ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1192/18 от 08.05.2018 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2-1192/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи 08 мая 2018 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шевелева Н.С.

при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,

рассмотрев в помещении Центрального районного суда города Сочи в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края к Семеновой А.И., Сочинской городской организации Краснодарской краевой организации общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов», администрации города Сочи о понуждении к исполнению обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Истец администрация Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края обратился в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением к Семеновой А.И., Сочинской городской организации Краснодарской краевой организации общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов» о понуждении к исполнению обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

В иске администрация Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края просила: обязать Семенову А.И. принять меры по устранению нарушения обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выразившегося в невыполнении работ по сохранению принадлежащей ей части объекта культурного наследия регионального значения «Общественный клуб, конец XIX в.», расположенного по адресу: <адрес> посредством: организации проведения работ по консервации в целях предотвращения дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в порядке, установленном действующим законодательством, за свой счет, в трех месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу; организации проведения обследования объекта культурного наследия и разработка проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в порядке, установленном действующим законодательством за свой счет, в шести месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу; организации выполнения полного комплекса ремонтно-реставрационных работ в соответствии с согласованной проектной документацией, в порядке, установленном действующим законодательством за свой счет, в шести месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Сочинскую городскую организацию Краснодарской краевой организации общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов» принять меры по устранению нарушения обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выразившегося в невыполнении работ по сохранению принадлежащей ей части объекта культурного наследия регионального значения «Общественный клуб, конец XIX в.», расположенного по адресу: <адрес> посредством: организации проведения работ по консервации в целях предотвращения дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в порядке, установленном действующим законодательством, за свой счет, в трех месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу; организации проведения обследования объекта культурного наследия и разработка проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в порядке, установленном действующим законодательством за свой счет, в шести месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу; организация выполнения полного комплекса ремонтно-реставрационных работ в соответствии с согласованной проектной документацией, в порядке, установленном действующим законодательством за свой счет, в шести месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы тем, что Управлению государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее - управление) из средств массовой информации стало известно о пожаре, произошедшем ДД.ММ.ГГГГ в части здания, расположенного в <адрес>. Указанное здание является объектом культурного наследия регионального значения «Общественный клуб, конец XIX в.». В целях выяснения обстоятельств произошедшего, управлением была получена информация о собственниках объекта культурного наследия, объеме причиненного вреда, составлен акт технического состояния. Объект культурного наследия находится в долевой собственности администрации города Сочи и гражданки Семеновой А.И. В соответствии с договором о передаче муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ часть помещений () общей площадью 107,3 кв.м. объекта культурного наследия «Общественный клуб, конец XIX в.» передана на праве безвозмездного пользования Сочинской городской общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов». Администрацией Краснодарского края принят приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения «Общественный клуб, конец XIX в.». Копии указанного приказа были направлены в адрес правообладателей объекта культурного наследия: администрации города Сочи, Семеновой А.И., а также Сочинской городской общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов». В соответствии с пунктом 1 раздела II акта технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ, который является приложением к данному охранному обязательству, в отношении вышеуказанного объекта культурного наследия необходимо было в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести первоочередные консервационные мероприятия в целях предотвращения дальнейшего разрушения здания. В связи с истечением указанного срока управлением проведен осмотр объекта культурного наследия с составлением соответствующего акта. Актом осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что работы по консервации объекта культурного наследия не проведены, здание подвержено замоканию при атмосферных осадках, что приводит к его ухудшению и способствует дальнейшему разрушению. По информации администрации города Сочи, копия приказа администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения «Общественный клуб, конец XIX в.» направленная управлением в адрес администрации города Сочи как собственнику памятника, была перенаправлена по принадлежности Сочинской городской общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов» для организации работы по выполнению требований, установленных охранным обязательством и актом технического состояния. На основании изложенного Сочинской городской общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов» совместно с собственником второго этажа Семеновой А.И. необходимо принять неотложные меры по сохранению объекта культурного наследия. О необходимости принятия мер управление сообщило письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 1.1. Положения об управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (утверждено постановлением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ "Об управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края") управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края является структурным подразделением администрации Краснодарского края, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

От представителя ответчика Семеновой А.И. по доверенности – Таракановой Н.В. в суд поступили письменные возражения на исковое заявление, в которых указано на следующее. Имеет быть место решение Центрального районного суда города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Центрального района города Сочи в защиту прав неопределенного круга лиц к Семеновой А.И. о признании бездействия по непринятию мер к сохранению части здания объекта культурного наследия незаконным и обязании к восстановлению части здания объекта культурного наследия. При этом, в ходе гражданского судопроизводства были рассмотрены обстоятельства, касаемые пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в здании по <адрес>. На основании указанного решения суда: в удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района города Сочи в защиту прав неопределенного круга лиц к Семеновой А.И. о признании бездействия по непринятию мер к сохранению части здания объекта культурного наследия незаконным и обязании к восстановлению части здания объекта культурного наследия полностью отказано. На основании Апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. При указанных обстоятельствах, исковое заявление администрации Краснодарского края (в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края) содержит требования к ответчику Семеновой А.И., аналогичные требованиям прокуратуры Центрального района города Сочи, которые были рассмотрены в гражданском деле по иску Прокурора Центрального района города Сочи Центральным районным судом города Сочи, по результатам которого было вынесено решение ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано, в удовлетворении требований прокурора Центрального района города Сочи. Ответчик Семенова А.И. просит суд учесть следующие обстоятельства. Так, согласно сведений, полученных из Департамента Имущественных отношений Администрации города Сочи, установлено следующее: Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> в отношении нежилых помещений первого этажа, литера ; литер общей площадью 330, 6 кв.м., расположенных по <адрес>, зарегистрировано право собственности муниципального образования город-курорт Сочи за номером 23-23-50/049/2007-487. На основании решения исполнительного комитета Сочинского городского Совета народных депутатов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в пункт 1 решения горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче помещений первого этажа по Курортному проспекту и <адрес>, занимаемых городским отделом статистики в г. Сочи, городскому клубу самодеятельного технического творчества горсовета ВОИР и бухгалтерской школе Госкомстата РСФСР», в соответствии с договором о передаче муниципального имущества на баланс от ДД.ММ.ГГГГ, Городскому Совету ВОИР передано в пользование с правом постановки на баланс пользователя муниципальное имущество - первый этаж здания (нежилые помещения литера ; литер ), общей площадью 330, 6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на время функционирования данной организации и без исключения из муниципальной собственности города Сочи. Сочинской городской общественной организации ВОИР ДД.ММ.ГГГГ выдано охранное обязательство по памятнику истории и культуры, расположенному по адресу: город Сочи, Курортный проспект, 56/10, в соответствии с пунктом 4 которого Сочинская городская общественная организация ВОИР обязуется своевременно производить ремонтно-реставрационные работы по памятнику за свой счет, своими силами и материалами по предварительному специальному разрешению управления, отдела культуры. В нарушение условий договора от ДД.ММ.ГГГГ Сочинской городской общественной организацией ВОИР произведена самовольная перепланировка недвижимого имущества, нежилые помещения общей площадью 235,8 кв.м., в том числе общей площадью 140,7 кв.м, (литер ) и общей площадью 95,1 кв.м., самовольно перестроены (литер ), накрыт легким покрытием двор, в связи с чем, общая площадь увеличилась до 428,5 кв.м., а также часть помещений передана в пользование третьим лицам - без согласия собственника и внесения арендной платы нежилые помещения использовались ИП Кушнаревой О.Ю. для организации общественного питания. Услуги общественного питания не входят в основные задачи и функции Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов. На основании Свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, за субъектом права – Семеновой А.И. зарегистрирован вид права - собственность на объект права - нежилые помещения первого этажа литер второго этажа литер , общей площадью 439, 1 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации . Согласно ответу на жалобу, поданную в прокуратуру Центрального района города Сочи адвокатом Таракановой Н.В. в интересах Семеновой А.И., и.о. прокурора района советник юстиции Р.Е. Ведерников дал ответ, что охранное обязательство Семеновой А.И. не выдавалось. Данный факт также установлен Решением Центрального районного суда города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ. На основании Охранного Договора на объект культурного наследия - здание - памятник «Переселенческая гостиница, начало XX в.» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между руководителем управления по охране, реставрации и эксплуатации историко - культурных ценностей (наследия) Краснодарского края Медведевым М.И. - «Госорганом» и Сочинской городской общественной организацией Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов в лице председателя Журавлевой В.В. - «Пользователем», действующей на основании Устава, Пользователь принял на себя обязательства, вытекающие из мер по охране используемого им на основании решения Сочинского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ, акта о приеме - передачи от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ части объекта культурного наследия регионального значения «Переселенческая гостиница, начало XX в.» в г. Сочи, Курортный проспект, 56/10, лит. А (помещения №), общей площадью 364,7 кв.м. На основании п. 1.5. Охранного договора от ДД.ММ.ГГГГ, настоящий договор вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действует весь период пользования памятником. На основании и. 3.2.6. Охранного договора от ДД.ММ.ГГГГ, Пользователь обязан, в частности - «Не сдавать в аренду памятник (часть его), не передавать его другим юридическим и физическим лицам без предварительного письменного уведомления Госоргана». На основании п. 3.2.8. Охранного договора от ДД.ММ.ГГГГ, Пользователь обязан, в частности - «Немедленно извещать арендодателя о всяком повреждении, аварии или ином обстоятельстве, нанесшем ущерб памятнику или его территории, своевременно принимать соответствующие меры против дальнейшего разрушения или повреждения памятника и по устранению последствий этих повреждений или разрушений». Согласно Постановлению о возбуждении уголовного дела , ДД.ММ.ГГГГ следователем ОРП на ОТ ОН Центрального района CY при УВД по городу Сочи ГУ МВД РФ по КК лейтенантом юстиции М.С. Сергеевой возбуждено уголовное дело в отношении неустановленного лица по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 167 УК РФ по факту того, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 03 часа 0 минут неустановленное лицо, находясь по адресу: <адрес>, путем поджога, умышленно повредило имущество на общую сумму 2 518 850 рублей, принадлежащее Семеновой А.И., чем причинило Семеновой А.И. ущерб в особо крупном размере на общую сумму 2 518 850 рублей. На основании Постановления о признании потерпевшим от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в рамках расследования уголовного дела , Семенова А.И. признана потерпевшей по уголовному делу, в соответствии с требованиями ст. 42 УПК РФ, в связи с причинением ей материального ущерба. Согласно заключению эксперта э от ДД.ММ.ГГГГ по проведенной в рамках расследования уголовного дела пожарно-технической экспертизы: по материалам уголовного дела по факту пожара в здании по адресу: <адрес>, происшедшего ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что очаг пожара находился на первом этаже здания в районе коридора восточного входа в кафе; визуальные признаки горения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей не обнаружены. Согласно Заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ по проведенной в рамках расследования уголовного дела дополнительной пожарно-технической экспертизы: по материалам уголовного дела по факту пожара в здании по адресу: <адрес>, происшедшего ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что очаг пожара находился в обеденном зале, расположенном во внутреннем дворе здания на первом этаже. Согласно Постановления об удовлетворении заявленного ходатайства, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ следователем ОРП на ОТ ОП Центрального района СУ УВД по городу Сочи ГУ МВД России по КК старшим лейтенантом юстиции Сергеевой М.С., ходатайство, заявленное представителем потерпевшей Семеновой А.И. - адвокатом Таракановой Н.В. о возобновлении срока предварительного следствия по уголовному делу ; о прекращении уголовного преследования по ч. 2 ст. 167 УК РФ в отношении неустановленного лица по факту пожара, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ и о квалификации действий неустановленного лица по рассматриваемому преступлению по ст. 168 УК РФ, удовлетворено в полном объеме. На основании Постановления о частичном прекращении уголовного преследования по ч. 2 ст. 167 УК РФ и о квалификации действий неустановленного лица по ст. 168 УК РФ, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ следователем ОРП на ОТ ОП Центрального района СУ УВД по г. Сочи ГУ МВД России по КК старшим лейтенантом юстиции Сергеевой М.С., прекращено уголовное преследование в отношении неустановленного лица по уголовном уделу по факту пожара, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, в части квалификации его действий по ч. 2 ст. 167 УК РФ по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ и действия неустановленного лица по уголовному делу квалифицированы по ст. 168 УК РФ. Согласно ответу на жалобу, поданную в прокуратуру города Сочи адвокатом Таракановой Н.В. в интересах Семеновой А.И., заместителем прокурора города советником юстиции Кукиным А.В. дан ответ: по факту использования муниципального имущества с нарушением действующего законодательства ИП Кушнарева О.Ю. по постановлению прокуратуры Центрального района города Сочи привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.2 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «Об административных правонарушениях»; прокуратурой района главе города Сочи внесено представление об устранении нарушений, связанных с непринятием мер к сохранению объекта культурного наследия и ненадлежащим контролем за использованием муниципального имущества, по результатам рассмотрения которого виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. При указанных обстоятельствах достоверно установлено и документально подтверждено, что пожар ДД.ММ.ГГГГ в части здания, расположенного в г. Сочи в Центральном района по <адрес> проспект, 56/10, лит. А возник в результате противоправных действий Председателя Сочинской городской организации «ВОИР» Журавлевой В.В., выразившихся в самовольной перепланировке и передачи в пользование третьим лицам, а именно - ИП Кушнаревой О.Ю. части помещений по рассматриваемому адресу для организации общественного питания, а согласно Заключению судебных пожарно-технических экспертиз, проведенных в ходе расследования уголовного дела , очаг пожара находился в обеденном зале, расположенном во внутреннем дворе здания на первом этаже. Кроме того, до настоящего времени Семеновой А.И. не вручено в установленном законом порядке Охранное обязательство.

Дополнительно Тараканова Н.В. пояснила, что пожар в части здания, расположенного по адресу: г. Сочи, Курортный проспект, 56/10, лит. А произошел ДД.ММ.ГГГГ. Как установлено решением Центрального районного суда города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Охранное обязательство Семеновой А.И. не вручалось. Как указывает истец, Администрацией Краснодарского края принят Приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении охранного обязательства на объект хультурного наследия регионального значения «Общественный клуб, конец Х1Хв.» и кранное обязательство было направлено Семеновой А.И. заказанным письмом. Семенова А.И. настаивает, что до настоящего времени Охранное обязательство ей в установленном законом порядке не вручено, а те копии документов, отправленных Заказным письмом, во-первых, надлежащим образом не заверены, во-вторых, копии плохого качества и не читаемы, в-третьих, реквизиты Охранного обязательства не заполнены, оно не подписано должностным лицом и не Утверждено в установленном законом порядке. Необходимо отметить, что опись вложений в заказном письме отсутствовала. Однако, обращаясь к документам, полученным Семеновой А.И. заказным письмом из Администрации Краснодарского края, следует принять во внимание, что в Акте от ДД.ММ.ГГГГ технического состоянии объекта указано: по общему состоянию памятника: здание сильно пострадало во время пожара в 2016 году. При указанных обстоятельствах при вручении Семеновой А.И. в установленном законом порядке Охранного обязательства, в соответствии с требованиями Федерального закона № 73-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», истец вправе предъявлять к Семеновой А.И. требования, как к собственнику уже поврежденного пожаром здания - осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддерживать его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, так как в настоящее время установлены обстоятельства, при которых возник пожар, что привело к повреждению объекта культурного наследия, в также установлено, что данные обстоятельства стали возможны в аспекте противоправных действий председателя Сочинской городской организации «ВОИР» Журавлевой В.В. Далее обращаясь к требованиям того же Федерального закона, необходимо учитывать, что в соответствии с требованиями ст. 61, лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, следовательно, с учетом изложенных выше обстоятельств, требования по восстановлению объекта культурного наследия должны быть предъявлены к председателю Сочинской городской организации «ВОИР» Журавлевой В.В. Ответчиком Семеновой А.И. представлены объективные доказательства, подтверждающие, что причинение вреда объекту культурного наследия стало возможным при совершении противоправных действий председателем Сочинской городской организации «ВОИР» Журавлевой В.В., выразившихся в самовольной перепланировке и передачи в пользование третьим лицам, а именно - ИП Кушнаревой О.Ю. части помещений по рассматриваемому адресу для организации общественного питания, а согласно Заключению судебных пожарно-технических экспертиз, проведенных в ходе расследования уголовного дела , очаг пожара находился в обеденном зале, расположенном во внутреннем дворе здания на первом этаже. Помимо это, немаловажный факт имеет то обстоятельство, что Администрацией города Сочи был установлен факт того, что Сочинская городская общественная организация ВОИР, в нарушение условий Договора от ДД.ММ.ГГГГ, часть помещений передала в пользование ИП Кушнаревой О.Ю. для организации общественного питания (информационное письмо Депратамента Имущественных отношений Адсинитрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ исх. ), тогда как помещения первого этажа здания по Курортному проспекту - 56 было передано в оперативное управление Городскому Совету ВОИР для выполнения уставных задач данной организации, (информационное письмо от ДД.ММ.ГГГГ). При указанных обстоятельствах требования Администрации Краснодарского края к Семеновой А.И., изложенные в Исковом заявлении, не основаны на нормах права. Доводы истца о том, что ответчик Семенова А.И. не предпринимала никаких мер по проведению работ по консервации в целях предотвращения дальнейшего разрушения объекта культурного наследия в порядке, установленном законодательством, за свой счет, не соответствует действительности. Не смотря на тот факт, что Семеновой А.И. не было вручено Охранное обязательство и до настоящего времени в установленном законом порядке не вручено, факт того, что Семенова А.И. предпринимала меры по консервации в целях предотвращения дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, и подтверждается следующими документами: 22.12.2016 года между индивидуальным предпринимателем Семеновой А.И. (Заказчик) и индивидуальным предпринимателем Агалаковым И.И. (Подрядчик) был заключен Договор , предметом которого явилось выполнение Подрядчиком работ по временному покрытию кровли здания, поврежденного пожаром, являющегося объектом культурного наследия регионального значения «Общественный клуб, конец XIX в.» от атмосферных осадков по адресу: г. Сочи, Курортный проспект, 56, путем установки временного покрытия кровли из баннерной ткани поверх существующих конструкций, не затрагивая сохранившихся элементов кровли, фасада, инженерных коммуникаций; работы проводятся на крыше, на площади 11 на 20 метров, без разборки памятника архитектуры: «Общественный клуб, конец XIX в.»; ДД.ММ.ГГГГ, согласно заключенному Дополнительному соглашению к Договору от ДД.ММ.ГГГГ, Подрядчик взял на себя обязательства: в течение суток (при благоприятных погодных условиях) после уведомления Заказчика устранить выявленные порывы покрытия кровли здания. ДД.ММ.ГГГГ между Заказчиком и Подрядчиком был подписан Акт об окончании работ по временному покрытию кровли здания к договору от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Семеновой А.И. было направлено письмо главе города Сочи Пахомову А.Н., в котором она просит дать разрешения на проведение временных аварийно-спасательных работ всего здания, чтобы уберечь его от дальнейшего разрушения и обеспечить безопасность прохожих. Согласно ответа исполняющего обязанности директора департамента имущественных отношений администрации города Сочи Руденко С.С. от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ), была получена следующая информация: Сочинской городской общественной организацией ВОИР ДД.ММ.ГГГГ дано охранное обязательство по памятнику истории и культуры, расположенному по адресу: г. Сочи, Центральный район, Курортный проспект, 56/10; в соответствии с пунктом 4 данного охранного обязательства Сочинская городская общественная организация ВОИР обязуется своевременно производить ремонтно-реставрационные работы по памятнику за свой счет, своими силами и материалами по предварительному специальному разрешению управления, отдела культуры; Департаментом имущественных отношений администрации города Сочи в адрес Сочинской городской общественной организации ВОИР направлена претензия от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать ремонтно-реставрационные работы находящихся в пользовании муниципальных нежилых помещений; Департамент имущественных отношений администрации города Сочи не возражает против проведения временных аварийно-спасательных работ всего здания по Курортному проспекту, 56. Далее невозможно было продолжить проведение временных аварийно-спасательных работ по причине того факта, что при их проведении необходимо было бы затрагивать конструкции здания, для чего необходимо было проведение проектно-изыскательных, которые должна проводиться совместно со всеми собственниками здания.

На основании изложенного просила: отказать в удовлетворении требований администрации Краснодарского края (в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края) к Семеновой А.И. по организации проведения работ по консервации в целях предотвращения дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в порядке, установленном действующим законодательством, за свой счет, в трех месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу; по организации проведения обследования объекта культурного наследия и разработка проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в порядке, установленном действующим законодательством, за свой счет, в шести месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу; по организации выполнения полного комплекса ремонтно-реставрационных работ в соответствии с согласованной проектной документацией, в порядке, установленном действующим законодательством, за свой счет, в шести месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Сочинскую городскую организацию Краснодарской краевой организации общественной организации и «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов» принять меры по организации проведения работ по консервации полностью объекта культурного наследия, в порядке, установленном действующим законодательством, за свой счет, в трех месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу; по организации проведения обследования полностью объекта культурного наследия и разработки проектной документации на проведение работ по сохранению полностью объекта культурного наследия, в порядке, установленном действующим законодательством за свой счет, в шести месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу; по организации выполнения полного комплекса ремонтно-реставрационных работ полностью объекта культурного наследия в соответствии с согласованной проектной документацией, в порядке, установленном действующим законодательством за свой счет, в шести месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением Центрального районного суда города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация города Сочи.

В судебное заседание представитель истца администрации Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края не явился, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещен надлежащим образом.

В предыдущем судебном заседании представитель истца администрации Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края – Труханович С.А., действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просил рассмотреть дело без его участия, просил удовлетворить уточненные исковые требования, которые будут им представлены.

ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило ходатайство представителя истца администрации Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края – Трухановича С.А. об уточнении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, которая предусматривает, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Так, с учетом уточнения первоначально заявленных требований администрация Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края просила: обязать Семенову А.И., Сочинскую городскую организацию Краснодарской краевой организации общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов», администрацию муниципального образования город Сочи принять меры по устранению нарушения обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выразившегося в невыполнении работ по сохранению принадлежащей ей части объекта культурного наследия регионального значения «Общественный клуб, конец XIX в.», расположенного по адресу: <адрес> лит. А, посредством: 1) организации проведения работ по консервации в целях предотвращения дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в порядке, установленном действующим законодательством, за свой счет, в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу; 2) организации проведения обследования объекта культурного наследия и разработки проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в порядке, установленном действующим законодательством, за свой счет, в шести-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу; 3) организация выполнения полного комплекса ремонтно-реставрационных работ в соответствии с согласованной проектной документацией, в порядке, установленном действующим законодательством, за свой счет, в шести-месячный срок с момента согласования управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Вышеуказанные работы проводить в последовательности определенной заключением первичной судебной строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленном Филатовым А.С.

Ответчик Семенова А.И. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещена надлежащим образом, для участия в деле направила своего представителя по доверенности Тараканову Н.В., которая в судебном заседании подтвердила, что истцу известно о назначенном судебном заседании.

Тараканова Н.В. в судебном заседании иск не признала, возражала против его удовлетворения, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.

Представитель ответчика Сочинской городской организации Краснодарской краевой организации общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов» - Школьник М.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, против удовлетворения иска не возражал.

Представитель ответчика администрации города Сочи – Козаев Э.П., действующий на основании доверенности, иск не признал, возражал против его удовлетворения.

Заслушав пояснения лиц участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, исследовав доказательства по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в собственности муниципального образования город-курорт Сочи находятся нежилые помещения первого этажа, литера общей площадью 330,6 кв.м., расположенные по адресу: г<адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

На основании решения исполнительного комитета Сочинского городского Совета народных депутатов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в пункт 1 решения горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче помещений первого этажа по Курортному проспекту и <адрес>, занимаемых городским отделом статистики в г. Сочи, городскому клубу самодеятельного технического творчества горсовета ВОИР и бухгалтерской школе Госкомстата РСФСР», в соответствии с договором о передаче муниципального имущества на баланс от ДД.ММ.ГГГГ, Городскому Совету ВОИР передано в пользование с правом постановки на баланс пользователя муниципальное имущество - первый этаж здания (нежилые помещения литера ), общей площадью 330,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на время функционирования данной организации и без исключения из муниципальной собственности города Сочи.

В собственности Семеновой А.И. находятся нежилые помещения первого этажа литер общей площадью 439, 1 кв.м., также расположенные по адресу: <адрес><адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

ДД.ММ.ГГГГ в части здания, расположенного по адресу: <адрес>, произошел пожар, в результате которого указанное здание сильно пострадало и ему были причинены повреждения.

Согласно Постановлению о возбуждении уголовного дела , ДД.ММ.ГГГГ следователем ОРП на ОТ ОН Центрального района CУ при УВД по городу Сочи ГУ МВД РФ по КК лейтенантом юстиции Сергеевой М.С. возбуждено уголовное дело в отношении неустановленного лица по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 167 УК РФ по факту того, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 03 часа 00 минут неустановленное лицо, находясь по адресу: <адрес>, путем поджога, умышленно повредило имущество на общую сумму 2 518 850 рублей, принадлежащее Семеновой А.И., чем причинило Семеновой А.И. ущерб в особо крупном размере на общую сумму 2 518 850 рублей.

На основании Постановления о признании потерпевшим от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в рамках расследования уголовного дела , Семенова А.И. признана потерпевшей по уголовному делу, в соответствии с требованиями ст. 42 УПК РФ, в связи с причинением ей материального ущерба.

Согласно Заключению эксперта э от ДД.ММ.ГГГГ по проведенной в рамках расследования уголовного дела пожарно-технической экспертизы: по материалам уголовного дела по факту пожара в здании по адресу: <адрес>, происшедшего ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что очаг пожара находился на первом этаже здания в районе коридора восточного входа в кафе; визуальные признаки горения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей не обнаружены.

Согласно Заключению эксперта э от ДД.ММ.ГГГГ по проведенной в рамках расследования уголовного дела дополнительной пожарно-технической экспертизы: по материалам уголовного дела по факту пожара в здании по адресу: <адрес>, происшедшего ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что очаг пожара находился в обеденном зале, расположенном во внутреннем дворе здания на первом этаже.

Согласно Постановлению об удовлетворении заявленного ходатайства, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ следователем ОРП на ОТ ОП Центрального района СУ УВД по городу Сочи ГУ МВД России по КК старшим лейтенантом юстиции Сергеевой М.С., ходатайство, заявленное представителем потерпевшей Семеновой А.И. - адвокатом Таракановой Н.В. о возобновлении срока предварительного следствия по уголовному делу ; о прекращении уголовного преследования по ч. 2 ст. 167 УК РФ в отношении неустановленного лица по факту пожара, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ по адресу: г<адрес> по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ и о квалификации действий неустановленного лица по рассматриваемому преступлению по ст. 168 УК РФ, удовлетворено в полном объеме.

На основании Постановления о частичном прекращении уголовного преследования по ч. 2 ст. 167 УК РФ и о квалификации действий неустановленного лица по ст. 168 УК РФ, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ следователем ОРП на ОТ ОП Центрального района СУ УВД по г. Сочи ГУ МВД России по КК старшим лейтенантом юстиции Сергеевой М.С., прекращено уголовное преследование в отношении неустановленного лица по уголовном уделу по факту пожара, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, в части квалификации его действий по ч. 2 ст. 167 УК РФ по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ и действия неустановленного лица по уголовному делу квалифицированы по ст. 168 УК РФ.

Согласно пункту 88 приложения к Закону Краснодарского края от 17.08.2000 года № 313-K3 «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Краснодарского края», объект – «Общественный клуб конца XIX века», лит. А, расположенный по адресу: <адрес>, является памятником истории и культуры.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством Культуры Российской Федерации вынесен приказ «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения Общественный клуб», конец XIX в. (Краснодарский край) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», которым приказано:

1. Зарегистрировать объект культурного наследия регионального значения «Общественный клуб», конец XIX в. (далее - памятник), расположенный по адресу (местонахождение): <адрес> в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и присвоить ему регистрационный .

2. Департаменту государственной охраны культурного наследия обеспечить внесение соответствующих сведений о памятнике в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и их опубликование.

Согласно акту осмотра объекта культурного наследия регионального значения «Общественный клуб, конец XIX в.» от ДД.ММ.ГГГГ, составленному начальником отдела памятников архитектуры, истории и монументального искусства, при осмотре здания установлено, что наибольшему разрушению при пожаре подверглись кровля здания, чердачное перекрытие и часть стен второго этажа, видны обгоревшие участки стропильной системы и чердачного перекрытия; наблюдаются многочисленные повреждения и утраты, обрушение кирпичной кладки в уровне карниза; наблюдаются трещины стен и обрушение штукатурного отделочного слоя. Поврежденная кровля и части стен здания способствует его замоканию при атмосферных осадках, что приводит к ухудшению состояния объекта культурного наследия и способствует его дальнейшему разрушению. Работы по консервации здания не выполнены. Документация на проведение первоочередных консервационных работ на объекте культурного наследия в Управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края на согласование не поступала.

ДД.ММ.ГГГГ Сочинской городской общественной организации ВОИР выдано охранное обязательство по памятнику истории и культуры, расположенному по адресу: <адрес>, в соответствии с пунктом 4 которого Сочинская городская общественная организация ВОИР обязуется своевременно производить ремонтно-реставрационные работы по памятнику за свой счет, своими силами и материалами по предварительному специальному разрешению управления, отдела культуры.

Из материалов дела следует, что на основании Охранного договора на объект культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта культурного наследия (памятник) регионального значения «Переселенческая гостиница, начало XX в.» в <адрес>, заключенного между руководителем управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края Медведевым М.И. (Госорган) и Сочинской городской общественной организацией Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов в лице председателя Журавлевой В.В. (Пользователь), действующей на основании Устава, Сочинская городская общественная организация Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов приняла на себя обязательства, вытекающие из мер по охране используемого им на основании решения Сочинского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ, акта о приеме - передачи от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ части объекта культурного наследия регионального значения «Переселенческая гостиница, начало XX в.» в <адрес> (помещения ), общей площадью 364,7 кв.м.

На основании п. 1.5 Охранного договора от ДД.ММ.ГГГГ, настоящий договор вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действует весь период пользования памятником.

На основании п. 3.2.8 Охранного договора от ДД.ММ.ГГГГ, Сочинская городская общественная организация Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов обязана немедленно извещать арендодателя о всяком повреждении, аварии или ином обстоятельстве, нанесшем ущерб памятнику или его территории, своевременно принимать соответствующие меры против дальнейшего разрушения или повреждения памятника и по устранению последствий этих повреждений или разрушений.

Частью 3 ст. 44 Конституции РФ закреплена обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

На основании ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды: памятники – в том числе отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями.

В силу положений ст. 9.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в том числе: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия).

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

На основании ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В соответствии с ч. 9 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.

После получения указанного охранного обязательства лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежат на праве собственности или ином вещном праве, указанное лицо обязано обеспечить внесение в договоры, предусматривающие передачу третьим лицам права владения и (или) пользования таким объектом, изменений, предусматривающих в качестве существенного условия обязательство лица, во владении и (или) в пользовании которого находится указанное имущество, по выполнению требований, предусмотренных охранным обязательством, а также порядок и условия их выполнения.

Согласно части 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, также в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится в муниципальной собственности и передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.

Статьей 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

Лицо (лица), указанное (указанные) в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязано (обязаны) в установленные охранным обязательством сроки, в том числе: обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.

Одновременно, частями 9 и 10 ст. 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия. Снос выявленного объекта культурного наследия запрещен.

Пунктами 1-3 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

С учетом изложенного, суд считает, что обязанности по осуществлению расходов на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечению сохранности и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия прямо предусмотрены действующим законодательством.

В этой связи, принимая во внимание, что объект культурного наследия регионального значения «Общественный клуб, конец XIX в.», расположенный по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности, в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ передано на баланс Краснодарской краевой организации общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов», кроме того находится в собственности Семеновой А.И., обязательства по его сохранению должны быть исполнены указанными лицами.

С целью установления видов работ, необходимых для выполнения консервации и восстановления здания культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>, лит. А, в порядке ст. 79 ГПК РФ судом, по ходатайству представителя ответчика Сочинской городской организации Краснодарской краевой организации общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов» Школьника М.И., заявленного в ходе предварительного судебного заседания, судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено эксперту Филатову А.С., которому разъяснены права и обязанности эксперта, изложенные в ст. 85 ГПК РФ, и который предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренного ст. 307 УК РФ.

Согласно выводам заключения судебной строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, сделанным экспертом Филатовым А.С., в соответствии со ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» для консервации здания регионального культурного наследия, литер «А», расположенного по адресу: <адрес> необходимо выполнить следующие мероприятия и работы в указанной ниже последовательности:

1. По заданию Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края выполнить проектно-изыскательские работы на исследуемом объекте.

2. Проект работ по сохранению исследуемого объекта культурного наследия согласовать с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края и от последнего получить Разрешение на производство указанных работ.

3. Заключить Договор с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющих лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, для выполнения работ по сохранению исследуемого объекта культурного наследия (включая работы по консервации объекта культурного наследия).

4. Выполнить следующие производственные работы, включая комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимых в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика исследуемого объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия, а именно:

4.1. До восстановления внутренних инженерных сетей: электроснабжения, отопления и водоснабжения, по условиям безопасности указанные сети отключить.

4.2. Очистить территорию, на которой расположен исследуемый объект, от обрушившихся при пожаре конструкций и от мусора.

4.3. Надёжно закрепить повреждённые элементы декора на фасадах исследуемого объекта с целью предотвращения их падения, прежде всего со стороны <адрес>.

4.4. Произвести защиту исследуемого объекта от дальнейшего замачивания его помещений и их конструктивных элементов атмосферными осадками, для этого необходимо:

4.4.1. Заменить повреждённые при пожаре несущие конструкции крыши (не способные нести кровельную нагрузку). Прежде всего, это относится к участку крыши над помещениями второго этажа .

4.4.2. Закрыть всю крышу временным гидроизоляционным покрытием полипропиленовой плёнкой, имеющей более выраженную прочность и стойкость к ультрафиолетовым лучам, либо кровельной ПВХ мембраной Технониколь или другим прочным кровельным материалом, надёжно закреплённых к несущим конструкциям крыши.

4.4.3. Оконные и дверные проёмы в стенах с утраченным, либо повреждённым заполнением временно закрыть ПВХ плёнкой таким образом, чтобы через них не попадали атмосферные осадки в помещения исследуемого объекта.

4.4.4. Обеспечить нормальное закрывание створок других окон.

4.5. Осушить и очистить помещения исследуемого объекта.

4.6. На период консервации объекта осуществлять закреплённым персоналом осмотр и его техобслуживание для обеспечения нормального температуро-влажностного режима (18-20)°С при относительной влажности 60% внутри помещений, а также охрану объекта.

До начала выполнения работ по консервации объекта культурного наследия необходимо указанные выше работы согласовать с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края и получить от него разрешение на производство работ.

Работы, которые необходимо выполнить для восстановления здания регионального культурного наследия, литер «А», расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес> в соответствии с п. 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определяются проектной документацией, согласованной Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края.

Порядок и последовательность работ в соответствии с разделом 5.7 СП 48.13330.2011 «Организация строительства», лит. 18 определятся проектом производства работ, который разрабатывает Исполнитель работ и согласовывает его с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края.

Исходя из нахождения помещений второго этажа здания культурного наследия, литер «А», расположенного по адресу: <адрес> в собственности Семёновой А.И., а помещений первого этажа во владении (оперативном управлении) Сочинской городской общественной организации ВОИР и в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»:

Работы по консервации исследуемого объекта культурного наследия, которые экспертом описаны в исследовательской части настоящего заключения (листы 17-18), а также ремонтно-реставрационные работы его несущих конструкций: фундаментов, наружных и внутренних несущих стен, междуэтажного и чердачного перекрытий, крыши, а также фасадов и заполнений оконных проёмов, расположенных на фасадах объекта культурного наследия, относящиеся к общему имуществу здания должны выполняться совместно владельцем помещений первого этажа - Сочинской городской общественной организацией ВОИР, либо иным титульным собственником помещений первого этажа, и собственником помещений второго этажа Семеновой А.И. на основании разрешения и только по проектной документации и в порядке, согласованном Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края.

Внутренние отделочные ремонтно-реставрационные работы и восстановительные работы по внутренним инженерным сетям (элетроснабжения, отопления, водоснабжения и водоотведения) должны выполняться индивидуально: на первом этаже - Сочинской городской общественной организацией ВОИР, либо иным титульным собственником помещений первого этажа, а на втором – Семеновой А.И. При этом, все ремонтно-реставрационные работы должны выполняться по проекту (проектам) и в порядке, согласованном Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края.

В первоочередном порядке необходимо выполнить ремонтно-реставрационные работы, которые выполняются совместно владельцем помещений первого этажа и собственником помещений второго этажа исследуемого объекта.

Назначая судебную экспертизу, суд руководствовался ст. 79 ГПК РФ, согласно которой при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.

В соответствии с требованиями ст. 84 ч. 1 ГПК РФ, экспертиза проводиться экспертами судебно-экспертных учреждений по поручению руководителей этих учреждений или иными экспертами, которым она поручена судом.

У суда нет оснований для недоверия выводам судебной экспертизы и нет сомнений в правильности полученного заключения, так как экспертиза проведена в соответствии с действующим законодательством РФ.

У суда нет оснований для назначения по настоящему делу ни дополнительной, ни повторной экспертиз, так как исследование проведено полно, выводы эксперта суду ясны, у суда нет сомнений в правильности и обоснованности данного заключения судебной строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной экспертом Филатовым А.С., предупреждённого об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеющего высшее образование по специальностям «Промышленное и гражданское строительство», «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструмент», квалификацию судебного эксперта по специальности 16.1 «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью их оценки», имеющих стаж работы по строительной специальности – 44 года, стаж экспертной работы – с 1998 года. Сторонами по делу не представлено доказательств ложности или неправильности сделанных экспертом выводов.

Все имеющиеся доказательства по делу, суд оценивает по правилам, установленным ст. 67 ГПК РФ, а именно, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 г. № 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" суд проверил, соответствует ли заключение эксперта поставленным перед ним вопросам, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.

Суд, дав оценку экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ, приходит к выводу о принятии его в качестве допустимого доказательства по делу, так как экспертиза назначена и проведена в установленном ГПК РФ порядке с участием представителей сторон, имеющих возможности выбрать кандидатуру эксперта, поставить перед ним вопросы, задать вопросы эксперту в судебном заседании; в заключении содержатся сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела; экспертное заключение выполнено квалифицированным специалистом, имеющим соответствующее высшее образование и длительный стаж работы по специальности, а кроме того, оно объективно согласуется с другими исследованными в судебном заседании доказательствами. Экспертиза проводилась с выходом и осмотром объекта исследования.

Проанализировав представленные доказательства, исходя из анализа вышеприведенных норм закона, с учетом результатов проведенной судебной экспертизы, суд приходит к выводу о возложении обязанности на Семенову А.И., Сочинскую городскую организации Краснодарской краевой организации общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов», администрацию города Сочи по принятию необходимых мер, направленных на восстановление и сохранение объекта культурного наследия регионального значения «Общественный клуб, конец XIX в.», расположенный по адресу: <адрес>.

Доводы представителя ответчика Семеновой А.И. о невозможности удовлетворения настоящего иска, поскольку ей не было предоставлено в установленном законом порядке охранное обязательство на указанный объект, основаны на неверном толковании норм закона, более того, Тараканова Н.В. в судебном заседании подтвердила, что охранное обязательство было направлено администрацией города Сочи Семеновой А.И. и было ей получено.

Доводы о том, что решением Центрального районного суда города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении требований прокурора Центрального района города Сочи в защиту прав неопределенного круга лиц к Семеновой А.И. о признании бездействия по непринятию мер к сохранению части здания объекта культурного наследия незаконным и обязании к восстановлению части здания объекта культурного наследия, суд не принимает во внимание.

На основании ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В данном случае суд считает, что решение Центрального районного суда города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего гражданского дела, поскольку в рассмотрении участвуют иные лица.

Также суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика Семеновой А.И. о том, что пожар, повредивший объект культурного наследия регионального значения «Общественный клуб, конец XIX в.», расположенный по адресу: <адрес>., произошел по вине Сочинской городской общественной организацией ВОИР, поскольку данной организацией произведена самовольная перепланировка недвижимого имущества, а также часть помещений передана в пользование третьим лицам - без согласия собственника и внесения арендной платы нежилые помещения использовались ИП Кушнаревой О.Ю. для организации общественного питания.

При рассмотрении настоящего гражданского дела, наличие вины лица, в результате действий которого произошел пожар, правового значения не имеет, поскольку приведенными выше нормами закона обязанность собственника по сохранению и восстановлению принадлежащего ему объекта культурного наследия не ставится в зависимость от наличия или отсутствия вины собственника в причинении объекту культурного наследия ущерба.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края к Семеновой А.И., Сочинской городской организации Краснодарской краевой организации общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов», администрации города Сочи о понуждении к исполнению обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия – удовлетворить.

Обязать Семенову А.И., Сочинскую городскую организацию Краснодарской краевой организации общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов», администрацию муниципального образования город Сочи принять меры по устранению нарушения обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выразившегося в невыполнении работ по сохранению принадлежащей ей части объекта культурного наследия регионального значения «Общественный клуб, конец XIX в.», расположенного по адресу: <адрес>, посредством:

1) организации проведения работ по консервации в целях предотвращения дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в порядке, установленном действующим законодательством, за свой счет, в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу;

2) организации проведения обследования объекта культурного наследия и разработки проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в порядке, установленном действующим законодательством, за свой счет, в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу;

3) организации выполнения полного комплекса ремонтно-реставрационных работ в соответствии с согласованной проектной документацией, в порядке, установленном действующим законодательством, за свой счет, в шестимесячный срок с момента согласования управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Вышеуказанные работы проводить в последовательности определенной заключением судебной строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленном Филатовым А.И.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.С. Шевелев

Мотивированное решение суда, с учетом выходных и праздничных дней, изготовлено и подписано судьей 14.05.2018 года.

«Решение в законную силу на момент опубликования не вступило»

"Согласовано"