гражданское дело № 2-1193/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Богородское 15 декабря 2014 года
Ульчский районный суд Хабаровского края в составе судьи Горбачева А.В.,
с участием заявителя ФИО1,
представителей заявителя по ордерам адвокатов Костенова А.И.,
ФИО3,
представителя ответчика на основании прав по должности ФИО2,
при секретаре Сухар Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Совета депутатов Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края от 28.11.2014г. № 124 об удалении Главы Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края в отставку,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО11 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Совета депутатов Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края от 28.11.2014г. № 124 об удалении Главы Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края в отставку.
В обоснование предъявленных требований заявитель указал, что первоначально вопрос об удалении его в отставку рассматривался на заседании Совета депутатов Де-Кастринского СП 31.07.2014г., в ходе которого за его отставку проголосовало 5 депутатов, против – 5 депутатов, однако председателем Совета депутатов Де-Кастринского СП в нарушение требований федерального законодательства результаты данного голосования в виде решения оформлены не были. Повторное рассмотрение вопроса об удалении его в отставку заявитель считает незаконным, поскольку первоначальная инициатива депутатов об удалении его в отставку не отклонялась, а была рассмотрена. Повторное рассмотрение вопроса об удалении его в отставку при неизменившихся обстоятельствах заявитель считает злоупотреблением правом, сведением с ним счетов. Заявитель считает, что часть депутатов переменила свое мнение под давлением других депутатов. Неудовлетворительную оценку его деятельности депутатами заявитель считает необоснованной.
Советом депутатов Де-Кастринского СП на заявление представлены возражения, в которых ответчик предъявленные требования не признал полностью, считая оспариваемое постановление принятым в соответствии с требованиями федерального законодательства, Устава Де-Кастринского СП, Регламента Совета депутатов Де-Кастринского СП.
Заявитель ФИО11, его представители Костенов А.И., ФИО3 в судебном заседании предъявленные требования поддержали полностью, дали пояснения, аналогичные изложенному в заявлении.
Председатель Совета депутатов Де-Кастринского СП ФИО2 в судебном заседании предъявленные требования не признал полностью, дал пояснения, аналогичные изложенному в возражениях на заявление.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснил, что, когда он был депутатом Совета депутатов Де-Кастринского СП, он был против отставки главы поселения. Угроз и давления в его сторону со стороны других депутатов не было.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 74.1 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 04.10.2014 N 290-ФЗ) (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 1).
Пунктом 3 части 2 данной статьи в качестве основания для удаления главы муниципального образования в отставку предусмотрена неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.
Порядок рассмотрения вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку определен частями 3-16 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ.
Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования (часть 3).
Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 4).
Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения (часть 7).
Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (часть 8).
Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования (часть 9).
При рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:
1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;
2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку (часть 13).
В случае, если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение (часть 14).
Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования (часть 15).
В случае, если инициатива депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена представительным органом муниципального образования, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение представительного органа муниципального образования не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором рассматривался указанный вопрос (часть 16).
Аналогичные положения содержатся и в статье 27.1 Устава Де-Кастринского СП.
Решением избирательной комиссии Де-Кастринского СП от 20.06.2011г. № 21 ФИО4 признан избранным на должность Главы Де-Кастринского СП.
В соответствии с частью 2 статьи 21, частью 1 статьи 23 Устава Де-Кастринского СП, частью 2 статьи 1 Регламента Совета депутатов Де-Кастринского СП Совет депутатов поселения состоит из 10 депутатов и правомочен, если в его состав избрано не менее 7 депутатов.Решением Совета депутатов Де-Кастринского СП от 12.02.2013г. № 8/2 работа Главы Де-Кастринского СП за 2012 год признана неудовлетворительной.
Решением Совета депутатов Де-Кастринского СП от 20.06.2014г. № 96/36 работа Главы Де-Кастринского СП за 2013 год признана неудовлетворительной.
01.07.2014г. в Совет депутатов Де-Кастринского СП поступило обращение об удалении Главы Де-Кастринского СП ФИО1 в отставку, подписанное пятью депутатами. Основанием для выдвижения данной инициативы явилась неудовлетворительная оценка деятельности Главы Де-Кастринского СП ФИО1 Советом депутатов Де-Кастринского СП, данная два раза подряд по результатам его ежегодных отчетов перед представительным органом муниципального образования.
Уведомление о выдвижении данной инициативы направлено Главе Де-Кастринского СП и Губернатору Хабаровского края 02.07.2014г.
Обращение депутатов с проектом решения Совета депутатов Де-Кастринского СП, а также сообщение о рассмотрении вопроса об удалении главы поселения в отставку 31.07.2014г. в 15 час. 00 мин. получено ФИО11 25.07.2014г. лично.
31.07.2014г. на внеочередном заседании Совета депутатов Де-Кастринского СП за удаление Главы Де-Кастринского СП в отставку проголосовало 5 депутатов, против – 5 депутатов.
28.10.2014г. в Совет депутатов Де-Кастринского СП поступило обращение об удалении Главы Де-Кастринского СП ФИО1 в отставку, подписанное четырьмя депутатами. Основанием для выдвижения данной инициативы явилась неудовлетворительная оценка деятельности Главы Де-Кастринского СП ФИО1 Советом депутатов Де-Кастринского СП, данная два раза подряд по результатам его ежегодных отчетов перед представительным органом муниципального образования.
Уведомление о выдвижении данной инициативы направлено Главе Де-Кастринского СП и Губернатору Хабаровского края 29.10.2014г.
20.11.2014г. на заседании Совета депутатов Де-Кастринского СП рассмотрение инициативы об удалении Главы Де-Кастринского СП в отставку назначено на 15 час. 00 мин. 28.11.2014г.
Обращение депутатов с проектом решения Совета депутатов Де-Кастринского СП, а также сообщение о рассмотрении вопроса об удалении главы поселения в отставку 28.11.2014г. в 15 час. 00 мин. направлено ФИО1 26.11.2014г.
27.11.2014г. Губернатором Хабаровского края ФИО7 в адрес Совета депутатов Де-Кастринского СП направлено письменное мнение, согласно которого он не возражает против удаления Главы Де-Кастринского СП ФИО1 в отставку.
28.11.2014г. на внеочередном заседании Совета депутатов Де-Кастринского СП принято решение № 124 об удалении Главы Де-Кастринского СП ФИО1 в отставку с момента принятия данного решения, за принятие которого присутствовавшие на заседании 8 депутатов проголосовали единогласно. Присутствовавший на данном заседании ФИО11 выразил несогласие с отрицательной оценкой его деятельности и повторным рассмотрением вопроса об удалении его в отставку.
02.12.2014г. решение Совета депутатов Де-Кастринского СП от 28.11.2014г. № 124 опубликовано в периодическом печатном издании Де-Кастринского СП «Де-Кастринский Вестник».
Проведя анализ юридически значимых обстоятельств, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемое заявителем решение Совета депутатов Де-Кастринского СП от 28.11.2014г. № 124 принято представительным органом местного самоуправления в рамках предоставленной компетенции, в строгом соответствии с установленной законом процедурой принятия решения об удалении главы муниципального образования в отставку, с соблюдением прав главы муниципального образования, содержание оспариваемого решения соответствует требованиям закона.
Доводы заявителя о нарушении его прав, выразившемся в неоформлении в письменном виде и неопубликовании решения по результатам голосования по вопросу об удалении его в отставку, проведенного Советом депутатов Де-Кастринского СП 31.07.2014г., суд не принимает, как основанные на неправильном толковании статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ, поскольку данной нормой права не предусмотрено принятие и опубликование решения представительного органа муниципального образования об отклонении инициативы об удалении главы муниципального образования в отставку.
Довод заявителя о том, что 31.07.2014г. инициатива депутатов об удалении его в отставку была не отклонена, а рассмотрена, не основан на материалах дела и нормах права, поскольку по результатам голосования, проведенного 31.07.2014г., инициатива депутатов не набрала более двух третей голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, то есть была отклонена.
Также на неправильном толковании статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ основан и довод заявителя о незаконности повторного рассмотрения вопроса об удалении его в отставку, поскольку возможность повторного рассмотрения данного вопроса прямо предусмотрена частью 16 названной статьи.
Довод заявителя о принятии оспариваемого решения Советом депутатов Де-Кастринского СП без участия депутатов ФИО8 и ФИО6 не может служить основанием для признания этого решения незаконным, так как Совет депутатов Де-Кастринского СП правомочен, если в его состав избрано не менее 7 депутатов. Проголосовавшие за отставку главы поселения 8 депутатов составляют более двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, что согласуется с требованиями части 8 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ.
Довод заявителя об оказании неправомерного давления на часть депутатов, в результате которого те переменили свое мнение, вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ничем не подтвержден. Опубликование в Интернет-изданиях «MK.RU» и «Дебри-ДВ» статей депутата ФИО9 о результатах голосования, проведенного Советом депутатов Де-Кастринского СП 31.07.2014г. по вопросу об удалении главы поселения в отставку, не может быть признано неправомерным давлением, поскольку согласно пункту 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Доводы заявителя об отсутствии оснований для признания депутатами Советом депутатов Де-Кастринского СП его деятельности как главы поселения неудовлетворительной, обоснованными признать нельзя.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ закреплены положения о том, что представительным орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35). Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (части 5 и 5.1 статьи 36).
Из названных норм следует, что суд не вправе оценивать деятельность главы муниципального образования и администрации муниципального образования, поскольку это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании решения Совета депутатов Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края от 28.11.2014г. № 124 об удалении Главы Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края в отставку – отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 22.12.2014г.
Судья подпись А.В. Горбачев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
подлинник решения подшит в дело № 2-1193/2014 и хранится в Ульчском районном суде Хабаровского края
Судья А.В. Горбачев