Дело № 2-1192/2022
УИД 61RS0009-01-2021-002577-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 апреля 2022 г. г. Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Попова Д.А.,
при секретаре Дейненко К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к НКО «Фонд Капитального ремонта», ООО «Максимум-Строй», Правительству Ростовской области об обязании выполнить капитальный ремонт с учетом конкретных работ,-
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчикам, в обосновании которого указал, что он является собственником квартиры № №, многоквартирного дома № № по <адрес>.
В соответствии с Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы в многоквартирном доме № № по <адрес> запланирован капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем отопления, холодного водоснабжения и газоснабжения.
В соответствии с требованиями ЖК РФ в сентябре 2020 г. НКО «Фонд капитального ремонта» направила собственникам помещений, указанного многоквартирного дома, «Предложение о проведении в 2021 году капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме».
В нарушении требований ч. 3 ст. 189 ЖК РФ НКО «Фонд капитального ремонта», в направленном предложении о проведении в 2021 году капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, не представила собственникам помещений многоквартирного дома № <адрес> предложения о сроке начала капитального ремонта, об объёме услуг и (или) работ по капитальному ремонту, и обманула собственников помещений, указанного многоквартирного дома, о величине предельно допустимой стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту.
Размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счёт средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, на 2020 год, в соответствии с Постановлением правительства Ростовской области от 7 ноября 2019 г. № 789 «О внесении изменений в постановление правительства Ростовской области от 28.06.2013 № 421» составляла:
Ремонт теплоснабжения - 12 067 868,97 руб.
2744,6 X 4396,95 = 12 067 868,97 руб.
где,
2744,6 - общая площадь дома согласно Техническому паспорту здания по адресу
<адрес>, кв.м.; 4396,95 - размер предельной стоимости в соответствии с Постановлением № 789, руб./кв.м.
Ремонт холодного водоснабжения - 2 985 493,54 руб.
2744,6 х 1087,77 = 2 985 493,54 руб.
где,
1087,77 - размер предельной стоимости в соответствии с Постановлением № 789, руб./кв.м.
Ремонт газоснабжения - 700 696,38 руб.
2744,6 х 255,30 = 700 696,38 руб.
где,
255,30 - размер предельной стоимости в соответствии с Постановлением № 789, руб./кв. м.
А в соответствии с Постановлением правительства Ростовской области от 15 марта 2021 г. № 167 «О внесении изменений в постановление правительства ростовской области от 28.06.2013 № 421» размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счёт средств фонда капитального оемонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, на 2021 год составляет:
- ремонт теплоснабжения - 15 422 730,78 руб.;
- ремонт холодного водоснабжения - 3 815 460,582 руб.;
- ремонт газоснабжения - 7 678 402,744 руб.
НКО «Фонд капитального ремонта» экономически необоснованно пытается произвести увеличение стоимости капитального ремонта системы теплоснабжения многоквартирного дома <адрес>, и без согласия собственников помещений указанного дома, во время выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома пытается произвести изменение схемы теплоснабжения многоквартирного дома № <адрес>, <адрес>, с «Зависимой системы теплоснабжения» на «Независимую систему теплоснабжения». Произвести реконструкцию трубопровода отопления.
Так как при отоплении многоквартирного <адрес> теплоноситель поступает непосредственно в систему отопления потребителя без промежуточных теплообменников и тепловых пунктов, то такая система теплоснабжения является зависимой системой теплоснабжения.
При зависимой системе теплоснабжения потребитель не может ни изменить температуру теплоносителя, поступающего по подающему трубопроводу в многоквартирный дом, ни увеличить давление в подающем трубопроводе системы теплоснабжения.
При выполнении капитального ремонта существующей внутридомовой инженерной системы теплоснабжения изготовление проектной документации не нужно и не целесообразно и приводит к необоснованному удорожанию капитального ремонта, т.к. в процессе проведения капитального ремонта внутридомовой инженерной системы теплоснабжения многоквартирного <адрес>, <адрес> производится только замена трубопроводов системы теплоснабжения без изменения внутренних диаметров трубопроводов. НКО «Фонд капитального ремонта» не выполнял изготовление проектной документации инженерной системы холодного водоснабжения, мотивируя это тем, что выполнение капитального ремонта производится по существующей схеме. И если при выполнении капитального ремонта внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения НКО «Фонд капитального ремонта» посчитал, что выполнение проектной документации не нужно, то чем мотивирует НКО «Фонд капитального ремонта» увеличение стоимости капитального ремонта внутридомовой инженерной системы отопление, выполнением проекта капитального ремонта внутридомовой инженерной системы отопление, если этот капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы отопление выполняется так же по существующей схеме внутридомовой инженерной системы отопления без ее реконструкции?
Ни в предложении НКО «Фонд капитального ремонта» о проведении в 2021 году капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, ни в Решении общего собрания о проведении капитального ремонта (Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) не принималось решение о реконструкции системы отопления, так что реконструкция внутридомовой инженерной системы отопления, в соответствии с требованиями ЖК РФ является незаконной.
В нарушении ч. 3 ст. 189 ЖК РФ, НКО «Фонд капитального ремонта» не предоставил собственникам помещений многоквартирного <адрес>, <адрес> предложение ни о сроке начала капитального ремонта внутридомовой инженерной системы отопления, ни о сроке начала капитального ремонта внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения, ни о сроке начала капитального ремонта внутридомовой инженерной системы газоснабжения, запланированных, в соответствии с региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы, на 2021 год.
Так как НКО «Фонд капитального ремонта», в нарушении ч. 3 ст. 189 ЖК РФ, не предоставил собственникам помещений многоквартирного <адрес>, <адрес> предложения об объёме работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы отопления, то собственники помещений, указанного многоквартирного дома, в соответствии с ч. 5 ст. 189 ЖК РФ самостоятельно определили перечень работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы отопления на внеочередном общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГг., Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно Протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений многоквартирного <адрес> приняли решение, согласно которому при выполнении капитального ремонта внутридомовой инженерной системы отопления необходимо выполнить следующие работы:
- произвести полную замену металлических труб на армированные полипропиленовые трубы с сохранением внутреннего диаметра устанавливаемых полипропиленовых труб, соответствующего внутреннему диаметру заменяемых стальных труб с сохранением системы теплоснабжения;
- произвести замену всех чугунных радиаторов отопления в доме, в жилых и нежилых помещениях и в местах общего пользования, на биметаллические радиаторы;
- произвести замену существующего в составе узла учёта прибора учёта отопления ВКТ-7-01 на такой же прибор учёта, того же производителя но другой серии (серия существующего прибора - «01») и всего оборудования, составляющего в узел учёта тепловой энергии, заменить на аналогичные с присоединительными диаметрами равными внутреннему диаметру устанавливаемой армированной полипропиленовой трубы диаметром не менее 75 мм.
В нарушении ЖК РФ, закона «О защите прав потребителей», НКО «Фонд капитального ремонта» проигнорировал решение общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> и выполнил гидравлический расчёт трубопровода отопления и изменил диаметры подающего трубопровода на чердаке многоквартирного дома, т.е. произвёл реконструкцию трубопровода отопления. Данный расчёт является экономически необоснованным и бесполезным, т.к. в настоящее время применяются балансировочные клапаны для уравнивания скорости потока теплоносителя во всех стояках отопления. Балансировочные клапана регулируют как скорость потока теплоносителя по стоякам, так и перепад давления, и устанавливаются на стояках обратных трубопроводов, что делает гидравлический расчёт подающего трубопровода совершенно бесполезным и не нужным.
Фирма Danfoos (Данфосс) специально для таких старых домов как многоквартирный <адрес><адрес>, с однотрубной системой отопления разработала комплект оборудования (радиаторный терморегулятор и балансировочный клапан AB-QM с датчиком температуры) для повышения эффективности однотрубных систем отопления.
Фирма Danfoos (Данфосс) предлагает простое и надёжное решение позволяющее оптимизировать работу однотрубной системы отопления улучшить индивидуальный комфорт, снизить затраты на отопление. Всё что необходимо это установить радиаторный терморегулятор и балансировочный клапан AB-QM и датчик температуры. Радиаторный терморегулятор позволяет настроить комфортную температуру, а балансировочный клапан AB-QM обеспечит равномерное распределение теплоносителя в системе, а привод с датчиком температуры будут контролировать температуру обратного теплоносителя, избегая перегрев и снижая ненужное потребление теплоносителя. При таких условиях система отопления будет работать с переменным расходом, т.е. только необходимое количество теплоносителя нужной температуры будет поступать для обогрева, чем будет увеличена эффективность теплоснабжения что приведёт к снижению затрат на тепло. Данное решение позволит обеспечить комфортную температуру в квартирах собственников.
Более того, установка терморегуляторов у отопительных приборов является требованием действующих норм при организации отопления жилых помещений. Так п. 6.4.10 СП 60.13330.2020 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» в обязательном порядке предусмотрено: «У отопительных приборов следует устанавливать регулирующую арматуру. В жилых и общественных зданиях у отопительных приборов следует устанавливать автоматические терморегуляторы».
Но, не смотря на то, что НКО «Фонд капитального ремонта» в своём письме от 28 апреля 2021 г. № № заверила, что проектом предусмотрено устройство на стояках системы теплоснабжения балансировочных клапанов фирмы Данфосс, но другой модификации (MVT) для регулирования расхода теплоносителя в системе, НКО «Фонд капитального ремонта» категорически отказалась рассматривать вопрос более эффективного решения устройства системы теплоснабжения многоквартирного <адрес>, <адрес> с более экономичным использованием теплоносителя не менее чем от 10% и указал, что НКО «Фонд капитального ремонта» не будет производить замену радиаторов отопления в жилых помещениях и тем более устанавливать терморегуляторы, НКО «Фонд капитального ремонта» так же указал в проектной документации, что чугунные радиаторы отопления (у которых минимум 24 года назад истёк срок эксплуатации) заменятся не будут, а будет производится их гидравлическая промывка.
Как видно из проекта, гидравлический расчёт трубопровода системы отопления сделан по расчётному давлению в подающем трубопроводе - 41 м.вод.ст. (4,1атм.), но фактическое рабочее давление в подающем трубопроводе не превышает 2,5 атм. (м.вод.ст). ФИО1 приглашал представителей НКО «Фонд капитального ремонта» в отопительный период, до 15 апреля 2021 г., зафиксировать фактическое давление в подающем трубопроводе системы отопления многоквартирного <адрес>, <адрес>, но ни кто из представителей НКО «Фонд капитального ремонта» так и не приехал зафиксировать показания манометров на подающем и обратном трубопроводах системы отопления дома.
При таких обстоятельствах, когда гидравлический расчёт трубопровода системы отопления сделан по расчётному давлению 41 м.вод.ст. (4,1 атм.), а фактическое рабочее давление не превышает 25 м.вод.ст. (2,5атм.), система отопления многоквартирного дома <адрес> будет разбалансирована и не обеспечит равномерного прогрева всех радиаторов в жилых помещениях, и гидравлический расчёт трубопровода системы отопления становится бесполезным и бессмысленным.
Вариант балансировки однотрубной системы отопления многоквартирного дома <адрес>, если его выполнить по рекомендациям фирмы Danfoos с использованием разработанного комплекта оборудования, радиаторный терморегулятор и балансировочный клапан AB-QM с датчиком температуры, намного надёжный и эффективный, и обеспечивает равномерный прогрев всех стояков отопления и радиаторов в жилых помещениях в независимости от фактического давления в подающем трубопроводе системы отопления.
Собственники помещений многоквартирного дома на своём собрании, Протокол № от 24 сентября 2020 г., приняли решение о замене радиаторов отопления в жилых и нежилых помещениях на биметаллические радиаторы отопления.
В соответствии с п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, состав общего имущества в целях выполнения обязанности по его содержанию определяется только собственниками помещений в многоквартирном доме и ни кем другим, ни управляющей организацией, ни тем более НКО «Фонд капитального ремонта».
Пунктом 2.13 договора управления многоквартирным домом от «01» октября 2017 г. определено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов за пределами и внутри жилых (квартир) и нежилых помещений, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии. Данный пункт договора обусловлен тем, что при отсутствии отключающих устройств на подающем и обратном ответвлении от стояка отопления до радиаторов, перед радиаторами отопления, в жилых и не жилых помещениях установка, замена, ремонт отопительного прибора в квартире возможны только при отключении отопления по стояку. Это влечёт за собой нарушение прав и законных интересов иных собственников, следовательно, такой отопительный прибор не может быть отнесён к имуществу собственника квартиры и является обще домовым имуществом.
Более того многоквартирный дом <адрес> постройки 1957 г. и с этого года внутридомовая система отопления ни разу не ремонтировалась, у чугунных радиаторов отопления давно закончился срок службы, и они выработали свой ресурс, и не могут быть установлены на систему отопления после капитального ремонта внутридомовой системы отопления в силу закона. Исходя из этого прочистка и промывка отопительных приборов весом до 160 кг, указанная в проектной документации, лист 2-2020-ИОС4.1СО «Спецификация демонтажа оборудования, изделий и материалов», не может быть включена в капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы отопления многоквартирного дома <адрес>.
Собственники помещений многоквартирного дома на своём собрании, Протокол № от 24 сентября 2020 г., приняли решение об оставлении общедомового прибора учёта тепловой энергии того же производителя, марки Теплоком ВКТ-7-ХХХ, но другой серии с возможностью измерений параметров теплоносителя (расхода, объёма, температуры, давления), количества теплоты (тепловой энергии) и теплоносителя в водяных системах отопления, а также для измерений объёма холодной воды и давления холодной воды в системах холодного водоснабжения.
Собственники помещений не принимали решение об установке ИБТП (индивидуального блочного теплового пункта), он не нужен собственникам помещений многоквартирного дома и собственники категорически против ИБТП.
Согласно проектной документации в ИБТП входят один циркуляционный насос системы отопления и два погружных насоса.
Собственники помещений категорически против установки каких либо насосов. Система отопления многоквартирного дома до настоящего времени работала без каких-либо насосов поэтому собственники помещений не допустят ни какой установки, ни каких насосов. При зависимой схеме теплоснабжения, при которой невозможно влиять ни на температурный ни на гидравлический режим теплоносителя, установка каких-либо насосов во внутридомовую систему теплоснабжения совершенно бессмысленна и не целесообразна.
Согласно требованиям правил п. 6.1.6 СП 60.13330.2020 «СНиП 41-01-2003 отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» в обязательном порядке предусмотрено: «Индивидуальный тепловой пункт жилых и общественных зданий следует размещать в выделенных помещениях в пределах обслуживаемых зданий». Таких помещений в подвале многоквартирного дома не существует. Все помещения в подвале многоквартирного дома являются кладовками и находятся в распоряжении и пользовании собственников помещений многоквартирного дома.
Ширина проходов в подвале многоквартирного дома составляет 700 мм. Плюс ко всему по подвалу в месте ввода трубопроводов отопления, подающего и обратного, идёт канализационная труба диаметром 150 мм. В такой проход просто невозможно вставить ИБТП с соблюдением всех норм техники безопасности (ограждение, теплоизоляция, обслуживание). Поэтому собственники помещений многоквартирного дома требуют оставить существующий узел учёта тепловой энергии с заменой металлических труб на пластиковые, без изменения компоновки самого узла учёта тепловой энергии, только заменив сам прибор учёта тепловой энергии, входящий в состав узела учёта тепловой энергии, на прибор учёта другой серии, и заменить датчики давления, температуры и расхода под диаметр полипропиленовых труб, которыми заменят имеющиеся железные трубы с внутренним диаметром не менее 80 мм.
Ни какой закон не требует от собственников помещений многоквартирного дома устанавливать индивидуальный блочный тепловой пункт, закон требует лишь производить учёт тепловой энергии, а как это будет происходить по средствам блочного теплового пункта или узла учёта тепловой энергии решают только собственники.
Согласно проектной документации 2-2020-ИОС4.1СО «Спецификация Демонтажа оборудования, изделий и материалов» при проведении капитального ремонта внутридомовой системы отопления запланировано, в разделе «Прочие работы» устройство дренажного приямка 800x800x800 из бетона класса В15 и решётка съёмная металлическая на приямок.
В подвале многоквартирного дома никогда не существовало ИБТП и не было никакого дренажного приямка. Указанный многоквартирный дом постройки 1957 г., фундамент дома сложен из бутового камня. Дом даёт усадку и под фундамент производилась заливка. В соответствии с п. 4.1.15. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, не допускается рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м). И ширина коридоров в подвале составляет всего 700 мм, что меньше требуемой ширины дренажного приямка. Собственники никогда и ни кому не позволят в подвале дома рыть какие бы то не было приямки.
Собственники помещений многоквартирного дома на своём собрании, Протокол № от 24 сентября 2020 г., при проведении капитального ремонта внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения, приняли решение о замене только разводящих магистралей труб подвальной разводки (нулевой цикл) до вертикальных стояков в квартирах первого этажа на полипропиленовые трубы армированные стекловолокном.
Ввод в дом холодной воды осуществлён трубой наружного диаметра 65 мм (двухдюймовая труба) с внутренним диаметром 50 мм. Поэтому при проведении капитального ремонта внутридомовой системы холодного водоснабжения должна быть установлена армированная стекловолокном полипропиленовая труб с внутренним диаметром 50мм.
Проигнорировав решение собственников помещений многоквартирного дома, НКО «Фонд капитального ремонта» в смете на капитальный ремонт холодного водоснабжения указал полипропиленовую трубу наружным диаметром 50 мм. Вместо этой трубы должна быть установлена труба с внутренним диаметром 50 мм одна из двух:
- труба PN10 63 х 5.8мм.
- труба PN20 075 X 12,5мм.
Так же НКО «Фонд капитального ремонта» необоснованно в смете на ремонт системы холодного водоснабжения на трубы наружного диаметра 50 мм устанавливает оборудование диаметром 32мм. (фильтры, счётчик (водомер). Вместо указанных в смете на ремонт системы холодного водоснабжения должно быть установлено оборудование с внутренним диаметром 50 мм и присоединительной резьбой трубной дюймовой резьбой G 2" (два дюйма).
Собственники помещений многоквартирного на своём общем собрании, состоявшемся 20 сентября 2020 г., протокол № от 24 сентября 2020 г., выбрали ФИО1 в качестве лица, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приёмке оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту инженерных систем теплоснабжения, холодного водооснабжения и газоснабжения, в том числе подписывать соответствующие акты.
На основании этого ФИО1 вёл переговоры с НКО «Фонд капитального ремонта» с октября 2020г. по вышеперечисленным вопросам. Но НКО «Фонд капитального ремонта» вопросы решать отказался, мотивировал свой отказ тем, что проект прошёл экспертизу, все работы утверждены, работы по замене радиаторов в жилых помещениях НКО «Фонд капитального ремонта» не выполняет и вообще выполняет только те работы, которые утверждены Администрацией Ростовской области, и с собственниками помещений многоквартирного дома объём работ не согласовывает.
Истец просил суд:
- обязать НКО «Фонд капитального ремонта» при выполнении капитального ремонта внутридомовой инженерной системы отопления многоквартирного дома № <адрес><адрес>, схему трубопровода на чердаке дома оставить без изменений в виде замкнутого кольца, внутренний диаметр труб раздаточного трубопровода инженерной системы отопления в чердачном помещении выполнить равным внутреннему диаметру труб этого Раздаточного трубопровода отопления до проведения капитального ремонта, с одинаковым внутренним диаметром труб по всему периметру не менее 80 мм;
- обязать НКО «Фонд капитального ремонта» при выполнении капитального ремонта внутридомовой инженерной системы отопления многоквартирного Дома № <адрес> установить на стояках отопления в подвале (стояках обратки) балансировочные клапана Danfoos типа AB-QM с датчиком температуры. При установке балансировочных клапанов Danfoos привлечь специалистов Danfoos для консультации, установки и настройки балансировочных клапанов Danfoos;
- обязать НКО «Фонд капитального ремонта» при выполнении капитального ремонта внутридомовой инженерной системы отопления многоквартирного дома № <адрес><адрес> заменить радиаторы отопления во всех жилых, нежилых помещениях и помещениях общего пользования многоквартирного дома на биметаллические радиаторы отопления мощностью равной заменяемым чугунным, с установкой на радиаторах отопления в жилых помещениях радиаторных терморегуляторов Danfoos;
- обязать НКО «Фонд капитального ремонта» при выполнении капитального ремонта внутридомовой инженерной системы отопления многоквартирного дома № <адрес><адрес> заменить прибор учёта тепловой энергии Теплоком на аналогичный с возможностью измерения параметров теплоэнергии, (температура, расход, количества тепла) и с возможностью измерения параметров холодной воды (объём, давление) с заменой вспомогательного оборудования (датчиков, вычислителей), входящих в состав узла учёта тепловой энергии, с внутренним диаметром не менее 80 мм;
- обязать НКО «Фонд капитального ремонта» при выполнении капитального ремонта внутридомовой инженерной системы отопления многоквартирного дома № <адрес><адрес> не производить монтаж БИТП (блочного индивидуального теплового пункта) и не выполнять все сопутствующие работы;
- обязать НКО «Фонд капитального ремонта» при выполнении капитального ремонта внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения многоквартирного дома № <адрес><адрес> установить трубы нулевого цикла (подвальной разводки) из армированного полипропилена с внутренним диаметром не менее 50 мм;
- взыскать с НКО «Фонд капитального ремонта» в пользу ФИО1 моральный вред за нарушение прав потребителя в размере 5.000 руб.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменил исковые требования, просил суд:
- признать акт, фиксирующий факт воспрепятствования оказанию услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме № <адрес> в соответствии с Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014 - 2049 года, недействительным с момента его вынесения;
- обязать НКО «Фонд капитального ремонта» при выполнении капитального ремонта внутридомовой инженерной системы отопления многоквартирного дома № <адрес>, схему трубопровода на чердаке дома оставить без изменений в виде замкнутого кольца, внутренний диаметр труб раздаточного трубопровода инженерной системы отопления в чердачном помещении выполнить равным внутреннему диаметру труб этого Раздаточного трубопровода отопления до проведения капитального ремонта, с одинаковым внутренним диаметром труб по всему периметру не менее 80 мм;
- обязать НКО «Фонд капитального ремонта» при выполнении капитального ремонта внутридомовой инженерной системы отопления многоквартирного Дома № <адрес><адрес> установить на стояках отопления в подвале (стояках обратки) балансировочные клапана Danfoos типа AB-QM с датчиком температуры. При установке балансировочных клапанов Danfoos привлечь специалистов Danfoos для консультации, установки и настройки балансировочных клапанов Danfoos;
- обязать НКО «Фонд капитального ремонта» при выполнении капитального ремонта внутридомовой инженерной системы отопления многоквартирного дома № <адрес><адрес> заменить радиаторы отопления во всех жилых, нежилых помещениях и помещениях общего пользования многоквартирного дома на биметаллические радиаторы отопления мощностью равной заменяемым чугунным, с установкой на радиаторах отопления в жилых помещениях радиаторных терморегуляторов Danfoos;
- обязать НКО «Фонд капитального ремонта» при выполнении капитального ремонта внутридомовой инженерной системы отопления многоквартирного дома № <адрес> заменить прибор учёта тепловой энергии Теплоком на аналогичный с возможностью измерения параметров теплоэнергии, (температура, расход, количества тепла) и с возможностью измерения параметров холодной воды (объём, давление) с заменой вспомогательного оборудования (датчиков, вычислителей), входящих в состав узла учёта тепловой энергии, с внутренним диаметром не менее 80 мм;
- обязать НКО «Фонд капитального ремонта» при выполнении капитального ремонта внутридомовой инженерной системы отопления многоквартирного дома № <адрес><адрес> не производить монтаж БИТП (блочного индивидуального теплового пункта) и не выполнять все сопутствующие работы;
- обязать НКО «Фонд капитального ремонта» при выполнении капитального ремонта внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения многоквартирного дома № <адрес><адрес> установить трубы нулевого цикла (подвальной разводки) из армированного полипропилена с внутренним диаметром не менее 50 мм;
- обязать НКО «Фонд капитального ремонта» при выполнении капитального ремонта внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения многоквартирного дома № <адрес><адрес> на стояках холодного водоснабжения в жилых и не жилых помещениях первого и второго этажей установить регуляторы давления;
- обязать НКО «Фонд капитального ремонта» выполнить капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы отопления и внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения в 2022 года;
- обязать Правительство Ростовской области отменить перенос капитального ремонта внутридомовых инженерных систем отопления и холодного водоснабжения на 2024 год и установить срок выполнения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем отопления и холодного водоснабжения в 2022 году.
Требование истца о признании акта, фиксирующего факт воспрепятствования оказанию услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме <адрес> в соответствии с Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014 - 2049 года, недействительным с момента его вынесения, заявленного в порядке изменения исковых требований, судом к рассмотрению не принято, так как в данном случае истцом изменено и основание и предмет иска, что не предусмотрено положениями части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме. Дал пояснения, аналогичные доводам искового заявления.
Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности от 10 января 2022 №, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по мотиву того, что 20.04.2021 г. между Ответчиком и ООО «Максимум-Строй» был заключен Договор подряда № от 20.04.2021 г. на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, согласно которому подрядная организация принимает на себя обязательства по осуществлению ремонта систем теплоснабжения и холодного водоснабжения в многоквартирном доме № №, расположенном по адресу: <адрес> (далее - «МКД»)
На основании п. 4.1. ст. 182 ЖК РФ, ответчик, в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником подрядной организации к проведению таких работ.
Обязанности регионального оператора по организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах установлены в статье 182 Жилищного кодекса и не предусматривают наличие у него полномочий по обеспечению допуска собственниками в жилые помещения для проведения работ по капитальному ремонту.
При этом в пункте 7.2. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 года № 10-П отмечено, что региональный оператор, как унитарная некоммерческая организация, обладает специальной правоспособностью, в силу чего не вправе осуществлять деятельность, выходящую за ее пределы.
Согласно «Обзору судебной практики рассмотрения споров, связанных с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по договорам подряда» (утв. Президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.11.2020 (в редакции от 22.03.2021), даже при расширительном толковании обязанностей регионального оператора, установленных частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса, на фонд не может быть возложена обязанность по обеспечению допуска собственниками в жилые помещения для проведения работ по капитальному ремонту.
Пунктом 3 Приложения № 12 к Постановлению Правительства РО от 28.06.2013 года № 421 (ред. от 25.08.2021) «О некоторых вопросах, связанных с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области» установлено, что под воспрепятствованием оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014 - 2049 годы понимается создание условий путем действия или бездействия со стороны собственников помещений в многоквартирном доме, делающих невозможным оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 5 Приложения № 12 к Постановлению Правительства РО от 28.06.2013 года № 421 (ред. от 25.08.2021), факт воспрепятствования выполнению работ по капитальному ремонту фиксируется посредством составления акта, который подписывается Фондом, подрядной организацией, лицом, осуществляющим строительный контроль, а также лицом, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе подписывать соответствующие акты. В случае отсутствия или отказа от подписи лица, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе подписывать соответствующие акты, в Акт вносится соответствующая отметка.
Непосредственно истцом ФИО1 было отказано в предоставлении доступа к общедомовому имуществу, в результате чего ООО «Максимум-Строй» не смогло приступить к выполнению работ по капитальному ремонту систем холодного и горячего водоснабжения МКД, предусмотренных Договором подряда № от 20.04.2021 г.
В соответствии с требованиями п. 5 Приложения № 12 к Постановления Правительства РО от 28.06.2013 года № 421 (ред. от 25.08.2021), был составлен Акт об установлении факта воспрепятствования выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, подписанный представителями Ответчика, подрядной организации и лица, осуществляющего строительный контроль, от 28.05.2021 г.
В соответствии с п.п. 5.4., 5.5. Договора подряда № от 20.04.2021 г., в случае возникновения обстоятельств, затрудняющих начало выполнения работ в сроки, установленные графиком выполнения работ, а также в случае возникновения обстоятельств затрудняющих процесс выполнения работ (недопуск собственниками к объектам капитального ремонта, непроживание собственников, отсутствие доступа к местам общего пользования, объектам общего имущества и т.д.) и не зависящих от воли и действий подрядчика и заказчика, подрядчик письменно информирует об этом заказчика в течение 3 (три) календарных дней с даты их возникновения, с указанием причин и обстоятельств, затрудняющих исполнение условий настоящего Договора.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 168 ЖК РФ, определение невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дом, является основанием внесения в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период.
Согласно п.п. 6,7,8 Приложения № 12, акт является основанием для актуализации Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014 - 2049 годы, а также для внесения изменений в краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Срок оказания (выполнения) не начатых в предусмотренные сроки услуг и (или) работ, в отношении которых определена невозможность их оказания и (или) выполнения, переносится на три года.
На основании изложенного, проведение работ по капитальному ремонту систем холодного и горячего водоснабжения было перенесено на 2024 г.
На основании ст.ст. 180, 182 ЖК РФ, исключительно Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, обеспечивает подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта.
Согласно абзацу 7.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 года № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы», самостоятельная организация проведение капитального ремонта общего имущества осуществляется только собственниками помещений в многоквартирном доме, которые избрали в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на специальном счете, и предполагает право собственников самостоятельно определять порядок решения вопросов, связанных с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (включая поиск подрядчиков (исполнителей), подготовку технического задания на оказание необходимых услуг и (или) выполнение работ, осуществление контроля за ходом капитального ремонта) принимают на себя все связанные с этим риски, собственники.
Таким образом, требования истца, связанные с организацией проведения капитального ремонта МКД, могут рассматриваться только при формировании собственниками фонда капитального ремонта на специальном счете, когда собственники самостоятельно несут риски последствий за установленные ими условия проведения капитального ремонта.
В настоящее время собственники вышеуказанного МКД формируют фонд капитального ремонта на счете Регионального оператора, в связи с чем, непосредственно ответчик обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества МКД.
Кроме того, требования истца об использовании конкретных материалов и приборов при проведении работ по капитальному ремонту МКД являются неправомерными, поскольку противоречат положениям Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 года № 615, в связи с чем, Ответчик не может включить данные требования, являющиеся ограничением конкуренции, в техническое задание при отборе подрядных организаций.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В судебном заседании достоверно установлено, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что не оспаривается сторонами.
20.04.2021 г. между ответчиком НКО «Фонд капитального ремонта» и ООО «Максимум-Строй» был заключен Договор подряда № от 20.04.2021 г. на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, согласно которому подрядная организация принимает на себя обязательства по осуществлению ремонта систем теплоснабжения и холодного водоснабжения в многоквартирном доме № №, расположенном по адресу: <адрес>, согласно графику выполнения работ, являющемуся приложением № к договору, датой начала выполнения работ по ремонту системы теплоснабжения и систему холодного водоснабжения является ДД.ММ.ГГГГ /л.д. №/.
Непосредственно истцом ФИО1 было отказано в предоставлении доступа к общедомовому имуществу, в результате чего ООО «Максимум-Строй» не смогло приступить к выполнению работ по капитальному ремонту систем холодного водоснабжения и системы отопления МКД, предусмотренных Договором подряда № от 20.04.2021 г.
В соответствии с требованиями п. 5 Приложения № к Постановления Правительства РО от 28.06.2013 года № (ред. от 25.08.2021), был составлен Акт об установлении факта воспрепятствования выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, подписанный представителями Ответчика, подрядной организации и лица, осуществляющего строительный контроль, от 28.05.2021 г. /л.д. №/.
В соответствии с п.п. 5.4., 5.5. Договора подряда № от 20.04.2021 г., в случае возникновения обстоятельств, затрудняющих начало выполнения работ в сроки, установленные графиком выполнения работ, а также в случае возникновения обстоятельств затрудняющих процесс выполнения работ (недопуск собственниками к объектам капитального ремонта, непроживание собственников, отсутствие доступа к местам общего пользования, объектам общего имущества и т.д.) и не зависящих от воли и действий подрядчика и заказчика, подрядчик письменно информирует об этом заказчика в течение 3 (три) календарных дней с даты их возникновения, с указанием причин и обстоятельств, затрудняющих исполнение условий настоящего Договора.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 168 ЖК РФ, определение невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дом, является основанием внесения в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период.
Согласно п.п. 6,7,8 Приложения № 12, акт является основанием для актуализации Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014 - 2049 годы, а также для внесения изменений в краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Срок оказания (выполнения) не начатых в предусмотренные сроки услуг и (или) работ, в отношении которых определена невозможность их оказания и (или) выполнения, переносится на три года.
На основании изложенного, проведение работ по капитальному ремонту систем холодного и горячего водоснабжения было перенесено на 2024 г.
При установлении таких обстоятельств, суд приходит к выводу, что перенос срока капитального ремонта систем теплоснабжения и холодного водоснабжения, был вызван действиями истца, который, действуя как уполномоченный представитель собственников МКД на основании протокола общего внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № от 24 сентября 2020 года /л.д. №/, не допустил представителей НКО «Фонд капитального ремонта», подрядной организации ООО «Максимум-Строй», инженера по строительному контролю ООО «Строй-Инжиниринг» к общему имуществу многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, для ремонта систем теплоснабжения и холодного водоснабжения /л.д. №/.
Соответственно, перенос срока капитального ремонта систем теплоснабжения и холодного водоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с 2022 года на 2024 год является законным и обоснованным, а потому в удовлетворении требований истца к НКО «Фонд капитального ремонта» выполнить капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы отопления и внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения в 2022 года, а также к Правительству Ростовской области об обязании отменить перенос капитального ремонта внутридомовых инженерных систем отопления и холодного водоснабжения на 2024 год и установить срок выполнения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем отопления и холодного водоснабжения в 2022 году, надлежит отказать.
Остальные требования истца об обязании ответчика НКО «Фонд капитального ремонта» при проведении капитального ремонта систем теплоснабжения и холодного водоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, осуществить конкретные указанные им работы с применением материалов и оборудования конкретных указанных им производителей, и с применением указанных им конкретных конструктивных решений, фактически являются производными от требований истца о проведении капитального ремонта не в 2024 году, а в 2022 году, а потому подлежат оставлению без удовлетворения, так как судом отказано истцу в удовлетворении требований об обязании ответчиков произвести капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем отопления и холодного водоснабжения в 2022 году.
Кроме этого, на основании статей 180, 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, исключительно Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, обеспечивает подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта.
Согласно абзацу 7.1. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 года № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы», самостоятельная организация проведение капитального ремонта общего имущества осуществляется только собственниками помещений в многоквартирном доме, которые избрали в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на специальном счете, и предполагает право собственников самостоятельно определять порядок решения вопросов, связанных с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (включая поиск подрядчиков (исполнителей), подготовку технического задания на оказание необходимых услуг и (или) выполнение работ, осуществление контроля за ходом капитального ремонта) принимают на себя все связанные с этим риски, собственники.
Таким образом, требования истца, связанные с организацией проведения капитального ремонта МКД, могут рассматриваться только при формировании собственниками фонда капитального ремонта на специальном счете, когда собственники самостоятельно несут риски последствий за установленные ими условия проведения капитального ремонта.
В настоящее время собственники вышеуказанного МКД формируют фонд капитального ремонта на счете Регионального оператора, в связи с чем, непосредственно ответчик обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества МКД.
Кроме того, требования истца об использовании конкретных материалов и приборов при проведении работ по капитальному ремонту МКД являются неправомерными, поскольку противоречат положениям Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 года № 615, в связи с чем, Ответчик не может включить данные требования, являющиеся ограничением конкуренции, в техническое задание при отборе подрядных организаций.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,-
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к НКО «Фонд Капитального ремонта», ООО «Максимум-Строй», Правительству Ростовской области об обязании выполнить капитальный ремонт с учетом конкретных работ - отказать.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 апреля 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Попов Д.А.