ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1193/2014 от 17.02.2014 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

  Дело № 2-1193/29-2014

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 17 февраля 2014 года г.Петрозаводск

 Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

 председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.,

 при секретаре Огородниковой Е.Г.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа, Белянинову А. И. о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку,

 у с т а н о в и л :

 Карельский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор) обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа, указывая, что в период проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления было установлено, что на территории Петрозаводского городского округа на противоположной стороне дороги от <адрес> находится несанкционированная свалка бытовых отходов. Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемым к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Несоблюдение федерального законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления влечет за собой загрязнение природной среды, может повлечь иные тяжкие последствия, нарушает права и законные интересы населения, в том числе, право на благоприятную окружающую среду. В соответствии с правовыми нормами ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений; к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов. На основании изложенного, учитывая также положения Конституции РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», истец просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Петрозаводского городского округа на противоположной стороне дороги от <адрес>.

 Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Белянинов А.И., также судом приняты уточнения исковых требований об обязании ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории, непосредственно прилегающей к границе земельного участка с кадастровым номером № со стороны <адрес>.

 Помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора Миронова Д.Ю. в судебном заседание заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, с учетом их дальнейших уточнений. Полагает возможным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. не возражает против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

 Представитель Администрация Петрозаводского городского округа своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены; представили письменный отзыв на иск, где с требованиями прокурора не согласны.

 Ответчик Белянинов А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещался, возражений по иску не представил.

 С учетом мнения прокурора, факта неявки для рассмотрения дела ответчиков, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в порядке заочного производства с тем, чтобы отсутствующая сторона, при наличии обоснованных возражений имела возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения и представить свои доводы и доказательства их подтверждающие.

 Суд, заслушав прибывших лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам:

 Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

 В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления».

 Статьей 4 данного закона предусмотрено, что земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса … являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений (часть 1 статьи 7 Закона).

 Аналогичное положение содержится в статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», где указано, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

 В соответствии с частью 1 статьи 13 настоящего закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

 Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 данного Закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений. К вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов (п. 14 ст. 15 Закона).

 Судом установлено, что в ходе проведенной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления было установлено, что на территории Петрозаводского городского округа, непосредственно прилегающей к границе земельного участка с кадастровым номером № со стороны <адрес>, находится несанкционированная свалка бытовых отходов.

 Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.

 Наличие несанкционированной свалкивлечет за собой загрязнении природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации.

 В ходе проведенной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой дополнительной проверки, также было установлено, что обозначенная свалка расположена на территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером №, предоставленному в аренду Белянинову А.И. в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ.

 На основании п. ДД.ММ.ГГГГ договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, в обязанности Белянинова А.И. (арендатора) входит осуществление комплекса мероприятий по благоустройству и уборке земельного участка, а также уборке прилегающей территории, предусмотренных Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденными решением Петрозаводского городского Совета от 27.04.2010 № 26/41-813, в соответствии со схематической картой уборки территории (Приложение № 4).

 Согласно п.1 ст.4 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных Решением Петросовета от 27.04.2010 № 26/41-813 (в редакции от 15.12.2011г. №27\07-114) (далее по тексту - Правила), организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов. В соответствии с ч.3 указанной статьи организации и физические лица, за которыми закреплены для содержания, в т.ч. уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами.

 Статья 6.1 Правил устанавливает, что не допускается несанкционированный сброс и складирование бытового и строительного мусора, отходов производства, тары, спила деревьев, листвы, снега, изделий, устройств, конструкций, приборов, потерявших потребительские качества.

 Пунктом 2 ст.5 Правил предусмотрено, что организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков и прилегающих к ним территорий с учетом требований о размере территорий, установленных пунктами 9, 10, 13, 15, 16, 17 статьи 5, пунктом 6 статьи 21 настоящих Правил.

 В соответствии с п. 17 ст.5 Правил уборку принадлежащих на праве собственности или ином праве организациям и физическим лицам земельных участков и прилегающей к ним тридцатиметровой зоны (от границ участков, ограждений, зданий, строений, сооружений), если иное не предусмотрено настоящими Правилами, и подъездов к ним производят указанные организации и физические лица или уполномоченные ими лица.

 Кроме того, согласно п.2 ст. 11 Правил сбор ТБО в контейнеры, переносные металлические мусоросборники, малые металлические емкости (далее - контейнеры) и КГО в бункеры-накопители осуществляют: в жилищном фонде - организации, осуществляющие управление многоквартирными домами; по остальным территориям - организации, которые осуществляют содержание данных территорий в соответствии с условиями заключенных договоров.

 Поскольку наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнении природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренную ст. 42 Конституции Российской Федерации, реализуя предоставленные ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ полномочия, прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.

 В силу статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.

 В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

 Часть 2 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право органов местного самоуправления поселений и городских округов в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения, включая вопрос организации благоустройства и озеленения территории.

 Возложение обязанностей органов местного самоуправления по содержанию, благоустройству территорий (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, на юридических и физических лиц, которые правами пользования, иными вещными правами на данные участки не обладают, иначе, как на договорной основе законодательством не предусмотрено.

 Наличие свалки подтверждается также рапортом помощника Карельского межрайонного природоохранного прокурора, фотографиями по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., актом обследования санитарного состояния территорий Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.

 Таким образом, судом установлено, что размещение свалки на территории Петрозаводского городского округа, непосредственно прилегающей к границе земельного участка с кадастровым номером №, со стороны <адрес>, осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории Петрозаводского городского округа, так и неопределенного круга лиц.

 Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, суд считает доказанным факт несанкционированного размещения отходов на территории Петрозаводского городского округа, а также принимая во внимание, что обнаруженная несанкционированнаясвалка находится в границах Петрозаводского городского округа, земельный участок, на котором обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам; лица, виновные в образовании свалки, не установлены, при таких обстоятельствах обязанность по ликвидации установленной в ходе проверки несанкционированнойсвалки, расположенной на территории Петрозаводского городского округа, непосредственно прилегающей к границе земельного участка с кадастровым номером № со стороны <адрес> должна быть возложена на Администрацию Петрозаводского городского округа, которая является органом, обязанным организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления и Белянинова А.И. с учетом положений договора аренды, заключенного с ним.

 С учетом мнения истца, погодных условий, срок исполнения решения суда устанавливается до №.

 Доводы ответчика в письменном отзыве по изложенным выше основаниям не являются основанием для отказа в удовлетворении требований.

 С учетом положений ст.103 ГПК РФ, ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ, учитывая положения ст.333.19 НК РФ, с ответчика Белянинова А.И. в бюджет Петрозаводского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, Администрация Петрозаводского городского округа освобождена от уплаты государственной пошлины.

 Руководствуясь ст.ст.103, 194-199 ГПК РФ,

 р е ш и л :

 Требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить.

 Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа и Белянинова А. И. ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Петрозаводского городского округа, непосредственно прилегающей к границе земельного участка с кадастровым номером № со стороны <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

 Взыскать с Белянинова А. И. в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

 Ответчик вправе подать в Петрозаводский городской суд Республики Карелия заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

 Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

 Судья Т.Н. Тимошкина

 Решение принято в

 окончательной форме 21.02.2014.