Дело № 2-1191/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 13 августа 2013 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе
судьи Киселёва И.А.,
при секретаре Пуйка А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в установлении федеральной социальной доплаты к пенсии, установлении тождественности работ, включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением, указав при этом следующее.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, которой она занималась более 25 лет. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ в назначении пенсии отказано, из стажа исключен период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Объединении учреждений для детей - сирот в должности воспитателя специальной (коррекционной) школы-интерната, так как «Объединение учреждений для детей сирот» не поименовано в Списках.
Кроме того, решением от ДД.ММ.ГГГГ№ ей отказано в установлении федеральной социальной доплаты к пенсии в связи с принятием решения об отказе в назначении пенсии.
Приказом № 115 от 12 мая 1992 г. Комитета образования Новгородской области были закрыты школьный и дошкольный детский дом г. Боровичи и на их базе (закрытых интернатных учреждений) 01 сентября 1992 г. было открыто государственное Объединение учреждений для детей-сирот, которое явилось правопреемником детского дома для детей - сирот г. Боровичи (п. 1.5 Устава).
Приказом № 297 от 01 июля 1996 г. отдела образования Администрации г. Боровичи и Боровичского района было учреждено муниципальное Объединение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое явилось правопреемником государственного Объединения учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1.9 Устава).
20 декабря 1999 года приказом отдела образования № 599 Администрации г. Боровичи и Боровичского района и 22 декабря 1999 года распоряжением Администрации г. Боровичи и Боровичского района № 686-рз муниципальное «Объединение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» было переименовано в муниципальное образовательное учреждение «Детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На основании приказа № 893 комитета науки и молодежной политики Новгородской области от 19 декабря 2008 года работодатель стал именоваться Государственным образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом-школа № 1.
ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу на должность воспитателя специальной (коррекционной) школы-интерната в «Объединение учреждений для детей сирот». Работает в этой должности до настоящего времени.
Период работы в Государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом-школа № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж ответчиком засчитан.
Работая в должности воспитателя Объединения учреждений для детей – сирот <адрес>, она исполняла аналогичные обязанности, что и в детском доме – школе № для детей-сирот <адрес>. В связи с переименованием учреждения место ее работы, должностные обязанности, существенные условия труда, права и обязанности работодателя по отношению к ней не изменились, режим труда и отдыха остались неизменными. Осталась прежней и цель деятельности учреждения. Контингент детей также не изменился. Поэтому та работа, которую она выполняла в Объединении учреждений для детей – сирот <адрес> аналогична той работе, которую она выполняла в должности воспитателя (коррекционной) школы-интерната детского дома для детей-сирот <адрес>.
Считает, что работа в Объединении учреждений для детей - сирот <адрес> даёт право на досрочное назначение пенсионного обеспечения.
Кроме того, поскольку до ДД.ММ.ГГГГ действовало Постановление Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, в соответствии с которым работа в должности воспитателя засчитывалась в специальный стаж тем лицам, которые работали в детских домах всех типов и наименований, полагает, что работа в Объединении учреждений для детей-сирот <адрес> дает право на досрочное назначение пенсионного обеспечения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании ранее действовавшего законодательства.
Продолжительность исключённого периода 7 лет 03 месяца 20 дней. Засчитанного льготного стажа 17 лет 08 месяцев 11 дней.
На основании изложенного просит установить тождественность выполняемых работ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя специальной (коррекционной) школы – интерната «Объединение учреждений для детей сирот» тождественности выполняемых работ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя специальной (коррекционной) школы-интерната Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом-школа №. Решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ и решение от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в установлении федеральной социальной доплаты к пенсии признать незаконным и назначить пенсию и федеральную социальную доплату к пенсии со дня обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ,.
В судебном заседании истица ФИО2 и ее представитель по доверенности ФИО3 поддержали заявленные требования, изложенные в исковом заявлении, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда в <адрес> (межрайонного) по доверенности ФИО4 иск не признала, поддержала письменные возражения, из которых следует, что комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, отказав ФИО2 в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, руководствовалась действовавшими до дня вступления в силу Закона № 173-ФЗ Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства от 22 сентября 1999 года № 1067 и действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства от 29 октября 2002 года № 781.
Учреждение «Объединение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вышеуказанными Списками не предусмотрено.
Территориальный орган Пенсионного фонда не наделен полномочиями по установлению тождественности наименований должностей, учреждений и структурных подразделений.
Что касается периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Муниципальном образовательном учреждении «Объединение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», то ФИО2 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, после этой даты периоды ее работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должны подтверждаться только сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно сведениям индивидуального лицевого счета период работы ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Муниципальном образовательном учреждении «Объединение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отнесены работодателем к работе в обычных условиях. Сведения о работе в особых условиях в индивидуальном лицевом счете отсутствуют.
Изменения в сведения, внесенные в индивидуальный лицевой счет ФИО2, в установленном действующим законодательством порядке не внесены.
Оснований не доверять информации, представленной работодателями, не имеется. Законные основания для включения спорных периодов в льготный стаж отсутствуют.
На момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости льготный педагогический стаж ФИО2 составляет 17 лет 08 месяцев 11 дней, что менее необходимых 25 лет. В связи с этим заявленное истцом требование о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не основано на законе.
Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ№ является законным и обоснованным.
Кроме того, истице отказано в установлении федеральной социальной доплаты по объективной причине - в связи с отказом в назначении пенсии. Решение от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в установлении федеральной социальной доплаты к пенсии является законным и обоснованным. При возникновении права на ФСД решение об установлении ФСД будет вынесено по ранее принятому заявлению.
Учитывая вышеизложенное, просила суд в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказать.
Заслушав истца, представителей истца и пенсионного органа, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные истицей ФИО2 требования являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.
В силу ст. 7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии страхового стажа не менее пяти лет.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции Федерального закона № 319-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичное положение предусматривали и ст.80, 83 действовавшего до 31 декабря 2001 года Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», период работы, подлежащий, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде учреждения, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а так же направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).
Разделом 1 наименования должностей и п.1.3 раздела наименований учреждений Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, предусмотрена должность «воспитатель», и такое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как детский дом-школа.
Из трудовой книжки истицы следует, что она ДД.ММ.ГГГГ принята в порядке перевода во вспомогательное отделение на должность воспитателя Объединения учреждения для детей-сирот <адрес> по контракту. ДД.ММ.ГГГГ Объединение для детей-сирот было переименовано в МОУ «Детский дом-школа».
Из материалов дела следует, что на базе закрытых интернатных учреждений с ДД.ММ.ГГГГ было открыто Государственное Объединение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое явилось правопреемником детского дома для детей-сирот <адрес>.
22 декабря 1999 года на основании Распоряжения Администрации г. Боровичи и Боровичского района №686-рз от 22 декабря 1999 года Объединение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переименовано в муниципальное образовательное учреждение «Детский дом-школа» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
15 сентября 2006 г. муниципальное образовательное учреждение «Детский дом-школа» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переименовано в государственное образовательное учреждение «Детский дом-школа» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из Устава государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома-школы, учреждение является правопреемником Объединения учреждений для детей-сирот, основной целью деятельности данного учреждения независимо от его наименования являлось обучение и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществление преемственности в воспитании детей-сирот дошкольного, школьного возрастов, детей с отклонениями и недостатками в умственном и физическом развитии, выявление, диагностика детей, закрепленных территорий для создания надлежащих условий их обучения и воспитания, что свидетельствует о тождественности данных учреждений.
Как следует из должностных инструкций воспитателя специальной (коррекционной) школы –интерната от ДД.ММ.ГГГГ целью деятельности воспитателя является воспитание детей (л.д. 29-33).
Из справки ГОБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Детский дом-школа № от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что Приказом № 297 от 01 июля 1996 г. отдела образования Администрации г. Боровичи и Боровичского района было учреждено муниципальное Объединение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое явилось правопреемником государственного Объединения учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1.9 Устава).
20 декабря 1999 года приказом отдела образования № 599 Администрации г. Боровичи и Боровичского района и 22 декабря 1999 года распоряжением Администрации г. Боровичи и Боровичского района № 686-рз муниципальное «Объединение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» было переименовано в муниципальное образовательное учреждение «Детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
15 сентября 2006г. муниципальное образовательное учреждение Детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Было переименовано в государственное образовательное учреждение Детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Должностных обязанностей воспитателя специальной (коррекционной) школы «Объединения учреждений для детей сирот», которые имели силу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в печатном виде не сохранилось, однако они были типовыми, утверждены приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ № от ДД.ММ.ГГГГ по согласованию с Министерством труда РФ (постановление Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№) и аналогичны обязанностям воспитателя специальной (коррекционной) школы – интерната Государственного образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детского дома-школы № в настоящее время.
Таким образом, из исследованных в суде доказательств следует, что независимо от наименования учреждения, в котором в спорный период работала истица, она фактически занималась одними и теми же обязанностями, с учётом чего суд усматривает основания для установления тождественности выполняемых истицей работ в должности воспитателя специальной (коррекционной) школы- интерната «Объединения учреждений для детей сирот» выполняемым работам в должности воспитателя специальной (коррекционной) школы-интерната Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом-школа №.
Период работы истицы в должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж ответчиком засчитан.
Период работы истицы в должности воспитателя специальной (коррекционной) школы- интерната также подлежит включению в льготный стаж, не смотря на отсутствие кода льготы в предоставленных работодателем сведениях персонифицированного учета, поскольку истица работала в должности и в учреждении, поименованных Списками, а неисполнение работодателем своих обязанностей по предоставлению необходимых сведений не может служить основанием для нарушения прав истицы на социальное обеспечение.
С учетом изложенного, спорные периоды работы истицы подлежат включению в её льготный стаж.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. На момент вынесения решения комиссии по реализации пенсионных прав об отказе в назначении пенсионного обеспечения льготный стаж ФИО2 был определён в 17 лет 08 месяцев 11 дней. Продолжительность периодов, которые были исключены из подсчёта, составляет 07 лет 03 месяца 20 дней. Таким образом, с учётом необходимости включения спорных периодов в льготный стаж истицы его продолжительность составит более 25 лет.
На основании изложенного трудовая пенсия ФИО2 должна быть назначена со дня обращения за ней, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, исковые требования ФИО2 в данной части подлежат удовлетворению, а возражения ответчика отклонению.
Рассматривая заявленные требования о признании незаконным решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в установлении федеральной социальной доплаты к пенсии и назначении федеральной социальной доплаты к пенсии со дня обращения за ней, суд приходит к выводу о необходимости признания незаконным данного решения по изложенным в нем основаниям для отказа, поскольку в его основу положено решение об отказе в назначении истице досрочной трудовой пенсии. Между тем, с учетом того, что действующим законодательством предусмотрены и иные основания для отказа в выплате федеральной социальной доплаты, в том числе и в связи с размером пенсионного обеспечения и в связи с осуществлением пенсионером трудовой деятельности, то оснований для возложения на пенсионный орган обязанности назначить федеральную социальную доплату в настоящее время суд не усматривает, поскольку для этого необходимо соблюдение ряда условий, наличие либо отсутствие которых в настоящем гражданском деле не исследовалось.
В силу ст. 98 ГПК РФ в пользу ФИО2 с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск ФИО2 ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонному) удовлетворить частично.
Установить тождественность выполняемых ФИО2 ФИО1 функций, условий и характера деятельности в должности воспитателя специальной (коррекционной) школы-интерната Объединения учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и выполняемых функций, условий и характера деятельности в должности воспитателя специальной (коррекционной) школы-интерната Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом-школа № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) включить ФИО2 ФИО1 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы в должности воспитателя специальной (коррекционной) школы-интерната Объединения учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить с ДД.ММ.ГГГГ досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением ею педагогической деятельности более 25 лет.
Решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 ФИО1 в установлении федеральной социальной доплаты к пенсии признать незаконным.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Взыскать в пользу ФИО2 ФИО1 с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонного) расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья И.А. Киселёв