ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1192/2022 от 02.09.2022 Сальского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2-1192/2022

УИД: 61 RS0021-01-2022-001999-96

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 cентября 2022 года г. Сальск

Сальский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Поповой О.Г.,

с участием сторон,

при секретаре Кистеревой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Сальском, Песчанокопском, Целинском, Егорлыкском, Орловском, Пролетарском (с) районах к Администрации Сальского района Ростовской области, ООО «Родник» об обязании принять меры по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Сальском, Песчанокопском, Целинском, Егорлыкском, Орловском, Пролетарском (с) районах обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Сальского района Ростовской области об обязании принять меры по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой, сославшись на следующие обстоятельства.

В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004г. № 314 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, а Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Ростовской области) - территориальным органом вышеназванного Федерального органа исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322 утверждено «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24 апреля 2006 г. № 308 утверждено «Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Кроме того, полномочия Управления Роспотребнадзора по Ростовской области утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.08.2006 № 257 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области».

Ч. 1 ст.51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. установлено, что в случае нарушения санитарного законодательства главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе обратиться в суд и арбитражный суд о нарушении санитарного законодательства.

Для обеспечения водой населения, проживающего в населенных пунктах Сальского района используются системы централизованного холодного водоснабжения, представленные подземными источниками водоснабжения (артезианскими скважинами) и распределительными водопроводными сетями.

Вода в данных подземных источниках водоснабжения является высокоминерализованной, содержащей отдельные химические соединения, в концентрациях, в несколько раз превышающих предельно допустимые показатели, такие как, - аммиак, сероводород и сульфициды, сухой остаток, железо, цветность, сульфиды, перманганатная окисляемость.

В связи с отсутствием на рассматриваемых водопроводах соответствующих очистных сооружений с применением методов по снижению концентрации данных веществ, они практически в неизменных количествах, превышающих гигиенические нормативы, присутствуют в воде, подаваемой населению. На водопроводах в населенных пунктах Сальского района подающих населению воду из подземных источников водоснабжения водоподготовка не проводится.

Водопроводная вода используется населением для питья, приготовления пищи и хозяйственно-бытовых нужд, поступает через уличную распределительную водопроводную сеть во дворы и благоустроенные дома жилой застройки, в то время как иной системы водоснабжения, подающей населению Сальского района водопроводную воду, не существует.

Постоянное употребление воды с повышенным содержанием указанных химических веществ создает угрозу возникновения массовых неинфекционных заболеваний среди населения.

Так, данные гигиенических исследований показывают, что питьевая вода повышенной минерализации (т.е. с превышением в ней нормативных значений перечисленных химических веществ) способствует развитию таких заболеваний, как мочекаменная болезнь, гипертоническая болезнь, полиартриты обменного характера.

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении (с изменениями и дополнениями) (частью 3 статьи 1) предусмотрено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержит следующие требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению: питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства; население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Пунктом 4.12.1. ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги общие технические условия» установлено, что для безопасного потребления услуг должно быть обеспечено соответствие свойств и характеристик питьевой воды требованиям.

С целью выполнения функций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения территориальным отделом Управления Роспотребнадзора Ростовской области в Сальском, Целинском, Песчанокопском, Егорлыкском, Орловском Пролетарском (с) районах (далее по тексту - территориальный отдел) регулярно проводится мониторинг за качеством воды подаваемой населению в т.ч. и населению в Сальском районе Ростовской области, в рамках которого, филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» отбираются пробы воды на водопроводах (источники, разводящая сеть, инженерные сооружения), расположенных на курируемых территориях.

По результатам лабораторных исследований проб воды, отобранных из в водоснабжения и распределительной водопроводной сети в сельских населенных пунктах Сальского района Ростовской области в рамках социально — гигиенического и оперативного мониторинга, госсанэпиднадзора пробы питьевой воды не соответствуют требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям - аммиак, сероводород и сульфиды, сухой остаток, железо, цветность, сульфиды, перманганатная окисляемость, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний АИЛЦ филиала ФБУЗ «ЦГ и Э в РО» в Сальске от 26.02.2021 № 21-235.1-Б; от 09.03.2021 г №21 -249. 1-Б; от 09.03.2021 №21 -250. 1-Б; от 09.03.2021 № 21 - 263. 1-Б; от 12.03.2021 № 21-331.1-Б; от 13.03.2021 № 21-369.1-Б; от 17.03.2021 № 21-370.1-Б; от 17.03.2021 № 21-380.1-Б; от 17.03.2021 № 21-381.1-Б; от 22.04.2021 21-705.1-Б; от 28.05.2021 № 21-851.1-Б; от 28.05.2021 № 21-892.1-Б; от 28.05.2021 № 21-891.1-Б;от 22.04.2021 №21-706.1-Б; от 16.06.2021 21-1023.1-Б; от 16.06.2021 № 21-1024.1-Б; от 16.06.2021 № 21-1025.1-Б; от 16.06.2021 № 21-1026.1-Б; от 16.06.2021 № 21-1050.1-Б; от 16.06.2021 № 21-1051.1-Б; от 16.06.2021 № 21-1052.1-Б; от 16.07.2021 № 21-1528.1-Б; от 16.07.2021 № 21-1525.1Б; от 16.07.2021 № 21-1535.1-Б; от 19.07.2021 № 21-1536.1-Б; от 20.07.2021 № 21529.1-Б; от 21.07.2021 № 21-1529.1-Б; от 21.07.2021 № 21-1545.1-Б; от 28.07.2021 № 21-1606.1-Б; от 30.07.2021 № 21-1624.1-Б; от 30.07.2021 № 21-1626.1-Б; от 30.07.2021 № 21-1642.1-Б; от 30.07.2021 № 21-1646.1-Б; от 31.07.2021 № 21-1647.1-Б; от 22.09.2021 №21-10909.1-Б; от 22.09.2021 № 21-1910; от 22.09.2021 №21-1911.1-Б; от 22.09.2021 5 21-1945.1-Б; от 24.09.2021 № 21-1965.1-Б; от 22.09.2021 № 21-2032.1-Б; от 29.11.2021 № 21-2357.1-Б; от 29.11.2021 №21-2358.1-Б; от 29.11.2021 №21-2465.1-Б; от 29.11.2021 № 21-2466.1-Б.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297) качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде, а именно питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. В п. 2 данной статьи указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест установлены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

В таблицах СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» указаны предельно допустимые величины вредных веществ и иные нормативные показатели, превышение которых указывает не несоответствие качества питьевой воды.

Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения носится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.

Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засоренности поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

В соответствии со статьей 11 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.1999 N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 7.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" качество оказываемой услуги должно соответствовать договору. В соответствии со статьями 4, 7 данного Закона потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни и здоровья потребителя. Требования, которые должны обеспечь безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, являются обязательными и устанавливаются законом. Если предусмотрены обязательные требования к работе (услуге) исполнитель обязан передать, выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям. В силу ст. 29 данного Закона исполнитель - организация, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору, от которой потребитель вправе требовать качественного оказания услуг.

Питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенной для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также производства пищевой продукции; качество и безопасность воды (далее - качество воды) совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру (п. п. 10, 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении» (с изменениями и дополнениями).

Согласно договоров аренды между Администрациями сельских поселений и ООО «Родник» водоснабжающая организация ООО «Родник» обеспечивала водоснабжением население сельских поселений.

До 2017 года все водопроводы являлись собственностью Администраций сельских поселений, согласно договорам аренды.

1. Договор аренды № 1 систем коммунальной инфраструктуры: объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности Администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области для обеспечения потребителей Гигантовского сельского поселения услугами водоснабжения и водоотведения от 21.03.2016. Договоры аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Сальский район» между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» от 11.12. года № 95.24-Д/10, договор сроком на 5 лет.

2. Договор № 1 аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Ивановского сельского поселения» между Администрацией Ивановское сельское поселение и ООО «Родник» от 22.01.2016 № 1. Дополнительное соглашение к договору аренды от 22.01.2016 № 1 между Администрацией Сальского райе ООО «Родник» от 19.05.2020.

3. Договор №12/2016 аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Екатериновского сельского поселения» между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» от 17.02.2016. Дополнительное соглашение к договору аренды №12/2016 от 17.02.2016 между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» 19.05.2020.

4.1. Договор № 1 аренды муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Буденновского сельского поселения» между Администрацией Буденновского сельского поселения и ООО «Родник» от 25.01.2016. Дополнительное соглашение к договору аренды от 22.01.2016 № 1 между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» от 19.05.2020.

4.2. Договор № 2 аренды муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Буденновского сельского поселения» между Администрацией Буденновского сельского поселения и ООО «Родник» от 25.01.2016. Дополнительное соглашение к договору аренды № 1, № 2 от 25.01.2016 между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» от 19.05.2020.

5. Договор №1/2016 аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Юловское сельское поселение» между Администрацией Юловского сельского поселения и ООО «Родник» от 04.02.2016 №1/2016. Дополнительное соглашение к договору аренды №1/2016 от 04.02.2016 между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» от 19.05.2020.

6. Договор №1 аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Рыбасовское сельское поселение» между Администрацией Рыбасовского сельского поселения и ООО «Родник» от 22.01.2016 №1. Дополнительное соглашение к договору аренды №1 от 22.01.2016 между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» от 09.01.2017.

7. Договор № 2 аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Сандатовское сельское поселение» между Администрацией Сандатовского сельского поселения и ООО «Родник» от 12.02.2016. Договор № 4 аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Сальский район между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» от 02.04.2018. Акта закрепления бесхозяйственных объектов инженерной инфраструктуры холодного водоснабжения (водопроводные сети, артезианские скважины, водонапорные башни), для эксплуатации ООО «Родник», на срок проведения процедуры оформления права муниципальной собственности.

8. Договор № 1 аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Манычское сельское поселение» между Администрацией Манычского сельского поселения и ООО «Родник» от 25.01.2016 №1. Дополнительное соглашение к договору аренды № 1 от 25.01.2016 между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» от 19.05.2020 года.

9. Договор № 1/2016 аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Кручено - Балковское сельское поселение» между Администрацией Кручено - Балковского сельского поселения и ООО «Родник» от 14.03.2016. Дополнительное соглашение к договору аренды № 1/2016 от 14.03.2016 между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» от 19.05.2020.

10. Договор № 1/2016 аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Кручено - Балковское сельское поселение» между Администрацией Кручено - Балковского сельского поселения и ООО «Родник» от 14.03.2016. Дополнительное соглашение к договору аренды № 1/2016 от 14.03.2016 между Администрацией Сальского района и ООО «Родник» от 19.05.2020.

Согласно договорам аренды ООО «Родник» (арендатор) с администрациями сельских поселений (арендодателями), в соответствии с п. 1.1. в ООО «Родник» переданы объекты водопроводного хозяйства, для обеспечения водоснабжения населения (водопроводные сети, скважины, башни, земельные участки).

В соответствии с изменениями, внесенными в Областной закон от 07.12.2016 года № 740-ЗС «О внесении изменений в областной закон «О местном самоуправлении в Ростовской области» по актам приема-передачи недвижимого имущества с 09.01.2017 года, поэтапно, переданы в муниципальную собственность, в Администрацию Сальского района, т.е. поэтапно, все водопроводы перешли в Администрацию Сальского района. Дополнительными соглашениями между Администрацией Сальского района и ООО «Родник», организацией, оказывающей населению Сальского района коммунальную услугу по подаче питьевого водоснабжения, является ООО «Родник», исключение п. Приречный, водоснабжающая организация ПК «Родник».

В п. 1.3 договоров указано целевое назначение имущества, а именно: бесперебойное и качественное обеспечение потребителей Сальского района коммунальными ресурсами -водоснабжение и водоотведение. С этой целью, согласно п. 2.2.1 договора арендодатель, а именно – Администрация Сальского района обязана была передать имущество арендатору (ООО «Родник») для качественного оказания услуг по водоснабжению и водоотведению.

В договорах аренды указано на отсутствие очистных сооружений на территориях поселения; арендодатель (администрация Сальского района) передала арендатору, в лице ООО «Родник» имущество без очистных сооружений на водопроводах.

Таким образом, администрация Сальского района не выполнила свои обязанности по созданию условий для ООО «Родник» и поставки им, питьевой воды надлежащего качества населению Сальского района.

Согласно п. 2 ст.23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (с изменениями и дополнениями) - «Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение питьевой воды, соответствующей установленным требованиям» (в ред. Федерального закона 28.11.2015 N357-03).

Согласно п. 1 ст.23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (с изменениями и дополнениями)- «организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Письма о качестве питьевой воды, проблемных вопросах централизованного водоснабжения направлены в адрес главы администрации Сальского района (исх. от 08.02.2021 №20/83- 1455, 17.05.2022 №20/83-7808).

Таким образом, надлежащие действия, создающие условия для устранения нарушений требований санитарного законодательства по обеспечению жителей Сальского района Ростовской области питьевой водой надлежащего качества в необходимом количестве Администрацией Сальского района предприняты не были.

Данные факты, по мнению территориального отдела, бесспорно, нарушают права жителей Сальского района Ростовской области на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, гарантированные ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, нормами Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при использовании ими подаваемой воды.

Сложившаяся ситуация с предоставлением коммунальных услуг (питьевое водоснабжение) ненадлежащего качества для граждан, проживающих в сельских населенных пунктах Сальского района Ростовской области привела к массовым нарушениям их прав в части пользования питьевой воды ненадлежащего качества.

С учетом изложенного, истец просит суд обязать ответчика - Администрацию Сальского района по истечении 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу (до 01.07.2025) устранить нарушения санитарно эпидемиологических требований, т.е. привести качество питьевой воды по показателям – аммиак, сероводород и сульфиды, сухой остаток, железо, цветность, сульфиды, перманганатная окисляемость в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". Обязать ответчика - Администрацию Сальского района довести через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Представитель истца Аленина В.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить в соответствии с исковым заявлением.

Представитель истца - Федченко Антонина Васильевна, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить в соответствии с исковым заявлением.

Представитель ответчика Администрации Сальского района Ростовской области Костюк А.В., действующая на основании доверенности, представила возражение, в котором пояснила следующее. С предъявленными требованиями Администрация Сальского района не согласна по следующим основаниям.

На территории Сальского района протяженность водопроводных сетей составляет 688 км, их них: протяженность водопровода на территории сельских поселений - 433 км. Протяженность водопроводных сетей нуждающиеся в замене -588 м, из них: на территории сельских поселений 361 км.

Количество скважин на территории сельских поселений - 127 шт. Большой износ водопроводных сетей приводит к частым аварийным ситуациям, потерям и вторичному загрязнению воды.

Постановлением Администрации Сальского района от 06.04.2022 № 426 «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения сельских поселений Сальского района на период с 2022 по 2032 годы» определены мероприятия по реконструкции сетей водоснабжения на территории сельских поселений Сальского района.

В ресурсоснабжающей организации для очистки и обеззараживания источников централизованного водоснабжения на складах регулярно пополняется запас дезинфицирующих средств. Для очистки и обеззараживания источников централизованного водоснабжения ресурсоснабжающей организацией регулярно проводится хлорирование водозаборных скважин, башен и сетей, ресурсоснабжающей организацией производится лабораторный контроль за качеством воды в соответствии с Программой производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнения санитарно-эпидемиологических мероприятий, согласованных с ТО Роспотребнадзора.

Администрацией Сальского района принято постановление от 12.03.2020 № 373 «Об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы Общества с ограниченной ответственностью «Родник» по развитию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения

Буденновского, Гигантовского, Екатериновского, Ивановского, Кручено-Балковского, Манычского, Новоегорлыкского, Рыбасовского, Сандатовского, Юловского сельских поселений Сальского района Ростовской области на 2021 -2028 годы». Постановление было направлено в ООО «Родник».

Постановлением Администрации Сальского района от 04.05.2021 внесены изменения в техническое задание на разработку инвестиционной

программы ООО «Родник», в части включения мероприятий по изготовлению проекта на организацию очистки воды от компонентов сероводорода, аммиака и цветности, для доведения её качества до нормативов СанПиН, установка фильтров для очистки воды из скважин в соответствии с проектной документацией, на очистку питьевой воды от компонентов сероводорода, аммиака и цветности, предусмотрена установка для очистки воды и доведения ее до нормативов и СанПиН. Срок реализации инвестиционной программы, согласно техническому заданию 2021-2028 гг.

Копия постановления от 04.05.2021 № 513 направлена в адрес ООО «Родник» по системе документооборота «Дело» для использования в работе с целью разработки ООО «Родник» инвестиционной программы (письмо от 12.05.2021 ).

Техническое задание разработано Администрацией Сальского района в полном соответствии с Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641.

В техническом задании (постановление Администрации Сальского района от 04.05.2021 «О внесении изменений в постановление Администрации Сальского района от 13.03.2020 № ») содержатся мероприятия по приведению качества воды в соответствие с питьевой отдельно по каждому сельскому поселению.

Кроме того, Администрацией Сальского района были направлены

документы для расчета тарифа на подвоз питьевой воды для потребителей Сальского района в региональную службу по тарифам Ростовской области (далее -

РСТ РО). Постановлением РСТ РО от 12.07.2022 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения (подвоз воды) ООО Родник установлен тариф на подвоз питьевой воды для потребителей Сальского района.

Администрация Сальского района со своей стороны выполнила все необходимые требования согласно ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» для обеспечения качества питьевой воды и обеспечила необходимые условия для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Бюджет Сальского района является дотационным. Для исполнения мероприятий по обеспечению населения качественной питьевой водой через централизованную систему водоснабжения Администрации Сальского района потребуется не менее 15-20 лет для поэтапного ежегодного выделения денежных средств на разработку проектно-изыскательских работ на реконструкцию скважин с установкой системы водоочистки, после разработки ПИРов необходимо будет направить письмо в адрес министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области о выделении денежных средств на разработку проектной документации на реконструкцию скважин с установкой системы водоочистки. Для формирования расходов в бюджете муниципального образования «Сальский район» на изготовление проектно-сметной документации на конструкцию скважин с установкой системы водоочистки необходимо произвести соответствующий расчет и осуществить процедуру по включению в бюджет Сальского района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов соответствующих денежных средств. Бюджет на 2022 и на плановый 2023 и 2024 год сформирован.

Формирование бюджета на очередной финансовый год производится за год принятия соответствующего решения.

Установка водопроводных очистных сооружений повлияет на увеличение электрической мощности, модернизации линий электропередач, и трансформаторных подстанций, что потребует получение новых технических условий на присоединение к сетям электроснабжения на каждую скважину.

Исходя из устоявшегося уклада жизни жителей сельских поселений Сальского района (фермерство, садоводство, животноводство, огородничество) вода из центрального водопровода населенных пунктов используется для хозяйственно-бытовых нужд.

Затраты на установку водопроводных очистных сооружений повлекут за собой увеличение тарифа для населения и учреждений социальной сферы.

В соответствии с техническим заданием запланированы мероприятия по приведению качества воды в соответствие с установленными нормативами по каждому населенному пункту Сальского района и направлены в ООО «Родник» в виде технического задания.

В соответствии с решением Собрания депутатов Сальского района от 27.12.2021 № 45 «О бюджете Сальского района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (в ред. решения от 29.07.2022 ) собственные налоговые и неналоговые доходы бюджета территории в общей сумме доходов бюджета составляют всего 12,3 % или 528,9 млн. рублей, оставшаяся сумма доходов 87,7 % или 3 788,5 млн. рублей приходится на безвозмездные поступления от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, в том числе дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности из областного бюджета составляет сумму 280,8 млн. рублей или 10,1 % от общей суммы безвозмездных поступлений.

Условием предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальному району является подписание соглашения, предусматривающего меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов района.

Администрацией Сальского района соответствующее Соглашение заключено с Министерством финансов Ростовской области от 28.01.2022 № 34 д, которым определены обязательства Сальского района по оптимизации расходов территории и по обеспечению в первоочередном порядке расходов на выплату заработной платы с начислениями, взносов по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам, оплату коммунальных услуг, услуги связи, приобретаемых для муниципальных нужд продуктов питания, медикаментов, котельного и печного топлива, горюче-смазочных материалов, уплату налогов и сборов в объеме необходимой потребности.

В целях выполнения поручения Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева и министерства финансов Ростовской области в текущем году учитывается необходимость принятия мер по приоритезации расходов и недопущения принятия новых расходных обязательств, не отнесенных к первоочередным расходам и реализации национальных проектов.

Администрациями муниципальных образований должны приниматься аналогичные меры в отношении расходов, предусмотренных в местных бюджетах на 2022-2024 годы.

ООО «Родник» обслуживает 50 населенных пунктов Сальского района. По информации, предоставленной проектной организаций ООО «Вега-93», разработка проектно-сметной документации по реконструкции систем водоснабжения с установкой систем водоочистки для одной скважины составляет 25 млн. рублей. Таким образом, на 127 источников водоснабжения требуется ориентировочно 3 175 млн. рублей.

Выделить до 2025 года такой объем денежных средств для муниципалитета не представляется возможным.

Качество воды по санитарно-химическим показателям в населенных пунктах района разное. Изложенные исковые требования заведомо невыполнимы, и не позволяют установить какие конкретно меры должна принять Администрация Сальского района.

С учетом собственных доходов бюджета Сальского района выделить до 01 июля 2025 года такой объем денежных средств для установки систем водоочистки для всех скважин для Администрации Сальского района не представляется возможным.

При таких обстоятельствах, учитывая большое количество скважин (127 шт.) в 10-ти сельских поселениях, в связи с необходимостью изыскать дополнительные источники финансирования, сроков проведения конкурентных процедур по закупке необходимых услуг (изготовление проектной документации), оборудования в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом сроков формирования областного и местного бюджетов на очередной финансовый год, а также необходимостью выполнения решений Сальского городского суда по разработке проектов зон санитарной охраны на источники водоснабжения сельских поселений, Администрация Сальского района полагает разумным, в случае удовлетворения требований Истца, установить срок исполнения его требований не ранее 31.12.2032 (выполнение мероприятий по обеспечению качества воды по 1 сельскому поселению в год).

На территории Сальского района ресурсоснабжающей организацией в сфере водоснабжения является ООО «Родник», пользующийся переданным в его пользование муниципальным имуществом (объектами водоснабжения) на основании договоров аренды.

В целях реализации мероприятий по очистке воды от компонентов сероводорода, аммиака и цветности, для доведения её качества до нормативов СанПиН Администрацией Сальского района принято постановление от 12.03.2020 № 373 «Об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы Общества с ограниченной ответственностью «Родник» по развитию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения Буденновского, Гигантовского, Екатериновского, Ивановского, Кручено-Балковского, Манычского, Новоегорлыкского, Рыбасовского, Сандатовского, Юловского сельских поселений Сальского района Ростовской области на 2021 -2028 годы».

В соответствии с ч.6 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", во исполнение решения Сальского городского суда от 02.02.2021 по делу № 2-219/2021 принято постановление Администрации Сальского района от 04.05.2021 № 513 «О внесении изменений в постановление Администрации Сальского района от 13.03.2020 № 373», которым внесены дополнения в техническое задание для ООО «Родник» с целью подготовки ими инвестиционной программы в части очистки питьевой воды от компонентов сероводорода, аммиака и цветности для доведения ее качества до нормативов СанПиН по каждому населенному пункту.

Копия данного постановления была направлена 12.05.2021 в адрес ООО «Родник» с целью разработки ООО «Родник» инвестиционной программы (письмо от 12.05.2021 ) и 19.05.2021 в адрес ТО Роспотребнадзора (письмо от 19.05.2021 ).

Срок реализации инвестиционной программы по техническому заданию 2021-2028 г.г., то есть в пределах установленного законом о водоснабжении семилетнего срока.

В соответствии с ч.7 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения указанного технического задания, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

Однако, в нарушение указанной нормы, ООО «Родник» не разработал план мероприятий по приведению качества питьевой воды установленным нормам по настоящее время.

Администрация Сальского района со своей стороны выполняет все необходимые требования для обеспечения качества питьевой воды и обеспечила необходимые условия для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Кроме того, во исполнение требований Федерального закона от 21.07.2005 № 15-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - ФЗ № 115) Администрацией Сальского района принимаются меры по заключению с ООО «Родник» концессионных соглашений на объекты холодного водоснабжения, расположенные сельских поселениях Сальского района.

Для возможности заключения концессионных соглашений Администрацией

Сальского района принято постановление от 06.04.2022 № 426 «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения сельских поселений Сальского района на период с 2022 по 2032 годы», которым определены мероприятия по реконструкции сетей водоснабжения на территории сельских поселений Сальского района, включающие в себя полную замену изношенных участков водопроводных сетей на территории сельских поселений Сальского района.

До конца 2022 года планируется передача имущества водопроводно-канализационного хозяйства Сальского района в ООО «Родник» в рамках концессионных соглашений, с целью реализации мероприятий по реконструкции сетей водоснабжения.

Предоставленный инициатором заключения концессионного соглашения ООО «Родник» пакет документов направлен Администрацией Сальского района на согласование в министерство ЖКХ РО 04.05.2022 (№ ).

27.05.2022 Администрацией Сальского района приняты решения о возможности заключения концессионных соглашений с ООО «Родник» на иных условиях, чем предложены инициатором, путем принятия постановлений от 27.05.2022.

10.06.2022 письмом № 40.1/1467 Региональная служба по тарифам РО согласовала значения долгосрочных параметров регулирования тарифов, содержащихся в проекте концессионного соглашения, и метод долгосрочного регулирования тарифов - метод индексации.

Письмом от 17.06.2022 № 16.1/1714 министерством ЖКХ РО в ходе рассмотрения проектов концессионных соглашений сообщено о выявленных недостатках проекта и сделаны замечания.

Откорректированный пакет документов направлен повторно на согласование в министерство ЖКХ РО 20.06.2022 .

В соответствии с решением Собрания депутатов Сальского района от 27.12.2021 № 45 «О бюджете Сальского района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (в ред. решения от 29.07.2022 № 110) собственные налоговые и неналоговые доходы бюджета территории в общей сумме доходов бюджета составляют всего 12,3 % или 528,9 млн. рублей, оставшаяся сумма доходов 87,7 % или 3 788,5 млн. рублей приходится на безвозмездные поступления от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, в том числе дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности из областного бюджета составляет сумму 280,8 млн. рублей или 10,1 % от общей суммы безвозмездных поступлений.

Условием предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальному району является подписание соглашения, предусматривающего меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов района.

В связи с чем, в удовлетворении исковых требований к Администрации Сальского района Ростовской области просили отказать.

Представитель ООО «Родник» Мандриева Л.В., действующая на основании доверенности, относительно требований истца возражала, просила отказать в полном объеме, сославшись на следующие обстоятельства.

ООО «Родник» на основании постановления Администрации Сальского района от 16.10.2017 г. является гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения в Сальском районе.

На основании договоров аренды муниципального имущества ООО «Родник» пользуется арендованным имущество для осуществления своих функций в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Сальского района.

ООО «Родник» через сети централизованного водоснабжения подается вода для коммунально-бытового назначения на основании выданных лицензий.

План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (п. 7 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), которая в свою очередь разрабатывается по Правилам разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. № 641 на основании технического задания на разработку инвестиционной программы, утвержденного органом местного самоуправления поселения (п.6 указанных Правил).

ООО «Родник» рассмотрено постановление Администрации Сальского района от 12.05.2021 № 513 «О внесении изменений в постановление Администрации Сальского района от 12.03.2020 (техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО «Родник» на 2021-2028 годы)» вх. от 24.06.2021.

В техническом задании отсутствуют мероприятия, обеспечивающие приведение качества воды в соответствие с питьевой, а внесенные постановлением от 04.05.2021 № 513 изменения и вовсе начинаются по срокам реализации с 2023 года.

Перечни мероприятий по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в разрезе сельских поселений не содержат плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов, которые должны быть достигнуты в результате реализации таких мероприятий, что противоречит пп. «в» п. 7 Правил № 641.

В нарушение п.п. «г» п.7 Правил № 641 перечень мероприятий по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций отсутствует.

Мероприятия, установленные п. 8 Правил № 641 и разрабатываемые в случаях, предусмотренных статьями 23, 24 и 40 Закона о водоснабжении так же отсутствуют.

Следует отметить, что у ООО «Родник» на сегодняшний день не имеется утвержденной в соответствии с законодательством инвестиционной программы.

ООО «Родник» в адрес Администрации Сальского района Ростовской области направлено предложение о заключении концессионного соглашения, в п.11 предложения о заключении концессионного соглашения на период 2023-2032 годы, отсутствуют мероприятия обеспечивающие приведение качества воды в соответствие с питьевой.

В разделе 1 проекта концессионного соглашения также отсутствуют мероприятия, обеспечивающие приведение качества воды в соответствие с питьевой.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив доказательства, суд установил следующее.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.

В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004г. № 314 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, а Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Ростовской области) - территориальным органом вышеназванного Федерального органа исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322 утверждено «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24 апреля 2006 г. № 308 утверждено «Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Кроме того, полномочия Управления Роспотребнадзора по Ростовской области утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.08.2006 № 257 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области».

Согласно ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ в случае нарушения санитарного законодательства главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст. 50 настоящего Федерального закона вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан.

В соответствии с положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду признается и гарантируется.

В силу п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения».

В соответствии с частью 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Правоотношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).

Согласно статье 11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 названного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

При этом организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ).

В силу части 2 статьи 23 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения городского поселения.

Пунктами 1, 4, 5, 6 части 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях помимо прочих относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.

Для обеспечения водой населения, проживающего в населенных пунктах Сальского района используются системы централизованного холодного водоснабжения, представленные подземными источниками водоснабжения (артезианскими скважинами) и распределительными водопроводными сетями.

Вода в данных подземных источниках водоснабжения является высокоминерализованной, содержащей отдельные химические соединения, в концентрациях, в несколько раз превышающих предельно допустимые показатели, такие как, - аммиак, сероводород и сульфициды, сухой остаток, железо, цветность, сульфиды, перманганатная окисляемость.

В связи с отсутствием на рассматриваемых водопроводах соответствующих очистных сооружений с применением методов по снижению концентрации данных веществ, они практически в неизменных количествах, превышающих гигиенические нормативы, присутствуют в воде, подаваемой населению. На водопроводах в населенных пунктах Сальского района подающих населению воду из подземных источников водоснабжения водоподготовка не проводится.

Материалами дела подтверждается, что с целью выполнения функций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения территориальным отделом Управления Роспотребнадзора Ростовской области в Сальском, Целинском, Песчанокопском, Егорлыкском, Орловском Пролетарском (с) районах (далее по тексту - территориальный отдел) регулярно проводится мониторинг за качеством воды подаваемой населению в т.ч. и населению в Сальском районе Ростовской области, в рамках которого, филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» отбираются пробы воды на водопроводах (источники, разводящая сеть, инженерные сооружения), расположенных на курируемых территориях.

По результатам лабораторных исследований проб воды, отобранных из в водоснабжения и распределительной водопроводной сети в сельских населенных пунктах Сальского района Ростовской области в рамках социально — гигиенического и оперативного мониторинга, госсанэпиднадзора пробы питьевой воды не соответствуют требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям - аммиак, сероводород и сульфиды, сухой остаток, железо, цветность, сульфиды, перманганатная окисляемость, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний АИЛЦ филиала ФБУЗ «ЦГ и Э в РО» в Сальске от 26.02.2021 № 21-235.1-Б; от 09.03.2021 г №21 -249. 1-Б; от 09.03.2021 №21 -250. 1-Б; от 09.03.2021 № 21 - 263. 1-Б; от 12.03.2021 № 21-331.1-Б; от 13.03.2021 № 21-369.1-Б; от 17.03.2021 № 21-370.1-Б; от 17.03.2021 № 21-380.1-Б; от 17.03.2021 № 21-381.1-Б; от 22.04.2021 21-705.1-Б; от 28.05.2021 № 21-851.1-Б; от 28.05.2021 № 21-892.1-Б; от 28.05.2021 № 21-891.1-Б;от 22.04.2021 №21-706.1-Б; от 16.06.2021 21-1023.1-Б; от 16.06.2021 № 21-1024.1-Б; от 16.06.2021 № 21-1025.1-Б; от 16.06.2021 № 21-1026.1-Б; от 16.06.2021 № 21-1050.1-Б; от 16.06.2021 № 21-1051.1-Б; от 16.06.2021 № 21-1052.1-Б; от 16.07.2021 № 21-1528.1-Б; от 16.07.2021 № 21-1525.1Б; от 16.07.2021 № 21-1535.1-Б; от 19.07.2021 № 21-1536.1-Б; от 20.07.2021 № 21529.1-Б; от 21.07.2021 № 21-1529.1-Б; от 21.07.2021 № 21-1545.1-Б; от 28.07.2021 № 21-1606.1-Б; от 30.07.2021 № 21-1624.1-Б; от 30.07.2021 № 21-1626.1-Б; от 30.07.2021 № 21-1642.1-Б; от 30.07.2021 № 21-1646.1-Б; от 31.07.2021 № 21-1647.1-Б; от 22.09.2021 №21-10909.1-Б; от 22.09.2021 № 21-1910; от 22.09.2021 №21-1911.1-Б; от 22.09.2021 5 21-1945.1-Б; от 24.09.2021 № 21-1965.1-Б; от 22.09.2021 № 21-2032.1-Б; от 29.11.2021 № 21-2357.1-Б; от 29.11.2021 №21-2358.1-Б; от 29.11.2021 №21-2465.1-Б; от 29.11.2021 № 21-2466.1-Б. (л.д. 23-72).

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297) качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде, а именно питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест установлены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

В таблицах СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» указаны предельно допустимые величины вредных веществ и иные нормативные показатели, превышение которых указывает не несоответствие качества питьевой воды.

Как следует из материалов дела и не отрицалось сторонами в судебном заседании, до 2016 года все водопроводы являлись собственностью Администраций сельских поселений, которые с 2016 года были переданы арендатору ООО «Родник (л.д.73-218).

Согласно договорам аренды ООО «Родник» (арендатор) с администрациями сельских поселений (арендодателями) в соответствии с п.1.1 в ООО «Родник» переданы объекты водопроводного хозяйства, для обеспечения водоснабжения населения (водопроводные сети, скважины, башни, земельные участки).

В соответствии с изменениями, внесенными в Областной закон от 07.12.2016 года № 740-ЗС «О внесении изменений в областной закон «О местном самоуправлении в Ростовской области» по актам приема-передачи недвижимого имущества с 09.01.2017 года, поэтапно переданы в муниципальную собственность Администрации Сальского района все водопроводы.

Дополнительными соглашениями между Администрацией Сальского района и ООО «Родник», организацией, оказывающей населению Сальского района коммунальную услугу по подаче питьевого водоснабжения, является ООО «Родник», исключение составляет п. Приречный Сальского района.

В договорах аренды указано на отсутствие очистных сооружений на территориях поселений, так как арендодатель (Администрация Сальского района) передала арендатору в лице ООО «Родник» имущество без очистных сооружений на водопроводах.

Следовательно, администрация Сальского района не выполнила свои обязательства по созданию условий для ООО «Родник» и поставки им питьевой воды надлежащего качества населению Сальского района.

Материалами дела также подтверждается, что истцом в адрес главы администрации Сальского района были направлены письма о качестве питьевой воды, проблемных вопросах централизованного водоснабжения (л.д.8-11, 12-16).

Следовательно, надлежащие действия, создающие условия для устранения нарушений требований санитарного законодательства по обеспечению жителей Сальского района Ростовской области питьевой водой надлежащего качества в необходимом количестве Администрацией Сальского района предприняты не были, что бесспорно нарушает права жителей Сальского района Ростовской области на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, гарантированные ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, нормами Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при использовании ими подаваемой воды.

Кроме того, действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности, так как предоставление коммунальных услуг (питьевое водоснабжение) ненадлежащего качества для граждан, проживающих в сельских населенных пунктах Сальского района Ростовской области привела к массовым нарушениям их прав в части использования питьевой воды ненадлежащего качества.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Всесторонне исследовав представленные доказательства в их совокупности, проверив и оценив их, суд приходит к выводу, что требования истца к Администрации Сальского района подлежат удовлетворению в полном объеме, в удовлетворении исковых требований к ООО «Родник» об обязании принять меры по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой, суд полагает необходимым отказать, поскольку согласно договорам аренды указано на отсутствие очистных сооружений.

В силу положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, определяющей, что в случае, если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, в решении устанавливается срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд с учетом того, что администрации Сальского городского поселения передано в собственность большое количество подобного рода объектов, работу которых необходимо приводить в соответствии с нормами и правилами, что в свою очередь ведет к расходованию бюджетных средств, полагает возможным установить срок исполнения решения суда до 01 июля 2027 года.

В силу пунктов 2, 3 статьи 46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", при удовлетворении иска в интересах неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

В связи с чем, суд полагает обязать Администрацию Сальского городского поселения Ростовской области в течение месяца после вступления решения в законную силу довести данное решение до сведения потребителей Сальского городского поселения через средства массовой информации или иным способом указанное решение.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Сальском, Песчанокопском, Целинском, Егорлыкском, Орловском, Пролетарском (с) районах к Администрации Сальского района Ростовской области, ООО «Родник» об обязании принять меры по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой, удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Сальского района Ростовской области в срок до 01 июля 2027 года устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований, т.е. привести качество питьевой воды по показателям – аммиак, сероводород и сульфиды, сухой остаток, железо, цветность, сульфиды, перманганатная окисляемость в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 № 52-ФЗ, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Обязать Администрацию Сальского района Ростовской области в течении месяца после вступления решения в законную силу довести до сведения потребителей Сальского района через средства массовой информации или иным способом указанное решение.

В удовлетворении исковых требований к ООО «Родник», отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий О.Г. Попова

Решение в окончательной форме изготовлено 09 сентября 2022 года.