ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-118/2014 от 24.03.2014 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-118/2014    РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 24 марта 2014 года г.Пермь

 Пермский районный суд Пермского края в составе:

 председательствующего судьи Балакиной А.В.,

 при секретаре Шиховой Н.Н.,

 с участием представителей заявителя Базуева Д.А., Зернина Н.В., Эйриян Г.Н. по доверенности,

 представителя ответчика администрации Пермского муниципального района – Радостевой М.В. по доверенности,

 представителя заинтересованного лица Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района – Зотиной Т.Б. по доверенности,

 представителя заинтересованного лица Погодиной И.В. – Бусовиковой Е.Б. по доверенности,

 представителя заинтересованного лица администрации Хохловского сельского поселения в лице главы Ведерникова В.Е. по удостоверению,

 представителя заинтересованного лица Государственное казенное учреждение Пермского края «Закамское лесничество» - Плющева В.А. по доверенности,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тихоновец ФИО21 о признании постановления администрации Пермского муниципального района о предоставлении земельных участков в аренду незаконным,

 УСТАНОВИЛ:

 Тихоновец С.В. обратилась в суд с заявлением о признании постановления администрации Пермского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков в аренду Погодиной И.В.» незаконным.

 В обоснование заявленных требований указала, что администрацией Пермского муниципального района было вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков в аренду И.В. Погодиной». В соответствии с данным постановлением Погодиной И.В. предоставлены в аренду на 4 года и 11 месяцев земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, площадью 4637 кв.м., с кадастровым номером № и <адрес>, площадью 5678 кв.м., с кадастровым номером №. В соответствии с заявлением Погодиной И.В. и протоколом № заседания комиссии по земельным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки представляются в соответствии с ФЗ от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» для пчеловодства. Земельные участки фактически находятся в пределах населенного пункта д.Гора и окружены со всех сторон садоводческими кооперативами и частными домами. В том числе граничат с земельным участком, принадлежащим заявителю. Согласно письму ГКУ «Закамское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ № данные земельные участки входят в состав земель лесного фонда Закамского лесничества, а именно в выдел 7 и часть выдела 8 квартала 10 Гайвинского участкового лесничества ТОО «Хохловское». В ст. 8 Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ) указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а значит, распоряжаться данными земельными участками может только Правительство РФ. Статьей 11 ЛК РФ закреплено право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается. Таким образом, предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в аренду нарушает права заявителя на свободное посещения лесов, так как фермер будет обязан, исходя из действующих утвержденных инструкций, в целях безопасности жителей соседних участков возвести как минимум двухметровый забор вокруг земельных участков площадью 4637 кв.м. и 5678 кв.м. чем ограничит доступ в лес. Спорные земельные участки, предоставляемые администрацией располагаются в пределах 200 м от реки Кама и на основании ст. 65 Водного кодекса РФ подпадают под водоохранную зону. Сами же пчелы представляют опасность для человека. Учитывая то обстоятельство, что земельные участки предоставляются в пределах населенного пункта возможность негативного воздействия пчеловодства на людей только увеличивается. Таким образом, своими действиями заинтересованное лицо нарушает права заявителя на благоприятную окружающую среду и защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

 В порядке ст. 39 ГПК РФ заявителем уточнены требования, указано, что о содержании оспариваемого постановления заявитель узнала в ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении в Ленинском районном суде г.Перми дела по ее заявлению о признании незаконными действий администрации Пермского муниципального района о предоставлении в аренду Погодиной И.В. земельных участков. Постановление издано на основании протокола заседания комиссии по земельным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ. Фактически указанные выше земельные участки были предоставлены Погодиной И.В.   в исключительном порядке, то есть иные лица, в том числе, заявитель, были лишены возможности участвовать в процедуре приобретения прав на них. Равноправный доступ к природным ресурсам законодательно обеспечивается, прежде всего, предоставлением гражданам и иным субъектам права равноправного доступа к информации. Пункт 1 ст. 34 ЗК РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Правило о необходимости сообщать неограниченному кругу лиц о возможном предоставлении земельных участках с целью поиска заинтересованных лиц конкретизировано применительно к землям сельскохозяйственного назначения в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В п.2 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.  При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Между тем, информация о спорных земельных участках была размещена в еженедельной газете «Нива» от ДД.ММ.ГГГГ, с пометкой: «данное сообщение носит уведомительный характер и не ставит целью поиска иных лиц в предоставлении земельного участка». Считает, что решение вопроса о порядке предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства не может быть ограничено применением ст. 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а требует применения земельного законодательства РФ в нормативном единстве. Данный вывод вытекает из позиции Конституционного Суда РФ, нашедшей отражение в Определении от 27 января 2011 г. N 72-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фомичева Алексея Александровича на нарушение его конституционных прав пунктами 2 и 5 статьи 34 Земельного Кодекса РФ и подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» указал следующее. Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности статья (36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). Таким федеральным законом, регламентирующим в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс РФ. Как установлено статьей 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду п.1 предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату; предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации п.2 Положения пунктов 2 и 5 статьи 34 ЗК РФ, а также подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», устанавливающие право гражданина на подачу заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления о предоставлении или передаче земельного участка в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче его в аренду, применяются в нормативном единстве с другими положениями Земельного кодекса РФ и иных законодательных актов». Следовательно, порядок предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства урегулирован не только нормами специального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а «комплексно», то есть нормами различных нормативных правовых актов, которые должны учитываться при предоставлении земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, но не были учтены при принятии обжалуемого постановления. Размещение информации о свободных земельных участках дало бы возможность участия в процедуре предоставления земельных участков другим лицам. Поскольку порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в случае, если на земельный участок претендуют нескольких лиц, ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не урегулирован, право на заключение договора аренды земельного участка подлежало бы в такой ситуации выставлению на торги по правилами статьи 38 ЗК РФ. Иной порядок предоставления земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения противоречил бы основным принципам земельного законодательства, установленным в Земельном кодексе РФ, а также предусмотренной статьей 34 ЗК РФ обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, а также ограничивало доступ иных хозяйствующих субъектов к использованию земли. Таким образом, предусмотренный нормой статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве порядок предоставления земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства не исключает необходимости соблюдения общих принципов предоставления земельных участков, предусмотренных статьями 1 и 34 ЗК РФ. Кроме того, указанная в постановлении цель использования земельных участков, предоставленных Погодиной И.В., не соответствует цели, определенной протоколом заседания комиссии по земельным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ года. В протоколе вслед за заявлением Погодиной И.В. о предоставлении земельных участков указана цель их использования - пчеловодство. В обжалуемом постановлении пчеловодство как целевое использование земельных участков отсутствует. Тем самым, Погодина И.В., получив комиссионное согласование для использования земельных участков под пчеловодство, согласно постановлению получила возможность ведения на предоставленных в аренду земельных участках любых видов фермерства,  а также использования их для целей,   имеющих различный правовой режим,  например,   с правом возведения на них объектов капитального строительства. А в этом случае предоставление земельных участков должно осуществляться исключительно с соблюдением правил статьи 30 ЗК РФ, регламентирующих порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусматривающих два способа предоставления земельных участков для строительства: без предварительного согласования мест размещения объектов (п. 4 ст. З0 ЗК РФ) и с предварительным согласованием (п. 5 ст. 30 ЗК РФ). Размыто сформулированная цель в постановлении позволяет обойти и эти правила закона. Таким образом, обжалуемое постановление противоречит процедуре передаче земельных участков в аренду, закрепленной в Законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а также утвержденной Постановлением главы Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О заключении арендных договоров на землю в Пермском муниципальном районе». Допущенное администрацией Пермского муниципального района нарушение закона в виде не размещения в установленном законом порядке информации о предоставленных в аренду земельных участках привело к устранению потенциальных претендентов на аренду спорных участков, в том числе Тихоновец С.В., от участия в процедуре предоставления земельных участков в аренду и в результате - принятию незаконного обжалуемого постановления о предоставлении земельных участков Погодиной И.В. в обход существующих процедур. При этом Тихоновец С.В. и другие заинтересованные лица имели право претендовать на предоставление земельных участков не только для ведения фермерского хозяйства, но и в иных целях, соответствующих его целевому использованию, в том числе, согласно заявленной Погодиной И.В. цели - для пчеловодства. Согласно Инструкции по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и дачных участках от ДД.ММ.ГГГГ занятие пчеловодством разрешено любым лицам, не обязательно имеющим статус фермера. Кроме того, земли сельскохозяйственного назначения, согласно ст. 78 ЗК РФ могли быть взяты в аренду также в рекреационных целях, поскольку Тихоновец С.В. была проведена большая работа по очистке спорных земельных участков от мусора и приведению их в пригодный для рекреационного использования вид, что могут подтвердить соседи. Данное обстоятельство может быть также подтверждено документами по оформлению отношений с подрядной организацией, выполнявшей указанные работы. В результате незаконных действий администрации Пермского муниципального района были нарушены гарантированные законом права Тихоновец С.В. на участие в законной процедуре предоставления земельных участков из муниципальной собственности в аренду, созданы препятствия к осуществлению ей права на получение в установленном законом порядке земельных участков в аренду, что является основанием в соответствии со статьями 45, 46 Конституции РФ, ст. 255 ГПК РФ к оспариванию незаконных решений. Непосредственный интерес Тихоновец С.В. и других лиц к аренде спорных земельных участков доказывается также предпринятыми ей после того, как она узнала, что указанные земельные участки сдаются в аренду, действиями, направленными на реализацию принадлежащего ей права на предоставление земельных участков в аренду.

 В порядке ст. 39 ГПК РФ заявитель вновь уточнила свои требования, указав, дополнительные доводы, что ДД.ММ.ГГГГ в Дзержинском районном суде г.Перми в рамках разрешения спора между Тихоновец С.В. и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю представителям Тихоновец  С.В. стало известно об утверждении заместителем председателя комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, начальником отдела по землеустройству ФИО16 схем расположения спорных земельных участков. Считает, что действия указанного выше должностного лица органа местного самоуправления являются незаконными в виду следующего. Согласно ст. 15 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».. .  до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Как следует из письма Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ года, спорные земельные участки сформированы из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Вместо органа власти субъекта РФ категория спорных земельных участков была определена предпринимателем Погодиной И.В., в чьи интересы в силу закона не входит обеспечение публичных интересов. Выбранная Погодиной И.В. категория земель была санкционирована должностным лицом Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района. Схема расположения земельного участка является разделом межевого плана,   а не актом органа власти или местного самоуправления об установлении категории земель (земельного участка). Согласно п. 75 приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 (ред. от 25.01.2012) «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведения собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» схема предназначена для отображения местоположения земельных участков относительно земельных участков, границ кадастрового деления и т.п. Таким образом, категория земель для спорных земельных участков, образованных из состава земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности, определена некомпетентным органом. Схемы спорных земельных участков утверждены без учета границы населенного пункта д.Гора Хохловского сельского поселения. ДД.ММ.ГГГГ решением Земского собрания Пермского муниципального района Пермского края № утверждена схема территориального планирования Пермского муниципального района. Согласно ст. 19 Градостроительного кодекса РФ указанная схема отражает границы поселений, входящих в состав муниципального района. На основании схемы территориального планирования был разработан генеральный план Хохловского сельского поселения, согласно которому спорные земельные участки частично расположены в черте населенного пункта <адрес>. Последнее обстоятельство подтверждается заключением кадастрового инженера ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ Прокуратура Пермского района сообщила в адрес ФИО5 о направлении в адрес главы администрации Пермского района указания на необходимость удостовериться в том, что передаваемые земельные участки не расположены на землях лесного фонда. По информации, полученной из письма прокуратуры Пермского района от ДД.ММ.ГГГГ года, глава Хохловского сельского повеления осуществлял выезд на предполагаемое местоположение предоставляемых земельных участков. Поэтому он не мог не знать, что указанные участки фактически представляют собой земли, покрытые лесной растительностью.   ФИО12, допрошенный в качестве свидетеля в рамках дела №, сообщил, что спорные участки по факту представляют собойлес.   Несмотря на то, что спорные земельные участки являются лесными, ФИО12 согласовал схемы расположения участков с их отнесением к категории «земли сельскохозяйственного назначения», руководствуясь при этом материалами передачи земель сельских населенных пунктов в ведение Хохловского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ. Факт нахождения лесной растительности на всей площади спорных участков зафиксирован в акте проверки Управления Росреестра по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ и приложении (фототаблице) к нему. Спорные земельные участки (частично) относятся к землям лесного фонда, что подтверждается письмом ГКУ «Закамское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которыми, земельные участки с кадастровыми номерами № и № входят в выдел 7 и часть выдела 8 квартала 10 Гайвинского участкового лесничества ТОО «Хохловское». Следует учесть, что указанная выше информация основана на материалах лесоустройства - Приказе Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении количества участковых лесничеств и установлении их границ».   В соответствии с п. 1 приказа в Пермском крае определено 137 участков лесничества и установлены их границы. Спорные участки (ТОО «Хохловское») отнесены к Гайвинскому участковому лесничеству. В соответствии с п.2 ст. 23 ЛК РФ лесничества не образуются на землях сельскохозяйственного назначения. Согласно ст. 8 ЛK РФ лесные участки в составе земель лесного фонда относятся к федеральной собственности. Таким образом, должностные лица Пермского муниципального района были не вправе утверждать и согласовывать иную категорию земель. При определении категории спорных земельных участков проигнорировано их фактическое использование, что противоречит ст. 14 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В соответствии с п. 5 ст. 14 указанного закона земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а  вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. Просит признать действия заместителя председателя Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, начальника отдела по землеустройству ФИО16 по утверждению схемы расположения земельного участка площадью 5678 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и схемы расположения земельного участка площадью 4637 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> незаконными.

 Заявитель – Тихоновец С.В. в судебное заседание не явилась, направила представителей, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.

 Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в заявлениях, просили удовлетворить. Пояснили, что Тихоновец С.В. членом крестьянского фермерского хозяйства не является, как и главой крестьянского фермерского хозяйства.

 Представитель заинтересованного лица администрация Пермского муниципального района – Радостева М.В. в судебном заседании просила в удовлетворении заявления отказать по доводам, изложенным в возражении, пояснив, что все доводы заявителя сводятся к тому, что была нарушена процедура предоставления земельных участков Погодиной И.В. в аренду. Заявитель в тексте своего заявления ссылается та то, что предоставление земельных участков в соответствии с ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» должно происходить с учетом нормативного единства с положениями Земельного кодекса РФ и иных законодательных актов». Статьей 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» установлен порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.   Так п. 1 вышеуказанной статьи установлено, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления о предоставлении такого участка. Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.  Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом (п. 3 ст. 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). В соответствии с п. 4 этой же статьи, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Согласно п. 5 ст. 12 вышеуказанного закона, договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ст. 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Ст. 12 вышеуказанного закона не предусматривает публикацию сообщения в средствах массовой информации о предоставлении земельных участках в соответствии с данным законом. Однако, не смотря на положения ст. 12 закона, информация о предоставлении земельных участков, ориентировочной площадью 4700 кв.м. и 5400 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, была опубликована в еженедельной газете «Нива» от ДД.ММ.ГГГГ № Суть публикации сводилась к тому, что Комитет имущественных отношений информирует о предоставлении земельных участков в аренду. Таким образом, какие-либо препятствия для обращения как физических, так и юридических лиц с заявлением о предоставлении спорных земельных участков в аренду отсутствовали. Тихоновец С.В. также ничего не мешало обратиться с таким заявлением, чего ей сделано не было, доказательств обратного заявительницей в материалы дела не представлено. ДД.ММ.ГГГГ Погодина И.В. обратилась с заявлением на имя председателя Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о предоставлении ей в аренду сроком на 5 лет земельных участков площадью 4700 кв.м. и 5400 кв.м., расположенных <адрес> для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Комиссии по земельным отношениям, на котором было рассмотрено заявление Погодиной И.В. о предоставлении земельных участков в аренду. Комиссия по земельным отношениям решила отложить принятие решения до предоставления бизнес- плана, согласованного с Управлением сельского хозяйства, продовольствия и закупок администрации Пермского муниципального района, о чем составлен соответствующий протокол за №. Управлением сельского хозяйства ДД.ММ.ГГГГ было дано заключение о целесообразности предоставления земельного участка Погодиной И.В. для ведения крестьянско-фермерского хозяйства пчеловодческого направления. ДД.ММ.ГГГГ на очередном заседании Комиссии по земельным отношениям по вопросу предоставления земельных участков в аренду Погодиной И.В. было принято решение о предоставлении испрашиваемых земельных участков Погодиной И.В. в соответствии со ст. 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в аренду сроком на 4 года 11 месяцев, при условии использования их в соответствии с Инструкцией по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и дачных участках от ДД.ММ.ГГГГ года, о чем составлен соответствующий протокол. ДД.ММ.ГГГГ Комитетом имущественных отношений Погодиной И.В. был направлен ответ о том, что заявление Погодиной И.В. было рассмотрено положительно. Также в ответе сообщалось о том, что Погодиной И.В. необходимо представить кадастровые паспорта на испрашиваемые земельные участки, в связи с чем необходимо произвести их межевание. В еженедельной газете «Нива» от ДД.ММ.ГГГГ № было опубликовано сообщение о том, что Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района информирует население о предоставлении в аренду сроком на 4 года 11 месяцев в соответствии с ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» следующих земельных участков: ориентировочной площадью 4700 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; ориентировочной площадью 5400 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; ориентировочной площадью 3500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Таким образом, любое лицо вправе было обратиться с заявлением о предоставлении спорных участков в аренду. В публикации речь о том, что земельный участок предоставляется по договору аренды именно Погодиной И.В., не идет, так как фамилия Погодиной указана лишь в скобках после указания месторасположения предоставляемых участков. ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемые Погодиной И.В. земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет. В кадастровых паспортах на земельные участки с кадастровыми номерами №, № в графе «разрешенное использование» указан «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства». В отдел по землеустройству Комитета имущественных отношений кадастровые паспорта на земельные участки были представлены ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Пермского муниципального района было вынесено постановление за № «О предоставлении земельных участков в аренду Погодиной И.В.», после чего Комитетом имущественных отношений с Погодиной И.В. был заключен договор аренды, который позднее был зарегистрирован в Управлении Росреестра по Пермскому краю. Таким образом, процедура предоставления земельного участка Погодиной И.В. была соблюдена. Решением Земского Собрания Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № было утверждено положения о Комитете имущественных отношений администрации Пермского муниципального района. В соответствии с п. 1.6. Положения, Комитет является юридическим лицом. Основной задачей Комитета является: эффективное управление земельными участками, находящимися в собственности Пермского муниципального района, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п. 2.1 Положения). В целях выполнения возложенных на Комитет задач Комитет в установленном законом порядке выполняет следующие функции: выступает арендодателем муниципального имущества и заключает договоры аренды (п. 2.2.6 Положения); осуществляет подготовку и проведение торгов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность или прав аренды на них (п. 2.2.47 Положения). Комитет имеет право заключать договоры купли-продажи, аренды или безвозмездного срочного пользования земельных участков, находящихся в собственности Пермского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность не разграничена (п. 3.1.5 Положения). Поскольку администрацией Пермского муниципального района полномочия по распоряжению земельными участками делегированы Комитету имущественных отношений, именно на Комитет возложена обязанность по предоставлению земельных участков, как в собственность, так и в аренду, также возложена обязанность по проведению торгов, таким образом, администрация Пермского муниципального района считает, что требования предъявленные Тихоновец С.В., к администрации, являются незаконными и необоснованными. Постановлением администрацией Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № было утверждено положение о постоянно действующей комиссии по земельным отношениям. В соответствии с п. 2.1. положения, на заседании Комиссии выносятся и обсуждаются вопросы в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена: предоставление в собственность или в аренду земельных участков, расположенных на территории Пермского муниципального района; выкуп застроенных и незастроенных земельных участков; возможность формирования земельных участков; согласование изменения вида разрешенного использования земельных участков; согласование образования (объединение, раздел, перераспределение) земельных участков; контроль за использованием земельных участков в соответствии с целевым назначением; охрана и резервирование земель в соответствии с действующим законодательством; определение порядка подготовки распорядительных документов по предоставлению земельных участков; подготовка торгов по продаже земельных участков в собственность, прав аренды на них или рыночной годовой арендной платы. Заключение Комиссии оформляется протоколом, который является основанием для принятия главой администрации муниципального района соответствующего решения (п. 2.4 Положения). Глава администрации Пермского района принимает решение в соответствии с заключением Комиссии по земельным отношениям, какие-либо действия по предоставлению земельных участков администрация Пермского муниципального района не совершает. Обжалуемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельных участков в аренду Погодиной И.В.» вынесено на основании протокола заседания Комиссии по земельным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ года, которое на сегодняшний день ни кем не оспорено. Требования о признании протокола незаконным Тихоновец С.В. не заявляла. Таким образом, требования, заявленные Тихоновец С.В. о признании действий администрации Пермского муниципального района по предоставлению в аренду земельных участков Погодиной И.В., удовлетворению не подлежат. Какие-либо действия Комитета имущественных отношений Тихоновец С.В. не обжаловала. Также просит обратить внимание суда на тот факт, что земельные участки с кадастровыми номерами №, № поставлены на государственный кадастровый учет с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства». Результаты межевания никем не оспорены, доказательств обратного в материалы дела не представлено. Поскольку Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района информировал население о предоставлении вышеуказанных земельных участков в соответствии с ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Тихоновец С.В. не является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, доказательств обратного на сегодняшний день не представлено, следовательно, права и интересы Тихоновец С.В. в принципе не могли быть нарушены. В соответствии со ст. 11 ГК РФ в судах осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав. Об этом же говорит ст. 2 ГПК РФ. Заявителем каких-либо доказательств того, что на момент обращения в суд с данным заявлением администрацией Пермского муниципального района были нарушены или оспорены ее права. Кроме того, по обращению представителя Тихоновец С.В. Прокуратурой Пермского района ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по факту незаконного предоставления земельных участков с кадастровыми номерами №, №, в ходе которой было установлено, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется, поскольку нарушений земельного законодательства не выявлено, о чем направлен соответствующий ответ от ДД.ММ.ГГГГ № 361ж13 как на имя представителя Тихоновец С.В. - Базуева Д.А., так и на имя Председателя комитета имущественных отношений ФИО14 Ответ прокуратуры Пермского района Тихоновен С.В. в установленном законом порядке не обжаловала. Тихоновец С.В. обратилась в суд в порядке главы 25 ГПК РФ. Доказательств того, что администрация Пермского муниципального района нарушила права и свободы Тихоновец С.В. в материалы дела не представлено. Какие-либо препятствия к осуществлению ее прав и свобод администрация Пермского муниципального района не создавала, какая-либо обязанность на Тихоновец С.В. не возложена.

 Представитель заинтересованного лица Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что земельный участок предоставлен в рамках действующего законодательства, поддержала доводы представителя Пермского муниципального района. Схему ФИО16 выдала в рамках своих полномочий. Оснований для отказа в предоставлении земельных участков не было, т.к. они не были ограничены в обороте. Доказательств об ограничении земельных участков в обороте суду не представлено.

 Заинтересованное лицо – Погодина И.В. о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, в суд не явилась.

 Представитель заинтересованного лица Погодиной И.В. – Филиппова Л.А. в судебном заседании с заявлением не согласилась по доводам, изложенным в возражении.

 Представитель заинтересованного лица администрации Хохловского сельского поселения – Ведерников В.Е. в судебном заседании требования не поддержал, т.к. освоение земель для сельскохозяйственного производств, а именно для крестьянского (фермерского) хозяйства государственная задача. Погодина И.В. является индивидуальным предпринимателем и желает создать крестьянское фермерское хозяйство. Тогда как Тихоновец С.В. ни членом, ни главой крестьянского фермерского хозяйства не является. Не составляет большого секрета, что сельскохозяйственные земли не используются и зарастают деревьями, которые не могут являться лесным фондом, поскольку земли являются сельскохозяйственного назначения.

 Представитель Государственное казенное учреждение Пермского края «Закамское лесничество» - Плющев В.А. в судебном заседании, пояснил, что спорные земельные участки относятся к лесному фонду, однако границы до настоящего времени не установлены.

 Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

 Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, свидетелей, приходит к выводу, что заявленные требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 В силу ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

 В силу ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

 На основании ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

 Согласно пунктам 1.1, 1.6 и 3.2.7 Положения о Комитете имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, утверждённого решением Земского Собрания Пермского муниципального района № 561 от 23 августа 2007 года, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (в дальнейшем - Комитет) является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости и имуществом, находящимися в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции, является юридическим лицом, имеет право выступать в качестве истца и ответчика в суде в соответствии с действующим законодательством, защищать интересы граждан и муниципального района.

 В силу пунктов 2.2.6 и 3.2.18 указанного Положения Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района выступает арендодателем муниципального имущества и заключает договоры аренды, имеет право выступать Арендодателем земельных участков и заключать договоры аренды земельных участков.

 В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

 На основании п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

 Порядок предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством регламентирован ст. 34 ЗК РФ.

 В соответствии со ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

 Таким образом, Земельный кодекс РФ предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.

 Согласно статьям 9 и 36 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, владение, пользование и распоряжение ими осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, а условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

 В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, принцип приоритета сохранения особо ценных земель, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подп. 2, 6 и 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

 Так, статья 1 ЗК РФ определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 ЗК РФ, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования земель с учетом зонирования территории.

 ДД.ММ.ГГГГ Погодина И.В. обратилась с заявлением в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельные участки площадью 4700 кв.м. и 5400 кв.м. расположенные <адрес> для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (для пчеловодства) (л.д. 27).

 В соответствии с протоколом заседания Комиссии по земельным отношениям № от ДД.ММ.ГГГГ, Погодиной И.В. отложено принятие решения до предоставления бизнес-плана, согласованного с Управлением сельского хозяйства, продовольствия и закупок администрации Пермского муниципального района (л.д. 28).

 При повторном рассмотрении заявления Погодиной И.В. по вопросу предоставления земельных участков в аренду из категории земли сельскохозяйственного назначения, находящихся по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (пчеловодства), примерной площади 4700 кв.м. и 5400 кв.м. в соответствии со ст. 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предоставить Погодиной И.В. в аренду сроком на 4 года 11 месяцев, испрашиваемые земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, при условии использования их в соответствии с Инструкцией по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и дачных участках ДД.ММ.ГГГГ. В границах указанных в приложении к настоящему протоколу (л.д. 29).

 Постановлением администрации Пермского муниципального район № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков в аренду Погодиной И.В.» п.1 Погодиной И.В. предоставлены в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> площадью 4637 кв.м. с кадастровым номером № и в <адрес>, площадью 5678 кв.м. с кадастровым номером № земли сельскохозяйственного назначения в разрешенным использованием для ведения крестьянского(фермерского) хозяйства (л.д. 31).

 В соответствии со ст. 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» для приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения необходимо подать заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В п. 3 ст. 12 Закона закреплена юридическая обязанность органа местного самоуправления и землеустроительной организации обеспечить изготовление проекта границ земельного участка и его утвердить. Течение месячного срока для исполнения названных обязанностей начинается со дня, следующего за днем подачи в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления о предоставлении земельного участка (ст. 191 ГК РФ). Пункт 4 статьи 12 федерального закона устанавливает срок для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату либо в аренду. Днем начала течения 14-дневного срока следует считать день, следующий за днем утверждения органом местного самоуправления проекта границ испрашиваемого земельного участка (п. 3 ст. 12 закона, ст. 191 ГК РФ).

 Договор аренды земельных участков заключается в письменной форме в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 ст. 12 федерального закона решения.

 Согласно ст. 425 Гражданского кодекса РФ, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 433 ГК РФ).

 Договором аренды земельных участков от 11.07.2013г. Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района предоставил в аренду Погодиной ФИО22 земельные участки с кадастровыми номерами № и № с разрешенным использованием для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. (л.д.18-24).

 Таким образом, нормы земельного законодательства допускают предоставление свободных земельных участков в аренду без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предполагаемы для такой передачи земельных участков. Информация о выделении испрашиваемых земельных участков в аренду была опубликована в местной районной газете «Нива». На землях сельскохозяйственного назначения разрешен вид использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

 Спорные земельные участки имеют сельскохозяйственное назначение для ведения крестьянского (фермерского) производства, то есть для целей, не связанных со строительством. Предоставление земельного участка в аренду должно осуществляться в соответствии с нормами статьи 34 Земельного кодекса РФ для целей, не связанных со строительством. Как следует из материалов гражданского дела, проект границ земельного участка изготовлен и утвержден.

 Статья 34 Земельного кодекса РФ, устанавливая общие правила предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не определяет случаи обязательного проведения торгов. Данной нормой закона установлена обязанность уполномоченных органов государственной власти или местного самоуправления принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Срок принятия таких актов законодательством Российской Федерации не установлен. Одним из основных условий законности предоставления земельных участков на основании ст. 34 ЗК РФ следует назвать максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении участков, а также условие предоставления достаточно полной и достоверной информации. Земельный участок, который предполагается предоставить, формируется на основании статей 69, 70 Земельного кодекса РФ, а также ФЗ «О землеустройстве» и ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Вместе с тем, Земельным кодексом РФ и специальными законами (такими, как ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и др.) вопрос о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, для обеспечения соответствующих прав граждан урегулирован в достаточной мере.

 Следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин или организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы, обратившись непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти.

 Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 Как разъяснено в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 Как следует из п. п. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий требованиями законодательства. Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ.

 В силу статьи 1, статьи 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земельного участка определяется, исходя из принадлежности его к той или иной категории земель и разрешенного использования земельного участка, установленного в соответствии с зонированием территорий градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны.

 В п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ установлено, что указанные в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Согласно п.п. 1 п. 3 ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

 Согласно ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могу использоваться гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства.

 Таким образом, использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не установленных в ст. 78 Земельного кодекса РФ, не допускается.

 В силу данных положений и положений градостроительного законодательстве разрешенное использование земельного участка предопределяет возможность использования его соответствующим образом в соответствии с нормами законодательства, распространяющимися на земельные участки соответствующего разрешенного использования. В свою очередь, правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств определяет федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином (ст. 1). Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 5). В силу п. 3 ст. 1 Закона № 74-ФЗ фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.10.2003 № 630). Государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется путем внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о главе крестьянского (фермерского) хозяйства. Следовательно, в соответствии с Законом № 74-ФЗ граждане правомочны осуществлять деятельность, связанную с ведением крестьянского (фермерского) хозяйства, только после внесения в ЕГРИП в установленном порядке сведений о главе крестьянского (фермерского) хозяйства. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства признается один из членов этого крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 1 ст. 16 Закона №74-ФЗ). Глава крестьянского (фермерского) хозяйства наделен полномочиями действовать без доверенности от имени крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе представлять его интересы и совершать сделки (ст. 17). Согласно ст. 11 Закона № 74-ФЗ для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Из толкования вышеизложенных норм действующего законодательства следует, что правообладателями земельных участков с разрешенным использованием для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть только граждане, являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.  Иные лица в силу приведенных положений не могут являться субъектами, осуществляющими ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, соответственно, земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства не может быть приобретен гражданином в отсутствие соответствующего правового статуса без предварительного изменения разрешенного использования такого земельного участка. Из указанного вытекает, что сделка по отчуждению земельного участка с разрешенным использованием для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданину, не являющемуся членом крестьянского (фермерского) хозяйства, противоречит действующему законодательству и не может являться основанием для осуществления государственной регистрации перехода, права собственности, что обоснованно в рассматриваемом случае явилось основанием для приостановления государственной регистрации.

 Согласно п. 5 ст. 23 Гражданского кодекса РФ граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 1 Закона о КФХ фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

 К основным сделкам, которые могут быть совершены в отношении фермерского хозяйства, относятся купли-продажа, мена, аренда, залог. К этим договорам применяются общие правила ГК РФ, а также, если предметом договора является земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения  , специальные нормы ЗК РФ и Закона об обороте земель. Кроме того, необходимо отметить, что ЗК РФ и Законом об обороте установлен ряд ограничений, касающихся оборота и использования названных земельных участков. Так, на основании п.1 и 2 ст. 7, ст. 78 ЗК РФ, подп.1 п. 3 ст. 1 Закона об обороте земель земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения должны использоваться по целевому назначению. Следовательно, собственником, арендатором указанного земельного участка может быть только то лицо, которое использует данный участок для ведения сельскохозяйственного производства и для целей, связанных с этим производством.

 Как следует из материалов дела, а также пояснений представителей заявителя, заявитель обратилась за предоставлением ей земельного участка ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером № площадью 4637 кв.м., расположенным по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 65, 68).

 Таким образом, данное заявление также удовлетворено быть не может в силу действующего законодательства о максимальных размерах предоставления земельных участков для личного подсобного хозяйства (0,25 га), тогда как испрашивается земельный участок площадью 4637 кв.м., который уже предоставлен в аренду Погодиной И.В. и не является свободным. Также по Закону «О личном подсобном хозяйстве» подразумевает строительство, а земельный участок заявитель желает приобрести в порядке ст. 34 ЗК РФ не связанное со строительством, поэтому также не может быть предоставлен заявителю для заявленной цели и заявленной площади.

 Согласно п. 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом. Вместе с тем в силу п. 6 ст. 36 названного Кодекса для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. Согласно п. 7 указанной статьи использование таких земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

 Судом установлено, что спорные земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения и не входят в состав границ какого-либо населенного пункта. Поэтому могут испрашиваться с разрешенным использованием для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

 Земельным кодексом РФ (ст. 79) определено, что сельскохозяйственные угодья, как одна из составляющих земель сельскохозяйственного назначения (п. 2 ст. 77 ЗК) имеют приоритет в использовании и подлежат особой охраны.

 В п. 5 указанной статьи сказано, что использование земельных долей, возникших в результате приватизации, регулируются ФЗ «Об обороте сельскохозяйственного назначения», Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранении целевого использования земельного участка. Следовательно, изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственного назначения.

 Довод представителей заявителя содержит требование о признании незаконным действия главы администрации, выразившегося в принятии решения об определении вида разрешенного использования предоставляемого в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения для крестьянского (фермерского) хозяйства, которое, как считает заявитель выбрано самой Погодиной И.В. не состоятелен и опровергается как действующим законодательством, так и заявлением Погодиной И.В., поскольку, испрашивала земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Препятствий для данной цели использования из земель сельскохозяйственного назначения не имелось. Более того, заявление заявителем на данные земельные участки подано не было, преимущественное право предоставление именно заявителю спорных земельных участков судом не установлено.

 Суд приходит к выводу об отсутствии незаконных действий главы администрации Пермский муниципальный район в определении разрешенного использования.

 В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, то есть бремя доказывания в гражданском судопроизводстве лежит на сторонах. Доказательств о том, что преимущественное право на предоставление земельных участков заявителя нарушено, суду не представлено. Как не представлено доказательств нарушенного права нахождение в лесном массиве спорных земельных участков, поскольку границы лесного фонда не определены.

 Доводы представителей заявителя о том, что Погодиной И.В. предоставлен земельный участок из лесного фонда не нашло своего подтверждения и опровергнуто материалами проверки прокуратуры, где указано, что нарушений земельного законодательства не выявлено, а спорные земельные участки в состав земель лесного фонда не входят (л.д. 34, 37, 83-87). В ходе проверки установлено, что земельные участки не огорожены по периметру, участки предоставляют собой открытую местность, покрытую лесной растительность, данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля ФИО19, пояснившей, что участки для сельскохозяйственного производства никто не использовал, использовали данные земли как лес. Поскольку они проживают там давно, и им бы не хотелось, чтобы земельные участки осваивались.

 Пояснения представителя лесничества суд не принимает во внимание, т.к. они противоречат документам имеющимися в материалах делах, предоставленные на запросы прокуратуры, администрации Пермского муниципального района и Погодиной И.В.(л.д.217).

 Таким образом, в данном случае судом не установлено наличия двух условий для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления, а именно, его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере преимущественного права предоставления спорных земельных участков.

 Само по себе несогласие с ненормативным правовым актом органа местного самоуправления, а именно, его несоответствие в части полномочий и порядка предоставления спорных земельных участков с нарушением прав и законных интересов заявителя не является обстоятельством, влекущим признание его незаконным.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявление Тихоновец С.В. не подлежит удовлетворению, поскольку право заявителя не нарушено. Кроме того, требование о том, что в будущем Погодина И.В. может огородить земельные участки и не будет доступа в лесной массив является пресечение прав на будущее, которое не может быть защищено судебным решением на перспективу.

 Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении заявления Тихоновец ФИО23 о признании постановления администрации Пермского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков в аренду И.В. Погодиной» и признании   действия заместителя председателя Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, начальника отдела по землеустройству ФИО16 по утверждению схемы расположения земельного участка площадью 5678 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и схемы расположения земельного участка площадью 4637 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> незаконными отказать.

 На решение в течение месяца может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края после составления решения в окончательной форме.

 Мотивированное решение составлено 04.04.2014 года.

 Судья /подпись/:

 Копия верна:

 Судья А.В.Балакина