ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1191/2023УИД540010-01-2022-010251-57 от 07.09.2023 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Российская федерация

Центральный районный суд <адрес>

Дело №2-1191/2023 УИД 54RS0010-01-2022-010251-57 <адрес>

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

сентября

Центральный районный суд <адрес> в составе:

судьи

Зининой И.В.

при участии:

секретаря судебного заседания

ФИО1

истца

ФИО2

представителя истца

ФИО3

представителя Правительства Новосибирской <адрес>

ФИО4

представителя администрации Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес>

ФИО5

представителя ООО «ТехГазСервис»

ФИО6

представителя ООО «АльфаГазСтройСервис»

ФИО7

представителя прокуратуры Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес>

ФИО8

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Правительству Новосибирской <адрес>, администрации Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес> о возмещении ущерба,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Правительству Новосибирской <адрес>, администрации Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес> и просила взыскать солидарно затраты, связанные с обеспечением технической возможности подключения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> к сетям газораспределения, в размере 95599 рублей 60 копеек, судебные расходы.

В обоснование своих требований истец указала, что является собственником земельного участка и расположенного на нем индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Земельный участок был предоставлен истцу в собственность в ДД.ММ.ГГГГ как льготной категории граждан (многодетная семья). В соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в сфере земельных и жилищных правоотношений, органы государственной власти и органы местного самоуправления до принятия решения о бесплатном предоставлении земельного участка, обязаны сформировать земельный участок, провести кадастровые работы, обеспечить земельный участок соответствующими объектами инженерно-технической инфраструктуры. Данные действий администрацией Новосибирского <адрес> и Правительством Новосибирской <адрес> произведены не были. В ДД.ММ.ГГГГ строительство жилого дома на земельном участке было завершено, однако мероприятия, предусмотренные планом мероприятий создания инженерной инфраструктуры (водоснабжение, канализование, газоснабжение, энергоснабжение и дороги), за исключением строительства линии электропередач, выполнены не были. Поэтому отсутствовала возможность подключить жилой дом к сетям газораспределения. ДД.ММ.ГГГГ был утвержден новый план мероприятий «Дорожная карта», «Инфраструктурное обустройство <адрес>». Однако мероприятия, предусмотренные данным планом также не были выполнены. Решением Новосибирского районного суда Новосибирской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было признано незаконным бездействие Правительства Новосибирской <адрес> и администрации Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставленных льготной категории граждан в микрорайоне Северный и микрорайоне Центральный <адрес> Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес>, и строительству дорог, подъездных путей к указанным земельным участкам. Правительство Новосибирской <адрес> и администрация Новосибирского <адрес> были понуждены судом в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать техническую возможность подключения земельных участков к сетям инженерной инфраструктуры, водоснабжения, газоснабжения и водоотведения, а также организовать строительство дорог, подъездных путей к указанным земельным участкам. По результатам проведенных собраний с участием представителей администрации Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес> и Правительства Новосибирской <адрес>, с учетом длительности реализации государственных программ, и рассмотрения вопроса о возмещении затрат на газификацию, жителями было принято решение не ждать создания сетей за счет средств бюджета, а подключаться к частным сетям газораспределения, принадлежащим ООО «ТехГазСервис», с возмещением последнему затрат на строительство сетей газораспределения в размере 85000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ был утвержден новый план мероприятий «Дорожная карта» «Инфраструктурное обустройство <адрес>», который предусматривал заключение договоров по газификации за счет средств собственников земельных участков в размере 85000 рублей, а также компенсацию из областного бюджета затрат на создание технической возможности присоединения объектов капитального строительства мкр. Северный и Центральный <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ООО «ТехГазСервис» был заключен договор возмездного оказания услуг по газификации. В рамках указанного договора истцом было внесено 85000 рублей, а ООО «ТехГазСервис» выдано согласие на подключение к распределительному газопроводу. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ООО «АльфаГазСттройСервис» был заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения. Плата за подключение составила 10599 рублей 60 копеек. Истец полагает, что данные расходы были ей понесены в результате незаконного бездействия администрации Новосибирского <адрес> и Правительства Новосибирской <адрес>, которое выразилось в непринятии мер по организации инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставленных льготной категории граждан в микрорайоне <адрес>, и строительству дорог, подъездных путей к указанным земельным участкам. Вместе с тем, ни Правительство Новосибирской <адрес>, ни администрация Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес> до настоящего времени не компенсировали истцу понесенные расходы.

Истец и ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и дали соответствующие пояснения, в том числе согласно письменным.

Представитель Правительства Новосибирской <адрес> в судебном заседании исковые требования не признала и дала пояснения согласно письменным возражениям на иск.

Представитель администрации Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес> в судебном заседании исковые требования не признал и дал пояснения согласно письменным возражениям на иск.

Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской <адрес> в судебное заседание своего представителя не направило, было извещено судом надлежащим образом в силу части 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители ООО «ТехГазСервис» и ООО «АльфаГазСтройСервис» в судебном заседании с исковыми требованиями согласились и дали пояснения согласно письменным.

Представитель прокуратуры Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес> в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, и дала соответствующие пояснения.

Третье лицо Департамент по тарифам Новосибирской <адрес> в судебное заседание своего представителя не направил, был извещен надлежащим образом в силу части 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: Новосибирская <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок предоставлен ФИО2 как лицу, относящемуся к льготной категории граждан (многодетная семья) на основании приказа департамента земельных и имущественных отношений Новосибирской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи земельного участка ДД.ММ.ГГГГ.

В ДД.ММ.ГГГГ на указанном земельном участка было завершено строительство жилого дома, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Как указывает истец, земельный участок на момент представления не был оснащен возможностью подключения к сетям газоснабжения.

В соответствии с частями 1,2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произволы лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилье.

В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном законом порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; стимулируют жилищное строительство; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

В соответствии с пунктом 11.1 части 1 статьи 8 Закона Новосибирской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской <адрес>» одной из мер социальной поддержки многодетным семьям является первоочередное бесплатное предоставление земельных участков, которое осуществляется в случаях и порядке, определенных Законом Новосибирской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской <адрес>» для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.

Согласно части 1 статьи 15.2 Закона Новосибирской <адрес>-ОЗ бесплатное предоставление в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, расположенных в городских и сельских поселениях, за исключением городских округов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства, животноводства, дачного строительства осуществляется в первоочередном порядке, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов.

Порядок бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, утвержден постановлением Правительства Новосибирской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ год , исходя из смысла пункта 13 которого, земельный участок должен бы предоставлен заявителю в виде, пригодном для его освоения.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодек» Российской Федерации.

Исходя из положений статей 28, 29, 30 Земельного кодекса Российской Федерации, до принятия исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка он должен быть сформирован, проведены кадастровые работы, земельный участок должен быть обеспечен соответствующими объектам инженерно-технической инфраструктуры.

В пункте 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта и ряд мероприятий, которые должны быть осуществлены органом местного самоуправления при предоставлении земельного участка и согласно которому, в том числе необходимо определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с пунктом 24 статьи 1 Градостроительного кодекс Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным система электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Приказом Министерства Регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены методические рекомендации субъекта Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей, в соответствии которым рекомендовано в целях отбора земельных участков использовать критерии существующей обеспеченности земельных участков объектам инженерной инфраструктуры, а также рекомендовано до предоставления земельных участков утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Таким образом, земельные участки в микрорайоне <адрес>, в том числе земельный участок ФИО2, предоставленный бесплатно, как многодетной семье, должны были быть обеспечены объектами инженерной инфраструктуры, в том числе объектами газоснабжения.

ДД.ММ.ГГГГ Губернатором Новосибирской <адрес> в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», был утвержден план мероприятий создания инженерной инфраструктуры (водоснабжение, канализование, газоснабжение, энергоснабжение, дороги) в <адрес>.

Однако, данный план мероприятий в части газоснабжения, реализован не был. Доказательств обратному суду не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющим обязанности первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской <адрес>, был утвержден новый план мероприятий «Дорожная карта», «Инфраструктурное обустройство микрорайонов <адрес>».

Между тем мероприятия, предусмотренные данным планом в части газоснабжения также не были реализованы. Доказательств обратному суду не представлено.

Решением Новосибирского районного суда Новосибирской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был удовлетворен иск прокурора Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес> в интересах неопределенного круга лиц и признано незаконным бездействие Правительства Новосибирской <адрес> и администрации Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставленной льготной категории граждан в микрорайоне Северный и микрорайоне Центральный <адрес> Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес> и строительству дорог, подъездных путей к указанным земельным участкам. Правительство Новосибирской <адрес> и администрация Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес> понуждены судом в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать техническую возможность подключения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан в микрорайоне Северный <адрес> к сетям инженерной инфраструктуры: водоснабжения, газоснабжения и водоотведения, а также организовать строительство дорог, подъездных путей к указанным земельным участкам.

Указанным решением было установлено, что земельные участка бесплатно предоставлялись многодетным семьям, что является формой господдержки материнства и детства. Кроме того, судом было установлено, что органами местного самоуправления и органами исполнительной власти не исполнена обязанность по определению технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и строительству дорог. С момент предоставления земельных участков гражданам (с ДД.ММ.ГГГГ) органом исполнительной власти, предоставившим земельный участок и органом местного самоуправления, на территории которого расположены земельные участка, не были осуществлены действия по организации инженерной инфраструктуры, чем созданы препятствия для подключения жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

В соответствии с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Новосибирского районного суда Новосибирской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было оставлено без изменения.

Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом

Таким образом, судом установлено, что с момента принятия Правительством Новосибирской <адрес> решения о предоставлении земельных участков по индивидуальное строительство технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения разработаны не были, Правительством Новосибирской <адрес> и администрацией Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес> работа по обеспечению граждан газоснабжением, водоснабжением, водоотведением и строительству дорог на протяжении длительного времени не проводится.

ДД.ММ.ГГГГ при участии представителей управления коммунального комплекса и энергетики Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской <адрес>, МКУ Новосибирского <адрес>, депутатов Станционного сельсовета в поселке Садовый состоялось собрание жителей микрорайонов <адрес>.

Как следует из протокола от ДД.ММ.ГГГГ на собрании жителям было озвучено, что государственная программа газификации еще длительное время будет согласовываться и новые газораспределительные сети за счет бюджетных средств будут создаваться зависимости от получения субсидии в плановом режиме. Предложено 3 варианта газификации.

По результатам обсуждения предложений представителей Правительства Новосибирской <адрес>, жителями было принято решение подключаться к частным сетям газораспределения, принадлежащим ООО «ТехГазСервис», с возмещением последнему затрат на строительство сетей газораспределения (распределительного газопровода) в размере 85000 рублей.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно- коммунальных услуг», а также во исполнение вступившего в силу решения Новосибирского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, первым заместителем Правительства Новосибирской <адрес>ФИО9ДД.ММ.ГГГГ был утвержден новый план мероприятий «Дорожная карта», «Инфраструктурное обустройство микрорайонов <адрес>».

В Дорожной карте от ДД.ММ.ГГГГ нашло свое отражение решение жителей, принятое на собрании ДД.ММ.ГГГГ.

Дорожная карта от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает заключение договоров по газификации за счет средств собственников земельных участков в размере 85000 рублей, а также компенсацию из областного бюджета Новосибирской <адрес> затрат на создание технической возможности присоединения объектов капитального строительства мкр. Северный и Центральный <адрес>.

Дорожной картой от ДД.ММ.ГГГГ также предусмотрено, что размер платы за технологическое присоединение, выполняемое ГРО ООО «АльфаГазСтройСервис», определяется в соответствии с приказами, утвержденными департаментом по тарифам Новосибирской <адрес> для данной газораспределительной организации.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ООО «ТехГазСервис» был заключен договор возмездного оказания услуг по газификации, по условиям которого ООО «ТехГазСервис» обязуется оказать заказчику услуги по газификации, а ФИО2 обязуется оплатить оказанные услуги.

Договором предусмотрено, что услуги по газификации представляют собой совокупность мероприятий, результатом которых является возможность поставки ресурса по газораспределительной сети от ГРС-6 с максимальным часовым расходом газа не более 3,0 м. куб.\час для газификации объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>.

Стоимость услуг по газификации составила 85000 рублей (пункт 4.1 договора).

Обязанность по оплате услуг по договору исполнена ФИО2 в полном объеме, что не оспаривается сторонами подтверждается актом сверки, платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 15000 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10000 рублей, ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10000 рублей, ДД.ММ.ГГГГ на сумму 6000 рублей, кассовым чеком на сумму 44000 рублей.

Обязательства ООО «ТехГазСервис» также были исполнены в полном объеме, что следует из пояснений сторон и представленных в судебных заседаниях планах сетей газоснабжения, построенных ООО «ТехГазСервис», проектной документацией, техническими условиями, актами и т.д.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «ГазТехСервис» ФИО2 было выдано разрешение на подключение объекта к газораспределительной сети «Газопровод низкого давления для газоснабжения объектов, расположенных по адресу: Новосибирская <адрес>, Новосибирский <адрес>, мкр. Центральный».

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ООО «АльфаГазСтройСервис» был заключен договор, согласно которому исполнитель принял на себя обязательство по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома к сети газораспределения.

Размер платы за подключение составил 10599 рублей 60 копеек.

Свою обязанность по оплате ФИО2 исполнила в полном объеме, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ.

Все мероприятия по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования, расположенного по адресу: <адрес>, к сети газораспределения были завершены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом о подключении (технологическом присоединении) и актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец полагает, что понесенные ей расходы являются убытками, причиненными в результате незаконного бездействия Правительства Новосибирской <адрес> и администрации Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес> и не принятия мер по обеспечению газификации земельного участка, переданного бесплатно многодетной семье.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно статье 1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическом улицу в результате незаконных действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного орган или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, в вследствие причинения вреда другому лицу, вследствие иных действий граждан и юридических лиц, вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется также и путем возмещения убытков.

В силу статьи 16 Гражданского Кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лицу этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Для применения ответственности, предусмотренной статьями 1069, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, требующее возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать противоправность действий (бездействия) названных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов и возникшими убытками, а также размер последних. Недоказанность одного из названных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В абзаце 1 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, для наступления ответственности у ответчиков по настоящему спору должно быть доказано наличие следующих обстоятельств: наступление вреда, противоправность действий должностных лиц, их вина и причинно-следственная связь между действиями государственного органа и органа местного самоуправления и возникшими у истца убытками.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно п.п. 12.1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

В соответствии с пп. 1 части 3 данной статьи главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

С учетом положений постановления Правительства Новосибирской <адрес>-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о Министерстве финансов и налоговой политики Новосибирской <адрес>» и Устава Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес> (принят решением Совета депутатов Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) следует, распорядителями бюджетных средств при исполнении бюджета Новосибирской <адрес> и Новосибирского <адрес> являются Министерство финансов Новосибирской <адрес> и администрация Новосибирской <адрес>.

Так, в ходе судебного разбирательства было установлено, что решением Новосибирского районного суда Новосибирской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено незаконное бездействие Правительства Новосибирской <адрес> и администрации Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес>, выразившееся в непринятии длительное время (с ДД.ММ.ГГГГ) мер и не исполнении обязанности по организации инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставленной льготной категории граждан в микрорайоне Северный и микрорайоне Центральный <адрес> Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес> и строительству дорог, подъездных путей к указанным земельным участкам.

Суд не принимает доводы ответчиков об отсутствии вины, и отсутствии обязанности предоставления земельного участка с газоснабжением, поскольку как уже указывалось выше, в судебном порядке была установлена обязанность органа исполнительной власти и органа местного самоуправления при предоставлении многодетным семьям земельного участка для жилищного строительства организовать обеспечение земельный участков инженерной инфраструктурной, в том числе газоснабжением.

Однако, данная обязанность не была исполнена надлежащим образом и после принятия судом решения.

Поскольку, как следует из материалов дела, а именно протокола от ДД.ММ.ГГГГ, жители <адрес>, относящиеся в льготной категории граждан, вынуждены были принять решение о строительстве газопровода за счет собственных средств и присоединения к частным сетям, поскольку именно такой способ обеспечивал возможность нормальной эксплуатации земельных участков.

При этом суд отмечает, что предоставление земельных участков многодетным семьям направлено на социальную поддержку материнства и детства.

Если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей, как находящихся в потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, то в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставляемых земельных участков. Иное могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.

Оценивая собранные по делу доказательства и доводы сторон, суд приходит к выводу, что несение расходов на строительство газопровода и подключение к газораспределительной сети для ФИО2 носило, вынужденный характер, и находится в причинной связи с длительным незаконным бездействием администрации Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес> и Правительства Новосибирской <адрес>.

Понесенные расходы являются убытками истца и подлежат возмещению за счет средств казны Новосибирской <адрес> и казны Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес>.

Вместе с тем, суд полагает, что в данном случае орган исполнительной власти и орган местного самоуправления несут ответственность в равных долях и соответственно с каждого подлежит взысканию по 47799 рублей 80 копеек.

Суд не принимает доводы Правительства Новосибирской <адрес> и администрации Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес>, поскольку предоставление субсидии Новосибирскому <адрес> Новосибирской <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ на организацию технической возможности подключения к сетям газораспределения, и передача по муниципальному контракту в собственность администрации Станционного сельсовета Новосибирского <адрес> действующих объектов газораспределительной системы, не свидетельствует о том, что обязанность по организации технической возможности подключения к сетям газораспределения, перед ФИО2 была выполнена надлежащим образом и своевременно. Кроме того, возмещение затрат ООО «ТехГазСервис» за счет средств областного бюджета на строительство газопровода, также не свидетельствует, что понесенные ФИО2 расходы не подлежат возмещению.

Кроме того, нарушение ООО «ТехГазСервис» ценообразования, что установлено судебными актами Арбитражного суда Новосибирской <адрес>, само по себе не свидетельствует о том, что у ФИО2 отсутствуют убытки.

Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчиков в силу требований статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально удовлетворенным требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

р е ш и л:

Исковые требования ФИО2 к Правительству Новосибирской <адрес>, администрации Новосибирского <адрес> Новосибирской <адрес> о возмещении ущерба удовлетворить.

Взыскать с Новосибирской <адрес> в лице Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской <адрес> за счет средств казны Новосибирской <адрес> ИНН в пользу ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт , выдан ДД.ММ.ГГГГ в счет возмещения причиненного ущерба 47799 рублей 80 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1534 рубля, а всего 49333 рубля 80 копеек.

Взыскать с администрации Новосибирского <адрес> за счет средств казны муниципального образования Новосибирский <адрес> Новосибирской <адрес> ИНН в пользу ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт , выдан ДД.ММ.ГГГГ в счет возмещения причиненного ущерба 47799 рублей 80 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1534 рубля, а всего 49333 рубля 80 копеек.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья И.В.Зинина