Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Салехардский городской суд <адрес>
в составе председательствующего судьи: ФИО8
при секретаре судебного заседания: ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО3 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салехарде и <адрес> о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> ЯНАО, действующий в интересах ФИО3, обратился в суд с иском к ГУ- УПФ РФ в городе Салехарде и <адрес> ЯНАО (далее – ответчик) округа о взыскании компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно в пределах территории Российской Федерации в сумме 11131,40 рублей. В обоснование исковых требований указал, что истец является получателем пенсии по старости, что подтверждается пенсионным удостоверением, выданным ДД.ММ.ГГГГ за №. Истец обратилась к ответчику с заявлением об оплате льготного проезда по маршруту "Лабытнанги –Москва - Лабытнанги", однако в оплате стоимости проезда отказано со ссылкой на то, что ФИО3 не относиться к категории неработающие пенсионеры, в связи с тем, что ею заключен договор об осуществлении опеки на возмездных условиях. Считает выводы ответчика о том, что по истец является работающим пенсионером основан на неверном толковании норм права. На основании изложенного просил обязать ответчика выплатить истцу стоимость проезда к месту отдыха и обратно в пределах территории Российской Федерации в размере 11131,40 рублей.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора ФИО5, настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в исковом заявлении. Истец ФИО3 поддержала доводы иска прокурора..
Представитель ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований истца, по основаниям, изложенным в отказе в осуществлении выплаты указанной компенсации.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истец является получателем пенсии по старости, что подтверждается пенсионным удостоверением, выданным ДД.ММ.ГГГГ за №.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением об оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно, приложив к заявлению копии проездных документов. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за № истцу в выплате компенсации стоимости проезда отказано в связи с тем, что она не относиться к категории неработающих пенсионеров.
<адрес>ных документов, истцом осуществлен выезд к месту отдыха по маршруту Лабытнанги-Москва 3692,20 рублей в плацкартном вагоне без учета стоимости белья ДД.ММ.ГГГГ, Москва-Лабытнанги 7440 рублей без учета стоимости белья в купейном вагоне ДД.ММ.ГГГГ. Эта же стоимость указана в справке о стоимости проезда.
Доводы, изложенные в отказе на заявление об оплате стоимости проезда, и поддержанные в судебном заседании представителем ответчика не могут быть приняты судом, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства и являются ошибочными.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
На основании ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам
В силу ст. 2 названного Закона перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№) установлено, что Ямало-Ненецкий автономный округ относится к районам Крайнего Севера.
Из материалов дела следует, что истец проживает в городе Салехард <адрес>, который относится к районам Крайнего Севера и является получателем пенсии по старости.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
На основании п.п. «б» п. 3 Правил, компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных п. 10 Правил.
В соответствии с п. 9 и 10 Правил заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы, и отрывных талонов к путевке, курсовке или иного документа, подтверждающего период пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе либо в ином месте, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха.
Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: железнодорожным транспортом – в плацкартном вагоне пассажирского поезда; воздушным транспортом – в салоне экономического (низшего) класса.
Вместе с тем, суд исходит из того, что отсутствие в упомянутых Правилах прямого указания на то, в каком порядке осуществляются выплаты компенсаций гражданам, осуществляющим отдых не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха, а также на то, в каком порядке осуществляются выплаты пенсионерам, место отдыха которых на находится за пределами территории России, не может рассматриваться как запрет на получение гражданами такой компенсации.
Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Статься 34 названного Закона предусматривает, что компенсация по своей правовой природе является льготной, носящей компенсационный характер, имеющий целью создание условий, обеспечивающих реализацию пенсионерами, проживающих в районах Крайнего Севера, их права на отдых и оздоровление в более благоприятных климатических условиях, чем в тех, в которых они проживают, что, как правило, предполагает значительное удаление этих мест от места жительства пенсионера.
С учетом целевой направленности указанной правовой нормы предусматривается оплата транспортных расходов пенсионера, связанных не с любой желаемой поездкой, а лишь с проездом к месту отдых и обратно.
По смыслу данной статьи решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки – отдых, а не форма его организации или нахождение места отдыха исключительно в пределах территории Российской Федерации.
Приведенные положения законодательства имеют прямое действие и не могут быть истолкованы иначе.
Определением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-О, установлено, что Правительство Российской Федерации действуя в рамках своих полномочий определило максимальный размер такой компенсации на железнодорожном транспорте - не более стоимости проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда.
Согласно п.7 Приказ Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 408н
"Об утверждении разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN 176" в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), а также сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), и расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд более высокой категории.
Распоряжением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-СКХ "Об установлении опеки и назначении опекуна недееспособному ФИО6", с ДД.ММ.ГГГГ установлена на недееспособным ФИО6ДД.ММ.ГГГГ года рождения опека, исполнение обязанностей возложено на опекуна ФИО3
Согласно положений ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства. Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями ст.31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.
Из приведенных выше положений законодательства не следует, что договор о опеке тождественен гражданско-правовому договору о возмездном оказании услуг. Законодатель указывает лишь на применение правил гражданского законодательства к данному договору в той части, которая не урегулирована специальным законом.
Размер вознаграждения, причитающегося опекуну, размер денежных средств на опекаемого, а также меры социальной поддержки, предоставляемые опекуну и опекаемому, определяются договором об опеке в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, пенсионера, получающего страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, заключившего договор о опеке, нельзя признать работающим пенсионером.
Аналогичная позиция отражена в Решении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N АКПИ14-1547 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими приложений N 1 и 2 к Разъяснению о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 176.
С учетом доказательств представленных в деле, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца стоимость проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Лабытнанги-Москва-Лабытнанги в сумме 7382 рубля 40 копеек, по стоимости проезда железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне без учета стоимости постельного белья.
В соответствии с положениями ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ. В соответствии со ст. 333.20. ч.1 п.8 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Истец на основании ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины. Согласно ст. 333.36 НК РФ ответчик не подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины. Поэтому с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет городского округа <адрес> согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ в сумме 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салехарде и <адрес> в пользу ФИО2 расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха в пределах Российской Федерации в размере 7382 рубля 40 копеек.
Взыскать с Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салехарде и <адрес> в бюджет городского округа <адрес> согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий/подпись/
копия верна судья ФИО9