ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-119(4)2011Г от 19.04.2011 Пугачевского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2- 119(4) 2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Судья Пугачевского районного суда (4) Саратовской области Горбань Е.Г.,

при секретаре Глазковой О.С.,

с участием помощника прокурора Перелюбского района Сорокина А.В. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Перелюбского района, Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Перелюбского района, Саратовской области (далее прокурор) обратился в суд с заявлением (в порядке ст. 254 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Натальиноярского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области незаконным. В обосновании своих требований прокурор указал, что прокуратурой Перелюбского района проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности в деятельности поднадзорных органов местного самоуправления. В ходе проверки выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности администрации Натальиноярского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области. Проверка показала, что отделением ОНД по Перелюбскому району при проверках неоднократно выявлялись нарушения противопожарного законодательства в администрации Натальиноярского муниципального образования, часть из которых не устранены. Так до настоящего времени остались не устраненными следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности: не определен порядок и не решен вопрос с локализацией пожаров и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы на территории муниципального образования; не обеспечены входящие в состав Натальиноярского муниципального образования сельские населенные пункты (с. Натальин Яр, с. Богдановка, с. Куцеба, х. Тараховка) пожарными мотопомпами для целей пожаротушения; за каждой пожарной мотопомпой не закреплен моторист, прошедший специальную подготовку; не созданы на территории муниципального образования условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; естественные водоисточники Натальиноярского муниципального образования не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года ; у водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели ; не определен порядок и не решен вопрос с проведением работы по организации и принятию мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре администрацией ; не определен порядок и не решен вопрос с проведением работы по оказанию содействия органам государственной власти Саратовской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения в муниципальном образовании ; не проведена соответствующая работа по проведению противопожарной пропаганды в муниципальном образовании на соответствующем законодательству уровне; не проведена работа по включению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий администрацией Натальиноярского муниципального образования; не определен порядок работы и не создана комиссия по контролю за пользованием жилых помещений, не организована работа комиссии ; не оборудованы территории населенных пунктов наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов пожарных водоемов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря.Кроме того, в силу ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Организация большинства из названных мероприятий администрацией Натальиноярского муниципального образования не обеспечена. Выявленные нарушения недопустимы, в связи с чем подлежат устранению. Прокуратурой района уже обращалось внимание на выявленные нарушения в сфере противопожарной безопасности, однако, действенных мер по изменению ситуации не принято. То есть неисполнение администрацией законодательства о пожарной безопасности может привести к причинению вследствие пожаров вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц - населения, проживающего на территории муниципального образования. Просят признать бездействие администрации Натальиноярского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области по несоблюдению правил пожарной безопасности незаконным. Обязать администрацию Натальиноярского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: определить порядок и решить вопрос с локализацией пожаров и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы на территории муниципального образования; обеспечить входящие в состав Натальиноярского муниципального образования сельские населенные пункты (с. Натальин Яр, с. Богдановка, с. Куцеба, х. Тараховка) пожарными мотопомпами для целей пожаротушения; закрепить за каждой пожарной мотопомпой моториста, прошедшего специальную подготовку; создать на территории муниципального образования условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; оборудовать естественные водоисточники Натальиноярского муниципального образования подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; установить у водоемов, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели; определить порядок и решить вопрос с проведением работы по организации и принятию мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; определить порядок и решить вопрос с проведением работы по оказанию содействия органам государственной власти Саратовской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения в муниципальном образовании; провести соответствующую работу по проведению противопожарной пропаганды в муниципальном образовании на соответствующем законодательству уровне; провести работу по включению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий Натальиноярского муниципального образования; определить порядок работы и создать комиссию по контролю за пользованием жилыми помещениями; оборудовать территории населенных пунктов наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов пожарных водоемов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря.

В судебном заседании помощник прокурора Перелюбского района Сорокин А.В. заявленные требования прокурора поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении обстоятельствам.

Представитель заинтересованного лица - глава Натальиноярского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области Аимбетов Г.И. в судебное заседание не явился просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Суд, выслушав сторону, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования прокурора Перелюбского района, подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Пункт 9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст.3 п.9 Устава Натальиноярского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители органов местного самоуправления несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, является расходным обязательством муниципального образования.

В силу ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ « О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии со ст.63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Согласно ст.ст. 7, 15 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В силу ст. 1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 № 5487-1 гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что администрацией Натальиноярского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполняются, чем нарушено право неопределенного круга лиц на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду.

Из представленных прокурором данных установлено, что отделением ОНД по Перелюбскому району при проверках неоднократно выявлялись нарушения противопожарного законодательства в администрации Натальиноярского муниципального образования. Из информации начальника отделения ОНД по Перелюбскому району Овсянникова А.Г.о соблюдении органами местного самоуправления муниципальных образований Перелюбского муниципального района Саратовской области требований пожарной безопасности от 28 марта 2011 года следует, что в Натальиноярском муниципальном образовании имеет место нарушения обеспечения первичных мер пожарной безопасности (л.д.25-30): не определен порядок и не решен вопрос с локализацией пожаров и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы на территории муниципального образования (ст.19 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»); не обеспечены входящие в состав Натальиноярского муниципального образования сельские населенные пункты (с. Натальин Яр, с. Богдановка, с. Куцеба, х. Тараховка) пожарными мотопомпами для целей пожаротушения (п.31 ППБ 01-03); за каждой пожарной мотопомпой не закреплен моторист, прошедший специальную подготовку ( п.107 ППБ 01-03); не созданы на территории муниципального образования условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах (ст.19 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»); естественные водоисточники Натальиноярского муниципального образования не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (п.п. 94, 114 ППБ 01-03); у водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (п.90 ППБ 01-03); не определен порядок и не решен вопрос с проведением работы по организации и принятию мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре администрацией (ст.19 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»); не определен порядок и не решен вопрос с проведением работы по оказанию содействия органам государственной власти Саратовской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения в муниципальном образовании ( ст.19 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»); не проведена соответствующая работа по проведению противопожарной пропаганды в муниципальном образовании на соответствующем законодательству уровне (ст.19 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»); не проведена работа по включению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий администрацией Натальиноярского муниципального образования (ст.19 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»); не определен порядок работы и не создана комиссия по контролю за пользованием жилых помещений, не организована работа комиссии (Жилищный кодекс РФ ст.ст.5, 14, 17, Постановление Правительства от 21 января 2006 г. №25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», ст.19 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»); не оборудованы территории населенных пунктов наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов пожарных водоемов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря (п.27 ППБ 01-03).

Прокуратурой района на имя главы Натальиноярского муниципального образования вносились представления об устранении нарушения законодательства о пожарной безопасности от 17 сентября 2010 года и от 14 февраля 2011 года, однако выявленные нарушения не устранены.

Неисполнение администрацией законодательства о пожарной безопасности может привести к причинению вследствие пожаров вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц - населения, проживающего на территории муниципального образования.

В соответствии со ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы зашиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского ко­декса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, обязание местной администрации исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области пожарной безопасности может быть обеспечено судебным решением.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 78 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Однако суд считает, что нет необходимости возлагать на администрацию Натальиноярского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области обязанности, а именно: определить порядок и решить вопрос с локализацией пожаров и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы на территории муниципального образования; обеспечить входящие в состав Натальиноярского муниципального образования сельские населенные пункты (с. Натальин Яр, с. Богдановка, с. Куцеба, х. Тараховка) пожарными мотопомпами для целей пожаротушения; закрепить за каждой пожарной мотопомпой моториста, прошедшего специальную подготовку; создать на территории муниципального образования условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; оборудовать естественные водоисточники Натальиноярского муниципального образования подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; установить у водоемов, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели; определить порядок и решить вопрос с проведением работы по организации и принятию мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; определить порядок и решить вопрос с проведением работы по оказанию содействия органам государственной власти Саратовской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения в муниципальном образовании; провести соответствующую работу по проведению противопожарной пропаганды в муниципальном образовании на соответствующем законодательству уровне; провести работу по включению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий Натальиноярского муниципального образования; определить порядок работы и создать комиссию по контролю за пользованием жилыми помещениями; оборудовать территории населенных пунктов наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов пожарных водоемов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, поскольку порядок устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности относится к компетенции администрации Натальиноярского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 254,255-257 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие администрации Натальиноярского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области по несоблюдению правил пожарной безопасности незаконным и обязать администрацию Натальиноярского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья -