ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-11948/2021 от 23.11.2021 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

дело № 2- 11948/2021

24RS0048-01-2021-013164-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2021 года г.Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Заверуха О.С.,

при секретаре Каледа Д.О.,

с участием представителя истца - ФИО1, доверенность от 23.08.2021 года,

представителя ответчика - ФИО2, доверенность от 15.12.2020 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ГУ-Отделению ПФ РФ по Красноярскому краю о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности по назначению страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к ГУ-ОПФР по Красноярскому краю о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности по назначению страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости.

Требования мотивированы тем, что ФИО3 02.07.2021 года обратилась в Пенсионный Фонд в Советском районе г. Красноярска с заявлением о назначении пенсии в соответствии с правовым регулированием пенсии работникам летного состава гражданской авиации, однако решением ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Красноярска от 14.07.2021 года в установлении пенсии отказано. Решение обоснованно отсутствием стажа необходимого для назначения пенсии, поскольку не зачтены периоды с 01.06.2007г.-09.11.2009г. в должности инструктора - проводника по причине того, что данная профессия не пользуется правом на льготное пенсионное обеспечение. Полагает, что данный отказ не обоснован и подлежит отмене. Просит, с учетом уточнения исковых требований, признать за ФИО3 право на досрочное назначение пенсии со 02.07.2021 г., признать незаконным и отменить решение № от 14.07.2021 года Управления Пенсионного Фонда РФ по Советскому району города Красноярска об отказе ФИО3 в досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Возложить обязанность на ГУ Отделение Пенсионного Фонда РФ по Красноярскому краю включить в страховой стаж ФИО3, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы 01.06.2007 - 09.11.2009 (02 года 05 месяцев и 09 дней) в должности инструктор - проводник бортовой; назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения в пенсионный фонд с 02.07.2021 г.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени его проведения извещена своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила, доверила представление своих интересов представителю по доверенности ФИО1

В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности от 23.08.2021 года, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, суду дополнительно пояснила, с учетом документов, представленных ответчиком полагает необходимым включить периоды в трудовой стаж, так как у истца были такие же обязанности в иной должности. Работодатель фактически отчитался за часть спорного периода, при этом они не настаивают на том, чтобы в стаж был включен период с 01.06.2007 года по 31.12.2007 года, поскольку в этот период работодателем не были внесены сведения об особых условиях труда, для назначения досрочной пенсии по старости достаточно периода с 01.01.2008 года по 09.11.2009 года.

Представитель ответчика ГУ Отделение ПФ РФ по Красноярскому краю – ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, но при этом пояснила суду, что профессия не поименована в списке должностей, поэтому не может засчитываться в трудовой стаж и приеме документов пенсионный фонд был вынужден отказать в назначении досрочной льготной пенсии, поскольку имелись противоречия. Вместе с тем, на основании представленных документов считает возможным включить указанный период с 01.01.2008г. по 09.11.2009г. в трудовой стаж, более того, составлен акт камеральной проверки, в пенсионном фонде имеются документы, согласно которым работодатель не заявлял как отдельную должность «инструктора-проводника бортового», однако сведения по ней подавал, с указанием на особые условия труда. Кроме того, 80% рабочего времени было занято в должности бортпроводника и работодатель показывает периоды как льготные. В данном случае дата наступления права на получение пенсии будет исчисляться со 02 июля 2021 года, с момента наступления возврата 45 лет, при этом в справочнике Госстандарта должности «инструктора-проводника бортового» не предусмотрено, хотя в комментариях указываются разные интерпретации названия должности.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действовавшей на момент обращения с заявлением о назначении пенсии, досрочная страховая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали не менее 7 лет 06 месяцев на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 15 лет; в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы.

Согласно подп. "а" п. 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от дата № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до дата - Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".

Списком № 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, право на льготное пенсионное обеспечение установлено бортпроводникам (раздел XXI. Транспорт, код 12003000-11217).

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.

Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата 11.12.2012 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.); при этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Судом установлено, что решением ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Красноярска от 14.07.2021 года № , ФИО3 отказано в установлении пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием стажа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013. В соответствующий стаж не включены периоды ее работы с 01.06.2007г. по 09.11.2009г. в должности «инструктора-проводника бортового» в авиакомпании ОАО «Красноярские авиалинии», поскольку документально не подтверждена работа по Списку № 1, наименование должности не предусмотрено Списками должностей по Постановлению Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (л.д. 12-13).

Согласно справке о камеральной проверке документов № 458 от 12.07.2021 года в распоряжении ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Красноярска имеется наблюдательное дело, при этом период работы с 01.01.2000г. по 31.05.2007г. в должности бортпроводника ОАО «Красноярские авиалинии», был включен ответчиком в стаж на соответствующих видах работ по п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Список № 1 Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 раздел XXI. Транспорт, подраздел 3 «Гражданская авиация», код 12003000-11217).

В соответствии со сведениями, содержащимися в трудовой книжке, ФИО3 Приказом № с 01.06.2007 года переведена на должность инструктора-проводника бортового 2 класса в службу бортпроводников. Приказом № 29.06.2007 года переведена на должность инструктора-проводника бортового 1 класса, Приказом № 3341 от 09.11.2009 года уволена по п.1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации (л.д. 19).

Из летной книжки ФИО3 следует, что ее налет на соответствующих типах самолетов составил в 2007 году – 548 часов 45минут; в 2008 году на соответствующих типах самолетов ТУ-154, В-767, В-757 – 275 часов 45 минут, при этом находясь в должности инструктора-проводника бортового, продолжала исполнять работу бортпроводника, с дополнительными обязанностями инструктировать нижестоящих по должности сотрудников (л.д. 21-22).

Согласно архивной справке от 10.02.2012 года, предоставленной МКУ «Архив Емельяновского района», в отношении ФИО3 имеются сведения о периодах ее работы за 2000г.-2009г. в ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии», а именно 29.05.2000г. ФИО3 принята на должность бортпроводника, в указанный период работы истец неоднократно проходила обучение Учебном центре авиакомпании «Красноярские авиалинии», проходила курсы повышения квалификации, на основании приказа от 02.07.2007 года переведена на должность инструктор – проводник бортовой (л.д. 14-18).

В соответствии со справкой, уточняющей условия труда от 27.12.2007 года, период работы ФИО3 с 01.06.200г. по 31.05.2007г. подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (л.д. 20).

Оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Списком №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, предусмотрено, что право на досрочное пенсионное обеспечение имеют бортпроводники (Раздел: XXI. ТРАНСПОРТ, подраздел: 3. Гражданская авиация, код позиции: 12003000-11217).

Таким образом, должность бортпроводника прямо предусмотрена Списком № 1, в связи с чем, работа в указанной должности дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пп. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", при условии соблюдения требований, предусмотренных данной нормой.

В свою очередь, должности бортпроводника-инструктора, бортпроводника-инспектора, старшего бортпроводника, которые занимала истец в период работы в ОАО «Красноярские Авиалинии», являются производными от должности бортпроводника, предусмотренной Списком.

В пункте 9 разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" указано, что право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет пользуются рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных Списками.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, предусмотрена должность "бортпроводник".

Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, выпуск 53, раздел "Эксплуатация и летные испытания летательных аппаратов (воздушных судов)", утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 13.04.2000 N 30, предусмотрена профессия «Бортовой проводник» (§ 32). Характеристика работ: сервисное обслуживание авиапассажиров и членов летного экипажа во время полета на ВС и проведение мероприятий по обеспечению безопасности полета. Получение задания на полет, необходимой документации и информации о рейсе. Проведение досмотра ВС до посадки авиапассажиров и после выхода авиапассажиров по окончании рейса с целью обнаружения посторонних лиц и забытых вещей. Контроль состояния аварийно-спасательного и бытового оборудования и своевременное информирование СБЭ о его неисправности. Проверка санитарного состояния ВС до посадки авиапассажиров. Обеспечение приема и размещения на борту ВС коммерческой загрузки, почты, бытового имущества, буфетно-кухонного оборудования, посуды, бортового питания на авиапассажиров и экипаж. Контроль количества и размещения авиапассажиров на борту ВС. Предоставление авиапассажирам и членам летного экипажа полного комплекса услуг, предусмотренных технологическими картами рейса. Ознакомление авиапассажиров с правилами поведения на борту и другой необходимой информацией, создание в полете атмосферы спокойствия. Контроль соблюдения пассажирами правил поведения на борту ВС во время полета и своевременное информирование СБЭ обо всех нарушениях этих правил. Оказание при необходимости первой (доврачебной) медицинской помощи авиапассажирам. Обеспечение безопасности авиапассажиров в аварийной или чрезвычайной ситуации, организация их эвакуации. Оформление полетной документации и своевременное предоставление ее для обработки в службу БП. Должен знать: конструктивные особенности и расположение служебных, бытовых и общественных помещений на ВС разных классов; инструкции по предполетной и послеполетной работе бортового проводника, о приеме - сдаче коммерческой загрузки; стандарты, технологии и документы, регламентирующие работу членов кабинного экипажа ВС; правила перевозки пассажиров, багажа и грузов; отраслевые стандарты по предоставлению услуг авиапассажирам, выдаче мягкого инвентаря и средств обслуживания авиапассажиров; санитарные правила и организацию питания авиапассажиров в рейсе; руководство по досмотру авиапассажиров, членов экипажа и ВС в объеме, касающемся бортового проводника; правила перевозки опасных грузов; схему размещения и правила пользования АСС, предназначенными для спасения авиапассажиров в аварийной ситуации; инструкции о порядке действий в аварийной обстановке, памятку экипажу по действиям в чрезвычайной обстановке; правила оказания первой (доврачебной) помощи; правила оформления полетной документации.

При обслуживании ВС на МВЛ дополнительно должен знать: иностранный язык в объеме, предусмотренном программой специальной подготовки при обслуживании ВС на МВЛ для общения с авиапассажирами и работниками МВЛ по маршруту полета; правила пребывания за границей; применяемые на МВЛ формы учета и отчетности, порядок их ведения и составления; порядок оформления полетной документации, предусмотренной на МВЛ; правила перевозок пассажиров и багажа на МВЛ. При обслуживании авиапассажиров и членов летного экипажа на ВС II - III классов до 4-х типов - 4-й разряд; при обслуживании авиапассажиров и членов летного экипажа на ВС I - II классов до 4-х типов на ВВЛ и МВЛ и стаже работы бортовым проводником 4-го разряда не менее года - 5-й разряд.

В соответствии с профессиональным стандартом «Бортовой проводник», утверждённого Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.04.2021 № 231н, видом профессиональной деятельности бортового проводника является обеспечение безопасности находящихся на борту воздушного судна лиц и их обслуживание на борту воздушного судна гражданской авиации. Основная цель вида профессиональной деятельности: поддержание безопасности пассажирской кабины воздушного судна при выполнении рейса.

К трудовым функциям отнесено: выполнение требований по обеспечению безопасности в пассажирской кабине воздушного судна в штатных, нештатных и аварийных ситуациях; обслуживание пассажиров и членов экипажа на борту воздушного судна; руководство кабинным экипажем при выполнении трудовых функций и профессиональных обязанностей бортпроводника на борту воздушного судна гражданской авиации; организация работы кабинных экипажей; выполнение программ ввода в строй бортпроводников, проверок работы бортпроводников в условиях полета; ведение летно-штабной документации подразделения кабинных экипажей; выполнение мероприятий в области управления безопасностью полетов в рамках своей компетенции; управление деятельностью подразделения кабинных экипажей; обеспечение функционирования и развития системы управления безопасности полетов в подразделении в рамках своей компетенции.

Обобщенная трудовая функция - обеспечение безопасности и обслуживания лиц на борту воздушного судна гражданской авиации. Возможные наименования должностей, профессий: бортпроводник, бортовой проводник, бортовой проводник 4-го разряда, бортовой проводник 5-го разряда, бортовой проводник 6-го разряда, бортпроводник 4-го разряда, бортпроводник 5-го разряда, бортпроводник 6-го разряда, бортпроводник воздушного судна гражданской авиации, старший бортпроводник. Для осуществления функций старшего бортпроводника обладатель свидетельства бортпроводника должен иметь общий налет бортпроводником не менее 1000 часов.

Обобщенная трудовая функция - организация обеспечения безопасности и обслуживания лиц на борту воздушного судна гражданской авиации кабинным экипажем. Возможные наименования должностей, профессий: бортовой проводник-инструктор, бортпроводник-инструктор, инструктор-проводник бортовой.

Обобщенная трудовая функция -управление процессами по обеспечению безопасности и обслуживания лиц на борту воздушного судна. Возможные наименования должностей, профессий: директор департамента обслуживания на борту, заместитель директора департамента обслуживания на борту, начальник службы бортпроводников, заместитель начальника службы бортпроводников, начальник службы сервиса, заместитель начальника службы сервиса, начальник службы бортпроводников, руководитель службы бортпроводников.

В соответствии с представленной в материалы дела должностной инструкцией бортпроводника № 1 от 06.02.2002 № 29.12, утвержденной генеральным директором ОАО Авиакомпания «Красноярские авиалинии» ФИО4 17.10.2001, бортпроводник № 1 организует работу бригады бортпроводников, обеспечивает безопасность пассажиров на борту ВС, в том числе в случае возникновения аварийной ситуации в полете и на земле, высококачественное обслуживание пассажиров в полете. Бортпроводники №1 назначаются из числа бортпроводников, имеющих опыт работы бортпроводника - не менее двух лет, зарекомендовавшим себя с положительной стороны, имеющих организаторские способности. Допуск к самостоятельным полетам в качестве бортпроводника №1 отражается в летной книжке бортпроводника.

К обязанностям бортпроводника № 1 отнесено: знать и выполнять требования руководящих документов, регламентирующих его работу; поводить мероприятия по обеспечению безопасности пассажиров в полете и на земле, четко и грамотно действовать в аварийной обстановке, требующей эвакуации пассажиров; уметь пользоваться бортовым аварийно-спасательным и электробытовым оборудованием, эксплуатировать его в соответствии с РЛЭ; заполнять личную рабочую книжку бортпроводника согласно требованиям нормативных документов; контролировать проведение бортпроводниками осмотра ВС после ухода пассажиров с целью обнаружения забытых вещей и посторонних предметов; быть дисциплинированным, овладевать современными методами работы, способствовать поддержанию имиджа АК «KrasAir»; не разглашать без соответствующего разрешения дирекции внутреннюю информацию (технологическую, экономическую, коммерческую). Соблюдать субординацию и служебный этикет; иметь для выполнения рейса действующее свидетельство бортпроводника, медицинскую санитарную книжку, вкладыш ВЛЭК, удостоверение члена экипажа, сертификат водной
подготовки, рабочую книжку бортпроводника и предъявлять их по требованию
уполномоченных лиц; знать и выполнять иммиграционные, таможенные и карантинные правила, установленные в России и странах пребывания; проходить своевременно ежегодное и ежеквартальное медицинское: свидетельствование во ВЛЭК; своевременно докладывать командиру ВС о готовности к выполнению рейса, о недостатках, обнаруженных в ходе предполетной подготовки, о чрезвычайных обстоятельствах, возникших в полете; контролировать соблюдение пассажирами установленных правил поведения на борту
ВС; организовывать и проводить предполетный и послеполетный разбор ( брифинг)
бригады бортпроводников по утвержденным требованиям; контролировать наличие документов, необходимых для выполнения рейса; доложить командиру ВС о готовности пассажиров и бригады к выполнению рейса; каждые 10-15 минут информировать пассажиров о задержке рейсов и приносить извинения; заполнять полетную документацию.

Бортпроводник № 1 обязан следить за: точным выполнением всеми членами бригады всех операций по обслуживанию пассажиров в соответствии с технологической картой данного рейса; соблюдением правил ношения форменной одежды и требования к внешнему виду всеми бортпроводниками бригады; своевременное прохождение предполетного медосмотра всеми членами бригады; обеспечение ВС необходимыми медикаментами, периодической печатью; оснащенностью самолета бытовым инвентарем; санитарным состоянием самолета; исправностью бортового кухонного оборудования. Несет ответственность за соответствие требованиям охраны и условий труда на рабочем
месте.

Кроме того, в материалы дела представлены формы должностных инструкций Службы бортпроводников ОАО АК «Красноярские авиалинии», в том числе начальника службы бортпроводников, заместителя начальника СБП по ОЛР, старшего бортпроводника СБП, бортпроводника-инструктора, бортпроводника № 1, бортпроводника. Содержание должностной инструкции бортпроводника № 1, идентично содержанию вышеуказанной утвержденной должностной инструкции бортпроводника № 1.

Так, согласно должностной инструкции бортпроводника ОАО Авиакомпания «Красноярские авиалинии», бортпроводник обеспечивает безопасность пассажиров на борту ВС, в том числе в случае возникновения аварийной ситуации в полете и на земле, высококачественное обслуживание пассажиров в полете, прием -сдачу багажа, почты, груза. На должность бортпроводника принимаются мужчины и женщины в возрасте от 19 до 27 лет, имеющие высшее, среднее специальное образование, обладающие приятными внешними данными и высокой культурой речи, отвечающие уровню медицинских требований профессиональной пригодности, прошедшие специальную подготовку и имеющие свидетельство установленного образца. Бортпроводники входят в состав СБП и подчиняются бортпроводнику - инструктору. С момента явки на рейс и до его окончания бортпроводник подчиняется командиру ВС, выполняющего данный рейс.

В соответствии с основной задачей бортпроводник обязан: знать и выполнять требования руководящих документов, регламентирующих его работу. Проводить своевременно и в полном объеме предполетную подготовку; проводить мероприятия по обеспечению безопасности пассажиров в полете и на земле, четко и грамотно действовать в аварийной обстановке, требующей эвакуации пассажиров; уметь пользоваться бортовым аварийно-спасательным и электробытовым оборудованием, эксплуатировать его в соответствии с РЛЭ; контролировать готовность бытового оборудования и помещений воздушного судна к рейсу; профессионально обслуживать пассажиров на борту воздушного судна в соответствии с технологией работы. Применять на практике знания психологии и этики. Особую заботу проявлять к пассажирам с детьми, инвалидам, больным и пассажирам преклонного возраста; заполнять рабочую книжку бортпроводника согласно требованиям нормативных документов; проводить осмотр ВС после ухода пассажиров с целью обнаружения забытых вещей и посторонних предметов; обеспечивать прием и размещение багажа, почты, груза на борту ВС в соответствии с руководящими документами, а также бытового имущества, буфетно-кухонного оборудования, посуды и бортового питания; иметь для выполнения рейса действующее свидетельство бортпроводника, медицинскую санитарную книжку, вкладыш ВЛЭК, удостоверение члена экипажа, сертификат водной подготовки, рабочую книжку бортпроводника и предъявлять их по требованию уполномоченных лиц; быть опрятным и аккуратным, постоянно и тщательно следить за своим внешним видом, строго соблюдать правила ношения форменной одежды согласно стандарта авиакомпании; знать и выполнять иммиграционные, таможенные и карантинные правила, установленные в России и странах пребывания; проходить своевременно ежегодное и ежеквартальное медицинское освидетельствование во ВЛЭК; уметь пользоваться бортовым аварийно-спасательным оборудованием, четко знать обязанности по взаимодействию членов экипажа, принимать все необходимые меры к спасению пассажиров в аварийной обстановке; предоставлять обязательную информацию для пассажиров; своевременно докладывать командиру ВС о готовности к выполнению рейса, о недостатках, обнаруженных в ходе предполетной подготовки, о чрезвычайных обстоятельствах, возникших в полете; контролировать санитарное состояние ВС до посадки пассажиров, поддерживать чистоту и порядок в пассажирских салонах и на рабочем месте в полете; контролировать соблюдение пассажирами установленных правил поведения на борту ВС.

Согласно должностной инструкции бортпроводника-инструктора ОАО Авиакомпания «Красноярские авиалинии», бортпроводник-инструктор осуществляет организацию и руководство работой группы бортпроводников по обеспечению безопасности и высокого качества обслуживания пассажиров на борту воздушного судна. На должность бортпроводника-инструктора назначается бортпроводник 1 класса, имеющий высшее, средне - специальное (по профилю) образование, стаж работы на должности бортпроводника не менее 5 лет, обладающий организаторскими способностями.

В соответствии с основной задачей бортпроводника, бортпроводник-инструктор обязан: организовывать работу группы по обеспечению безопасности и высокого качества обслуживания пассажиров на борту ВС; проводить предполетные и послеполетные разборы с бригадой бортпроводников; проверять по утвержденному, начальником СБП, плану предполетную подготовку бортпроводников, а также работу бортпроводников по прилету; по утвержденному плану проводить проверку бортпроводников звена в рейсовых условиях; контролировать знание и четкое выполнение бортпроводниками требований - руководящих документов; контролировать знание и умение грамотно использовать аварийно-спасательное оборудование ВС; проводить разборы и техучебу с бортпроводниками группы, согласно утвержденным планам; вводить в строй стажеров и кандидатов в бортпроводники, прошедших первоначальное обучение; проходить своевременно ВЛЭК и медицинские освидетельствования на годность к летной работе и контролировать своевременность прохождения бортпроводниками группы; проводить два раза в год к BЛH и ОЗН специальные занятия с бортпроводниками, в том числе по технике безопасности; требовать от бортпроводников выполнения правил ношения форменной одежды; представлять производственные характеристики в МКК на повышение (присвоение) бортпроводникам класса; составлять месячный план звена производственной работы; вести журнал на бортпроводников группы, с учетом личных данных; представлять анализ производственной деятельности и отчет о проделанной работе; составлять графики отпусков и вести графики проверки и подготовки, летных книжек бортпроводников группы в соответствии с требованиями «Инструкции о порядке ведении ЛШД». Бортпроводник-инструктор организует работу группы в соответствии с действующими нормативными документами по ОТ; организует выполнение подчиненными возложенных на них обязанностей по ОТ; проводит первичный и периодический инструктажи по ОТ и допускает к выполнению работ.

В соответствии с должностной инструкцией старшего бортпроводника СБП ОАО Авиакомпания «Красноярские авиалинии», старший бортпроводник СБП осуществляет руководство работой службы бортпроводников в вопросах организации обслуживания пассажиров в полете, совершенствования технологии обслуживания пассажиров, повышения профессионального уровня подготовки бортпроводников. На должность старшего бортпроводника СБП назначается работник, имеющий высшее или средне специальное образование, обладающий организаторскими способностями, имеющий стаж работы не менее 5-ти лет в должности старшего бортпроводника звена. Старший бортпроводник СБП входит в командный состав СБП и подчиняется заместителю начальника СБП по OJIP.

Из должностной инструкции заместителя начальника СБП по ОЛР ОАО Авиакомпания «Красноярские авиалинии» следует, что заместитель начальника СБП по ОЛР организует летную работу службы бортпроводников, направленную на безопасность полета, повышение культуры обслуживания пассажиров. На должность заместителя начальника СБП по ОЛР назначается работник, имеющий высшее или средне - специальное образование, обладающий организаторскими способностями, имеющий стаж работы не менее 5-ти лет в должности бортпроводника. Заместитель начальника СБП по ОЛР входит в командный состав СБП и подчиняется начальнику СБИ.

В соответствии с основной задачей, заместитель начальника СБП обязан: проводить: мероприятия, способствующие обеспечению безопасности полетов, повышению уровня теоретической и профессиональной подготовки бортпроводников, укреплению дисциплины в СБП; занятия со старшими бортпроводниками по методике проведения технической и профессиональной учебы в звеньях бортпроводников. Разрабатывать: положения, инструкции и другие документы по деятельности СБП, контролировать их выполнение; планировать, организовывать и руководить летно-методической работой; организовывать и контролировать все виды техучебы, наземную подготовку и переподготовку бортпроводников; проводить обучение ст. бортпроводников навыкам методической работы; организовывать подготовку и проведение занятий к осенне-зимней и весенне-летней навигациям; контролировать работу отдела планирования, старших бортпроводников звеньев, ст. бортпроводника СБП, ст. бортпроводника методиста и давать указания по улучшению их работы; составлять месячный план СБП; контролировать выполнение плана технической и профессиональной учебы, по сезонной подготовке; проводить подготовку в разборам в СБП и докладывать о состоянии организации летной и методической работы; осуществлять подбор и расстановку кадров; анализировать состояние летной работы и безопасности полетов, разрабатывать мероприятия, направленные на повышение безопасности полетов; обеспечивать выполнение подчиненными работниками задач и функций, определенных Положением о Службе бортпроводников; предоставлять отчеты о выполнении требований приказов, указаний, информацией по
безопасности и резолюций в ИБП.

В соответствии с основной задачей старший бортпроводник СБП обязан: проводить работу среди бортпроводников, ст. бортпроводников звеньев, направленную на повышение качества обслуживания пассажиров в полете, их профессионального уровня; анализировать состояние организации обслуживания и обеспечению безопасности пассажиров в полете, разрабатывать и проводить мероприятия, направленные на предупреждение задержек рейсов, утери багажа и груза и предпосылок к ним; разрабатывать проект приказа о допуске бортпроводников к работе в предстоящий период; планировать и проводить подготовку и проверку ст. бортпроводников звеньев и бортпроводников в соответствии с задачами, стоящими перед СБП по вопросам дальнейшего совершенствования профессионального уровня; участвовать в работе и подбору кандидатов на выдвижение на должность ст. бортпроводников, бортпроводников № 1 и вводу в строй бортпроводников прошедших
первичную подготовку; составлять план-график подготовки и проверки ст. бортпроводников звеньев и обеспечить его выполнение; анализировать ошибки и недостатки в работе бортпроводников и доводить их на разборах. Проводить мероприятия по устранению и предупреждению этих недостатков, задержек рейсов, утраты материальных ценностей; осуществлять проведение наземной, предварительной и предполетной подготовки
бортпроводников. Осуществлять контроль за работой бортпроводников в полете и
распределять между ними обязанности; контролировать ведение полетной документации, правильность ее оформления; быть дисциплинированным, требовательным к себе, повышать профессиональный уровень, овладевать современными методами работы, сознательно относиться к служебному долгу, своим трудом способствовать поддержанию высокого имиджа АК.

Согласно представленной в материалы дела должностной инструкции бортпроводника-инструктора службы бортпроводников должность инструктор-проводник бортовой, которую занимала истица, является производной от должности бортпроводника, предусмотренной Списком N 1, отличается дополнительными контролирующими и обучающими полномочиями, в связи с чем, содержит повышенные требования к лицу, претендующему на замещение такой должности, по сравнению с должностью бортпроводника.

При таких обстоятельствах, исходя из анализа функциональных обязанностей по занимаемой истцом должности инструктор-проводник бортовой ОАО «Красноярские авиалинии», принимая во внимание летную нагрузку, указанную в летной книжке, учитывая, что работодателем ОАО «Красноярские авиалинии» на ИЛС истца часть спорного периода работы, а именно с 01.01.2008 года по 09.11.2009 года отражена с указанием льготного характера работы 27-1,12003000-11217, суд приходит к выводу о том, что инструктор-проводник бортовой фактически является бортпроводником, имеющим более высокую квалификацию и значительный стаж работы, в полете выполняют те же функции, что и бортпроводники, и полагает возможным возложить обязанность на ответчика включить периоды работы ФИО3 с 01.01.2008 года по 09.11.2009 года в должности инструктора-проводника бортового ОАО «Красноярские авиалинии», в страховой ста, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 1ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Вместе с тем, принимая во внимание то, что период работы ФИО3 с 01.06.2007 года по 31.12.2007 года не был отмечен работодателем как период работы с льготным характером, а также то, что представитель истца в судебном заседании не настаивала на исковых требования о возложении обязанности по включению данного периода в льготный стаж истца, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований ФИО3 в указанной части.

При этом занимаемая в спорный период истцом должность имеют указание в названии на «бортпроводник» с дополнительным указанием на характер работы, как «инструктор» отличается от названия должности, предусмотренной Списком № 1 только дополнительным указанием на характер работы, как «инструктор», «инспектор», «старший». Следовательно, это обстоятельство не изменяет основой функции, возложенной на бортпроводника.

Учитывая положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30 от 11.12.2012 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", суд исходит из того, что основанием применения льготного исчисления стажа работы является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о возложении обязанности на ответчика включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" спорных периодов работы поскольку, работая в указанные периоды в должностях бортпроводника-инструктора, бортпроводника-инспектора и старшего бортпроводника ОАО «Красноярские авиалинии», истец выполняла летную работу, тождественную должности бортпроводника, то есть была постоянно занята на работах, предусмотренных Списком № 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (раздел XXI. Транспорт, код 12003000-11217), в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели, что подтверждается совокупностью представленных доказательств.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых, Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Поскольку истец имеет специальный 7-ми летний страховой стаж на соответствующих видах работ по п. 1 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ, с учетом положений п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», предусматривающего, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию и, принимая во внимание, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии истец имел необходимый стаж для реализации своего права на назначение трудовой пенсии по старости, суд признает решение ГУ-УПФР в Советском районе г. Красноярска от 14.07.2021 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и считает необходимым возложить обязанность на ответчика назначить ФИО3 пенсию с даты ее первоначального обращения в пенсионный орган – со 02.07.2021 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к ГУ-Отделению ПФ РФ по Красноярскому краю о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности по назначению страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Красноярска от 14.07.2021 года № 474042/21 об отказе ФИО3 в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Возложить обязанность на ГУ-Отделение пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю в включить периоды работы ФИО3 с 01.01.2008 по 09.11.2009 в должности инструктора-проводника бортового ОАО «Красноярские авиалинии», в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Возложить обязанность на ГУ-Отделение пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию, с даты ее обращения, с 02.07.2021 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО3 – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: О.С. Заверуха