РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Залари 26 апреля 2022 года
Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Барушко Е.П. единолично, при секретаре судебного заседания Останковой А.Ю.
с участием истца Баландиной В.А.,
представителя ответчика Покоевец А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Баландиной В.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Иркутской области о взыскании не выплаченных денежных средств,
установил:
Баландина В.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области (далее МИФНС №, ответчик) о взыскании не полностью выплаченных сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 121006,28 рублей; компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в сумме 15493,50 рубля; недоплаты по выплатам за ежегодные оплачиваемые отпуска в 2021 году в сумме 42397,06 рублей, взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.
В обоснование заявленных требований истица указала, что с 23.09.2002 по 29.10.2021 находилась в трудовых отношениях с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой № по Иркутской области. В период работы занимала должности: с 23.09.2002 г. по 31.03.2003 г. в должности специалиста 1 категории в отдел взыскания задолженности юридических лиц; с 01.04.2003 по 01.06.2006 в должности специалиста 1 категории в отдел урегулирования задолженности; с 02.06.2006 по 31.07.2006 в должности специалиста 1 категории в отдел выездных проверок №; с 01.08.2006 по 10.01.2010 в должности специалиста 1 разряда в отдел выездных проверок №; с 11.01.2010 по 27.12.2010 в должности государственного налогового инспектора отдела выездных проверок №; с 28.12.2010 по 02.04.2014 в должности государственного налогового инспектора отдела выездных проверок; с 03.04.2014 уволена по инициативе гражданского служащего; с 07.04.2014 по 18.08.2014 принята на должность ведущего специалиста по организации бюджетного процесса в поселениях в МКУ «Комитет по финансам администрации МО "Заларинский район»; с 17.09.2014 по 09.01.2017 в должности государственного налогового инспектора отдела выездных проверок; с 10.01.2017 по 27.11.2017 в должности старшего государственного налогового инспектора отдела выездных проверок; с 28.11.2017 по 28.11.2021 в должности главного налогового инспектора отдела выездных проверок. 29.10.2021 с истцом был расторгнут служебный контракт, освобождена от должности федеральной гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с реорганизацией Межрайонной Федеральной налоговой службой № по Иркутской области путем присоединения к Межрайонной Федеральной налоговой службой № по Иркутской области и сокращением должностей гражданской службы в Межрайонной Федеральной налоговой службой № по Иркутской области по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.01.2004 г. № 79 -ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Истец указывает, что при расторжении служебного контакта (увольнении) ей не была выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 15 дней в сумме 18 990 рублей, компенсация в размере четырех месячного денежного содержания в сумме 155 850 рублей из расчета месячного содержания в размере 38 950 рублей. Считает, что при исчислении месячного денежного содержания и расчете денежной компенсации Инспекцией не были учтены полученные ею средства материального стимулирования в период с октября 2020 г. по сентябрь 2021 г. в размере 135721 рубль, также не полностью учтены выплаченные в течение 12 месяцев перед увольнением премии (с октября 2020 г. по сентябрь 2021 г.) в размере 71083,38 рублей и выплаченное материальное стимулирование сверх фонда оплаты труда в размере 227447,75 рублей. В связи с этим полагает, что размер её месячного денежного содержания должен был составлять 69214,07 рублей, и Инспекции необходимо было выплатить компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 276856,28 рублей, вместо фактически выплаченной компенсации в размере 155850 рублей, недоплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания составляет 121006,28 рублей. Также размер компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 15 дней, с учетом вышеуказанных выплат, должен был составлять 34483,50 рубля, вместо фактически выплаченной компенсации в размере 18990 рублей, недоплата компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 15493,50 рубля, а также полагает, что неверно начислена выплата за ежегодный очередной отпуск за периоды с 08.02.2021 по 21.02.2021 и с 05.07.2021 по 30.07.2021, по её расчетам должна быть начислена сумма в размере 93016,06 рублей, по факту начислена сумма в размере 50619 рублей, таким образом, недоплата по выплате за ежегодный очередной отпуск за периоды с 08.02.2021 по 21.02.2021 и с 05.07.2021 по 30.07.2021 составила 42397,06 рублей. 02.11.2021 г. истец обратилась в Инспекцию с заявлением о перерасчете денежного содержания для выплаты компенсации с учетом разъяснений, содержащихся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482. 02.11.2021 г. исходящим письмом за № по результатам рассмотрения заявления Инспекцией было отказано в перерасчете. В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562; Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»; Постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти»; «Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007г. № 90н; письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 № 14-04-05/34482. Истец указала, что из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Поскольку, в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона, фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, считает, что выплаченное ей материальное стимулирование в течении года, предшествующего увольнению, должно учитываться при расчете денежного содержания для расчета компенсации при увольнении.
В судебном заседании истец Баландина В.А. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - Межрайонной ИФНС России № по Иркутской области Покоевец А.Ю. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поскольку из буквального толкования положений ч.1, 2, 5 ст.50 ФЗ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правил №562 следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих учёту подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания. Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе, на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, регламентирован Правилами №562. Все указанные в законе составляющие денежного содержания государственного гражданского служащего были учтены при расчете истцу отпускных и выплат при сокращении. Материальное стимулирование государственных служащих осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на соответствующие периоды, в связи с чем, данные средства не могут являться гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, поскольку не входят в состав денежного содержания и не учитываются при исчислении размера денежного содержания, в том числе, при исчислении денежного содержания в период нахождения государственного гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске. Материальное стимулирование не относится к премиям в понятии пункта 4 части 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, подпункта «д» пункта 2 Правил № 562, выплаты которых производятся исключительно в пределах установленного фонда оплаты труда. Ссылка истца на письмо Министерства Финансов РФ от 15.07.2014 №14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7» является необоснованной, поскольку в данном письме идет речь о дополнительном материальном стимулировании, выплачиваемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7. Между тем из имеющихся документов не следует, что спорные суммы выплачивались на основании данного постановления Правительства РФ. Позиция, изложенная в письме Министерства Финансов РФ от 15.07.2014 №14-04-05/34482, не носит обязательного характера, не регулирует спорные правоотношения и не применима к спорным выплатам. Исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования, регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты. При этом, ни нормы Федерального закона №79-ФЗ, ни Указ Президента РФ от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих», ни Правила № 562, ни Положение о премировании, утвержденное Приказом Управления ФНС по Иркутской области № 07-03-10/17ахд@ не предусматривают включение средств материального стимулирования в фонд оплаты труда, и, как следствие, не приравнивают данные выплаты к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий. В рассматриваемом случае дополнительное материальное стимулирование осуществлялось в качестве иной выплаты, что подтверждается расчетными листами истца, расчетами отпускных, где спорные выплаты обозначены как средства материального стимулирования. Средства материального стимулирования, выплачиваемые за счет дополнительных бюджетных ассигнований, не входят в состав денежного содержания Баландиной В.А., соответственно, не могут учитываться при расчете денежного содержания на период нахождения в отпуске, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск и выплат при сокращении.
Представитель третьего лица - Управления ФНС по Иркутской области Т.В. Шафран в судебное заседание не явилась, направив в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в удовлетворении исковых требований просила отказать, указав в обоснование своей позиции, что месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил № 562, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. Перечень выплат, определяющих денежное содержание гражданского служащего, определен частями 2, 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ и является закрытым. Аналогичный исчерпывающий перечень выплат, определяющих денежное содержание гражданского служащего, определен пунктом 2 Правил. Таким образом, для включения сумм средств материального стимулирования в денежное содержание гражданских служащих необходимо их соотнести к той или иной выплате, предусмотренной частями 2 или 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ. Материальное стимулирование в соответствии с положениями статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ не относится к ежемесячным надбавкам и не является ежемесячным денежным поощрением. Также средства материального стимулирования не могут рассматриваться в качестве премии за выполнение особо важных заданий. Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий установлен «Положением о порядке выплаты ежемесячной надбавки к денежному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим территориальных инспекций Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным гражданским служащим территориальных инспекций Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Положения об условиях выплаты работникам территориальных инспекций Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи», утвержденным приказом Управления от 16.03.2010 № 07-03-10/17ахд@. В соответствии с подпунктом 2.1 Положения премирование работников осуществляется по результатам работы в целях повышения эффективности их деятельности, связанной с реализацией задач и функций, возложенных на территориальные инспекции Управления. Согласно подпункта 2.2 Положения выплата премии производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств. Согласно механизму распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службой в 2020 году на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. Материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России. Таким образом, средства материального стимулирования не могут рассматриваться в качестве премии за выполнение особо важных и сложных заданий, поскольку в соответствии с действующим законодательством выплата этих премий осуществляется за счет средств федерального бюджета, лимит которых доводится до государственного органа в виде фонда оплаты труда. Учитывая, что материальное стимулирование федеральных государственных служащих не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, не является гарантированной выплатой обязательного характера и не входит в расчет фонда оплаты труда, доведенного до Инспекции на соответствующий финансовый год, следовательно, включение средств материального стимулирования в расчет отпускных возможно только за счет экономии фонда оплаты труда и, как следствие, уменьшения размера премии за выполнение особо важных и сложных заданий и ее выплаты только в конце года, при наличии экономии по фонду оплаты труда, а не в течение года. Таким образом, среднее денежное содержание будет меньше, и в итоге истец получит ту же сумму дохода, только она будет иначе перераспределена между двумя видами выплат - денежное содержание на период ежегодного оплачиваемого отпуска и премия. Учитывая, что фонд оплаты труда доводится до Инспекции в фиксированном размере и не подлежит изменению в течение года (фонд оплаты труда может быть изменен только в случае увеличения/уменьшения штатной численности и изменения размера должностного оклада), учет сумм материального стимулирования при определении размера денежного содержания на период отпуска приведет к сокращению премиального фонда и перераспределению его между двумя выплатами. При этом истцу при расчете отпускных учли премию за выполнение особо важных и сложных заданий в полном размере.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ч.2 ст.139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В силу ч.5 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно ч.10 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
С учетом изложенного, иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, указаны в ч.10 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которая регулирует составляющие оплаты труда гражданского служащего, а из содержания ч. 5 ст. 50 и ч. 1, 2, 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует, что иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежат включению в денежное содержание, если они входят в систему оплаты труда государственного гражданского служащего и выплачиваются за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562 (далее - Правила от 6 сентября 2007 г. №562).
Как указано в п. 2 Правил, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В силу п.4 Правил от 6 сентября 2007 г. №562 для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в п.п. 2 и 3 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз.1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
В указанных Правилах отсутствует указание на то, что какие-либо дополнительные выплаты, входящие в систему оплаты труда и производимые из фонда оплаты труда, подлежат исключению из денежного содержания, определяемого для указанных целей.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз.2 п. 8 Правил).
В силу ч.1 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
Согласно ч.2 ст.51 Федерального закона 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.6 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а)должностных окладов; б)окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
На основании п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз.8, 10 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы; совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, установленных в ч.2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ, в том числе, за счет средств, направленных на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Баландина В.А.. с 28.11.2017 на основании приказа № от 28.11.2017 замещала должность государственной гражданской службы – главный государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок Межрайонной ИФНС России № по Иркутской области.
Согласно Разделу 3 служебного контракта от 28.11.2017 №, в состав ежемесячного денежного содержания Баландиной В.А. входят (с учетом дополнительных соглашений к служебному контракту): месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 3196 (с 29.12.2017 – 5246 руб., с 01.10.2019 – 5472 руб.) рублей, месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 1599 (с 29.12.2017 – 1839 руб., с 01.10.2019 – 1919 руб.) рублей в месяц, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 60% этого оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30%, ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада в месяц, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.
Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 9 служебного контракта).
Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 20.07.2021 Межрайонная ИФНС России № по Иркутской области реорганизована с 01.11.2021 путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № по Иркутской области.
На основании приказа № от 14.10.2021, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе», служебный контракт с Баландиной В.А. расторгнут с 29.10.2021, она освобождена от должности федеральной гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с реорганизацией МИФНС № по Иркутской области путем присоединения к МИФНС № по Иркутской области и сокращением должностей гражданской службы в МИФНС № по Иркутской области по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.01.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 16 дней за отработанный период с 17.09.2020 по 29.10.2021.
02.11.2021 Баландина В.А. обратилась в Межрайонную ИФНС России № по Иркутской области с заявлением о перерасчете выплаченной ей суммы четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск с учетом сумм материального стимулирования и премий, выплаченных ей в течение двенадцати месяцев, предшествующих увольнению.
Письмом от 06.12.2021 Баландиной В.А.. был направлен ответчиком ответ об отсутствии оснований для перерасчета, поскольку выплаченные ей дополнительные стимулирующие выплаты не входят в систему оплаты труда гражданских служащих и не являются гарантированной выплатой в структуре денежного содержания, что явилось основанием для обращения истицы в суд.
Суд не может согласиться с указанной позицией ответчика.
В соответствии с ответом первого заместителя Министра финансов Российской Федерации от 27 апреля 2021 г. №, разъяснениями руководителя Федерального казначейства России от 10 июня 2021 г. №, исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования, регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты (в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий или в форме иной выплаты).
Кроме того, в соответствии с письмом Минтруда России от 22 марта 2019 г. №18-4/10/В-2197, предусматривается, что установление п.2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. №562 исчерпывающего перечня выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил, не исключает отнесение каких-либо выплат с иным наименованием к указанному перечню с учетом оценки целевого характера выплат и их правовой природы.
На основании пункта 1 Приказа ФНС от 06.04.2020 № ЕД-8-5/10дсп@ «О материальном стимулировании за 4 квартал 2019 года» принято решение утвердить распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов - ФНС России, сверх установленного фонда оплаты труда за 4 квартал 2019 года.
Аналогичные приказы ФНС России были приняты за 1, 2, 3, 4 кварталы 2020 года, что подтверждается приказами от 25.06.2020 № ЕД-8-5/18дсп@, от 18.09.2020 № ЕД-8-5/25дсп@, от 08.12.2020 №КЧ-8-5/36дсп@, от 14.04.2021 №КЧ-8-5/16дсп@, а также распоряжения от 17.03.2020 № ЕД-8-5/85дсп@; первый квартал 2021 года на основании приказа от 12.04.2021 ЕД-8-5/127дсп@.
В соответствии с выписками из протоколов заседаний комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России было принято решение об определении механизма распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за соответствующие кварталы 2020 и 2021 годов. Механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России был установлен соответствующими приложениями к указанным протоколам заседаний.
Согласно Механизму распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России (приложение №1 к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России № 2дсп от 31.03.2020, приложение №1 к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России № 4дсп от 18.06.2020, приложение №1 к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России № 7дсп от 11.09.2020 приложение №1 к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России № 9дсп от 01.12.2020, приложение №1 к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России №2 дсп от 12.04.2021), материальное стимулирование, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службы в 2020 году на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
Приказами УФНС России по Иркутской области от 10.04.2020 №09-17/175 дсп@, 03.06.2020 №09-17/277 дсп@, 29.06.2020 №09-17/343 дсп@, 24.09.2020 №09-17/483 дсп@, 08.12.2020 №09-17/698 дсп@, 15.04.2021 №09-17/237 дсп@, 09.07.2021 №09-17/425дсп@, 16.09.2021 №09-17/571 дсп@ «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих», в пределах полномочий главного распорядителя средств федерального бюджета, в распоряжение начальников территориальных инспекций ФНС доведены дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФСН России. Руководителям территориальных ФНС России предоставлено право на принятие решений о направлении указанных ассигнований на материальное стимулирование государственных гражданских служащих за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования.
Приказами Межрайонной ИФНС Росси № по Иркутской области от 25.03.2020 года №, от 14.04.2020 года №, от 10.06.2020 года №, от 07.07.2020 №, от 21.08.2020 №, от 28.09.2020 №, от 24.11.2020 №, от 11.12.2020 года №, от 23.04.2021 года №, от 13.05.2021 года №, от 23.06.2021 года №, от 15.07.2021 года №, от 17.08.2021 № и от 20.09.2021 года № "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России № по Иркутской области»" за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на налоговые органы Иркутской области, постановлено произвести выплату единовременного поощрения за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, Баландиной В.А., соответственно, в размере 69660,99 рубля, 45175,00 рублей, 65532,03 рублей, 46344,00 рублей, 77361,30 рубль, 29477,00 рублей, 30602,00 рубля,15234,00 рубля, 33823,00 рубля, 58383,55 рубля, 77829,20 рублей, 41106,00 рублей, 60633,00 рубля, 45558,00 рублей.
Приказами от 20.02.2020 г. №, 24.12.2020 г. №, 18.02.2021 г. №, 21.10.2021 г. № Межрайонной ИФНС Росси № по Иркутской области произведена выплата премий за выполнение особо важных и сложных заданий.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что выплата государственным гражданским служащим органов ФНС России указанного материального стимулирования и премии связана с исполнением ими должностных обязанностей и, по сути, имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
В соответствии с приказом Межрайонной ИФНС № по Иркутской области № от 14.10.2021 предусмотрено, выплатить Баландиной В.А. при увольнении компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 16 дней за отработанный период с 17.09.2020 по 29.10.2021 и компенсацию в размере четырехмесячного содержания.
Согласно расчетным листкам, расчету денежного содержания, отпускных и компенсации отпуска сотрудника Баландиной В.А., представленным ответчиком, при расчете компенсации за неиспользованный отпуск Баландиной В.А. учитывались ежемесячное денежное поощрение, доплата за классный чин, оклад, надбавка за госслужбу, районный коэффициент, северная надбавка, ежемесячное вознаграждение за выслугу лет на общую сумму 20256,00 рублей за 16 дней, из расчета месячного денежного содержания 38949,99 рублей и четырехмесячное денежное содержание в сумме 155799,96 рублей, из расчета месячного денежного содержания 38949,99 рублей. Компенсация за ежегодный очередной отпуск составила 17703,00 рулей за период с 08.02.2021 по 21.02.2021, 32916,00 рублей за период с 05.07.2021 по 30.07.2021. Также в расчете учтены дополнительные выплаты, включаемые в размере 1/12 фактически начисленных сумм за период с 1 октября 2020 года по 30 сентября 2021 года. Указанные суммы были начислены и выплачены истцу при увольнении, что Баландиной В.В. не оспаривалось.
Основанием для обращения истца Баландиной В.А. в суд послужило невключение в расчет денежного содержания за 4 месяца при увольнении в связи с сокращением численности штата и компенсации за неиспользованный отпуск всех сумм материального стимулирования и премий, выплаченных ей в период с 1 октября 2020 года по 30 сентября 2021 года за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Проанализировав все вышеизложенные нормы права и подзаконные акты, суд пришел к выводу, что средства материального стимулирования и премии выплачены истцу в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и указанные суммы следует учитывать в порядке пп. 6 и 8 Правил от 6 сентября 2007 г. №562 в качестве выплат, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенных ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования Баландиной В.А. к Межрайонной ИФНС России № по Иркутской области о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск и денежного содержания за 4 месяца при увольнении сотрудника, рассчитанных, исходя, в том числе, из выплаченных сумм материального стимулирования и премий, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, основаны на законе.
Так, судом установлено, что в расчет компенсации за неиспользованный отпуск истице не включены суммы материального стимулирования и премии, выплаченные в 2020-2021 годах в размерах, указанных выше, выплата которых подтверждается расчетными листами по заработной плате за 2020, 2021 годы, предоставленными истцом, и расчетом компенсации за неиспользованный отпуск и денежного содержания за 4 месяца при увольнении сотрудника, представленного ответчиком.
В результате невключения ответчиком сумм материального стимулирования и премий в расчет ежемесячного денежного содержания, которое при включении указанных спорных выплат составит 69214,07 рублей, истец недополучила денежное содержание за 4 месяца при увольнении в размере 121056,28 рублей, и компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 16526,42 рублей.
Также, основанием для обращения истца Баландиной В.А. в суд послужило не включение в расчет сумм выплаченных отпускных за отпуск за период с 08.02.2021 по 21.02.2021 и за период с 05.07.2021 по 30.07.2021, сумм премий и средств материального стимулирования сотрудников в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
При этом, истцом заявлены требования о взыскании недополученного денежного содержания за 4 месяца при увольнении в размере 121006,28 рублей, недополученной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 15493,50 рублей, т.е. в размере, меньшем, чем сумма, указанная в расчете ответчика.
Также судом установлено, что приказами Межрайонной ИФНС России № по Иркутской области от 25.01.2021 № и от 15.06.2021 № Баландиной В.А. предоставлены отпуска на 14 календарных дней с 08.02.2021 по 21.02.2021 и на 26 календарных дней с 05.07.2021 по 30.07.2021.
Согласно расчетам отпускных, произведенным на основании указанных приказов, при расчете сумм отпускных Баландиной В.А. учитывались ежемесячное денежное поощрение, доплата за классный чин, оклад, надбавка за госслужбу, районный коэффициент, северная надбавка, ежемесячные вознаграждения за выслугу лет.
В расчет отпускных не включены суммы материального стимулирования и премии, выплаченные истцу в 2020-2021 годах за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.
При этом, материальное стимулирование выплачено Баландиной В.А. в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что указанные суммы следует учитывать в порядке пп. 6 и 8 Правил от 6 сентября 2007 г. № 562 в качестве выплат, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенных ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Таким образом, в результате невключения ответчиком всех указанных сумм материального стимулирования и премий в расчет ежемесячного денежного содержания для отпуска с 08.02.2021 по 21.02.2021 и для отпуска с 05.07.2021 по 30.07.2021 – истцу недоначислена сумма отпускных в общем размере 42395,81 рублей, вместо заявленных истцом 42397,06 руб.
При вынесении решения суд руководствуется расчетом, предоставленным ответчиком, поскольку данный расчет является верным, арифметически правильным и соответствует обстоятельствам дела, установленным судом. Порядок расчета приведенных сумм истец и представитель ответчика в судебном заседании не оспаривали.
Таким образом, общий размер недоначисленных при увольнении Баландиной В.В. денежных средств составляет 179978 руб. 51 коп., при этом истцом заявлены требования о взыскании данной суммы в размере 178896 руб. 84 коп.
В судебном заседании истец Баландина В.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований в указанном размере, что ограничивает подлежащую взысканию сумму пределами заявленных истцом требований.
С учетом изложенного, поскольку истцу произведен расчет причитающихся выплат без учета сумм всех премий и материального стимулирования, выплаченных истцу в 2020-2021 годах за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск или дню увольнения истца, соответственно, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, недоплату по выплатам за ежегодные оплачиваемые отпуска за периоды с 08.02.2021 по 21.02.2021, с 05.07.2021 по 30.07.2021, недоначисленную компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении на общую сумму 178895 руб. 59 коп.
Доводы представителя ответчика и третьего лица о несогласии с правовой природой полученных истцом выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения являются иным толкованием закона и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Обращение работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора в данной части соответствует требованиям ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, сроки обращения в суд не являются нарушенными.
В силу ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя. В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости. (п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На основании п. 1, 2 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 2 постановления от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», моральный вред, в частности, может заключаться в том числе, в нравственных переживаниях в связи с временным ограничением или лишением каких-либо прав.
В п. 8 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Учитывая, что Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случаях нарушения трудовых прав работников, причинение морального вреда работнику при нарушении работодателем его трудовых прав презюмируется.
Таким образом, действующее законодательство, предусматривая в качестве способа защиты трудовых прав компенсацию морального вреда, устанавливает общие принципы определения размера такой компенсации, относя определение конкретного размера компенсации на усмотрение суда.
Установив, что ответчиком допущено нарушение трудовых прав истца, выразившееся в невыплате истцу денежных средств при увольнении, причитающихся Баландиной В.А. по закону, суд считает обоснованными доводы истца о взыскании компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, необходимость истца защищать свои трудовые права в судебном порядке, факт длительного нарушения прав истца ответчиком, а также принципы разумности и справедливости, что соответствует положениям статей 151, 1101 ГК РФ и разъяснениям, содержащимся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».
Принимая во внимание фактические обстоятельства, индивидуальные особенности истицы, характер перенесенных ею нравственных страданий, с учетом длительности невыплаты причитающихся по закону денежных средств, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, что, по мнению суда, отвечает требованиям разумности и справедливости.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Баландиной В.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Иркутской области о взыскании не выплаченных денежных средств удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Иркутской области в пользу Баландиной В.А. недоначисленную компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 121006 (сто двадцать одна тысяча шесть) руб. 28 коп., недоначисленную компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в сумме 15493 (пятнадцать тысяч четыреста девяносто три) руб. 50 коп., недоначисленную выплату за ежегодный оплачиваемый отпуск за период с 08.02.2021 по 21.02.2021 и с 05.07.2021 по 30.07.2021 в сумме 42395 (сорок две тысячи триста девяносто пять) руб. 81 коп., а также компенсацию морального вреда в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Исковые требования Баландиной В.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Иркутской области о взыскании не выплаченных денежных средств в сумме 1 руб. 25 коп. и компенсации морального вреда в сумме 7000 руб. оставить без удовлетворения.
Судья Е.П. Барушко