УИД:
Дело № 2-1192/2023 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2023 года
Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Синягина Р.А.,
при секретаре судебного заседания Тишиной Е.Н.,
с участием представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области о признании решения незаконным, включении периодов в страховой и специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области (далее – ОСФР), в обоснование которого указал, что ... обращался к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ОСФР от ...№... в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано. При этом, ответчиком не были включены ни в страховой, ни в специальный стаж некоторое периоды работы и иной деятельности истца, с чем истец не согласен.
В ходе рассмотрения дела, уточнив исковые требования, в окончательной форме истец просил суд:
а) признать решение ОСФР от ...№... незаконным в части невключения в страховой и специальный стаж периодов:
- службы в рядах Советской Армии с ... по ... (2 года 2 дня);
- с ... по ... работы в ...... в должности электролинейщика (2 года 7 месяцев 2 дня);
- с ... по ... в ...... (7 лет 1 месяц 2 дня);
- с ... по ... в ...... в должности мастера (2 года 4 месяца 28 дней)
б) обязать ответчика включить указанные периоды в страховой и специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости;
в) обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения с заявлением, то есть с ... (л.д. 6-9, 145, 168).
Определением судьи от 02.05.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО «Владимирская механизированная колонна» (л.д.58).
Определением суда от 16.06.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» (л.д. 85).
Определением суда от 17.07.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ГБУ ВО «Государственный архив Владимирской области» (л.д. 102).
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 181, 188).
Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в решении ОСФР.
Представители третьих лиц ООО «Владимирская механизированная колонна», ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации», ГБУ ВО «Государственный архив Владимирской области» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещались надлежащим образом, в том числе в порядке ч. 2.1. ст. 113 ГПК РФ (л.д. 162, 183, 185-187).
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав доводы представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального законы № 400-ФЗ установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – Постановление № 665) установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется:
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 2/1991).
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее – Список № 2/1956).
Частью 8 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 названной статьи, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее Правила № 1015), предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Как следует из пункта 11 Правил № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее – Правила № 516).
Судом установлено, что ... ФИО2 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Решением ОСФР от ...№... ФИО2 было отказано в установлении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа (том 1 л.д. 11-12).
Указанным решением в страховой стаж истца не были включены следующие периоды работы с ... по ..., поскольку отсутствует подтверждение компетентных органов республики .......
Периоды работы с ... по ... включены в страховой стаж истца (л.д. 41).
Период службы истца в Советской Армии в решении ОСФР не отражен и в страховой стаж не учтен.
По результатам оценки пенсионных прав истца пенсионный орган пришел к выводу, что специальный стаж у ФИО2 составляет ......, страховой стаж составляет ......, право на назначение досрочной страховой пенсии с ... у истца отсутствует.
Согласно записям в трудовой книжке истца относительно спорных периодов, последний:
- с ... по ... проходил службу в Советской Армии;
- ... зачислен на работу электролинейщиком 4 разряда в ......»;
- ... освобожден от работы по собственному желанию;
- ... принят на работу электромонтажником в пятую группу в ......;
- ... уволен с работы по собственному желанию;
- ... принят эл.монтером-линейщиком по монтажу ВЛ высокого напряжения и контактной сети 4 разряда в ......;
- ... переведен на должность мастера;
- ... освобожден от работы переводом в ......;
- ... переведен мастером в ......;
- ... уволен в порядке перевода в ...... (л.д. 13-21).
Из материалов дела следует, что ФИО2 был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ... (л.д. 50).
Таким образом, спорные периоды, рассматриваемые судом, имели место до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования.
Рассматривая исковые требования ФИО2 о признании незаконным в части решения ОСФР от ...№..., суд приходит к следующим выводам.
Указанные исковые требования, по мнению суда, удовлетворению не подлежат, как не соответствующие способам защиты гражданских прав, установленных ст.ст. 12, 13 ГК РФ. Ответчик ОСФР государственным органом (органом государственной власти) не является, является государственным учреждением, то есть организацией, созданной собственником (государством) для осуществления социальных и иных функций, в том числе, в его полномочия входит оценка пенсионных прав застрахованных лиц при назначении и выплате пенсии. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц в свою очередь является анализом фактов, документов и показателей, выполняемым на основе суждений уполномоченного лица.
Исковые требования ФИО2 по факту являются исковыми требованиями имущественного характера не подлежащими оценке, требованиями о признании права (абзац второй ст. 12 ГК РФ), которое в силу подп. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ может быть установлено судебным решением. Для разрешения судом иных заявленных исковых требований (таких как включение в страховой или специальный стаж спорных периодов) факт признания какого-либо решения, действия или бездействия или правовой позиции пенсионного органа неправомерным (незаконным) или недействительным какого-либо юридического предопределяющего значения не имеет.
Рассматривая исковые требования ФИО2 о включении в страховой и специальный стаж периода работы с ... по ... работы в ...... в должности электролинейщика, суд приходит к следующим выводам.
Как было указано выше, периоды работы истца с ... по ... решением ОСФР включены в страховой стаж истца, вследствие чего правовых оснований для возложения обязанности на ответчика включить в страховой стаж спорный период, и как следствие для удовлетворения исковых требований в этой части не имеется.
Из объяснений представителя ответчика следует, что спорный период работы не был включен в специальный стаж истца, поскольку должность электролинейщика не предусматривается ни Списком № 2/1991, ни Списком № 2/1956.
Списком 2/1956 предусматривалось льготное пенсионное обеспечение для монтеров и электромонтеров-линейщиков по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети, (п. а) раздела XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций».
Из наименования организации – трест «Кавказэлектросетьстрой» следует, что она занималась строительством энергетических сооружений и коммуникаций.
В соответствии с разъяснением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 года N 5/8 «О порядке применения утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 года N 81/8, необходимость подтверждения факта полного рабочего дня для работников, указанных в названных Списках распространялась лишь на тех работников, и в тех случаях, когда это прямо было указано Списками.
Разделом Списком 2/1156 не предусматривалась необходимость такого подтверждения для монтеров и электромонтеров-линейщиков по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети.
«Единым тарифно-квалификационным справочником профессий рабочих, занятых в строительстве», утвержденным Госстроем СССР, ВЦСПС с 01 января 1955 года, предусматривалась профессия электролинейщика.
В трудовую функцию электролинейщика 4 разряда входило выполнение простых низовых работ по сооружению линий электропередачи и монтажу стальных конструкций открытых подстанций.
«Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, занятых в строительстве и на ремонтно-строительных работах (ЕТКС) 1960 г.», утвержденным Госстроем СССР, Госкомтрудом СССР, профессия «электролинейщик» переименована в «электромонтер (электромонтер-электролинейщик)».
Постановлением Госстроя СССР N 8, Госкомтруда СССР N 8/34 от 28.01.1969 утвержден «Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, занятых в строительстве и на ремонтно-строительных работах».
В указанном ТКС введена профессия «электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети», в перечне разрядов 2-6 по указанному виду занятости профессия именуется как «элекролинейщик» (л.д. 201-205).
В трудовую функцию «электромонтера-линейщика по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети, электролинейщика 4 разряда» входило выполнение работ средней сложности при сооружении воздушных линий высокого напряжения и контактной сети.
Постановлением Госкомтруда СССР, Госстроя СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.07.1985 N 226/125/15-88 утвержден раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 3», в котором профессия «электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети» указан уже без сокращенного наименования «электролинейщик». Названным Постановлением «Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, занятых в строительстве и на ремонтно-строительных работах» 1969 года признан утратившим силу.
По ЕТКС 1985 года в трудовую функцию «электромонтера-линейщика по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети 4 разряда» входило выполнение работ средней сложности при сооружении воздушных линий электропередачи контактных сетей и открытых распределительных устройств.
Какой-либо отдельной профессии с наименованием «электролинейщик» действовавшими в спорный период и действующими в настоящее время ЕТКС не предусматривается.
В период приема истца на работу ... действовала «Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162.
Пунктом 2.13 названной Инструкции устанавливалось, что записи о наименовании работы, профессии или должности, на которую принят работник, производятся: для рабочих - в соответствии с наименованиями профессий, указанных в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих.
На этом основании суд приходит к выводу, что и запись в трудовой книжке о приеме на работу выполнена с нарушением требований действовавшего ЕТКС и вышеуказанной «Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях».
Таким образом, суд приходит к выводу, что в спорный период истец работал в должности, предусмотренной Списком № 2/1956 как электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети.
Данные выводы суда основываются в том числе и на том, что Разъяснениями «О приравнивании ранее применявшихся наименований к наименованиям профессий, предусмотренных Списками N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в связи с изменением наименований профессий отдельных категорий работников», утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 30.09.1997 N 51 разъяснено, что электролинейщикам следует назначать досрочную страховую пенсию по старости как электромонтерам-линейщикам по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети.
В действовавшей в спорный период нормативно-строительной документации, утвержденной Госстроем СССР, Госкомтруда СССР, Секретариатом ВЦСПС, электромонтеры-линейщики по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети именуются для краткости электролинейщиками (п. 17 "ЕНиР. Сборник Е23. Электромонтажные работы. Выпуск 3. Воздушные линии электропередачи и строительные конструкции открытых распределительных устройств напряжением 35 кВ и выше"; п. 10 "ЕНиР. Сборник Е23. Электромонтажные работы. Выпуск 2. Воздушные линии электропередачи и комплектные трансформаторные подстанции напряжением до 20 кВ").
Также, Приказом РАО «ЕЭС России» от 17.03.1998 N 35 утверждена «Типовая инструкция по охране труда для электромонтеров-линейщиков при строительстве воздушных линий электропередачи. РД 34.03.286-98», с введением которой утратила силу «Типовая инструкция по охране труда для рабочих электролинейщиков на строительстве воздушных линий электропередачи», утвержденная Минэнерго СССР 30 сентября 1987 года.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что «электролинейщик» является сокращенным наименованием исключительно профессии «электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети», и данное сокращенное наименование не может быть отнесено к какой-либо иной профессии.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что указанные исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению частично, а в специальный стаж истца подлежит включению период работы с ... по ... работы в ...... в должности электролинейщика.
Рассматривая исковые требования ФИО2 о включении в страховой и специальный стаж периода службы в Советской Армии, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 3 Постановления № 665 установлено, что при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «б» (Список № 2/1956) пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (далее – Положение № 590).
Подпунктом «к» пункта 109 Положения № 590 было определено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Также, названным пунктом определено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанный в подпункте «к» приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Из объяснений представителя ответчика следует, что период службы истца в Советской Армии не был включен в страховой стаж истца, поскольку в военном билете истца отсутствует дата призыва на военную службу, а согласно ответу ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от ... следует, что сведениями о войсковой части ...... архивное учреждение не располагает (л.д. 22-26, 49).
Вместе с тем, как следует из записи в военном билете истца, последний был ... зачислен курсантом в списки войсковой части ......, а с ... наводчиком орудия в списки войсковой части ...... (л.д.23).
Таким образом, при рассмотрении заявления истца ответчиком неверно был указан номер войсковой части в запросе в соответствующий архив.
Из ответов ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» на запросы суда следует, что ФИО2 призван на военную службу ........., в период с ... по ... проходил службу в войсковой части полевая почта ...... с ... по ... в войсковой части ...... (л.д. 129-131).
Таким образом, период военной службы истца по призыву в Советской Армии имел место с ... по ....
Вместе с тем, истцом заявлены исковые требования о включении в страховой стаж периода военной службы по призыву с ... по ..., и в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным исковым требованиям.
На этом основании суд приходит к выводу, что период службы по призыву в Советской Армии подлежит включению как в страховой, так и в специальный стаж истца, поскольку суд ранее пришел к выводу, что период работы, следующий за службой по призыву, подлежит включению в специальный стаж, и период военной службы не превышает включенного в специальный стаж периода работы по специальности, предусмотренной Списком № 2/1956.
Таким образом, исковые требования ФИО2 в этой части подлежат удовлетворению.
Рассматривая исковые требования ФИО2 относительно периода с ... по ..., суд приходит к следующим выводам.
Как было указано выше, из записей в трудовой книжке следует, что в спорный период истец работал с ... по ... и с ... по ....
Таким образом, в период с ... по ... истец трудовую деятельность не осуществлял, доказательств обратного суду не представлено, следовательно, указанный период не подлежит включению ни в страховой, ни в специальный стаж истца.
Кроме того, суд учитывает, что предыдущий период работы истца ответчиком включен в страховой стаж по ..., а судом в специальный стаж по ... включительно, следовательно, спор по данным периодам отсутствует.
Вышеуказанные спорные периоды работы истца с ... по ... и с ... по ... имели место на территории .......
16 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством ...... заключено «Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение от 16.05.1997 года), вступившее в силу для Российской Федерации с 28.06.2002 года.
Частью 2 статьи 6 Соглашения от 16.05.1997 года установлено, что для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации и ...... (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года.
Пунктом 6 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р (далее – Рекомендации № 99р) разъяснено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 16 мая 1997 г., учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республики ...... (в том числе до вступления в силу указанного Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года.
Исходя из определения трудового (страхового) стажа, данного в абзаце 5 статьи 1 Соглашения от 16 мая 1997 г., периоды работы после 1 января 1991 года (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР согласно Временной инструкции «О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР» от 31 мая 1991 г. N 102) могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.
Указанные периоды работы на территории Республики ...... подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики .......
Таким образом, периоды работы на территории Республики ...... после ... могут быть включены в страховой стаж лишь при подтверждении соответствующей справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов.
Таких документов стороной истца не представлено и в ходе рассмотрения дела судом не установлено.
По сообщениям архивных учреждений ......, направленных через Министерство юстиции РФ, сведения о работе истца отсутствуют, на хранение не поступали (л.д. 27-28, 44-46).
На основании вышеизложенного правовых оснований для включения в страховой и специальный стаж истца спорных периодов не имеется, следовательно, в удовлетворении исковых требований ФИО2 в этой части надлежит отказать.
Рассматривая исковые требования ФИО2 о включении в страховой и специальный стаж периода работы с ... по ... мастером в ......, суд приходит к следующим выводам.
Как было указано выше, спорный период имел место до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования ....
По данным налоговой службы, в ЕГРЮЛ по состоянию на ......... (ИНН ) не значится (л.д.40, 77).
По данным ответчика, ...... (номер страхователя ) состоял на учете с ... по ..., снято с учета в связи с ликвидацией, в этот период начисление и уплата взносов производились (кроме иностранных граждан), индивидуальные сведения были представлены с реестрами, но ФИО2 в них не показан (л.д. 81).
По данным архивных учреждений – ...... на хранение в указанные архивные учреждения не поступали (л.д. 47-48, 71-72).
Из ответа ...... от ... следует, что гражданство Российской Федерации ФИО2 было получено ... (л.д. 108).
По данным налоговой службы ИНН истцу был присвоен ... (л.д. 93, 98).
Таким образом, судом установлено, что в спорный период истец являлся гражданином ......, а работодатель - ...... являлся иностранной организацией, осуществляющей свою деятельность на территории РФ, страховые взносы в пенсионный орган Российской Федерации работодатель за истца не уплачивал.
Из этого следует, что страховой стаж истца за спорный период не может быть подтвержден одними лишь записями в трудовой книжке.
Документов компетентного органа Республики ...... о работе истца и уплате страховых взносов за спорный период в пенсионный орган указанного государства истцом суду не представлено.
Учитывая вышеизложенное, правовых оснований для включения спорного периода работы истца в страховой, и как следствие в специальный стаж не имеется, вследствие чего исковые требования ФИО2 в этой части удовлетворению не подлежат.
Рассматривая исковые требования ФИО2 о назначении досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения, то есть с ..., суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Возраст назначения досрочной страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ для мужчин составляет: 55 лет при специальном стаже 12 лет 6 месяцев; 56 лет при специальном стаже 10 лет; 57 лет при специальном стаже 7 лет 6 месяцев, 58 лет при специальном стаже 6 лет 3 месяца.
... истец достиг возраста 56 лет.
Как было указано выше, с учетом оценки пенсионных прав истца ответчиком в специальный стаж по Списку № 2 включены периоды работы общей продолжительностью .......
При этом, ответчиком в специальный стаж истца включены периоды работы истца в ООО «Владимирская механизированная колонна» вплоть до ... (за исключением отпусков без сохранения заработной платы и простоев).
По данным персонифицированного учета, страхователем ...... сданы индивидуальные сведения на истца с кодом особых условий труда по ....
При этом, у истца имел место отпуск без сохранения заработной платы с ... по ... (19 дней).
На основании настоящего решения суда в специальный стаж истца подлежит включению период службы в Советской Армии с ... по ... (2 года 2 дня) и работы с ... по ... (2 года 7 месяцев 1 день).
Таким образом, продолжительность специального стажа истца на ... составляет ......, что не дает истцу право на назначение досрочной страховой пенсии с даты обращения.
Период работы с ... по ... (за исключением отпуска без сохранения заработной платы - 19 дней) по данным персонифицированного учета составляет продолжительность .......
Таким образом, на дату рассмотрения дела, с учетом включенных судом периодов и по данным персонифицированного учета специальный стаж истца составит ......, что менее требуемых 10 лет.
Принимая во внимание вышеизложенное, досрочная страховая пенсия по старости подлежит назначению истцу по достижении возраста 57 лет, то есть с ..., в связи с чем исковые требования в данной части подлежат удовлетворению частично.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 – удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области включить в страховой и специальный стаж ФИО2, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда период с ... по ... военной службы по призыву в Советской Армии.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области включить в специальный стаж ФИО2, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда период с ... по ... работы в должности электролинейщика 4 разряда в .......
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости с ....
В остальной части в удовлетворении исковых требований – отказать.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области (ОГРН , ИНН ) в пользу ФИО2 (СНИЛС ) судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.
Составление мотивированного решения отложить на пять рабочих дней со дня окончания разбирательства дела, то есть до 25 октября 2023 года включительно.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирской областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись Р.А. Синягин
Решение суда в окончательной форме составлено 25 октября 2023 года.
Судья: подпись Р.А. Синягин
Решение суда в законную силу не вступило.
Подлинник документа подшит в деле 2-1192/2023, находящемся в производстве Фрунзенского районного суда г. Владимира.
Секретарь с/з Е.Н. Тишина