительства газопровода сроком на шесть месяцев (л.д. 21-23,28).

 ДД.ММ.ГГГГ. между ФИО20 и ФИО1 был заключен договор аренды на земельный участок площадью 0,0233га на кадастровом плане территории кадастрового квартала № расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав земель населенных пунктов, для строительства газопровода (л.д. 29-31).

 Постановлением Главы городского округа Балашиха ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден проект границ <адрес>. Проект был принят решением Совета депутатов городского округа Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ № №. Границы г.о. Балашиха утверждены законом Московской области «О городском округе Балашиха и его границе» от ДД.ММ.ГГГГ №-П в редакции законов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № от ДД.ММ.ГГГГ N №, от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №. Указанными нормативными правовыми актами не устанавливалось, что земельный участок ответчика, входящий в состав земель г/о Балашиха, входит в состав Национального парка.

 Администрацией городского округа Балашиха ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 выдано разрешение № на строительство отдельно стоящего жилого дома с количеством этажей не более чем три, а также разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ. на строительство газопровода на земельном участке с кадастровым номером №. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ. ФИО20 ФИО1 выдано разрешение № на ввод газопровода низкого давления в эксплуатацию (л.д. 15-17).

 При этом, ДД.ММ.ГГГГ. ФИО33 ФИО1 были выданы технические условия для присоединения № от ДД.ММ.ГГГГ. к уличному газопроводу н.д. №, с прокладкой газопровода н.д. № (л.д. 212).

 ДД.ММ.ГГГГ был подписан акт приемки внутридомового газового оборудования в эксплуатацию (л.д. 213-215).

 ДД.ММ.ГГГГ. между ФИО33» и ФИО1 был подписан договор № по техническому обслуживанию газопровода (л.д. ).

 По мнению истца, разрешения на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано ФИО1 <адрес> в отсутствие у нее соответствующих полномочий, в нарушение требований действующего законодательства. В обоснование своих требований Межрайонный природоохранный прокурор <адрес> указал на то, что земельный участок площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером № располагается в границах территории особо охраняемой природной территории федерального значения – ФИО24. В связи с этим на собственника и иных пользователей данного земельного участка в случае планирования и осуществления строительства распространяются требования норм пункта 6 части 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому разрешение на строительство в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в границах особо охраняемой территории, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория. Таким образом, разрешения на строительство должны быть выданы в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации после проведения в установленном порядке экологической экспертизы проектной документации.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами.

 Судом установлено, что ФИО24 на территории <адрес> принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, площадью 45214000 кв.м. (л.д. 53).

 В материалы дела представлен кадастровый паспорт на земельный участок, представляющий собой единое землепользование с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> площадью 45214000 кв.м., принадлежащий на праве постоянного бессрочного пользования ФИО24 В разделе особые отметки указано: граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 81-83).

 При этом, согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ на спорный земельный участок общей площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в Государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о том, что указанный земельный участок полностью входит в зону «особо охраняемая природная территория Федерального значения – НП «Лосиный остров», и указанные сведения внесены на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 89-91).

 Суду представлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ. №, которое указано в качестве основания включения вышеуказанных сведений (л.д. 194-197).

 Из кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ. № на вышеуказанный земельный участок площадью 1000 кв.м. следует, что в ГКН отсутствовали сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий в отношении этого земельного участка (л.д. 21-23).

 Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. по делу № было удовлетворено заявление ФИО42 признаны незаконными действия ФИО31 по включению в состав сведений ГКН, в том числе о земельном участке с кадастровым номером № площадью 7768 кв.м., в разделе «сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий» следующих сведений: «<данные изъяты> сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ. № на филиал ФИО31 возложено обязательство исключить вышеуказанные сведения из ГКН. Решение в настоящее время не вступило в законную силу, поскольку было обжаловано в вышестоящую инстанцию.

 Оценивая представленные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Межрайонным природоохранным прокурором <адрес> в связи со следующим.

 Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

 Согласно ч. 7 статьи 38 Закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

 Следовательно, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.

 В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером №, площадью 45214000 кв.м., принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования ФИО45 граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

 Таким образом, до настоящего времени в ГКН не имеется сведений о характерных точках границ земельного участка площадью 452140000 кв.м. ФИО45

 В этой связи, ссылку истца на то, что границы ФИО45 были установлены актами соответствующих органов, суд считает несостоятельной.

 В соответствии со ст. ст. 7, 12, 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, являются федеральной собственностью, и, следовательно, границы национальных парков должны утверждаться федеральными актами.

 Правовой акт об утверждении границ национального парка «Лосиный остров» истцом не представлен.

 В силу п.1,2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

 Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

 Сведения о Национальном парке Лосиный остров были внесены в ГКН на основании письма Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) № от ДД.ММ.ГГГГ г.

 Однако указанные сведения были внесены в ГКН с нарушением установленного порядка и не могут признаваться достоверными.

 В соответствии с ч. 6 ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей в 2008 году орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.

 В соответствии с ч. 9 ст. 15 указанного закона особенности обеспечения установленного настоящей статьей порядка информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости (далее - порядок информационного взаимодействия), формы представляемых при таком взаимодействии документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Таким образом, в порядке информационного взаимодействия в орган кадастрового учета, которым в 2008 году в соответствии с Положением Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, являлась Роснедвижимость, должен был обратиться соответствующий орган государственной власти, которым был принят соответствующий правовой акт об установлении зоны с особыми условиями использования территорий. Однако в Роснедвижимость согласно письму № от ДД.ММ.ГГГГ обратилось ФИО45 который не относится к органам государственной власти.

 Кроме того, в соответствии с п. 13 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.

 В соответствии со ст. 17 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей в 2008 году кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов.

 При этом, согласно материалам дела (кадастровый паспорт на участок ответчика, датированный ДД.ММ.ГГГГ) в сведениях ГКН в 2010 году уже спустя 2 года после получения указанного письма отсутствовали какие-либо сведения о Национальном парке.

 Таким образом, в ФИО49 не было представлено всех необходимых в соответствии с действующим порядком сведений как о самом Национальном парке, так и его границах. В орган, осуществляющий кадастровый учет, обратилось лицо, не имеющее права на предъявление соответствующих документов. Решения (выписки из решения) соответствующего органа государственно власти, принятого в пределах его компетенции об установлении границ территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий в орган кадастрового учета не предоставлялось. В установленный законом срок сведения о Национальном парке в ФИО49 внесены не были, а появились там спустя несколько лет.

 Спорный земельный участок находится в частной собственности, относится в категории земель «земли населенных пунктов», поставлен на кадастровый учет, его границы определены в соответствии с действующим законодательством, в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении данного земельного участка не зарегистрировано никаких обременений относительно его нахождения в охранной зоне ФИО45

 Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О городском округе Балашиха и его границе», п. 2 ст. 6 Устава городского округа Балашиха (принят решением Совета депутатов Балашихинского района МО от 27.05.1997г. N 13/45), город Балашиха находится в границах городского округа Балашиха. Как определено п. 1 ст. 21 Устава городского округа Балашиха, в структуру органов местного самоуправления городского округа Балашиха входит Администрация городского округа Балашиха (исполнительно-распорядительный орган городского округа).

 К компетенции ФИО52 относится обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения (пп. 2 п. 1 ст. 28 Устава городского округа Балашиха).

 К вопросам местного значения городского округа Балашиха относятся выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа (пп. 26 п. 1 ст. 8 Устава городского округа Балашиха).

 В связи с вышеизложенным, ФИО52 является органом, обладающим полномочиями по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию в границах земельных участков, располагающихся в <адрес> (на землях населенных пунктов).

 Относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о выдаче ФИО52 разрешения на строительство в границах охраняемой природной территории федерального значения ФИО45 суду не представлено.

 В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе», на которую ссылается истец в иске, объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

 Таким образом, экспертизе подлежит именно проектная документация объекта, предполагаемого к строительству.

 В соответствии с частью 3 ст. 48 Градостроительного кодекса осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

 Ответчик ФИО1 на своем участке строит дом, не превышающий трех этажей для своей семьи, что подтверждается проектной документацией, которую ответчик, как застройщик подготовил по собственной инициативе. Строительство такого объекта полностью соответствует целевому использованию земельного участка.

 Таким образом, подготовка проектной документации в данном случае является исключительно правом, а не обязанностью ответчика.

 В ст. 49 ГрК РФ установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.

 Частью 2 указанной статьи установлено, что экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

 отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства).

 Согласно письму Минрегионразвития от ДД.ММ.ГГГГ № основным критерием отнесения жилого дома к объектам индивидуального жилищного строительства согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации является его предназначение для проживания одной семьи.

 Указанной нормой установлено, что для отдельно стоящих, предназначенных для проживаниям одной семьи, объектов индивидуального жилищного строительства с количеством этажей не более чем три, осуществление подготовки проектной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте не требуется. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства. Государственная экспертиза в отношении проектной документации таких объектов, подготовленной по волеизъявлению застройщика, в силу пункта 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса не проводится.

 В соответствии с положениями ч. 4 ст. 8 ФЗ О введении в действие Градостроительного кодекса РФ, до ДД.ММ.ГГГГ не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

 В соответствии со ст. 25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:

 документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

 правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

 Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До ДД.ММ.ГГГГ разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.

 Исходя из вышеизложенного, действующее законодательство не предусматривает обязанности подготовки проектной документации при строительстве жилого дома не более трех этажей для целей проживания одной семьи. Подготовленная по собственной инициативе проектная документация государственной экспертизе, в том числе и экологической, не подлежит. Для целей государственной регистрации прав собственности на возведенный на отведенном для этих целей участке жилой дом не требуется также и получения разрешения на строительство, а также до ДД.ММ.ГГГГ и разрешения на ввод в эксплуатацию таких объектов. При этом действующее законодательство не делает из вышеуказанных положений исключений для строительства индивидуальных жилых домов в пределах населенных пунктов, расположенных в границах Национальных парков.

 Требования прокурора получить разрешение на строительство, а также экспертизу проектной документации на строительство дома ответчика не основаны на законе.

 Кроме того, в соответствии с 6 ст. 49 ГрК РФ, не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной ст. 49 ГрК РФ, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий.

 Из вышеуказанных правовых норм следует, что в отношении проектной документации должна быть проведена государственная экологическая экспертиза, только если строительство планируется на земельных участках, относящихся к категории «земли особо охраняемых территорий и объектов», в которую должны включаться земли особо охраняемых природных территорий.

 Таким образом, не требуется проведения данной экспертизы в отношении проектной документации, согласно которой осуществляется строительство на земельном участке, расположенном в <адрес> и относящемся к категории земель «земли населенных пунктов».

 Относительно проведения экспертизы проектной документации на газопровод даны разъяснения в письме Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ №, если государственная экспертиза в отношении проектной документации отдельных объектов капитального строительства не проводится, то и проектная документация на газопроводы, как сети инженерно-технического обеспечения данных объектов, государственной экспертизе не подлежит, а именно:

 1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

 Согласно Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и реализации инвестиционных проектов", утвержденной Постановлением Госкомстата России ДД.ММ.ГГГГ №, в уличные газовые сети не включаются сети газоснабжения, проложенные от уличной разводящей газовой сети от места ответвления до отключающих устройств, установленных в помещениях объекта капитального строительства.

 В протяжение уличной газовой сети не включается длина вводов, внутридворовых и внутриквартальных сетей, к которым относятся газопроводы, проложенные от уличной разводящей газовой сети в месте ответвления до отключающих устройств, установленных в лестничных клетках (в цокольном этаже).

 Проектная документация газораспределительных сетей, строящихся за пределами границ элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон), в котором расположен земельный участок, отведенный для строительства объекта, подлежит государственной экспертизе как проектная документация линейных объектов.

 По мнению Минрегиона России, газопровод, проектируемый в границах элемента планировочной структуры, в котором расположен принадлежащий застройщику земельный участок, не является самостоятельным объектом. Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №, предусмотрен подраздел "Система газоснабжения" раздела 5 в составе проектной документации объекта капитального строительства. При этом государственная экспертиза проектной документации системы газоснабжения проводится в составе проектной документации объекта капитального строительства.

 Проектная документация газопровода от уличной разводящей газовой сети до отключающего устройства объекта капитального строительства (если в отношении проектной документации государственная экспертиза не проводится) государственной экспертизе не подлежит. Проектная документация газопроводов как линейных объектов подлежит государственной экспертизе.

 Кроме того, доказательств наличия неблагоприятных антропогенных воздействий на окружающую территорию, в том числе на земли, входящие в территорию Национального парка «Лосиный остров» существующим газопроводом низкого давления также не представлено.

 Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения иска в полном объеме.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

 В удовлетворении иска Межрайонного природоохранного прокурора <адрес> к ФИО52, ФИО1 о возложении обязательства отменить разрешения на строительства от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № №, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ № №; приостановлении строительства жилого дома, осуществляемого ФИО1 по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, в соответствии с разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № №, до получения ФИО1 в установленном законом порядке положительного заключения экологической экспертизы по проекту строительства, а также разрешение на указанное строительство в ФИО57 приостановлении эксплуатации газопровода, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> до получения в установленном законом порядке разрешения на ввод газопровода в эксплуатацию в <адрес>, отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья: ФИО58

 Решение в окончательной форме принято 08.05.2014г.

 ____________