ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1191/19 от 28.02.2019 Северодвинского городского суда (Архангельская область)

Дело №2-1191/2019

29RS0023-01-2018-007196-73

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Чистякова О.Н.

при секретаре Комотёсовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску военного прокурора Северодвинского гарнизона к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения,

установил:

Военный прокурор Северодвинского гарнизона обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения.

В обоснование указал, что ФИО1 является супругой ФИО2, кторый до июля 2016 года проходил военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты>, состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 была предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения на состав семьи из четырех человек (включая ФИО1) в сумме <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с супругом приобрели в собственность в равных долях жилое помещение общей площадью 30,7 кв.м по адресу: <адрес> В связи с приобретением доли в праве собственности на указанное жилое помещение ответчик ФИО1 обратилась в МИФНС № 9 по Архангельской области и НАО с заявлениями о предоставлении имущественного налогового вычета за 2016 и 2017 годы, при этом не сообщила налоговому органу о факте приобретения жилого помещения с использованием средств субсидии. На основании обращения ответчика налоговым органом была возвращена сумма переплаты по налогу на доходы физических лиц за 2016 и 2017 годы в размере <данные изъяты> и <данные изъяты> рублей соответственно, общий размер налогового вычета составил <данные изъяты>. Учитывая, что жилищная субсидия от Министерства обороны РФ для приобретения жилого помещения была получена супругом ФИО1 из средств федерального бюджета, то имущественный налоговый вычет был получен ответчиком неосновательно. Просил взыскать с ответчика сумму неосновательно полученного им имущественного налогового вычета в размере <данные изъяты> рублей с перечислением ее на расчетный счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

В период судебного разбирательства военный прокурор уменьшил размер заявленных исковых требований до <данные изъяты>, с учетом неосновательного обогащения в размере <данные изъяты> рублей, ранее взысканного судом с ФИО2 Определением суда от 28.02.2019 уточненное исковое заявление принято к производству суда.

В судебное заседание 28.02.2019 военный прокурор не явился.

Ответчик ФИО1, в судебном заседании с иском не согласилась. Пояснила, что для приобретения жилого помещения, указанного в исковом заявлении прокурора, использовала не средства жилищной субсидии, полученной ее мужем от Министерства обороны РФ, а собственные сбережения, которые у нее имелись. ФИО2 не передавал ей средства полученные в виде субсидии. Считала, что правомерно обратилась за получением налогового вычета в связи с тем. Налоговый орган проверил документы и принял решение о предоставлении налоговых вычетов. Пояснила, что не имеет банковских документов или иных доказательств наличия сбережений в сумме, израсходованной на приобретение квартиры, поскольку хранила деньги наличными. Представила справки о доходах по форме 2-НДФЛ за 2012-2016 годы.

Третье лицо ФИО2 в судебном заседании поддержал доводы ответчика. Пояснил, что не передавал своей супруге денежные средства, полученные от Министерства обороны РФ в виде субсидии на приобретение жилого помещения. Денежные средства находятся на счете в банке. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Третьи лица МИФНС № 9 по Архангельской области и НАО, Администрация Северодвинска, Министерство финансов Архангельской области представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) суд рассмотрел дело при данной явке.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ответчик ФИО1 состоит в зарегистрированном браке с ФИО2

Супруг ответчика ФИО2 проходил военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты>. Приказом командира 1 дивизии противовоздушной обороны от 25.04.2016 № ..... ФИО2 уволен с военной службы в запас. Приказом командира войсковой части ..... от 16.06.2016 № ..... ФИО2 исключен из списков личного состава воинских частей в связи <данные изъяты> увольнением с военной службы (л.д. 54, 55).

Решением начальника ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения «Министерства обороны Российской Федерации от 11.04.2016 № ..... ФИО2 на состав семьи, включая супругу ФИО1,, сыновей ФИО9 и ФИО10 предоставлена жилищная субсидия в размере <данные изъяты> (л.д. 43-44).

Жилищная субсидия в указанном размере перечислена на банковский счет ФИО2 13.04.2016 (л.д.45).

По договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО1 и ее супруг ФИО2 приобрели в собственность по 1/2 доли на жилое помещение – квартиру по адресу: <адрес>, за <данные изъяты> рублей. Денежные средства в размере <данные изъяты> были переданы ответчиком продавцу ФИО11 по расписке от ДД.ММ.ГГГГ Право собственности ответчика на долю в праве собственности на указанную квартиру зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36-39).

В связи с приобретением доли в праве собственности на указанное жилое помещение ответчик ФИО1 обратилась в МИФНС № 9 по Архангельской области и НАО с заявлениями о предоставлении имущественного налогового вычета за 2016 и 2017 годы, при этом не сообщила налоговому органу о факте приобретения жилого помещения с использованием средств субсидии (л.д. 85-107).

На основании заявлений ФИО1 в соответствии с решениями МИФНС №9 по Архангельской области и НАО от 13.07.2017 и 04.07.2018 ответчику возвращены суммы налога на доходы физических лиц за 2016 и 2017 годы в общей сумме <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рубль и <данные изъяты> рублей соответственно) в качестве имущественного налогового вычета в связи с приобретением жилого помещения (л.д.57-59).

Указанные обстоятельства подтверждаются допустимыми доказательствами, сторонами не оспариваются, поэтому суд полагает их установленными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей.

К ним относится имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них (подпункт 3 п.1 ст.220 НКРФ).

Согласно пункту 5 статьи220 НКРФ имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 105.1 настоящего Кодекса.

Таким образом, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрены случаи, когда право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц не применяется. К их числу отнесены случаи, когда улучшение жилищных условий налогоплательщика (приобретение жилого помещения) произведено за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 1 статьи15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Одним из способов обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями является предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилищная субсидия) гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в порядке, который устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Согласно абзацу третьему пункта16 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.07.2014 №510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.

Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно пункту10 указанного Порядка уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в течение трех рабочих дней после получения уведомления финансового органа о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей принимает решение о снятии военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, и членов их семей с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях и выдает копию решения о снятии с данного учета военнослужащему, гражданину, уволенному с военной службы, членам их семей под роспись либо направляет иным способом, позволяющим установить факт получения военнослужащим, гражданином, уволенным с военной службы, членами их семей копии решения о снятии с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.

По смыслу указанных норм законодательства, военнослужащие подлежат обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в том числе посредством предоставления им жилищной субсидии, перечисление которой на банковский счет военнослужащего является надлежащим исполнением государством обязанности по обеспечению военнослужащего жилым помещением и служит основанием для снятия военнослужащего и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Поскольку жилищная субсидия предоставляется военнослужащему за счет средств федерального бюджета и имеет целевой характер (приобретение или строительство жилого помещения), последующие расходы военнослужащего и членов его семьи, указанных в решении о предоставлении субсидии, на приобретение жилого помещения, покрываемые за счет средств предоставленной ему жилищной субсидии, подпадают под действие нормы пункта 5 статьи 220 НКРФ, исключающей предоставление имущественного налогового вычета при приобретении жилого помещения за счет выплат из средств федерального бюджета.

Из материалов дела следует, что жилищная субсидия в размере <данные изъяты> была перечислена 13.04.2016 на банковский счет супруга ответчика ФИО2 Полученными денежными средствами ФИО1 и ее супруг ФИО2 распорядились в соответствии с целями предоставления, приобрели каждый по 1/2 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общей стоимостью <данные изъяты> рублей (л.д.39).

При данных обстоятельствах суд соглашается с доводами военного прокурора о том, что ответчик как член семьи военнослужащего реализовала свое право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, в связи с чем оснований для предоставления имущественного налогового ответчику с расходов на оплату покупки доли в праве собственности на квартиру в сумме, уплаченной за счет средств федерального бюджета не имелось.

Вступившим в законную силу решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 17.12.2018 по гражданскому делу №..... установлено, что <данные изъяты> рублей из средств субсидии на приобретение доли в праве на указанную квартиру использовал супруг ответчика ФИО2 Решением суда с него взыскана сумма неосновательного обогащения в размере <данные изъяты> рублей.

Таким образом, для приобретения доли в праве на квартиру ответчиком использовано <данные изъяты>.

Следовательно, ФИО1 не имела предусмотренных налоговым законодательством оснований для получения имущественного налогового вычета с указанной суммы, а полученная ответчиком сумма возврата налога в виде имущественного налогового вычета за 2016 и 2017 годы в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) является неосновательным обогащением.

Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Доводы ФИО1 и третьего лица ФИО2 о том, что указанная квартира была приобретена ответчиком не за счет средств федерального бюджета, а за счет собственных сбережений, отклоняются судом, поскольку жилищная субсидия была выплачена военнослужащему, находящемуся в отставке в период брака, с учетом супруги и детей.

В силу прямого указания закона жилищная субсидия может быть использована исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), и таким образом имеет строго целевое назначение. Расходование средств жилищной субсидии на иные цели законом не предусмотрено.

Жилое помещение было приобретено после перечисления жилищной субсидии на банковский счет ФИО2 Ответчиком не предоставлено в суд допустимых и достоверных доказательств наличия у него на дату заключения сделки иных денежных средств в сумме, израсходованной на приобретение жилого помещения, не заявлено о получении кредитных средств. Представленные справки о полученных доходах (по форме 2-НДФЛ) не могут быть признаны достаточными доказательствами того, что для приобретения жилого помещения ответчиком были использованы иные денежные средства.

Кроме того, по смыслу статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Порядка предоставления субсидии, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.07.2014 №510, жилищная субсидия является способом покрытия будущих расходов военнослужащего на приобретение или строительство жилого помещения, независимо от того, из какого именно источника была получена конкретная уплаченная за жилое помещение сумма.

Поскольку ответчик приобрел жилое помещение после получения супругом жилищной субсидии, его расходы на приобретение квартиры покрыты за счет средств федерального бюджета, предоставленных в форме жилищной субсидии на всех членов семьи. Иное противоречило бы смыслу действующего правового регулирования порядка обеспечения военнослужащих жилыми помещениями и целевому назначению жилищной субсидии как способа исполнения государством обязанности по обеспечению жилыми помещениями нуждающихся в них военнослужащих.

В силу статьи 41 БКРФ к доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации относятся, в том числе, налоговые доходы, то есть доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

При этом согласно статьям 56, 61.2 БКРФ налоговые доходы от налога на доходы физических лиц зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты городских округов по установленным нормативам (в настоящее время данный норматив составляет 85% и 15% соответственно, до 01.01.2014 норматив составлял 80 % и 20% соответственно).

Пунктом 2 статьи 3 областного закона от 22.10.2009 №78-6-ОЗ «О реализации полномочий Архангельской области в сфере регулирования межбюджетных отношений» установлены нормативы отчислений в бюджеты городских округов Архангельской области налоговых доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с БКРФ и законодательством о налогах и сборах в областной бюджет, в том числе от налога на доходы физических лиц в размере 20%.

Согласно статьи 40 БКРФ доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что необоснованное получение имущественного налогового вычета уменьшает доходы бюджетов Архангельской области и муниципального образования «Северодвинск», чем нарушает их права и законные интересы, в связи с чем удовлетворяет иск военного прокурора и взыскивает с ФИО1 в качестве неосновательного обогащения 86136 рублей 90 копеек.

Указанные денежные средства подлежат зачислению на расчетный счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с последующим перечислением в доход областного бюджета Архангельской области и местного бюджета муниципального образования «Северодвинск» в соответствии с нормативами отчислений, установленных бюджетным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 2784 рубля 11 копеек.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Иск военного прокурора Северодвинского гарнизона к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 денежные средства, неосновательно полученные в виде имущественного налогового вычета, в размере 86136 (восемьдесят шесть тысяч сто тридцать шесть) рублей 90 копеек с перечислением указанной суммы на расчетный счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (споследующим распределением в доход областного бюджета Архангельской области и местного бюджета муниципального образования «Северодвинск» в соответствии с нормативами, установленными бюджетным законодательством).

Получатель: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (администратор доходов – Межрайонная инспекция ФНС России № 9 по Архангельской области и НАО);

ИНН/КПП <***>/290201001;

Наименование банка: отделение Архангельск город Архангельск;

БИК: 041117001;

Расчетный счет: № <***>;

КБК: 18210102010011000110;

ОКТМО: 11730000.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 2784 (две тысячи семьсот восемьдесят четыре) рубля 11 копеек.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 05 марта 2019 года.

Председательствующий

О. Н. Чистяков