ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-118/2017 от 01.06.2017 Демидовского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-118/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Демидов 1 июня 2017 года

Демидовский районный суд Смоленской области

в составе председательствующего судьи Левченкова А.А.

при секретаре Миненковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.Н.П. к Администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» Демидовского района Смоленской области, Совету депутатов <данные изъяты> сельского поселения Демидовского района Смоленской области первого созыва о взыскании компенсации при досрочном расторжении контракта, компенсации морального вреда и процентов за пользование чужими денежными средствами,

УСТАНОВИЛ:

Б.Н.П. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение» Демидовского района Смоленской области, с учетом уточненных требований, о взыскании компенсации в связи с досрочным прекращением полномочий Главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Демидовского района Смоленской области, компенсации морального вреда и в счет компенсации средств, затраченные на помощь адвоката Ц.Т.А. за подготовку заявления и ведение дела в суде.

В обоснование иска указала, что с 15 ноября 2013 года по 22 сентября 2015 года она занимала указанную должность и возглавляла Администрацию этого муниципального образования. В соответствии с решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Демидовского района Смоленской области от 22 сентября 2015 года её полномочия как Главы местной администрации были прекращены досрочно в связи с преобразованием сельских поселений. Полагает, что в связи с досрочным прекращением её полномочий Главы местной администрации она имеет право на получение предусмотренной ст. 279 ТК РФ компенсации в размере трехкратного среднего месячного заработка, которая не была выплачена ответчиком при увольнении. Незаконными действиями Администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» Демидовского района Смоленской области ей причинены нравственные страдания, так как размер получаемого пособия по безработице составляет около 5000 руб. в месяц, поэтому она вынуждена ограничивать себя в покупке продуктов питания и одежды. Просит взыскать с ответчика компенсацию за досрочное расторжение контракта в размере <данные изъяты> коп., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., а также возместить расходы за подготовку искового заявления в размере <данные изъяты> руб.

Кроме того, истец указывает на то, что Закон Смоленской области № 109-з «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области», не содержит социальных гарантий муниципальному служащему, в том числе и при его досрочном увольнении с должности муниципальной службы.

Частью 2 статьи 23 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» предусмотрено, что при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

Соответственно, ст. 178 ТК РФ перечисляет гарантии любому работнику при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, согласно которых увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Таким образом, не изменяя по существу заявленные требования, истец указывает на то, что к спорным правоотношениям можно также применить не только основания, изложенные в первоначальном исковом заявлении, но и положения ст. 178 ТК РФ, которая гарантирует любому работнику получение фактически трехкратного среднего месячного заработка после прекращения трудового договора.

В письменных возражениях на исковое заявление Б.Н.П. Совет депутатов <данные изъяты> сельского поселения Демидовского района Смоленской области просил отказать в удовлетворении иска в связи с его необоснованностью, поскольку действующее законодательство не предусматривает компенсационных выплат главе местной администрации при досрочном прекращении полномочий в связи с преобразованием муниципального образования. Глава местной администрации обладает особым правовым статусом, к которому применимы специальные нормы законодательства. На главу администрации не распространяются нормы ч.6 ст.16 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», предусматривающие назначение гражданина на должность муниципальной службы на условиях трудового договора. В силу ч.7 указанной статьи, с гражданином, поступающим на должность главы местной администрации, заключается контракт в порядке, установленном Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Аналогия между нормами указанного Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ и Трудовым кодексом РФ недопустима. Применение к рассматриваемым правоотношениям норм ст. 279 и 178 ТК РФ является необоснованным и несостоятельным. Истицей не указаны социально-правовые основания для выплаты компенсации морального вреда.

В судебном заседании истец Б.Н.П. и её представитель Ц.Т.А. заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представители ответчиков - Администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» Демидовского района Смоленской области и Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Демидовского района Смоленской области первого созыва - Я.А.Г., К.Т.П., Б.Е.В. в судебном заседании иск не признали в полном объеме.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Демидовского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГБ.Н.П. по результатам конкурса была назначена на должность Главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Демидовского района Смоленской области с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

На основании вышеуказанного решения представительного органа 20 ноября 2013 года Главой муниципального образования <данные изъяты> сельского поселения К.В.С. с Б.Н.П., назначенной на должность Главы администрации <данные изъяты> сельского поселения, был заключен контракт на срок полномочий Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения, с датой начала исполнения должностных обязанностей - ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-10).

В соответствии с положениями Устава <данные изъяты> сельского поселения Демидовского района Смоленской области (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) Глава администрации организует и руководит деятельностью Администрации сельского поселения на принципах единоначалия (ч.1, ч.19 ст.28.1); полномочия главы администрации могут быть прекращены досрочно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч.6 ст. 28.1); главе администрации предоставляются гарантии в соответствии с федеральным и областным законодательством о муниципальной службе (ч.7 ст.28.1).

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 2 Закона Смоленской области от 28 мая 2015года №73-З «О преобразовании муниципальных образований Демидовского района Смоленской области, об установлении численности и срока полномочий депутатов представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований Демидовского района Смоленской области, а также порядка избрания, полномочий и срока полномочий первых глав вновь образованных муниципальных образований Демидовского района Смоленской области» преобразованы по инициативе Демидовского районного Совета депутатов путем объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований Смоленской области, следующие муниципальные образования Демидовского района Смоленской области: Бородинское сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Дубровское сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Жичицкое сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Закрутское сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Пересудовское сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Полуяновское сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Титовщинское сельское поселение Демидовского района Смоленской области и Шаповское сельское поселение Демидовского района Смоленской области во вновь образованное Титовщинское сельское поселение Демидовского района Смоленской области (административный центр - деревня Титовщина).

Решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Демидовского района Смоленской области первого созыва от 22 сентября 2015 года досрочно с ДД.ММ.ГГГГ прекращены полномочия Главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Демидовского района Смоленской области Б.Н.П. в соответствии с п.3 ч.10 и ч.11 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (л.д.14-15).

Решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Демидовского района Смоленской области первого созыва от 22 сентября 2015 года реорганизованы администрации Бородинского сельского поселения, Дубровского сельского поселения, Жичицкого сельского поселения, Закрутского сельского поселения, Пересудовского сельского поселения, Полуяновского сельского поселения, Титовщинского сельского поселения, Шаповского сельского поселения в форме присоединения к Администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области (л.д.16-18).

В соответствии со справкой главы муниципального образования <данные изъяты> сельского поселения Демидовского района Смоленской области о начислении истцу заработной платы за период работы с сентября 2014 г. по 31 августа 2015 г. компенсационные выплаты Б.Н.П. при досрочном расторжении с ней контракта не начислялись и не выплачивались.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Как установлено частью 2 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации») муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Частью 2 статьи 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.

Аналогичные положения содержатся в абзаце седьмом статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В силу п.3 ч.1 ст.11 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

В соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта Российской Федерации.

Полномочия главы местной администрации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в частности при преобразовании муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, З2, 4-6, 61, 62, 7, 71 статьи 13 этого Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования (пункт 11 части 10 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Частью 2 статьи 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

Таким образом, глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых распространяются положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о муниципальной службе, регулирующие основания, порядок, сроки, условия замещения должности муниципальной службы и прекращения полномочий по занимаемой должности муниципальной службы, в том числе и социальные гарантии муниципальным служащим. При этом нормы трудового законодательства распространяются на муниципальных служащих в случаях, не урегулированных нормами специального законодательства.

Закон Смоленской области от 29 ноября 2007 г. № 109-з «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области», регулирующий отдельные вопросы, связанные с поступлением на муниципальную службу в Смоленской области и прохождением муниципальной службы в Смоленской области, не содержит положений, устанавливающих социальные гарантии муниципальному служащему, в том числе и при его досрочном увольнении с должности муниципальной службы.

Дополнительным основанием для прекращения трудового договора с руководителем организации на основании пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации является принятие уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

В случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом (статья 279 Трудового кодекса Российской Федерации).

Не изменяя по существу заявленные требования, истец указывает на то, что к спорным правоотношениям по взысканию трехкратного среднего месячного заработка при увольнении можно применить не только основания изложенные в первоначальном исковом заявлении, предусмотренные пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, но и как основания по взысканию трехкратного среднего месячного заработка при увольнении, положения ст. 178 ТК РФ, которые также гарантирует размер получения фактически трехкратного среднего месячного заработка после прекращения трудового договора.

Самостоятельного требования о взыскании выходного пособия в размере среднего месячного заработка, с сохранением среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) на основании ч.1 ст.178 ТК РФ, Б.Н.П. не заявлено.

Б.Н.П. проходила муниципальную службу, её полномочия как главы местной администрации были прекращены по основаниям, установленным Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а не в соответствии со статьей 278 Трудового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, нормы трудового законодательства, в частности статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации, к отношениям, связанным с прекращением полномочий Б.Н.П., не применимы, поскольку с истцом контракт о прохождении муниципальной службы был прекращен в соответствии с нормами специального закона - Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно пунктом 11 части 10 статьи 37 названного Федерального закона, в связи с преобразованием муниципального образования.

Ввиду того, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закон Смоленской области от 29 ноября 2007 г. № 109-3 «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области», а также Устав <данные изъяты> сельского поселения Демидовского района Смоленской области, и контракт о прохождении муниципальной службы, которые регулируют отношения по прохождению гражданами муниципальной службы, в том числе в отношении главы местной администрации, а также порядок и условия ее прекращения, не содержат положений о выплате денежной компенсации в размере трехкратного среднего месячного заработка по замещаемой им должности при досрочном прекращении его полномочий, при преобразовании муниципального образования, оснований для удовлетворения требовании Б.Н.П. о взыскании в её пользу предусмотренной статьей 279 Трудового кодекса Российской Федерации денежной компенсации при досрочном прекращении его полномочий как главы местной администрации в размере трехкратного среднего месячного заработка по замещаемой им должности муниципальной службы, или как основания возможности взыскания компенсации в размере трехкратного среднего месячного заработка по замещаемой им должности муниципальной службы, при досрочном прекращении его полномочий как главы местной администрации, применительно к основаниям и размеру выходного пособия, предусмотренного ст.178 Трудового кодекса Российской Федерации, не имеется, соответственно, не имеется и оснований для компенсации морального вреда и расходов на оплату услуг представителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 100, 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В иске Б.Н.П. к Администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» Демидовского района Смоленской области, Совету депутатов <данные изъяты> сельского поселения Демидовского района Смоленской области о взыскании в его пользу компенсации в связи с досрочным расторжением контракта, в размере трехкратного среднего месячного заработка, компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг представителя, отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Демидовский районный суд Смоленской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Левченков А.А.