ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-118/2016 от 02.02.2016 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Дело №2-118/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2016 года г. Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Щеголихиной К.Ю.

при секретаре Жуковой А.И.

с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании отказа незаконным, взыскании единовременной компенсации, процентов,

установил:

ФИО3 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (далее - Администрация) о признании отказа незаконным, взыскании единовременной компенсации, процентов.

В обоснование заявленных требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ работал в Администрации и был уволен по п.3 ст. 77 Трудового кодекса российской Федерации в связи с выходом на пенсию. При выходе на трудовую пенсию ему не была выплачена единовременная компенсация в размере 10 должностных окладов, предусмотренная п.4.12 Положения «О муниципальной службе в муниципальном образовании «Городской округ «Город Нарьян-Мар»». Полагал отказ в выплате незаконным, просил взыскать с ответчика единовременную компенсацию в размере 130649 руб. 60 коп., денежную компенсацию за нарушение срока выплаты в сумме 2910 руб. 22 коп.

В судебном заседании представитель истца ФИО1, действовавшая на основании доверенности, заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала. Уточнила, что компенсацию за нарушение срока производства единовременной компенсации просит взыскать за 134 дня по 02.02.2016 в сумме 4814 руб. 44 коп.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ФИО2, действовавший на основании доверенности, с иском не согласился, указав, что на момент увольнения истца норма окружного закона, предусматривавшая право на получение единовременной выплаты при увольнении на пенсию, была признана утратившей силу, а потому выплата, на которую претендует истец, ему не положена.

Заслушав явившихся участников, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ работал в Администрации в должности главного специалиста экспертного отдела правового управления, на основании распоряжения от 10.01.2013 был переведен на должность начальника правового управления.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ истец был освобожден от замещаемой должности и уволен с муниципальной службы 21.09.2015 по инициативе работника в связи с выходом на пенсию на основании п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно распоряжению главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 установлен стаж муниципальной службы в количестве <данные изъяты>.

16.09.2015 истец обратился к ответчику с заявлением о выплате единовременной компенсации в связи с увольнением на пенсию.

Письмом от 18.09.2015 ФИО3 в выплате было отказано со ссылкой на п.3 ст.1 Закона Ненецкого автономного округа от 15.06.2015 №91-ОЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законов Ненецкого автономного округа и о внесении изменений в отдельные законы Ненецкого автономного округа».

Полагая отказ ответчика незаконным, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая спор, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам, входящим в совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В силу п. 3 ч. 1 ст.11 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

Частью 1 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ предусмотрены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему.

В соответствии с ч. 2 этой же статьи при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

Таким образом, федеральным законом урегулированы вопросы, связанные с предоставлением гарантий увольняемым муниципальным служащим.

Такая гарантия, как выплата муниципальному служащему при увольнении с муниципальной службы после достижения возраста, дающего право на пенсию по старости, а также при выходе на пенсию по старости, единовременной компенсации в размере десяти должностных окладов, в нем отсутствует.

Законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (ч. 3 ст. 23 Федерального закона 02.03.2007 №25-ФЗ). Вместе с тем, эти дополнительные гарантии не могут касаться уже урегулированных федеральным законом вопросов.

В то же время статьей 13 Закона Ненецкого автономного округа от 24.10.2007 №140-ОЗ в редакции от 18.03.2013 в числе дополнительных гарантий муниципальному служащему была предусмотрена единовременная компенсация при прекращении муниципальной службы в связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, а также в связи с выходом на страховую пенсию. Согласно ст. 15 Закона Ненецкого автономного округа от 24.10.2007 №140-ОЗ в редакции от 18.03.2013 муниципальному служащему при прекращении муниципальной службы в связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, а также в связи с выходом на страховую пенсию выплачивается единовременная компенсация в размере 10 должностных окладов при наличии стажа муниципальной службы не менее 12,5 лет.

Решением Совета городского округа «Горд Нарьян-Мар» от 26.09.2013 №590-р в статью 19.1 Устава муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», предусматривающую гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, был введен пункт 7 о том, что муниципальному служащему при прекращении муниципальной службы в связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, а также в связи с выходом на трудовую пенсию выплачивается единовременная компенсация в размере 10 должностных окладов при наличии стажа муниципальной службы не менее 12,5 лет.

Решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 24.12.2009 №42-р «Об утверждении Положения «О муниципальной службе в муниципальном образовании «Городской округ «Город Нарьян-Мар» было утверждено Положение «О муниципальной службе в муниципальном образовании «Городской округ «Город Нарьян-Мар», пункт 4.12 которого в редакции от 24.06.2015 предусматривал, что муниципальному служащему при прекращении муниципальной службы в связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, а также в связи с выходом на трудовую пенсию выплачивается единовременная компенсация в размере 10 должностных окладов при наличии стажа муниципальной службы не менее 12,5 лет.

Таким образом, фактически законом Ненецкого автономного округа было осуществлено правовое регулирование с превышением полномочий, поскольку им установлена дополнительная гарантия лицу, замещающему муниципальную должность, в связи с выходом на трудовую пенсию, то есть при увольнении, что не предусмотрено федеральным законом и свидетельствует о выходе за пределы полномочий субъекта Российской Федерации.

Эти нарушения были устранены Законом Ненецкого автономного округа от 15.06.2015 №91-ОЗ, которым статья 15 Закона Ненецкого автономного округа от 24.10.2007 №140-ОЗ, предусматривавшая выплату единовременной компенсации при прекращении муниципальной службы в связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, а также в связи с выходом на страховую пенсию, была признана утратившей силу.

Таким образом, на момент увольнения истца с муниципальной службы 21.09.2015 дополнительная гарантия в виде выплаты единовременной компенсации при увольнении в связи с выходом на пенсию из окружного закона была исключена.

Указание о праве на такую гарантию в Уставе муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» и в Положении «О муниципальной службе в муниципальном образовании «Городской округ «Город Нарьян-Мар» свидетельствует лишь о наличии противоречий между нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, а не о праве истца на получение данной выплаты, поскольку при конкуренции данных правовых норм применяется акт, имеющий большую юридическую силу, то есть закон Ненецкого автономного округа.

При таких обстоятельствах, коль скоро право истца не основано на законе, его исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО3 к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании отказа незаконным, взыскании единовременной компенсации, процентов отказать.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий К.Ю. Щеголихина

Мотивированное решение суда изготовлено 05 февраля 2016 года.