Дело № 2-37/2022
УИД 54RS0025-01-2021-002580-46
Поступило 25.10.2021 (18.11.2021)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2022 года г. Куйбышев НСО
Куйбышевский районный суд Новосибирской области (адрес: Россия, <...>) в составе:
председательствующего судьи Гламаздиной Ю.Г.
при секретарях судебного заседания Васиной Т.П., Разуваевой О.П.,
с участием истца ФИО1, ее представителя ФИО2, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района» о признании незаконным решения ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № ПКУ 00:01:1324508 о прекращении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также о возложении обязанности возобновить компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района» о признании незаконным решения ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района» от ДД.ММ.ГГГГ № № о прекращении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также о возложении обязанности возобновить компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
В обоснование иска указывает, что в период с 1994 по 2016 она работала в должности учителя в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Абрамовская средняя школа». Начиная с ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована и проживает в сельской местности, а именно по адресу: <адрес>.
В период работы ей была установлена мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, согласно ст. 2 Закона Новосибирской области от 27.04.2010 № 493-03 «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области».
В момент приобретения ею права на пенсию в 2015 году редакция части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области от 27.04.2010 N 493-03 "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области" предусматривала, что право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию работниками образования, относящимися к категории, указанной в части 1 настоящей статьи, которые проработали в сельской местности, поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там, а также за проживающими совместно с ними членами их семей. Редакция данной нормы права изменилась первоначально в 2016 году и была уточнена в 2018 году. До этих изменений, с момента приобретения права на пенсию в 2015 году, она, в соответствии с нормами Законов Новосибирской области N 493-03 и N 380-03 имела право на получение компенсации по двум основаниям - как работник образования, проживающий и работающий в сельской местности, и как пенсионер из числа указанных лиц, проработавший в сельской местности, поселках городского типа не менее 10 лет и проживающий там же совместно с членами своей семьи.
С ДД.ММ.ГГГГ она является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях», назначаемой ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста. При этом получая пенсию, она продолжала работать в качестве учителя в сельской местности.
ДД.ММ.ГГГГ она уволилась из школы, предварительно получив консультацию в ГКУ НСО ЦСПН Куйбышевского района о том, что все условия для дальнейшего сохранения за ней мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соблюдены.
ДД.ММ.ГГГГ она получила уведомление ГКУ НСО ЦСПН Куйбышевского района о прекращении выплат компенсационных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим, законодательством РФ. В полученном ею уведомлении отсутствует дата, с которой прекращается выплата, а также отсутствует ссылка (с указанием пункта и статьи закона) на причину, в соответствии с которой выплата прекращается. Со слов сотрудника ГКУ НСО ЦСПН Куйбышевского района она утратила право на компенсацию с ДД.ММ.ГГГГ, прекращение предоставления государственной услуги мотивировано тем, что на дату возникновения права на пенсию по старости она не достигла возраста 55 лет и правовые основания для предоставления компенсации как педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, отсутствуют.
С данным решением государственного органа она не согласна, считает его нарушающим её права и законные интересы, поскольку ни Закон Новосибирской области N 65-03 от 31.05.2016, ни Закон Новосибирской области N 289-03 от 02.10.2018, которыми измена ч. 3 ст. 2 Закона N 493-03, не содержат положений о том, что данные изменения имеют обратную силу и распространяются на лиц, приобретших меры социальной поддержки по ранее действовавшим правилам. В свою очередь, подобное ответчиком толкование и применение Закона N 493-03 в редакции после внесения в 2016 году и 2018 году изменений к лицам, приобретшим меры социальной поддержки по ранее действовавшим правилам, ухудшают положение этих людей.
Просит суд признать незаконным решение ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района» о прекращении предоставления ей мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по основаниям, предусмотренным Законом Новосибирской области от 27.04.2010 № 493-03 «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области» и обязать ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района» возобновить компенсацию ей расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
В судебном заседании истец ФИО1 и её представитель ФИО2 поддержали иск по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании иск не признала, представила возражения на иск, в которых указала, что федеральным законодательством (Законом 273-Ф3 и Постановлением № 963) сохранение за педагогическими работниками права на компенсацию при выходе на пенсию не предусмотрено. Закон Новосибирской области № 493-03 «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области» предусматривает компенсацию в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставкам бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжению, в том числе поставкам твердого топлива при наличии печного отопления) только педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности на территории Новосибирской области. Понятие «педагогический работник» определено ст. 2 Закона 273-Ф3 как физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Согласно документам, имеющимся в личном деле, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности учителя химии по внешнему совместительству в МБОУ Абрамовская СОШ Куйбышевского района Новосибирской области, основным местом её работы является Федеральное казенное предприятие «Анозит» в должности начальника санитарной лаборатории. Осуществляя педагогическую деятельность, ФИО1 получала меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 493-03.
Предоставление указанных мер ФИО1 было прекращено с ДД.ММ.ГГГГ в связи с её увольнением с должности учителя.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Центр с заявлением о предоставлении компенсации как работнику образования, представив копию трудовой книжки, копию справки УПФР в г. Куйбышеве и Куйбышевском районе Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ о факте установления пенсии по п. 19 ч. 1, ст. 30 Закона № 400-ФЗ с 15.10.2015 бессрочно. По итогам рассмотрения документов Центром ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предоставлении компенсации с ДД.ММ.ГГГГ.
В сентябре 2021 года в ходе внутренних контрольных мероприятий по правомерности предоставления компенсации установлено, что при принятии решения о предоставлении компенсации ФИО1 не учтена правовая норма Закона № 493 - 03, внесенная Законом Новосибирской области от 31.05.2016 № 65-03 и действовавшая на дату подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ) истицей, согласно которой право на сохранение компенсации рассматривается на дату возникновения права на страховую (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством, а не при назначении пенсии с учетом выслуги лет. Этот факт подтверждается изменениями, внесенными в Закон № 493-03 (Закон НСО от 02.10.2018 № 289-03), согласно которым право на сохранение компенсации рассматривается на дату возникновения права на страховую (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством по состоянию на 31 декабря 2018 года. Редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года имеют различие в определении возраста, дающего право на страховую (трудовую) пенсию по старости: в редакции, действовавшей на 31.12.2018 право имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет; в редакции, действующей на 01.01.2019 для мужчин установлен возраст 65 лет, для женщин - 60 лет. Следует отметить, что пенсия по старости с учетом выслуги лет предусмотрена педагогическим работникам в обоих редакциях. Таким образом, для педагогических работников наличие условий для сохранения права на компенсацию определяется на дату достижения возраста 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин.
В связи с тем, что на момент принятия решения о предоставлении компенсации ФИО1 в 2018 году эта норма не была учтена, Центром принято решение о прекращении предоставления компенсации с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием права.
Представитель третьего лица – Министерства труда и социального развития Новосибирской области в судебном заседании участия не принимал, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором считал исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно п. 5 ч. 5 и п. 7 ч.8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники имеют трудовые права и социальные гарантии, указанные в законе, в том числе право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Частями 1 и 3 ст. 2 Закона Новосибирской области от 27.04.2010 № 493-03 (в ред. от 02.10.2018) «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области» (принят постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 22.04.2010 № 493-ОСД), который устанавливает меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - меры социальной поддержки) работникам образования, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области, предусмотрено, что его действие распространяется на педагогических работников государственных образовательных организаций Новосибирской области, муниципальных образовательных организаций и частных образовательных организаций, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области (далее - работники образования), а также на проживающих совместно с ними членов их семей.
При этом право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, сохраняется за гражданами при условии, что на дату возникновения права на страховую (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством по состоянию на 31.12.2018:
- они работали в одной из должностей, относящихся к категориям, указанным в части 1 настоящей статьи;
- стаж работы в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области в должностях, относящихся к категориям, указанным в части 1 настоящей статьи, составляет не менее 10 лет;
- они имели право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом;
- они проживали в сельской местности или поселках городского типа на территории Новосибирской области.
Статьей 3 данного закона предусмотрено, что работникам образования предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставкам бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжению, в том числе поставкам твердого топлива при наличии печного отопления).
Положениями п.14 ст.2, пп.1, 8 и 9 ст. 3 Закона Новосибирской области от 06.12.2013 N 380-03 в действующей редакции «О порядке и условиях предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области от 28.11.2013 N 380-3C) установлено, что право на компенсацию имеют граждане, которым предусмотрены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в соответствии с Законом Новосибирской области от 27.04.2010 № 493-03 «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области». Предоставление компенсации гражданину осуществляется государственным казенным учреждением Новосибирской области, подведомственным областному исполнительному органу государственной власти Новосибирской области, уполномоченному в сфере социальной защиты населения (далее - центр социальной поддержки населения), по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина (далее - место жительства или место пребывания), по его выбору.
Центр социальной поддержки населения отказывает в предоставлении компенсации в случае отсутствия у гражданина права на компенсацию, а также в случае представления гражданином или его представителем документов, содержащих заведомо ложные и (или) недостоверные сведения.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, начиная с 13.10.1998 ФИО1 зарегистрирована и проживает в сельской местности, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности учителя в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Абрамовская средняя школа». В период работы, в соответствии со ст. 2 Закона Новосибирской области от 27.04.2010 № 493-03 «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области» ей была установлена мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставление которой прекращено с ДД.ММ.ГГГГ решением отдела пособий и социальных выплат Куйбышевского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-13, 14, 15-24, 33, 34).
С ДД.ММ.ГГГГ по бессрочно ФИО1 установлена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (л.д. 38).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в отдел пособий и социальных выплат с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, решением от ДД.ММ.ГГГГ ей назначена указанная компенсация в соответствии с Законом Новосибирской области от 06.12.2013 № 380-ОЗ с ДД.ММ.ГГГГ по бессрочно (л.д. 35).
Решением ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района» от ДД.ММ.ГГГГ№ выплата расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги ФИО1 прекращена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с утратой права, о чем истцу ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление (л.д. 8, 39).
Таким образом, из буквального содержания ч. 3 ст. 2 Закона Новосибирской области от 27.04.2010 N 493-03 «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области» (принят постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 22.04.2010 N 493-ОСД) в редакции, действующей на момент направления истцу ответчиком уведомления об отказе в дальнейшем предоставлении государственной услуги, а именно компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, следует, что за истцом как педагогическим работником (работником образования) муниципальной образовательной организации, проживающим и работающим в сельской местности, на территории Новосибирской области совместно с членами своей семьи, сохранилось право на меры социальной Законом, поскольку все этого были соблюдены: на дату (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством по состоянию на 31 декабря 2018 года она работала в одной из должностей, относящихся к категориям, указанным в части 1 настоящей статьи; стаж работы в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области в должностях, относящихся к категориям, указанным в части 1 настоящей статьи, составлял не менее 10 лет; она имела право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом; она проживала в сельской местности (поселке городского типа) на территории Новосибирской области.
Доводы ответчика о том, что истец не имеет право на сохранение мер социальной поддержки в связи с увольнением из школы и переходом на пенсию, утратила право на эти меры с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку право на страховую (трудовую) пенсию (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством по состоянию на 31 декабря 2018 года возникало у женщин только по достижению 55 лет и истец этого возраста на момент увольнения на пенсию не достигла, не могут быть признаны законными и обоснованными, поскольку по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях», и по нормам Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018 года страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, назначалась лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Таким образом, истец в полном соответствии с действующей редакцией ч. 3 ст. 2 Закона НСО № 493-ОЗ, после увольнения с должности учителя химии, будучи пенсионером по старости, имела совокупность всех необходимых условий для дальнейшего получения мер социальной поддержки, предусмотренных данным законом. Она уволилась с работы в одной из должностей, относящихся к категориям, указанным в части 1 статьи 2 закона; имела стаж работы в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области в должностях, относящихся к категориям, указанным в части 1 настоящей статьи, не менее 10 лет; имела право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом до момента увольнения; проживала и проживает в сельской местности (поселке городского типа) на территории Новосибирской области, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика.
При этом толкование ответчиком указанной нормы закона, согласно которой ответчик полагает, что законодатель имел в виду наличие не просто права на страховую (трудовую) пенсию (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством по состоянию на 31.12.2018 года, а именно достижение такими лицами определенного возраста (у женщин - 55 лет), не может быть принято во внимание, поскольку в Законе №493-ОЗ о предоставлении мер социальной поддержки работникам образования, работающим и проживающим в сельской местности, и лицам из их числа, ушедшим на пенсию, условие о достижении какого-либо возраста отсутствует. Главное, чтобы на дату возникновения права на страховую (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством по состоянию на 31.12.2018 (к каковой относится и пенсия в связи с педагогической деятельностью, назначаемая ранее установленного законом общего возраста выхода на пенсию) такое лицо работало в одной из должностей, относящихся к категориям, указанным в ч. 1 ст. 2; стаж работы в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области в должностях, относящихся к категориям, указанным в части 1 настоящей статьи, составлял не менее 10 лет; оно имело право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом и проживало в сельской местности (поселке городского типа) на территории Новосибирской области.
Поскольку истец на момент увольнения из школы всем перечисленным требованиям закона, в том числе в ныне действующей редакции, соответствовала, суд приходит к выводу о том, что решение ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района» от ДД.ММ.ГГГГ № № о прекращении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ФИО1 является незаконным, в связи с чем исковые требования ФИО1 к ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района» подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района» удовлетворить.
Признать незаконным решение ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района» от ДД.ММ.ГГГГ № № о прекращении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ФИО1.
Возложить на ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Куйбышевского района» обязанность возобновить ФИО1 компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда, через Куйбышевский районный суд Новосибирской области, в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Ю.Г. Гламаздина