дело №2-118/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
в составе
председательствующего, судьи Небуко В.А.,
при секретаре Лупекиной О.М.,
с участием:
помощника прокурора ФИО2 района Сокоренко Е.В.,
представителя администрации ФИО2 муниципального района ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ФИО2 района в интересах неопределенного круга лиц к администрации ФИО2 муниципального района о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ФИО2 района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит суд обязать ответчика зарегистрировать право собственности на артезианскую скважину №, расположенную в п.Белая Березка ФИО2 <адрес>, балансовой стоимостью 9644,50 руб., путем обращения в МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг и муниципальных услуг в ФИО2 <адрес>». В обоснование заявленных исковых требований указал, что согласно решению ФИО2 <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии недвижимого имущества безвозмездно из собственности муниципального образования «Белоберезковское городское поселение» в собственность муниципального образования «Трубчевский муниципальный район», Трубчевский муниципальный район принял безвозмездно артезианскую скважину №, расположенную по адресу: п.Белая Березка ФИО2 <адрес>, балансовой стоимостью 9644,50 руб. На основании Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и ст.8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Согласно данным Межмуниципального отдела по Трубчевскому и Суземскому районам Управления Росреестра по Брянской области в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрированных прав на указанную артезианскую скважину не имеется. Администрацией ФИО2 муниципального района каких-либо мер организационного и практического характера, направленных на регистрацию права собственности на артезианскую скважину не принято. Отсутствие оформления права собственности на артезианскую скважину, создает не только сложности в техническом обслуживании при эксплуатации, но и создает предпосылки к нарушению законодательства, в том числе направленных на предупреждение, профилактику и предотвращение последствий террористической деятельности. Не принятие мер по регистрации права собственности на артезианские скважины, являющиеся объектами жизнеобеспечения населения, может повлечь нарушение прав граждан на соблюдение в отношении них санитарно-эпидемиологических норм и правил безопасности.
В судебном заседании представитель прокурора ФИО2 <адрес> Сокоренко Е.В. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель администрации ФИО2 муниципального района ФИО1 не возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что названная артезианская скважина не является бесхозяйной, так как находятся в реестре муниципальной собственности и закреплена за обслуживающей организацией. Органы местного самоуправления обеспечивают условия, соответствующие установленным требованиям для водоснабжения населения. Регистрация права собственности на артезианскую скважину требует предварительного оформления документов для постановки на кадастровый учет и значительных денежных затрат в связи с чем просит установить срок для исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Представители Межмуниципального отдела по Трубчевскому и Суземскому районам Управления Росреестра по Брянской области, и МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг и муниципальных услуг в ФИО2 районе», будучи надлежащим образом, извещенными о месте, дате и времени рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание не явились, отзыва на требования прокурора не представили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав представителя прокурора ФИО2 района, представителя администрации ФИО2 муниципального района, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора ФИО2 района обоснованными по нижеследующим основаниям.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч.1 ст.51 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления, от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч.5 ст.51 ФЗ №131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительном власти.
Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с ч.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ч.3 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно ст.69 ч.1,3 Федерального Закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на объекты недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости.
Пунктом 1 ч.2 ст.14 Федерального Закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Из материалов дела следует, что согласно решению ФИО2 районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии недвижимого имущества безвозмездно из собственности муниципального образования «Белоберезковское городское поселение» в собственность муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» и приложению № Белоберезковское городское поселение передало, а Трубчевский муниципальный район принял недвижимое имущество - артезианскую скважину №, расположенную в п.Белая Березка ФИО2 <адрес>, балансовой стоимостью 9644,50 руб.
Проверкой прокуратуры установлено, что на артезианскую скважину № администрацией ФИО2 муниципального района не зарегистрировано право собственности.
Данных о принятии каких-либо мер организационного и практического характера, направленных на регистрацию права собственности на артезианскую скважину, администрацией ФИО2 муниципального района не представлено.
При этом, суд соглашается с доводами прокурора ФИО2 района о том, что отсутствие оформления права собственности на артезианскую скважину создает препятствия к осуществлению контроля за ее техническим состоянием при эксплуатации.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалах дела доказательства, учитывая, что регистрация права собственности является обязательной при государственной регистрации перехода таких прав, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором ФИО2 <адрес> требований, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц.
Принимая во внимание, что для выполнения мероприятий по регистрации указанной артезианской скважины необходимо предварительное оформление технической документации, учитывая мнение прокурора, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, которого, по мнению суда, достаточно для исполнения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 268 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора ФИО2 района удовлетворить.
Обязать администрацию ФИО2 муниципального района зарегистрировать право собственности на артезианскую скважину №, расположенную в п.Белая Березка ФИО2 района Брянской области, балансовой стоимостью 9644,50 руб., путем обращения с заявлением о регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества в муниципальное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг и муниципальных услуг в ФИО2 районе».
Срок исполнения решения суда установить до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в течение месяца со дня оглашения может быть обжаловано в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд.
Председательствующий: Небуко В.А.