ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-118/2021 от 23.03.2021 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело №2-118/2021

24RS0041-01-2019-007639-65

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 марта 2021 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.,

при секретаре Недбайловой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора к интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности очистить территорию земельного участка от твердых коммунальных отходов, о запрете размещать, хранить, осуществлять захоронение, накопление отходов производства и потребления в отсутствие специально оборудованной площадки временного накопления отходов на земельном участке,

У С Т А Н О В И Л:

Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, с иском к ФИО1, в котором просит, с учетом уточнения:

- обязать ФИО1 очистить территорию земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, участок от твердых коммунальных отходов в месячный срок со дня вступления в силу решения суда;

- запретить ФИО1 размещать, хранить, осуществлять захоронение, накопление отходов производства и потребления в отсутствие специально оборудованной площадки временного накопления отходов на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>

Требования мотивированы тем, что Красноярской природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Министерства экологии и рационального природопользования <адрес> проведена проверка по обращению депутата Законодательного <адрес>ФИО3 в интересах ФИО4 о несанкционированной свалке в районе промышленной зоны <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в ходе натурного осмотра на почве земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, участок , установлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (отходы из жилищ, крупногабаритные коммунальные отходы, мебель, потерявшая потребительские свойства, пластиковая и стеклянная тара и пр.). Общая площадь несанкционированного размещения отходов составляет около 383,8 кв.м. Накопление вышеназванных отходов производства и потребления осуществляется на земельном участке в отсутствие площадки временного накопления отходов. Согласно выписке из ЕГРН, арендатором вышеуказанного земельного участка является ФИО2

В ходе рассмотрения дела истцом установлено, что по договору аренды , заключенному ДД.ММ.ГГГГ с администрацией <адрес>, арендатором вышеуказанного земельного участка является ФИО1, в связи с чем истцом были изменены исковые требования, ответчик ФИО2 исключен из числа ответчиков.

Представитель истца – Красноярского природоохранного прокурора в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.

Ответчик – ФИО1, надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Представители третьих лиц – администрации <адрес>, администрации Солонцовского сельсовета <адрес>, третье лицо – ФИО2, надлежащим образом извещенные, в судебное заседание не явились, третье лицо – ФИО2 доверил представлять свои интересы представителю.

Представитель третьего лица ФИО2 – ФИО5, действующий по доверенности, не возражал против удовлетворения исковых требований и исключения ФИО2 из числа ответчиков.

Суд, выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В соответствии с п.6,7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ, Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Из материалов дела следует, Красноярской природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Министерства экологии и рационального природопользования <адрес> проведена проверка по обращению депутата Законодательного <адрес>ФИО3 в интересах ФИО4 о несанкционированной свалке в районе промышленной зоны <адрес>

Согласно справки об участии в проверке от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки установлено, несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (отходы из жилищ, крупногабаритные коммунальные отходы, мебель, потерявшая потребительские свойства, пластиковая и стеклянная тара и пр.) на почве земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, участок . <адрес> несанкционированного размещения отходов составляет около 383,8 кв.м.

Согласно материалам дела правоустанавливающих документов в отношении земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, участок , арендатором указанного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., является ответчик ФИО1 на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с администрацией <адрес>.

Как следует из договора аренды указанный земельный участок относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – животноводство, цель использования земельного участка – выпас сельскохозяйственных животных.

Следовательно, спорный земельный участок не предназначен для размещения отходов, не является площадкой для временного накопления отходов производства и потребления.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Красноярского природоохранного прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора к интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности очистить территорию земельного участка от твердых коммунальных отходов, о запрете размещать, хранить, осуществлять захоронение, накопление отходов производства и потребления в отсутствие специально оборудованной площадки временного накопления отходов на земельном участке - удовлетворить.

Обязать ФИО1 очистить территорию земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, участок от твердых коммунальных отходов в течение одного месяца со дня вступления в решения суда в законную силу.

Запретить ФИО1 размещать, хранить, осуществлять захоронение, накопление отходов производства и потребления в отсутствие специально оборудованной площадки временного накопления отходов на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>

Ответчик вправе подать в Емельяновский районный суд Красноярского края заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд ответчиком - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом - в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2021 года.

Председательствующий: Е.Н. Горбачева