ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1191/2022 от 27.05.2022 Кунгурского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-1191/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Кунгур Пермского края 27 мая 2022 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Головковой И.Н.,

при секретаре Савченко Е.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ООО «Тимсервис» - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску ФИО1 к ООО "Тимсервис" о признании действий неправомерными, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ООО «Тимсервис» и с учетом уточнения просит признать неправомерными действия ответчика в части ненадлежащего температурного режима за недотоп в периоды ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за перетоп с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, как не соответствующим условиям договора и п. 156 Правил ; обязать ответчика возместить истцу компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., штраф в размере 2500 руб. и расходы по оплате услуг представителя в размере 4300 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Фактом оказания ответчиком коммунальной услуги по теплоснабжению является счет-квитанция, по которой он ежемесячно оплачивал ООО «Тимсервис». В спорные периоды ответчик нарушал требования, установленные публичным договором, и предоставлял услуги, не предусмотренные публичным договором сверх графика, нарушив тем самым п. 155 (1), 156 Правил и ст. 16 Закона «О защите прав потребителей». Подача ресурса для отопления должна осуществляться в пределах температурного графика, выход ответчика за пределы +-3% является ни чем иным как выполнением дополнительных работ сверх установленных договором, особенно это касается перетопа. Таким образом, ответчик умышленно в течение расчетного периода нарушал требования ФЗ РФ № 261-ФЗ и ст. 39 ЖК РФ в части энергоснабжения. При таких обстоятельствах истцу полагается компенсация морального вреда, предусмотренная ст. 151 ГК РФ и ст. 15 Закона о защите прав потребителей. Кроме того, в соответствии с договором поручения от ДД.ММ.ГГГГ он выплатил поверенному ФИО3 согласно расписке 4300 рублей. В связи с чем, просит взыскать с ответчика судебные расходы в полном объеме в размере 4300 рублей.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Тимсервис» ФИО2 исковые требования не признала, указав, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поддержала доводы, указанные в отзыве.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно п.1 ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии с ч.4 ст.3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила № 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, и т.д.

В соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Судом установлено:

ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.6).

По факту предоставления коммунальной услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению между истцом и ООО «Тимсервис» сложились договорные отношения по потреблению коммунальной услуги и ее оплате, что не оспаривается сторонами.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Тимсервис» (энергоснабжающая организация) и ООО «ДУ » (абонент) заключен договор теплоснабжения (л.д.22-27,28-30), с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31-32).

Согласно п.1.2 договора, граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности энергоснабжающей организации и абонента за состояние и обслуживание объектов тепловой сети устанавливаются в соответствии с актом балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон - Приложение к договору.

Согласно п.1.3 договора, местом исполнения обязательств энергоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети абонента и тепловой сети энергоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.

Согласно Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение к дополнительному соглашению «Приложение к договору теплоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ) ответственность за эксплуатационное состояние наружных тепловых сетей до наружных стен жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес> несет Энергоснабжающая организация, ответственность за эксплуатационное состояние внутридомовых тепловых сетей жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес> несет Абонент. (л.д.32-оборот).

Как следует из искового заявления и пояснений истца, в период ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик предоставлял услугу теплоснабжения в МКД по <адрес> с недогревом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с перегревом.

Истец указывает, что ООО «Тимсервис» осуществляет производство и поставку ресурса тепловой энергии на профессиональной основе и обязан контролировать качество поставляемой тепловой энергии.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил руководителю ООО «Тимсервис» по электронной почте претензию с требованием компенсации морального вреда в связи с предоставлением услуги по теплоснабжению ненадлежащего качества. (л.д.6-оборот).

ДД.ММ.ГГГГ на указанную претензию ответчиком дан мотивированный ответ за , согласно которому в период с ДД.ММ.ГГГГ ни в управляющую компанию, ни в ресурсоснабжающую организацию не поступали жалобы на некачественный ресурс, что свидетельствует о качественной поставке ресурса со стороны ООО «Тимсервис». При наличии документов, подтверждающих отклонение температуры воздуха в жилом помещении от нормативной, предложено направить данные документы в адрес ООО «Тимсервис» (л.д.50).

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из анализа материалов дела, суд приходит к выводу, что истцом в нарушение ст.56 ГПК РФ не предоставлено доказательств, подтверждающих обоснованность исковых требований.

Доводы истца не основаны на законе и опровергаются материалами дела.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила N 354).

Согласно подпункту "а" пункта 31 названных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В пункте 5 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 содержатся требования об обеспечении соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании:

в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C;

в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.

В соответствии с правилами № 354 к качеству тепловой энергии относится требование об обеспечении нормативной температуры воздуха в жилых помещениях многоквартирных домов. Отклонение температуры воздуха в жилых помещениях от нормативной температуры не допускается.

Согласно п.15 Приложения № 1 к Правилам № 354 качество коммунальной услуги отопления должно обеспечивать нормативную температуру воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C), допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается. При этом за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.

Из анализа пунктов 101, 104, 108, 109, 110 Правил № 354 следует, что для расчета снижения платы за некачественную услугу необходимы документально подтвержденные соответствующими актами проверки данные о количестве часов отклонения температуры воздуха в конкретном жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, а также данные о величинах температур в эти часы, подтверждающие недопустимые отклонения температур, необходимые для расчета, который напрямую зависит от количества градусов отклонения, а также акты, подтверждающие несоответствие температуры горячей воды СанПиН 2.1.4.2496-09.

Таким образом, согласно п. 15 Приложения № 1 к Правилам № 354 необходимым фактором для квалификации услуги «отопление» как некачественной является температура внутри жилого помещения, при этом Правила регламентируют порядок замера температуры; для квалификации услуги «горячее водоснабжение» как некачественной, является температура в месте водоразбора, при этом Правила регламентируют порядок замера температуры.

Однако, документы, подтверждающие проверку качества коммунальной услуги «отопление», «горячее водоснабжение» в жилых помещениях и местах водоразбора <адрес>, в соответствии с требованиями Правил № 354 (акты проверки качества коммунальной услуги) истцом в адрес ответчика и в суд не представлены.

Вместе с тем, согласно п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).

Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 ГК РФ, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").

Из указанного следует, что потребитель должен доказать наличие недостатка услуги любыми достоверными доказательствами, а исполнитель – предоставить доказательства, освобождающие от ответственности.

Истцом представлены дневники погоды (таблицы среднесуточных значений) для <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7), нечитаемые ведомости учета параметров потребления тепловой энергии и теплоносителя (л.д.8), которые с достоверностью не подтверждают доводы истца.

Представитель ответчика указала, что МКД по <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и присоединен к тепловым сетям котельной , расположенной по адресу: <адрес>. За период с ДД.ММ.ГГГГ котельная работала без нареканий согласно температурному графику.

Температурный график котельной был согласован сторонами в подп. «в» п.3.1 Договора (через протокол разногласий) и составляет 95/70 с отклонением не более +-3? с учетом нормативной величины потерь.

В соответствии с ведомостью учета параметров потребления тепловой энергии и теплоносителя по теплосистеме за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу в точке поставки на границе балансовой принадлежности температура теплоносителя (t1) не опускалась ниже 74,25 ?, что соответствует требованиям правил предоставления коммунальной услуги по отоплению.

Кроме того, в спорный период от истца в адрес ООО «Тимсервис» не поступало обращений (претензий) по факту оказания коммунальных услуг ненадлежащего качества, в том числе осуществления недогрева или перегрева.

Принимая во внимание, что в юридически значимый период услуга по отоплению ООО «Тимсервис» истцу оказывалась, доказательств, свидетельствующих о том, что температура внутри жилого помещения была выше или ниже положенной нормы, истцом не представлено, оснований для признания действий ООО «Тимсервис» неправомерными в части ненадлежащего температурного режима за недотоп в периоды ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за перетоп с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, как не соответствующим условиям договора и п. 156 Правил № 354, - не усматривается.

С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения требований истца в части признания действий ответчика ООО «Тимсервис» неправомерными не имеется. Нарушений прав истца, как потребителя, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Поскольку требования о компенсации морального вреда, штрафа, возмещении судебных расходов являются производными от основных требований, в удовлетворении которых суд отказывает, требования истца о компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов удовлетворению также не подлежат.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО "Тимсервис" о признании действий неправомерными, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Головкова И.Н.