ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-118/2017 от 25.10.2017 Северо-курильского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2-118/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2017 года г. Северо-Курильск

Судья Северо-Курильского районного суда Сахалинской области - Кондратьев Д.М.

при секретаре – Кулик Э.В.

с участием представителя Сахалинской транспортной прокуратуры - прокурора Северо-Курильского района Сдобникова Д.А.

представителя ООО «Парамушир-Строй» ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сахалинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Парамушир-Строй» о признании незаконными действий по взиманию денежных средств за оказание услуг по погрузке-разгрузке грузов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск по установленным приказом директора ООО «Парамушир-Строй» №9 от 20 сентября 2016 года тарифам, не утвержденным в органе осуществляющим государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий и признании незаконным приказам директора ООО «Парамушир-Строй» №9 от 20 сентября 2016 года, которым утверждены тарифы на оказание услуг по выгрузке-погрузке грузов перевозимых теплоходом «Гипанис» в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск,

у с т а н о в и л:

Сахалинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Северо-Курильский районный суд с иском к ООО «Парамушир-Строй» о признании незаконными действий по взиманию денежных средств за оказание услуг по погрузке-разгрузке грузов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск по установленным приказом директора ООО «Парамушир-Строй» №9 от 20 сентября 2016 года тарифам, не утвержденным в органе осуществляющим государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий и признании незаконным приказам директора ООО «Парамушир-Строй» №9 от 20 сентября 2016 года, которым утверждены тарифы на оказание услуг по выгрузке-погрузке грузов перевозимых теплоходом «Гипанис» в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск.

В иске указал, что сахалинским транспортным прокурором проведена проверка по обращению граждан Северо-Курильска о законности взимания платы за оказание услуг ООО «Парамушир-Строй» в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск. Так, проверкой установлено, что ответчик, используя инфраструктуру порта, осуществляет деятельность, направленную на оказание услуг по выгрузке и погрузке грузов перевозимых т/х Гипанис. Указанные услуги являются платными на основании Приказа генерального директора от 20 сентября 2016 года с максимальным тарифом в размере 11 000 рублей. Взимание денежных средств ООО «Парамушир-Строй» за осуществление выгрузки и погрузки в порту Северо-Курильска по тарифам, не утвержденным в органе осуществляющим государственное регулирование является незаконным и создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц – потребителей услуг морского транспорта, предусматривающих оптимальное и обоснованное установление тарифов на услуги оказываемые субъектами естественных монополий. Просили исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика с иском не согласился в полном объеме и указал, что действительно ООО «Парамушир-Строй» не согласовало с ФАС России указанную деятельность, однако на протяжении длительного времени с ФАС России ведется переписка с целью узаконить указанную деятельность и тарифы, однако ФАС России фактически до настоящего времени никаких действий по заявлениям ООО «Парамушир-Строй» не произвело. Также указал, что заявление прокурора фактически подменяет полномочия других органов, а именно полномочия ФАС России. Кроме того, указал, что ООО «Парамушир-Строй» не является субъектом естественной монополии. Просили в иске отказать

Определением Северо-Курильского районного суда от 04 октября 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований были также привлечены - ООО «Сахморфлот» и ФГУП «Нацрыбресурсы».

Указанные юридические лица о месте и дате слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.

В силу ст. 167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствии надлежащим образом извещенных организаций.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 06 февраля 2015 года между ФГУП «Нацрыбресурсы» и ООО «Парамушир-Строй» заключен договор об оказании услуг №11, согласно которого ФГУП «Нацрыбресурсы» обязуется оказать ООО «Парамушир-Строй» услуги по обеспечению эксплуатационной готовности гидротехнических сооружений Перегрузочного терминала по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового флота в порту С-Курильск, а также по предоставлению права на проведение ООО «Парамушир-Строй» своими силами и средствами погрузо-разгрузочных работ на причалах порта.

19 сентября 2016 года между ООО «Парамушир-Строй» и ООО «Сахморфлот» заключено соглашение о сотрудничестве, согласно которого ООО «Парамушир-Строй» вправе действовать от своего имени при агентировании в морских портах т/х Гипанис при производстве погрузочно-разгрузочных операций в отношении т/х Гипанис в порту П-Камчатского и порту С-Курильск.

Во исполнение указанного соглашения, ООО «Парамушир-Строй» издало приказ №9 от 20 сентября 2016 года об утверждении расценок по погрузке-выгрузке различных грузов с т/х Гипанис в Северо-Курильском морском терминале и порту г.П-Камчатский.

20 июля 2017 года между ФГУП «Нацрыбресурсы» и ООО «Парамушир-Строй» заключен договор о выполнении погрузо-разгрузочных работ, согласно которого, ФГУП «Нацрыбресурсы» поручило, а ООО «Парамушир-Строй» приняло на себя обязательства по выполнению погрузо-разгрузочных работ на территории порта г.С-Курильск и порта г.П-Камчатский по утвержденным расценкам.

01 июня 2017 года ООО «Парамушир-Строй» было привлечено Региональной энергетической комиссией Сахалинской области к административной ответственности за совершенное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ. Указанное постановление было оставлено без изменения решением арбитражного суда Сахалинской области от 25 сентября 2017 года.

Так, согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется посредством установления ставок портовых сборов и тарифов на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий.

Названный федеральный закон определяет причал как портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъект естественной монополии - это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

К сферам деятельности субъектов естественных монополий частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях отнесены услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о естественных монополиях органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 6 названного федерального закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. В указанный перечень включены услуги по погрузке и выгрузке грузов.

Согласно пунктам 4, 6 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 950, органы регулирования участвуют в государственном регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Деятельность ООО «Парамушир-Строй» по оказанию услуг по погрузке, выгрузке грузов т/х «Гипанис» населению и относящиеся к сфере деятельности субъекта естественной монополии, подтверждается квитанциями ООО «Парамушир-Строй» от 05 мая 2017 года, от 13 июня 2017 года.

Кроме того, указанное подтверждается также решением по делу №08-08/2017 от 08 августа 2017 года, согласно которого комиссия управления ФАС по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства решил признать ООО «Парамушир-Строй» субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение в сфере оказания услуг в портах и считать ООО «Парамушир-Строй» нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В адрес ООО «Парамушир-Строй» вынесено предписание от 08 августа 2017 года, согласно которого предписано в срок до 10 сентября 2017 года обратиться в адрес ФАС для утверждения тарифов на услуги по погрузке и выгрузке грузов.

Кроме того, в подтверждение, что ООО «Парамушир-Строй» является доминирующей компанией на рынке по предоставлению комплекса услуг по погрузке и выгрузке т/х Гипанис в порту г.С-Курильск, заявителем предоставлено письмо капитана морского порта Невельск ФИО2 от 23 октября 2017 года.

Исходя из изложенного суд считает, что ООО «Парамушир-Строй», утвердив приказ от 20 сентября 2016 года и фактически выполняя деятельность и оказывая услуги населению и юридическим лицам по погрузке и выгрузке т/х Гипанис в порту г.С-Курильск, действовало незаконно, поскольку у ООО «Парамушир-Строй» отсутствовали полномочия на установление таких тарифов и оказание такой деятельности.

Довод представителя о том, что на протяжении длительного времени с ФАС России ведется переписка с целью узаконить указанную деятельность и тарифы, однако ФАС России фактически до настоящего времени никаких действий по заявлениям ООО «Парамушир-Строй» не произвело, в связи с чем вины предприятия не имеется, суд находит необоснованным, поскольку осуществление деятельности ООО «Парамушир-Строй» по погрузке и выгрузке т/х Гипанис в порту г.С-Курильск с момента издания приказа от 20 сентября 2016 года и до официального утверждения таких тарифов ФАС России является незаконной.

Довод представителя о том, что заявление прокурора фактически подменяет полномочия других органов, а именно полномочия ФАС России, суд находит несостоятельным, поскольку прокурор вправе обратиться в защиту неопределенного круга лиц, в том числе и путем подачи заявления в суд.

С учетом изложенного суд находит доказанным факт того, что ООО «Парамушир-Строй» является субъектом естественной монополии, занимающей доминирующее положение в сфере оказания услуг в порту г.С-Курильск, а действия ООО «Парамушир-Строй» по взиманию денежных средств за оказание услуг по погрузке-разгрузке грузов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск по установленным приказом директора ООО «Парамушир-Строй» №9 от 20 сентября 2016 года тарифам, не утвержденным в органе осуществляющим государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий, должны быть признаны незаконными.

В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ, суд взыскивает с ООО «Парамушир-Строй» в доход местного бюджета сумму гос.пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Сахалинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Парамушир-Строй» о признании незаконными действий по взиманию денежных средств за оказание услуг по погрузке-разгрузке грузов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск по установленным приказом директора ООО «Парамушир-Строй» №9 от 20 сентября 2016 года тарифам, не утвержденным в органе осуществляющим государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий и признании незаконным приказа директора ООО «Парамушир-Строй» №9 от 20 сентября 2016 года, которым утверждены тарифы на оказание услуг по выгрузке-погрузке грузов перевозимых теплоходом «Гипанис» в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск, удовлетворить.

Признать незаконными действия ООО «Парамушир-Строй» по взиманию денежных средств за оказание услуг по погрузке-разгрузке грузов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск по установленным приказом директора ООО «Парамушир-Строй» №9 от 20 сентября 2016 года тарифам, не утвержденным в органе осуществляющим государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий.

Признать незаконным приказ директора ООО «Парамушир-Строй» №9 от 20 сентября 2016 года, которым утверждены тарифы на оказание услуг по выгрузке-погрузке грузов перевозимых теплоходом «Гипанис» в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск.

Взыскать с ООО «Парамушир-Строй» государственную пошлину в размере 300 руб. в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Северо-Курильский районный суд.

Федеральный судья Д.М. Кондратьев

Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2017 года