ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1193/19 от 05.02.2019 Раменского городского суда (Московская область)

Дело №2-1193/ 2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 февраля 2019г. г.Раменское

Раменский городской суд Московской области под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,

при секретаре Ясевой А.Р.,

с участием истца Плотникова Д.А.,

представителей ответчиков Сивовой Е.В. и Шевченко Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Плотникова Д. А. к Администрации Раменского муниципального района и Управлению земельных отношений Раменского муниципального района Московской области об обязании предоставлении документов, подтверждающих выделение санитарно-защитной зоны, утверждении схемы расположения земельного участка, предварительного согласования, признании права первого выкупа,

у с т а н о в и л :

Плотников Д.А. обратился в суд с иском к Администрации Раменского муниципального района и Управлению земельных отношений Раменского муниципального района Московской области со следующими требованиями в следующей редакции:

-об обязании Управления земельных отношений предоставить документы, подтверждающие основания выделения санитарно-защитной зоны, ее размеры и согласованный проект; предоставлении классификации опасности данного предприятия;

-об утверждении схемы расположения земельного участка;

-о предварительном согласовании предоставления участка;

-о признании за Плотниковым Д.А. права первого выкупа.

В обоснование своих требований истец указал, что с <дата>. является собственником земельных участков <номер> и <номер>, расположенных по адресу: <адрес>. В <дата>. построил дом на земельном участке <номер> на основании разрешения на строительство №<номер> от <дата>. и разрешения на ввод в эксплуатацию №<номер> от <дата>., получил свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом №<номер> от <дата>. В связи с тем, что по смежной границе его участка располагается земельный участок, на который государственная собственность не разграничена, не состоит на кадастровом учете и отсутствует его собственник, был вынужден взять на себя обязанность по уходу за данным участком, чтобы сорняком не засорить собственный участок. <дата>. решил воспользоваться положениями ст.39.1 ЗК РФ о продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и обратился в Администрацию Раменского района с просьбой согласовать вновь создаваемый земельный участок, поставить его на кадастровый учет и, действуя через электронную систему торгов, выкупить данный участок, имея преимущественное право покупки. <дата>. получил ответ, что был некорректно поставлен вопрос и ему необходимо обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Данный запрос выполнил в этот же день. <дата>., получил ответ, что данный земельный участок находится в санитарно-защитной зоне. Полученный ответ не разъясняет, у какого предприятия нарушается санитарно-защитная зона, ее граница, а также учитывая тот факт, что обращение было о создании земельного участка, а не строительстве жилого дома, ссылку на СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 считает некорректной. Полагает, что предприятие обязано иметь классификацию по опасности, а также утвержденный проект санитарно-защитной зоны, что является обязательным условием согласно раздела III.

В судебном заседании истец Плотников Д.А. поддержал свои требования, уточнив суду о том, что первоначально о приобрел в собственность 4 земельных участка по 300 кв.м., которые объединил в один участок и дополнительно приобрел земельный участок площадью 600 кв.м. Итого, в настоящее время у него в собственности находятся земельные участки общей площадью 1800 кв.м. В настоящее время намерен дополнительно приобрести спорный земельный участок площадью 1100 кв.м. Вблизи его земельных участков располагается ООО «Аттик», занимающееся сборкой окон. За находящимся в собственности данной организации земельный участок площадью 39740 кв.м., с кадастровым номером <номер>, не зарегистрировано обременение, в связи с чем полагает, что он имеет право первого выкупа смежного земельного участка, на который государственная собственность не разграничена.

Представитель ответчика - Управления земельных отношений Раменского муниципального района Московской области Сивова Е.В. требования истца считает не обоснованными, ссылаясь на нахождение спорного земельного участка в санитарной зоне. В соответствии с Регламентом, Управление земельных отношений направило запрос в Главное управление архитектуры по вопросы оборотоспособности земельных участков, откуда поступил ответ, что спорный земельный участок располагается в санитарной зоне В Правилах землепользования и застройки территории с.п.Заболотьевское Раменского района указано, что спорный земельный участок располагается в санитарно-защитной зоне, что подтверждается картой границ зон с особыми условиями использования территорий. Данная карта находится в общем доступе в сети Интернет. Правила землепользования <номер> были утверждены <дата>., а истец приобрел свои земельные участки в 2008г., следовательно, его участки фактически также вошли в санитарную зону. Каждый гражданин вправе прийти на публичные слушании, если полагает, что нарушаются его права установлением санитарных зон, вносит свои замечания. В связи с этим, требования об обязании предоставить документы, подтверждающие основания выделения санитарно-защитной зоны, ее размеры и согласованный проект не подлежат удовлетворению, так как в полномочия органов местного самоуправления не входит предоставление общедоступной информации, а проект изготавливается самой организацией. Кроме того, установление санитарных зон производится Главным санитарным врачом. Согласно п.3 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018г. №222, решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны: а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, что свидетельствует о том, что данный вопрос не относится к компетенции органов местного самоуправления. Соответственно, является не обоснованным требование истца об утверждении схемы расположения спорного земельного участка и о предварительном согласовании предоставления участка, так как имеется решение об отказе, которое никем не оспорено, земельный участок находится в санитарно-защитной зоне. Требование истца о признании за Плотниковым Д.А. права первого выкупа спорного участка противоречит положениям п.3 ст.35 ЗК РФ, согласно которому преимущественное право покупки земельного участка имеет лишь собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке.

Представитель ответчика- Администрации Раменского муниципального района Московской области Шевченко Л.А. не признала требования истца по тем же основаниям, дополнительно ссылаясь на то, что выкуп земельного участка возможен лишь полностью сформированного объекта недвижимости, а именно, после присвоения ему кадастрового номера и постановки на кадастровый учет в ГКН. В данном же случае границы спорного земельного участка не установлены на местности, на кадастровом учете он не состоит. Факт добровольного ухода истца за спорным земельным участком не является основанием для признания за ним преимущественного права выкупа, так как он производил уход с целью не засорить сорняком собственный участок.

Выслушав истца, представителей ответчиков и исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Как следует из письменного ответа Управления земельных отношений Раменского муниципального района по поручению Администрации Раменского муниципального района от <дата>. на обращение Плотникова Д.А. (вх. № <номер> от <дата>.) о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, истцу возвращены документы с связи с неверным указанием услуги. Указано, что из представленных документов усматривается, что Вы имеете намерение образовать самостоятельный земельный участок. Порядок предоставления земельных участков установлен действующим земельным законодательством. В соответствии со ст.39.3, 39.6 ЗК РФ продажа и заключение договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п.2 указанных статей. В частности, подп.10 п.2 ст.39.3 ЗК РФ и подп. 15 п.2 ст.39.6 ЗК РФ предусмотрена возможность предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства в соответствии со ст.39.18 ЗК РФ. В связи с этим, истцу разъяснено, что для оформления прав на земельный участок ему необходимо обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, посредством Регионального портала государственных услуг Московской области. Форма заявления и прилагаемые документы должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст.ст. 39.14-39.17 ЗК РФ.

Решением зам.главы администрации Раменского муниципального района от <дата>. истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1001 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, расположенный по адресу: <адрес> по тем основаниям, что данный земельный участок находится в санитарно-защитной зоне. Одновременно истцу разъяснено, что порядок предоставления земельных участков установлен действующим земельным законодательством. Формирование земельного участка осуществляется с учетом документов территориального планирования, правил землепользования и застройки. В соответствии с заключением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов. В соответствии с нормами СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома. Испрашиваемый же вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» предусматривает размещение жилого дома.

Из свидетельств о государственной регистрации права от <дата>. от <дата>. и от <дата>. видно, что истцу Плотникову Д.А. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером <номер>, из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в юго-восточной части кадастрового квартала, по адресу: <адрес>, а также земельный участок <номер>, площадью 600 кв.м., с кадастровым номером <номер> из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – для ЛПХ, расположенный по тому же адресу.

Спорный земельный участок, на который государственная собственность не разграничена, не состоит на кадастровом учете и его границы не установлены в соответствии с земельным законодательством, располагается в санитарно-защитной зоне, что подтверждается Генеральным планом сельского поселения Заболотьевское Раменского муниципального района Московской области, утвержденным решением СД Раменского муниципального района Московской области <номер> от <дата>., и Картой границ зон с особыми условиями использования территорий.

Данная карта находится в общем доступе в сети Интернет и является общедоступной информацией.

Постановлением Правительства РФ №222 от 03.03.2018г. утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ.

Указанные Правила определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Принимая во внимание, что истец приобрел свои земельные участки в <дата>., его участки фактически также располагаются в санитарно-защитной зоне.

При таких обстоятельствах, требования истца об обязании предоставления ему документов, подтверждающих основания выделения санитарно-защитной зоны, ее размеры и согласованный проект является не подлежат удовлетворению, так как вышеуказанные сведения находятся в сети Интернет и являются общедоступной информацией. В полномочия органов местного самоуправления не входит предоставление общедоступной информации.

Требование истца о предоставлении классификации опасности близрасположенного предприятия- ООО «Аттик», занимающегося сборкой окон, заявлено к ненадлежащим ответчикам, а его доводы о том, что в ЕГРН не зарегистрировано обременение принадлежащего ООО «Аттик» земельного площадью 39740 кв.м., с кадастровым номером <номер>, в связи с чем он имеет право первого выкупа спорного земельного участка, на который государственная собственность не разграничена, является ошибочной и противоречит действующему законодательству, так как спорный земельный участок, на который государственная собственность не разграничена, располагается в санитарно-защитной зоне, что подтверждается Генеральным планом сельского поселения Заболотьевское Раменского муниципального района Московской области.

Согласно п.3 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018г. №222, решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и П класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.

Требование истца о признании за ним права первого выкупа спорного земельного участка противоречит положениям п.3 ст.35 ЗК РФ, согласно которому преимущественное право покупки земельного участка имеет лишь собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

В силу ч.1 ст.39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Соответственно, не имеется оснований и для удовлетворения требований истца об утверждении схемы расположения спорного земельного участка и о предварительном согласовании предоставления ему этого участка.

Согласно ч.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Факт добровольного ухода истца за спорным земельным участком, на который государственная собственность не разграничена, не является основанием для признания за ним преимущественного права выкупа, так как истец производил уход с целью не засорить сорняком собственный участок.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Плотникова Д. А. к Администрации Раменского муниципального района и Управлению земельных отношений Раменского муниципального района Московской области об обязании предоставлении документов, подтверждающих основания выделения санитарно-защитной зоны, ее размеры и согласованного проекта; в предоставлении классификации опасности предприятия; в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительного согласования предоставления участка; в признании за Плотниковым Д.А. права первого выкупа, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд в течение месяца после составления мотивированного решения.

Судья:

Мотивированное решение составлено 08.02.2019г.